Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внутренний откос выемки это

Виды земляного полотна

Выемка – инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже поверхности земли. Выемка имеет два откоса (рис. 65, 66).

Насыпь – сооружение из насыпного грунта. Основная площадка насыпи расположена выше поверхности земли. Насыпь имеет два откоса (рис. 67, 68).

Основная площадка – это поверхность ЗП, на которую укладывается верхнее строение пути (ВСП).

На однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции, на двухпутных – треугольной формы (для связных грунтов).

Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез его вертикальной плоскостью, перпендикулярный оси пути.

На рис. 66, 67 представлены соответственно поперечные профили выемки и насыпи.

Рис. 66. Типовой поперечный профиль однопутной выемки

Основные элементы выемки (рис. 66):

1) кюветы – продольные канавы для отвода воды с каждой стороны основной площадки;

2) основная площадка выемки – поверхность выемки, на которую укладывается ВСП;

3) кавальер – вспомогательная насыпь из удаленного при сооружении выемки грунта;

4) нагорные канавы – сооружаются на склонах выше выемки для перехвата и отвода воды выемки;

5) банкет сооружается на полосе между кавальером и бровкой откоса выемки, с поперечным уклоном в сторону от откоса для отвода воды в забанкетную канаву;

6) откос выемки – боковая наклонная часть выемки.

Рис. 67. Типовой поперечный профиль насыпи

Основные элементы насыпи (рис. 67):

1) основание – полоса земли, на которую опирается насыпь;

2) берма – полоса между подошвой насыпи и ближайшим водоотводом;

3) основная площадка – поверхность насыпи, на которую укладывается ВСП;

4) бровка – линия сопряжения основной площадки с откосом;

5) подошва – линия сопряжения откоса с основанием;

6) резерв – вспомогательная выемка, из которой брался грунт для отсыпки насыпи из местного грунта;

7) откос насыпи боковая наклонная часть насыпи.

Полунасыпь– инженерное сооружение основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи – один (рис. 69, 70).

Рис. 69. Полунасыпь (схема)

Рис. 70. Полунасыпь на железной дороге

Полувыемка–инженерное сооружение основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки – один (рис. 71, 72).

Рис. 71. Полувыемка (схема)

Полунасыпь–полувыемка–основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки (рис. 73, 74).

Рис. 73.Полунасыпь-полувыемка (схема)

Нулевое место –место перехода от насыпи к выемке

Внутренний откос выемки это

Укрепленный боковой откос насыпи и выемки с кюветом

Укрепленный боковой откос насыпи и выемки с кюветом

Элемент представляет собой выход на рельф с кюветом (как для выемки, так и, опционально, для насыпи), имеющий ненулевую толщину.

Объектами присоединения является точка привязки. Данный элемент конструкции можно вставлять слева или справа от точки привязки.

Значение по умолчанию

Указывает направление элемента конструкции.

Позволяет пропустить элемент, создав при этом последующие элементы конструкции

Изменяет вид отображения во время компоновки

Схематически / Выемка / Насыпь

Компоновка – Ширина (выемка)

Длина линии выемки, изображающей данный элемент конструкции в схематическом режиме компоновки.

Компоновка – Уклон (выемка)

Уклон линии выемки, изображающей данный элемент конструкции в схематическом режиме компоновки .

Компоновка – Ширина (насыпь)

Длина линии насыпи, изображающей данный элемент конструкции в схематическом режиме компоновки.

Компоновка – Уклон (насыпь)

Уклон линии насыпи, изображающей данный элемент конструкции в схематическом режиме компоновки .

Задает условие, при котором будет создаваться элемент

Выемка и насыпь / Выемка / Насыпь

Выемка и насыпь

Задает уклон бермы

Задает ширину бермы

Звено, оканчивающееся выходом на рельеф

Определяет, отображать ли звено, оканчивающееся выходом на рельеф

Задает уклон звена, оканчивающегося выходом на рельеф в случае выемки

Задает уклон звена, оканчивающегося выходом на рельеф в случае насыпи

Кювет для насыпи

Определяет, необходимо ли создавать кювет в случае насыпи (если высота от точки привязки до поверхности меньше минимальной высоты насыпи)

Минимальная высота насыпи

Определяет минимальную высоту, после которой насыпь создается без кювета (даже если включен флаг «кювет для насыпи»)

Задает внутренний откос кювета

Уклон лотка кювета

Задает уклон лотка кювета

Ширина лотка кювета

Задает ширину лотка кювета

Задает наружный откос кювета

Определяет высоту (глубину) кювета

Высота укрепления бермы

Задает толщину бермы

Высота укрепления лотка кювета

Задает толщину лотка кювета

Высота укрепления выхода на рельеф

Задает толщину звена, оканчивающегося выходом на рельеф

Название материала укрепления бермы

Список кодов фигуры «берма». Коды отделены запятыми.

Название материала укрепления лотка кювета

Список кодов фигуры «лоток». Коды отделены запятыми.

Название материала укрепления выхода на рельеф

Список кодов фигуры «выход на рельеф». Коды отделены запятыми.

Выход на рельеф

Название поверхности выхода на рельеф. Объекты, используемые в качестве целевых для задания поверхности: поверхности или коды поверхностей.

По точке привязки проверяется положение – в выемке или на насыпи. Если точка привязки над поверхностью, то звено насыпи оканчивается на «Целевой поверхности» при заданном значении «Уклона насыпи»; если ниже – в выемке, добавляются дно кювета и наружный откос, а также звено выемки, оканчивается выходом на рельеф («Целевой поверхности») при заданном значении «Уклона выемки». Если флаг «кювет для насыпи» включен и высота насыпи не превышает минимальную высоту насыпи, то добавляются звенья и фигуры лотка кювета.

Элемент отображается схематически / как выемка / как насыпь. Последние два режима позволяют редактировать коды точек/звеньев выемки и насыпи.

Кодировка зависит от настроек элемента. В элементе присутствую 3 фигуры: берма, лоток кювета и выход на рельеф.

Типы земляных сооружений в строительстве

По своему назначению различаются следующие основные типы земляных сооружений: насыпи и выемки железных и автотранспортных дорог; плотины, дамбы, каналы.

Насыпи и выемки котлованов, железных и автотранспортных дорог

Дороги железные и автотранспортные должны иметь пологие подъемы и спуски или, иначе говоря, пологие продольные уклоны. Для этой цели приходится выравнивать поверхность земли с помощью насыпей и выемок.

Насыпи дорожные — это сооружение из отсыпанного на поверхности земли грунта с приданием ему определенных очертаний, как на рисунке 5 (а). Выемкам дорог также придается определенное профильное очертание, как на рисунке 5 (б).

Уклоном называется отношение между высотой превышения одной точки местности над другой и расстоянием между этими двумя точками, как на рис. 6:

Если разделить высоту АБ на длину БВ, то получим величину уклона линии местности АВ.

Если длина линии АБ равна 10 м, а длина БВ равна 100 м, то уклон будет равен 10_100=1/10 (0,1). Чаще всего уклоны измеряются в процентах. Если уклон равен 0,10, то можно написать, что он равен 10%.

Боковые поверхности насыпей и выемок делаются наклонными и называются откосами. Крутизна откосов зависит от высоты насыпи или глубины выемки и от того, из какого грунта возводится насыпь или в каком грунте закладывается выемка. Крутизна откоса должна быть не меньше естественного откоса грунта. Крутизна откоса обозначается дробью: 1:2, 1:1,5 и т. д. Это значит, что на каждый метр высоты насыпи (или глубины выемки) надо иметь 2 или 1,5 м заложения откоса, как указано на рисунке 7 снизу:

Верхняя точка откоса называется бровкой насыпи или выемки. Если насыпь отсыпается не из привезенного грунта, а из грунта взятого на месте, в непосредственной близости к насыпи, то такая выемка грунта для насыпи называется резервом. Резерв обычно закладывается с нагорной стороны в этом случае используется для отвода воды, проникающие к насыпи с нагорной стороны. Резервы закладываются и с двух сторон, если объем насыпи значителен.

Читать еще:  Проект по установке откосов

Если грунт из выемки не транспортируется в полезную насыпь, то его укладывают в некотором расстоянии от выемки в насыпь, называемую кавальером. Кавальер можно увидеть на рисунке 5.

Для того чтобы в выемку и под основание насыпи не попадала поверхностная вода, с нагорной стороны устраиваются нагорные канавы, собирающие воду. Кроме того внутри самих выемок устраиваются канавы, собирающие воду, стекающую с откосов выемки. Называются эти канавы кюветами.

С нагорной стороны у насыпей и выемок устраиваются присыпки земли, не допускающие воду к сооружению. Эти присыпки называются банкетами (рис. 5).

Бермой называется площадка между бровкой выемки и подошвой откоса выброшенного из нее грунта или подошвой банкета или кавальера (рис 5).

Плотины, дамбы и каналы

Для того чтобы поднять уровень воды на реках и иных водостоках, устраиваются плотины. Плотины могут устраиваться из различных материалов, в частности из земли. На рис. 8, снизу, дан поперечный разрез по земляной плотине. На нем показаны все основные части плотины.

Для того чтобы вода не просачивалась через тело плотны, надо сооружать плотину из водонепроницаемых грунтов (глина). Отсыпается глина по слоям толщиной 10-20 см в каждом слое и тщательно трамбуется тяжелыми катками. Откосы плотины со стороны воды должны укрепляться каменной наброской или другими способами.

Дамбы служат для защиты населенных мест или промышленных предприятий и сооружений от затопления во время разливов рек. Дамбы — это обычная насыпь, достигающая иногда значительных размеров. Устраиваются дамбы вдоль берегов рек или ручьев.

Каналы

В настоящее время широко развито строительство каналов. Каналы строятся для соединения и развития судоходных путей. Такими каналами являются построенные за последние годы Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга. Кроме того каналы роются в безводных местностях для их орошения, например арыки в Средней Азии, или сооружаются для осушения болотистых мест.

На рис. 9 дан поперечный разрез по судоходному каналу и показаны основные его части.

Плотины, дамбы и каналы называются гидротехническими сооружениями.

Строительство этих сооружений производится с возможно большим применением механизации работ.

Страница 3: ВСН 97-63. Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог (45825)

Рис. 7. Насыпь с капилляропрерывающей прослойкой:

1 — крупный гравий, щебень; 2 — слои гравия, щебня, гравелистого песка толщиной 10 — 15 см; 3 — предохранительный противозаиливающий слой песка (в основании прослойки) или мелкого угля толщиной 3 — 5 см; h — не менее 0,80 — 0,90 м во II — III зонах, не менее 0,65 — 0,75 м в IV — V зонах от поверхности покрытия

Прослойку закладывают на 20 см выше возможного наивысшего горизонта грунтовых вод или горизонта длительного подтопления насыпи поверхностными водами.

§ 20. Капилляропрерывающие прослойки из фильтрующих материалов устраивают толщиной 15 — 10 см в зависимости от крупности материала. Прослойка должна быть тщательно предохранена от загрязнения, для чего снизу и сверху прослойки укладывают слой мелкого гравия толщиной 3 — 5 см. Капилляропрерывающие прослойки устраивают во всю ширину земляного полотна с уклоном 30 ‰ от оси к откосам. В местах сопряжений прослойки с откосами укладывают крупный гравий или камень на длине 0,25 м.

§ 21. Высоту насыпей и оградительных дамб у средних и больших мостов и на подходах к ним назначают с таким расчетом, чтобы бровка земляного полотна возвышалась не менее чем на 0,5 м, а бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм не менее чем на 0,25 м над расчетным горизонтом воды с учетом подпора, а при широких поймах — с учетом также волны с накатом на откос. Для насыпей, кроме того, должны учитываться требования табл. 4 в случае длительного (более 20 суток) стояния воды. Бровка земляного полотна на подходах к мостам через малые водотоки и на участках труб должна возвышаться над горизонтом подпертой воды перед входом в сооружение не менее чем на 0,6 м для мостов и труб при безнапорном режиме работы сооружения и не менее чем на 1,0 м при напорном и полунапорном режиме.

Вероятность превышения расчетных расходов для проектирования насыпей автомобильных дорог как на подходах к искусственным сооружениям, так и на подтопляемых участках, идущих вдоль водотоков, следует принимать:

для дорог I и II категории — 1 %

для дорог III категории — 2 %

для дорог IV и V категории — 3 %

Примечание. Подпор воды у сооружения для назначения высоты насыпей, оградительных и регуляционных сооружений определяется с учетом возможного размыва русла под мостом, но не более 50 % от расчетной площади русла для несудоходных рек и 35 % для судоходных.

§ 22. Земляное полотно на местности, имеющей поперечный уклон более 1:10, устраивают в соответствии с поперечными профилями, приведенными на рис. 3. На косогорах крутизной 1:5 и более принимаются меры для предотвращения оползания насыпей по склону.

Во избежание размыва земляного полотна поверхностными водами, поступающими с нагорной стороны, должны быть устроены нагорные канавы, располагаемые на расстоянии не менее 5 м от наружной бровки выемки или 2 м от основания насыпи (рис. 3, б, в) с устройством банкета за счет грунта, вынутого из канавы: поверхность банкета планируют с уклоном 20 — 40 ‰ в сторону от насыпи. На косогорах крутизной менее 1:5, а также при выемках в скальных породах нагорные канавы устраивают без банкета. На косогорах круче 1:5, сложенных нескальными грунтами, для обеспечения стока воды с поверхности между нагорной канавой и бровкой выемки эти участки планируют и ликвидируют места, где может задерживаться вода.

§ 23. В местах косых пересечений тальвегов, ручьев и мелких речек устраивают подводящие или спрямляющие русла, которые обеспечивают спокойный проход воды через сооружение. Эти русла должны быть укреплены соответственно расчетной скорости течения воды в период паводка.

При устройстве нагорных и водоотводных канав всех видов необходимо обеспечить: достаточную для пропуска воды глубину и площадь поперечного сечения, надлежащий продольный уклон, укрепление дна и откосов (если оно требуется) и свободный выпуск воды в сторону от полотна.

Спуск воды из нагорных и забанкетных канав и резервов должен осуществляться в боковые долины, ложбины, низины, к руслам искусственных сооружений или быстротокам. Места выпуска воды в естественные водотоки или в овраги необходимо укреплять во избежание размыва. Для предупреждения заболачивания вблизи земляного полотна, лощин и низин, в которые выпускается вода, в необходимых случаях устраивают соответствующие водоотводные канавы.

Углубление нагорной канавы до водоносного слоя запрещается, за исключением случаев, когда нагорная канава служит для перехватывания грунтовых вод.

В нагорных канавах устраивают перепады, быстротоки или водобойные колодцы, если по условиям рельефа местности не может быть выдержан наибольший допускаемый уклон на канавы. Разрешается также в этом случае устраивать ступенчатые нагорные канавы. Каждая отдельная канава, располагаемая по косогору вниз, начинается у выхода вышележащей канавы на косогор.

Величина перекрытия конца вышележащей с началом нижней канавы и тип укрепления склона в местах выхода канав устанавливаются проектом в зависимости от местных условий.

Читать еще:  Демонтаж старой пены откосы

§ 24. Грунтовые воды, которые могут оказать вредное влияние на устойчивость земляного полотна, должны быть перехвачены дренажными сооружениями и отведены в понижения местности. Типы и размеры дренажных сооружений зависят от характера и количества грунтовых вод и рода напластований грунтов. Эти сооружения выполняют по специальным проектам, составляемым на основании материалов инженерно-геологических обследований. При этом следует: проверить расчетом устойчивость основания и откосов земляного полотна, составить конструктивные чертежи дренажных устройств и укреплений и разработать организацию механизированных работ по их осуществлению.

Для обеспечения устойчивости откосов в глубоких выемках (глубже 6 м) устраивают полки шириной не менее 3 м, располагаемые в зависимости от напластований грунтов и выхода грунтовых вод, но не более чем через 6 м по высоте. Полки используются также для размещения по ним дренажей и других водоотводных устройств.

Во всех случаях при устройстве дренажей должен быть обеспечен по дну дренажных устройств непрерывный продольный уклон не менее 3 ‰ и не более 30 ‰. При необходимости проложить дренаж с большим уклоном дно дренажа делают ступенчатым.

Места ступеней совмещают со смотровыми колодцами. Во всех случаях должен быть обеспечен свободный выпуск воды из дренажей в пониженные места в сторону от земляного полотна. Выходы дренажа подлежат защите от промерзания и не должны подтопляться поверхностными водами.

При прохождении дороги по косогору или в выемке при наличии водоносных горизонтов для предотвращения сползания насыпи вместе с основанием или оползания откосов выемки грунтовые воды должны быть перехвачены продольным дренажем с выпуском воды в пониженные места, в ближайший лог или в искусственное сооружение.

В местах переходов из выемки в насыпь и на пересечениях балок и оврагов для перехвата выклинивающихся грунтовых вод и отвода их в сторону устраивают поперечные дренажи — прорези-преградители. Места выпуска дренажей необходимо защитить от замерзания воды. Отдельные ключи в основании насыпей должны быть каптированы и вода отведена за пределы полотна.

Если имеется поперечный приток грунтовой воды, то для осушения грунтов земляного полотна при расположении водоносного слоя на глубине от дна корыта менее указанной в табл. 4 устраивают продольные подкюветные дренажи, которые должны быть защищены от проникания поверхностных вод из кюветов устройством глинобетонной подушки толщиной не менее 0,5 м с прокладкой между этой подушкой и верхом дренирующего заполнения слоя мха толщиной 5 см или дерна травой вниз.

Для сбора и отвода воды из выходящих на откос выемки слабоводоносных пластов грунтов слоистого строения устраивают откосные дренажи с выпуском воды в кювет или подкюветный дренаж. Отвод воды из отдельных небольших ключей, выходящих на откос выемки, осуществляется при помощи поперечных прорезей с выпуском воды в кювет.

Для перехвата водоносных пластов, находящихся на большой (более 10 м) глубине, устраивают штольни. Основание штольни, как правило, должно находиться в водонепроницаемом грунте. Штольни устраивают по индивидуальным проектам.

Глубину заложения дренажа выбирают в зависимости от глубины залегания грунтовых вод, их мощности, а также глубины промерзания и глубины залегания водоупора. Дренажные устройства, предназначенные для перехвата грунтовых вод, располагают ниже глубины промерзания грунтов в водонепроницаемом слое. Глубину несовершенных («висячих») дренажей, применяемых для понижения уровня грунтовых вод при отсутствии близкого водоупорного слоя, определяют из условия, чтобы верхняя граница капиллярно-увлажненной зоны грунтов находилась ниже половины глубины промерзания на оси земляного полотна.

§ 25. Откосы насыпей, возводимых из боковых резервов, при высоте насыпей на дорогах I — III категорий до 1,5 м и на дорогах IV — V категорий до 1 м, принимают, как правило, не круче 1:3.

Крутизну откосов более высоких насыпей и насыпей, возводимых из привозных грунтов, а также откосов конусов железобетонных, рамных, свайно-эстакадных и деревянных мостов принимают:

для насыпей из камня слабовыветривающихся пород при высоте до 6,0 м — 1:1 ?? 1:1,3; до 12 м — 1:1,3  1:1,5;

для насыпей из крупного и средней крупности песков, гравия, гальки, щебенистых и дресвяных грунтов слабовыветривающихся пород при высоте насыпы до 12 м — 1:1,5;

для насыпей из прочих грунтов, пригодных для возведения земляного полотна, при высоте насыпи до 6,0 м — 1:1,5; до 12,0 м — в верхней части (до 6 м) — 1:1,5, в нижней части — 1:1,75.

При строительстве дорог I — III категорий в пригородной зеленой зоне или в других живописных местах для лучшей увязки дорог с окружающей местностью откосы насыпей высотой до 1,5 м, устраиваемых из привозных грунтов, допускается проектировать такой же крутизны, как и при насыпях, возводимых из боковых резервов.

Для обеспечения незаносимости дороги снегом и песком насыпи высотой до 1,5 м следует проектировать с более пологими откосами (1:4 — 1:6).

Крутизна откосов насыпей высотой более 12 м, а также насыпей, сооружаемых с применением гидромеханизации, устанавливается по индивидуальным проектам.

§ 26. Откосы земляных дамб регуляционных сооружений с речной стороны назначают не круче 1:2, а с противоположной стороны — не круче 1:1,5; ширину дамб поверху принимают не менее 2,0 м.

Крутизну откосов траверсов, затопляемых с обеих сторон, принимают 1:2.

§ 27. Земляное полотно в выемках проектируют согласно типовым поперечным профилям, представленным на рис. 4.

Крутизну откосов выемок глубиной до 12,0 м принимают:

а) для выемок в однородных глинистых и песчаных грунтах 1:1,5;

б) для выемок в лёссах в условиях засушливого климата от 1,0:0,1 до 1:0,5 (рис. 8);

в) для выемок в лёссах в других условиях, а также выемок в лёссовидных грунтах в зависимости от свойств грунтов и глубины выемки — от 1:0,5 до 1:1,5;

Рис. 8. Выемка в сухом лёссе:

1 — планировка; 2 — нагорная канава; 3 — разрыхление и уплотнение на глубину 0,4 м от дна корыта по всей ширине земляного полотна; 4 — планировка на ширину, равную высоте откоса

г) для выемок в крупнообломочных грунтах (щебенистых гравелистых и др.) в зависимости от характера напластований, свойств грунтов и глубины выемок — от 1:1 до 1:1,5;

д) для выемок в слабовыветривающихся скальных породах, при отсутствии трещиноватости и наклона пластов в сторону полотна 1:0,2;

е) для выемок в прочих скальных породах в зависимости от свойств грунта, характера напластования и глубины выемки — от 1:0,2 до 1:1,5.

§ 28. Выемки глубиной до 1 м из условия незаносимости их снегом и песком допускается проектировать с более пологими откосами (1:4 — 1:6). Целесообразно также в этом случае предусматривать раскрытые выемки или выемки, разделанные под насыпь (рис. 4, а и б).

При устройстве выемок глубиной более 2 м в мелких и пылеватых песках, переувлажненных пылеватых суглинках, в легковыветривающихся сильно трещиноватых скальных породах, а также в вечномерзлых грунтах, переходящих в мягкопластичное состояние, следует предусматривать закюветные полки шириной 0,5 — 2,0 м (в зависимости от особенности грунтов, крутизны и высоты откосов выемки). В отдельных случаях при соответствующем обосновании вместо устройства закюветных полок допускается принимать более пологие откосы.

§ 29. На устойчивых горных склонах крутизной более 1:3 земляное полотно, как правило, следует проектировать в виде полки, врезанной в косогор (рис. 9).

Рис. 9. Земляное полотно, устраиваемое на крутом косогоре в виде полки в слабовыветрившихся или невыветрившихся скальных породах

Читать еще:  Коэффициент заложения откоса дамбы

В тех случаях, когда не могут быть выполнены откосы требуемой крутизны, устраивают подпорные либо одевающие стенки. На участках горных склонов с отвесными стенками из прочных массивных горных пород или при благоприятных напластованиях земляное полотно располагают в полутоннелях и на балконах.

В выемках, устраиваемых на склонах крутизной более 1:3, между подошвой нагорного откоса и канавой в уровне бровки земляного полотна предусматривают полки шириной 0,5 — 1,0 м (в зависимости от крутизны откосов, особенностей грунтов выемки и поверхности склона).

В выемках с откосами 1:1 и круче в легко выветривающейся скале или в лёссе между подошвой откоса и канавой на уровне бровки земляного полотна, также устраиваются полки шириной от 0,5 до 2 м в зависимости от крутизны склонов, откосов выемки и от характера грунтов (см. рисунки 4 г, е и 8).

Примечание. В выемках, прорезающих неоднородные пласты грунта, допускаются откосы переменной крутизны, соответствующей устойчивости грунтов (см. рис. 4, е).

§ 30. Крутизна наружных откосов боковых канав и резервов назначается в зависимости от вида грунта 1:1,5 и менее, а в скальных грунтах от 1:0,1 до 1,1 в зависимости от прочности скалы.

§ 31. Крутизну откосов выемок глубиной более 12 м, выемок, разрабатываемых с применением массовых взрывов на выброс или гидромеханизации, а также выемок, устраиваемых при неблагоприятных гидрогеологических условиях, независимо от их глубины назначают по индивидуальным проектам.

03_Земляное полотно. Насыпь выемка

3. Земляное полотно

ЗП —представляет собой комплекс грунтовых сооруже­ний, получаемых в результате обра­ботки земной поверхности и предна­значенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчи­вости пути и защиты его от воз­действия атмосферных и грунтовых вод.

  1. насыпь
  2. выемка
  3. полунасыпь
  4. полувыемка
  5. полунасыпь-полувыемка
  6. нулевое место

В поперечном профиле — поперечный разрез его по вертикальной плоскости, перпендикулярной его оси.

Площадь грунта, на которую насыпается насыпь, является основанием.

Поверхность ЗП, на которую укладывается ВСП, называют основной площадкой (ОП)

1 путь — ОП в форме трапеции шириной 2,3м, высотой 0,15м

2-путь — ОП — треугольник 0,2м

Такое очертание основной площадки способствует стоку воды, проникаю­щей через балластный слой во время-дождя и таяния снега.

В дренирующем грунте — горизонтальная (камень, щебень, песок)

для насыпи

Бровка ЗП — точка пересечения ОП с откосами ЗП

Водоотводния канава — с обеих сторон ЗП только на косогорных участках с ветровой стороны

Резерв — спланированное углубление, которое образуется при возведении насыпи из местного грунта, изпользуется для отвода поверхностных вод.

Берма — полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва.

Высота насыпи — расстояние между бровками откоса и основанием ЗП (h)

З аложение го­ризонтальная проекция линии от­коса (l) называется

Крутизна откоса (1:n=h/l) отношение высоты откоса hк за­ложениюl.

Крутизна откосов должна обеспечивать надеж­ную их устойчивость и устанавли­вается в зависимости от высоты на­сыпи, свойств грунтов, геологиче­ских, гидрологических и климати­ческих условий местности. Боль­шое распространение имеют откосы крутизной 1:1,5, называемые полу­торными


для выемки

ОС — как и для насыпи

Кювет — продольная канава для отвода воды в выемке

Кавальер — место для хранения грунта, вынутого во время сооружения выемки и не используемого для сооружения насыпи, устраивается за откосом выемки с нагорной стороны в форма призмы.

Нагорная канава — для перехвата и отвода перетекающих в выемке поверхностных вод, устраивается за кавальером.

Банкет — для отвода вод в забанкетную канаву, насыпается между бровкой откоса и кавальером с уклоном в сторону от откоса.
В неустойчивых грунтах, а так же в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов укладываются лотки.

На станциях воду отводят лотками, в местах прохода людей их закрывают крышками.

Для понижения уровня грунтовых вод используют дренажи.

Дренаж — представлюет собой траншею, заполненную дренирующим грунтом (крупный песок, щебень, гравий), в нижней части которой укладывается дрена — труба с отверстиями для поступления в нее воды.

ПТЭ Глава 3 3

3.8. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна не менее:

на однопутных линиях — 5,5 м,

двухпутных — 9,6 м,

а в скальных и дренирующих грунтах не менее:

на однопутных линиях — 5,0 м,

двухпутных — 9,1 м.

Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны пути.

На кривых участках радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется по установленным нормам.

Участки земляного полотна, не удовлетворяющие перечисленным в настоящем пункте требованиям, приводятся в соответствие с ними в плановом порядке при выполнении усиленного капитального и усиленного среднего ремонтов пути.

Для вновь строящихся железнодорожных линий и вторых путей, а также реконструируемых линий ширина земляного полотна поверху и параметры балластной призмы должны соответствовать требованиям строительно-технических норм, утверждаемых МПС России.

Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.

3.9. Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более — 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:

при радиусе от 349 до 300 м — 1530 мм

в т.ч. на железобетонных шпалах — 1520 мм

при радиусе 299 м и менее — 1535 мм.

На участках железнодорожных линий и путях, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи — 1524 мм. При этом, на более крутых кривых ширина колеи принимается:

при радиусе от 650 до 450 м — 1530 мм

при радиусе от 449 до 350 м — 1535 мм

при радиусе от 349 м и менее — 1540 мм.

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений, на прямых и кривых участках пути не должны превышать по сужению -4 мм, по уширению +8 мм, а на участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее — по сужению -4 мм, а по уширению +10 мм.

Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения, устанавливается МПС России.

Ширина колеи менее 1512 и более 1548 мм не допускается.

Порядок эксплуатации бесстыкового пути на железобетонных шпалах, уложенного до 1996 года, устанавливается МПС России.

3.10. Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой в соответствии с нормами, установленными соответствующей инструкцией МПС России.

Возвышение наружной нити на кривых участках пути в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения по ней устанавливается приказом начальника железной дороги в соответствии с инструкцией МПС России.

Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 150 мм. В необходимых случаях на кривых участках главного пути максимальное возвышение наружной рельсовой нити может допускаться с разрешения МПС России и более 150 мм.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector