Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кремлевская стена нарисованные кирпичи

Московский кирпич XV века

С.И.Баранова

Каким же был первый московский кирпич? Несмотря на отсутствие ранних кирпичных построек, имеющиеся находки все же позволяют говорить о московском кирпиче того времени. Но прежде напомним, что привычный современный кирпич имеет, как правило, размеры 25 х 12 х 6,5 см.

Об облике раннего московского кирпича может свидетельствовать пол, раскрытый в 1967-1968 годах на большой глубине в Успенском соборе Московского Кремля: он выстлан кирпичом размером 30,2-32,5 х 15,1-16,4 х 3,5-4,3 см. В.П. Выголов назвал этот кирпич плинфообразным, хотя с домонгольской плинфой его связывает лишь незначительная толщина. На территории Кремля в слоях второй половины XV века были найдены и иные кирпичи, несколько отличающиеся пропорциями от первого 27(28) x 16(17) x 5(6) см.

Соотношение ширины и длины этого типа кирпичей ближе к домонгольской плинфе, но вот толщина по сравнению с плинфой значительно больше. Такие кирпичи в виде отдельных находок и в составе кладок были найдены: в 1960-х годах — в выстилке пола, перекрывавшей остатки разобранной стены «первоначального» Успенского собора (1472-1474 гг.) и примыкавшей к северной стене ныне существующего здания, и в 1997 году — в кладке сохранившейся в земле стены середины XV века в нынешнем Большом Кремлевском дворце.

Аналогичные кирпичи обнаружены в кладке в подклете сеней Грановитой палаты, где они соседствовали с другими, более поздними. Видимо, в ход пошли кирпичи из старых запасов, использованные в 1487 году, когда началось строительство (что было не редкостью). Это подтвердила совсем недавняя находка: в 2004 году в кладке Патриарших палат XVII века были найдены плинфообразные кирпичи (27x17x5 см) из разобранных стен построек Митрополичьего двора, взятые и использованные повторно.

Кирпич ранних московских построек можно представить и по кладке сохранившихся кирпичных сооружений Центральной России, относящихся к последней четверти XV века, — Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры (147б год), собора Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере (1481 год), Спасо-Преображенской церкви в Угличе (1480-е годы). В этих памятниках использовался кирпич схожих размеров: в Духовской церкви — 30 x 20 x 6 см, в Спасо-Каменном монастыре — 2б(28) х 15,5(17) x 5,5 см, в Спасо-Преображенской церкви — 29 х 19,5 х 6 см. Как видим, они близки ранним московским кирпичам.


Миниатюра «Возведение каменной постройки»
из рукописи XV века «Житие Александра Свирского»
с изображением строительства кирпичной постройки

Новый материал — кирпич — все настойчивее вытеснял из архитектурной практики столицы белый камень, но мастерство возведения кирпичной кладки крупных сооружений приходило не сразу. Это показала строительная катастрофа 1474 года: рухнул возводившийся в Кремле Успенский собор. Возможно, виной тому было землетрясение, о котором пишут летописи. Но приехавший в Москву для строительства нового собора итальянский зодчий Аристотель Фиораванти (Fiorovanti) считал, что ошибка московских мастеров была в жидком растворе: «известь жидко растворяху, ино не клеевито».

В это время в русскую столицу приезжает немало иноземных мастеров. Среди них были известные «своим мастерством и работишкой» зодчие-итальянцы: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Соляри, Иван Фрязин, — у которых начали учиться русские мастера. Итальянцы, и в первую очередь Аристотель Фиораванти, знакомят москвичей с европейскими строительными приемами. Тексты летописей содержат сведения о новых технологиях, внедренных Фиораванти: «Они известь. как тесто густое растворяша, а мазаша лопатками железными, а камень ровный внутри класти повеле».


Миниатюра летописного свода XVI века
«Городское строительство в Москве в конце XVI века»
с изображением Аристотеля Фиораванти (в правом нижнем углу)

Итальянцы же научили применять в строительстве железные скрепы: «. и межу столбов, идеже брусие дубовое в наших церквах, то все железо сковав положи». Они продемонстрировали непривычное москвичам искусство сноса старых зданий: «. ту же церковь розби сицевым образом: три древа постави и концы их верхние совокупи воедино, и брус дубовый обесив на ужищи, посреди их поперег, и конец его обручем железным снова и раскачиваючи разби. А иные стены с исподи подобра и поление поставлял и всю на поление поставии и зазже поления, и стены падошася. И чудно видети, еже три года делали во едину неделю и меншу розвали, еже не поспеваху износити каменная». Немало было и других новшеств.

Итальянские инженеры той эпохи в строительстве умели буквально все. Фиораванти ввел в практику новый, более качественный кирпич. При его участии за Спасо-Андрониковым монастырем, где в районе нынешнего Калитниковского кладбища находились залежи глины, построили кирпичный завод. Уже в 1474 году начали делать кирпич: «И кирпичную печь доспе за Ондроньевым монастырем в Калитникове, в чем ожигати, и как делати, нашего Рускаго уже да продолговатые и тверже. » «Аристотелев» кирпич действительно был более продолговатым: 28 х 12 х 6,5 см; тем самым подтверждается, что бытовавший до этого кирпич московский был шире.

Читать еще:  Оформление стен обоями под кирпич

Как видим, теперь летописи со всей определенностью пишут о кирпиче, отделяя его от естественного камня. Более того, при описании строительства Успенского собора уточняется, что кладка одних столбов была из камня, других — из кирпича.

Столь же определенны тексты летописей под 1482-1483 годами, где сообщается о закладке кирпичной церкви Спаса и «полаты кирпичной с казнами» около церкви Благовещения; а также под 1485 годом — о возведении Василием Образцом и Головой Володимеровым кирпичной палаты, а Дмитрием Володимеровым сыном Ховриным — кирпичной палаты и ворот. Уточняется материал кладки и в летописи под 1499 годом, где речь идет о строительстве великокняжеского дворца в Кремле, когда князь великий Иван III «велел заложить двор свой, полаты каменные и кирпичные. », куда, как сообщает летопись, его сын князь Василий III «вшел. в новый двор кирпичной жити. ».

С этого времени летописные сообщения о московском строительстве по большей части перестают разграничивать каменное и кирпичное строительство. Сведения о кирпичных постройках еще встречаются, но они уже явно не имеют систематического характера. Даже такие дошедшие до нас кирпичные сооружения, как Благовещенский собор, церковь Ризоположения, кремлевские стены и башни, характеризуются в летописях только как каменные. Совершенно очевидно, что возведение московских зданий из кирпича к концу XV столетия уже не воспринималось как новшество и определение «каменный» часто обозначало «кирпичный».

Рисуем каменную кладку, быстрые камни и стены в Фотошопе

В этом уроке Фотошопа мы рассмотрим, как можно нарисовать каменную кладку и стены.

Сложность: Теория

Дата: 30.08.2013

Обновлено: 18.06.2015

Перво-наперво, стоит рассказать о палитре. У паинтера есть свой отличный цветовой круг. В фотошопе его нет. Да, есть различные вариации на эту тему, но это совсем не то. Я использую самый настоящий цветовой круг, который мне вручил мой преподаватель, давший мне несколько уроков.

Он довольно потрепанный и весь перепачканный, но он самый что ни на есть настоящий. Я открываю его в фотошопе и когда нужно беру с него цвет пипеткой.

Выбранный цвет, практически всегда я подправляю на палитре HSB в нужную мне сторону. Кому-то это может показаться не удобным, но тем не менее, такой способ есть и для меня он наиболее удобен.

Кисти

С палитрой более-менее определились. Теперь расскажу о кистях. Обычно я использую стандартную кисть. Единственное, что я меняю, по мере необходимости, так это угол наклона, размер и прозрачность.

Если необходима большая реалистичность рисунка, то можно включить режимы из Brush Presets (Наборы кистей), такие как Texture (Текстура), Color Dynamics (Динамика цвета), Other Dynamics (Другая динамика — Photoshop CS3 / Transfer (Передача) — начиная с CS5) и прочие. Но, пока они нам не понадобятся.
В общем-то с инструментом разобрались. Дальше проще.

Референсы

Прежде чем приступить к любой работе, следует изучить предмет, который вы собираетесь рисовать. Мы каждый день видим камни, но настолько привыкли к ним, что перестали обращать внимания на то как они выглядят. И стоит начать рисовать, как тут же начинается ступор или того хуже — в результате получаются ватные камни или мыльный металл. Для того чтобы этого избежать, я частенько просматриваю фотографии, а если есть возможность — то прусь на улицу или шарю по квартире в поисках нужного предмета. Со временем у вас появятся свои наработки и четкое представление о том как рисовать тот или иной предмет. Но, пока этого нет, гугл и яндекс — наши лучшие друзья.

Как видите, стену можно сложить из разных камней. Они бывают совершенно разными. В большинстве случаев вид камня зависит от географического расположения объекта. Это тоже следует учитывать, что бы не лажануться со смысловой нагрузкой. Теперь посмотрите на фотки и попробуйте найти два одинаковых камня. Они все разные! Это не наши, современные штампованые кирпичи. Это обработаные вручную камни. В этом и состоит основная сложность — не повторяться.

Рисуем!

Поскольку, любая стена состоит из камней, для начала порисуем камешки по отдельности.
Создаем новый файл и заливаем фон серым. Поскольку я стараюсь максимально приблизится к «живой» живописи, то слоями и ластиком пользуюсь крайне редко. Рисовать будем в одном слое. Ниже показано как я рисовал камни видов.

Читать еще:  Ремонт стены перед поклейкой обоями

1. Обозначаю форму.

2. Размечаю основные неровности поверхности.

3. Меняя прозрачность кисти и выбирая цвет ярче и темнее, эксперементирую с поверхностью. Если говорить проще — хаотично мазюкаю кисточкой, при этом не забывая о рефлексах и краевом контрасте.

4. Добавляю немного цвета. В данном случае слегка мазюкаю зеленым.

В общем-то камни готовы. К фотореализму в этом уроке не стремлюсь. Хотелось получить нечто «около живописное». Если вы хотите получить фотореалистичное изображение, то вам потребуется слегка усложнить кисть (добавить текстуру и динамику) и выполнить кучу монотонной и по большей части ненужной работы. Также, не следует забывать о плановости. Если вы рисуете стену замка, расположеного на фоне за персонажем, то не требуется даже такой проработки камней. Если камень у вас на переднем плане, то стоит его проработать получше.

Ну и кусочек стены.

Финальный результат

Кремлевские стены решили «подлатать»

12 сентября 2014 21:21

Москвичи и гости столицы уже наверняка заметили, что на некоторых участках Кремлевской стены начались ремонтные работы. Нет-нет, с этим сооружением, украшающим Боровицкий холм, все в порядке — стены Кремля по-прежнему прочны. В чем же тогда смысл работ?

Чтобы выяснить подробности, мы встретились с советником директора Федеральной службы охраны России, доктором исторических наук, профессором Сергеем Девятовым. Вот что он нам рассказал.

— Внимание к этим уникальным стенам — постоянное. Кремлевская стена построена более чем шесть веков назад. Реставрировалась неоднократно.

Башни и стены Московского Кремля, которые сделаны из красного кирпича, были сооружены в эпоху правления великого князя Ивана III. Начало возведения относится к 1485 году, за 10-12 лет периметр стен был замкнут. Само по себе это — замечательное произведение фортификационного, градостроительного искусства. Таких стен и башен в свое время просто не было. Это была одна из лучших европейских крепостей.

Стены неоднократно страдали и от нашествий врагов, и от разрушений, которые им наносило время.

Мы имеем замкнутый периметр стен, два десятка башен вокруг Кремля. Они требуют бережной и всесторонней научной реставрации. Московский Кремль является уникальным памятником. Это объект исторического культурного наследия ЮНЕСКО.

— Как часто ремонтируют Кремлевскую стену?

— Работы по Кремлю проходят постоянно. К началу 1990-х годов стены были в достаточно плохой сохранности. Это и выкрашивание кирпича, и нарушение белокаменного декора.

Аудио: Сергей Девятов, советник директора ФСО России, доктор исторических наук о реставрации Кремля

В конце 1990-х – в 2000-х годах прошла комплексная реставрация стен. Главной была их консервация от неблагоприятного воздействия атмосферных осадков и агрессивной городской воздушной среды. Стены были покрыты специальным составом. Это сильно улучшило их состояние.

Тем не менее, целый ряд факторов негативно продолжает воздействовать на стены Кремля. Мы живем в условиях русской зимы. Вода, которая попадает в поры кирпича, повреждает его внешнюю часть. Поэтому сейчас начался очередной этап реставрационных работ по стенам и башням Московского Кремля.

— Какой общий периметр стен?

— Более 2,2 километра. На стенах и башнях находится 1145 кремлевских мерлонов. Это бойницы, которые Кремль украшают, и в то же время это элемент боевой защиты.

КОМПЕТЕНТНО

Нынешнее состояние стен не вызывает серьезных вопросов у реставраторов и историков.

Татьяна Костюкова, генеральный директор ЗАО «Фром»:

Аудио: Татьяна Костюкова ген. директор ЗАО «ФРОМ» о реставрации Кремля

— У нас проводятся комплексные изыскательские научно-исследовательские работы, которые предваряют проектирование и строительство. Если говорить конкретнее — речь идет о полном георадиолокационном сканировании, зондирование. Это — неразрушающий метод, но «очень подробный», который нам позволяет выявить структуру стен. Кстати, ширина которых — до 6 метров и высота до 18 метров. Наша задача – изучить состояние стен внутри. Оценить фундамент, провести полное инженерно-конструкторское обследование.

Это — обязательные инженерные изыскания, предваряющие реставрационные работы. Все проходит по плану, в штатном режиме.

КСТАТИ

А вы как считаете, стоит ли переносить столицу?

ВЦИОМ выяснил, что 66% жителей регионов против переноса столицы из Москвы в какой-либо город. В связи с этим наш вопрос дня: А вы как считаете, стоит ли переносить столицу?

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

— Идея странная. При всем желании сердце не переместишь в ногу. Зачем же сердце России переносить? А вот поделиться некоторыми структурами с другими городами можно. Неплохо было бы министерства, Госдуму, Совет Федерации отправить, например, в Сибирь. Ознакомились бы чиновники с территорией России (читайте далее)

Читать еще:  Елизаветинский кирпич ясень стена

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Кремлёвская стена

Кремлёвская стена — кирпичная стена, окружающая Московский Кремль. Возведена на месте белокаменной стены Дмитрия Донского в 1485—1516 годах итальянскими («фряжскими») зодчими. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. [1] В плане стены образуют собой неправильный треугольник.

Верх стены по ломбардской традиции украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружней стороны стены гладкие, с внутренней оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочить конструкцию сооружения. [1]

Содержание

Строительство

При Иване III и его преемнике Василии III строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый. Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башни, территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Примерно через 20 лет после возведения Кремлёвской стены к ней была пристроена Китайгородская стена, обнимавшая весь Китай-город.

Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда [1] .

Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений [1] .

Стена в XVIII-XX веках

В начале XVIII века река Неглинная была отведена дальше от западной стены, вдоль которой она текла изначально. Тогда же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1702—1736 годах для постройки здания арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная.

В 1771—1773 годах для строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. Подрыв Кремля французами (1812) нанёс стенам тяжёлый урон, особенно пострадали стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление укреплений проводились с 1817 по 1822 годы.

В 1866—1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым, Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. Вместе с тем многие аутентичные детали были тогда утрачены и заменены неточными копиями [1] .

Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931—1936 годах. Следующая реставрация стен и башен Кремля прошла в 1946—1953 годах. В её ходе были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты. В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы: И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. Д. Корин, Д. П. Сухов и другие [1] .

Башни Кремлёвской стены

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м. Большинство башен со второй половины XVII века выдержаны в едином архитектурном стиле.

Некрополь

Северо-восточный отрезок стены, выходящий на северную часть Красной площади, служит колумбарием для урн с прахом деятелей коммунистического движения и Советского государства. Многие из них также захоронены в земле вдоль этого отрезка стены. В постсоветский период неоднократно поднимался вопрос о необходимости переноса некрополя в другое место из политических, религиозных и иных соображений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector