Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство насыпи крутизна откосов

Минимальная ширина траншей с откосами 1:0,5 и круче

Способ укладки трубопроводов

Ширина траншей, м, без учета креплений при стыковом соединении

Таблица 2

Наибольшая крутизна откосов выемок, траншей

Крутизна откоса (отношение высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более

Таблица 3

Максимальная глубина выемок (траншей) с вертикальными незакрепленными стенками

№№ п/пВиды грунтовГлубина выемок, м
1.Насыпные, песчаные и крупноблочные1
2.Супесь1,25
3.Суглинок и глина1,5

ОБРАТНАЯ ЗАСЫПКА

СНиП 3.02.01-87 п.п. 4.1, 4.7, 4.9, 4.10, 4.15, 4.26, табл. 7

Содержание мерзлых комьев для наружных пазух зданий и верхних зон траншей с уложенными коммуникациями не должно быть более 20 % от общего объема.

Размер твердых включений, в т.ч. мерзлых комьев, не должен превышать 2/3 толщины уплотненного слоя, но не свыше 30 см.

Обратную засыпку узких пазух при невозможности уплотнения грунта имеющимися средствами следует выполнять малосжимаемыми грунтами (щебень, песок, песчано-гравийный грунт) с проливкой водой.

Засыпку траншей с уложенными трубопроводами следует производить в две стадии:

— на первой стадии выполняется засыпка нижней зоны немерзлым грунтом, не содержащим твердых включений размером свыше 1/10 диаметра асбестоцементных, пластмассовых, керамических, железобетонных труб на высоту 0,5 м над верхом трубы, а для прочих труб — грунтом без включений размером свыше 1/4 их диаметра на высоту 0,2 м над верхом трубы с подбивкой пазух и послойным его уплотнением до проектной плотности с обеих сторон трубы. Стыки засыпаются после проведения их испытаний на прочность и герметичность;

— на второй стадии выполняется засыпка верхней зоны траншеи грунтом, не содержащим твердых включений размером свыше диаметра трубы.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:

содержание в грунте древесины, гниющего или легкосжимаемого строительного мусора; наличие снега и льда в обратных засыпках и их основаниях; содержание мерзлых комьев для пазух внутри здания.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА

СНиП 3.02.01-87 п. 3.29, табл. 4

ДОПУСКАЕМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ:

— уклона спланированной поверхности от проектного, кроме орошаемых земель ±0,001;

— отметок спланированной поверхности от проектных, кроме орошаемых земель:

а) в нескальных грунтах ±5 см;

б) в скальных грунтах от +10 до -20 см.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:

образование замкнутых понижений на спланируемой поверхности.

УСТРОЙСТВО НАСЫПЕЙ

СНиП 3.02.01-87 п.п. 4.1-4.4, 4.7, 4.20, 4.26, табл. 7

ДОПУСКАЕМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ:

— положения оси насыпей:

а) железных дорог ±10 см;

б) автомобильных дорог ±20 см;

— ширины насыпей по верху и по низу ±15 см;

— отметок поверхностей насыпей ±5 см.

Высота насыпей, возводимых без уплотнения, принимается с запасом по высоте на осадку при отсыпке:

а) из скальных грунтов 6 %;

б) из нескальных грунтов 9 %.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:

— содержание в грунте древесины, волокнистых материалов, гниющего или легкосжимаемого строительного мусора;

— наличие снега и льда;

— увеличение крутизны откосов насыпей.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Устройство насыпи крутизна откосов

6.22. Для насыпей во всех условиях разрешается без ограничений применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов. Грунты, а также отходы промышленного производства, изменяющие прочность и устойчивость под воздействием этих факторов и нагрузок с течением времени, в том числе особые грунты, допускается применять с ограничениями, обосновывая в проекте их применение результатами испытаний. В необходимых случаях следует предусматривать специальные конструктивные меры по защите неустойчивых грунтов от воздействия погодно-климатических факторов.

При использовании крупнообломочных грунтов следует предусматривать выравнивающий слой между насыпью и дорожной одеждой толщиной не менее 0,5 м из грунта с размерами обломков не более 0,2 м.

6.23. На сопряжении с мостами насыпи на длине поверху не менее высоты насыпи плюс 2 м (считая от устоя) и понизу не менее 2 м необходимо проектировать из непучинистых дренирующих грунтов.

6.24. Насыпи следует проектировать с учетом несущей способности основания. Основания разделяются на прочные и слабые.

К слабым следует относить основания, в которых в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов мощностью не менее 0,5 м (п.6.7).

Примечание. Мощность активной зоны следует принимать ориентировочно равной ширине насыпи понизу.

В случае, если слои слабых грунтов располагаются на глубинах, больших ширины насыпи понизу, а также при насыпях высотой более 12 м мощность активной зоны необходимо устанавливать расчетом.

6.25. Крутизну откосов насыпей на прочном основании следует назначать в соответствии с табл. 23.

6.26. Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I — III категорий следует назначать с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1 : 4, а для дорог остальных категорий при высоте откоса насыпи до 2 м — не круче 1 : 3. На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений, приведенных в табл. 23, с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности движения.

6.27. Приведенная в пп. 6.25 и 6.26 крутизна откосов насыпей предполагает их укрепление методом травосеяния или одерновки. При применении двух более капитальных методов укрепления крутизна может быть увеличена при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Наибольшая крутизна откосов при

высоте откоса насыпи, м

в нижней части (0-6)

в верхней части (6-12)

Глыбы из слабовыветривающихся пород

Крупнообломочные и песчаные за исключением мелких и пылеватых песков)

Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые

Примечания: 1. Под чертой даны значения для пылеватых разновидностей грунтов во II и III дорожно-климатических зонах и для одноразмерных мелких песков.

2. Высота откоса насыпи определяется разностью отметок верхней и нижней бровок откоса. При наличии косогорности высота откоса насыпи определяется разностью отметок верхней и нижней бровок низового откоса.

3. Наибольшую крутизну откоса насыпей их мелких барханных песков в районах с засушливым климатом следует назначать 1: 2 независимо от высоты.

6.28. При слабых основаниях, использовании откосах насыпей глинистых грунтов повышенной влажности, а также подтопляемых насыпей крутизна откосов назначается на основе расчетов или проверяется расчетом возможность применения типового поперечного профиля.

6.29. При проектировании резервов грунта фактический объем требуемого грунта для насыпей V f следует определять по формуле

где V — объем проектируемой насыпи, м 3 ;

k 1 — коэффициент относительного уплотнения (отношение требуемой плотности грунта в насыпи, устанавливаемой с учетом табл. 22, к его плотности в резерве или карьере, устанавливаемой при изысканиях). Ориентировочно коэффициент относительного уплотнения допускается принимать по табл. 14 обязательного приложения 2.

6.30. К насыпям на слабых основаниях предъявляются дополнительные требования:

боковое выдавливание слабого грунта в основании насыпи в период эксплуатации должно быть исключено;

интенсивная часть осадки основания должна завершиться до устройства покрытия (исключение допускается при применении сборных покрытий в условиях двухстадийного строительства);

упругие колебания насыпей на торфяных основаниях при движении транспортных средств не должны превышать величины, допустимой для данного типа дорожной одежды.

Прогноз устойчивости и осадки основания насыпи, а также ее упругих колебаний следует осуществлять на основе расчетов.

Примечания: 1. За завершение интенсивной части осадки допускается принимать момент достижения 90 %-ной консолидации основания или интенсивности осадки не более 2,0 см/год при дорожных одеждах капитального типа и 80 %-ной консолидации или интенсивности осадки не более 5,0 см/год при дорожных одеждах облегченного типа.

2. Допустимую интенсивность осадки разрешается уточнять на основе опыта эксплуатации дорог в тех или иных природных условиях.

6.31. При проектировании насыпей из грунтов, влажность которых превышает допустимую (табл. 12 обязательного приложения 2), необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие необходимую устойчивость земляного полотна. К числу таких мероприятий относятся:

осушение грунтов как естественным путем, так и обработкой их активными веществами типа негашеной извести, активных зол уноса и др.;

Читать еще:  Расчет объемов откосов при земляных работах

ускорение консолидации грунтов повышенной влажности в нижней части насыпи (горизонтальные дренажи из зернистых или синтетических материалов и др.) и предупреждение деформаций насыпей, связанных с их расползанием (уположение откосов и защита их от размыва, устройство горизонтальных прослоек из зернистых или синтетических материалов и т. д.). Устройство покрытий дорожных одежд капитального и облегченного типов на таких насыпях предусматривают после завершения консолидации грунта насыпи.

При влажности грунтов ниже 0,9 оптимальной следует предусматривать в проекте специальные меры по их уплотнению (доувлажнение, уплотнение более тонкими слоями и т. п.)

6.32. При проектировании насыпей с высотой откосов более 12 м в зависимости от конкретных условий с целью обеспечения устойчивости насыпи и ее откосов следует определять расчетом:

возможную осадку насыпи за счет ее доуплотнения под действием собственного веса и ход этой осадки во времени;

очертание поперечного профиля, обеспечивающее устойчивость откосов насыпи;

безопасную нагрузку на основание, исключающую процессы бокового выдавливания грунта;

величину и ход во времени осадки основания насыпи за счет его уплотнения под нагрузкой от веса насыпи.

Технология устройства насыпей и выемок

Для возведения земляного полотна применяют бульдозеры, скреперы, экскаваторы, автогрейдеры и др.

В настоящее время практически все земляные работы выполняют механизированным способом. Наиболее распространенным механизмом в лесных организациях является бульдозер.

Технологический процесс производства земляных работ включает рыхление, разработку разрыхленного грунта, перемещение грунта, разравнивание, уплотнение и планировку. Перемещать грунт на короткие расстояния можно отвалом дорожной машины, а на большие — с помощью транспортных средств. В этом случае процесс перемещения грунта включает погрузку, перевозку и выгрузку. В зависимости от дальности перемещения, видов грунта и степени концентрации земляных работ используют различные машины.

Бульдозеры применяют для отсыпки невысоких насыпей (до 1 м) из расположенных вдоль дороги резервов, а также для разработки выемок и траншей. Наиболее эффективно он работает совместно со скреперами или экскаваторами. Продольное перемещение грунта бульдозерами целесообразно на расстояние до 100—120 м.

Скреперы применяют для копания, перевозки и послойного разравнивания грунта при дальности перемещения 100—700 м (в зависимости от емкости ковша). Особенно эффективно их применение для разработки выемок, вскрытия карьеров и планировки площадок. Легкие грунты скреперы разрабатывают без предварительного рыхления, а тяжелые — после рыхления. Для возведения невысоких насыпей и планировочных работ применяют автогрейдеры, для отрывки глубоких канав и выемок и при разработке карьеров — экскаваторы.

При строительстве лесохозяйственных дорог для возведения земляного полотна большей частью используют грунт из боковых резервов и реже из притрассовых карьеров. Поэтому на земляных работах используют в основном бульдозеры, но при расстояниях перемещения грунта более 80—100 м — скреперы или экскаваторы с самосвалами.

В механизированных бригадах (или звеньях) по возведению земляного полотна обычно требуется следующий комплект машин: 3—4 бульдозера на тракторе (типа Т-100), корчеватель, 2—3 катка на пневмоколесном ходу или прицепных кулачковых, автогрейдер (или прицепной грейдер), поливочная машина (для увлажнения укатываемого грунта), канавокопатель и 1— 2 трактора для буксировки применяемых орудий. Число рабочих в бригаде в зависимости от типа машин должно быть 5—9.

При удовлетворительных грунтах земляное полотно в насыпях наиболее дешево и просто возводить бульдозерами из притрассовых резервов. Большей частью насыпи устраивают из двусторонних резервов, так как в этом случае сокращается расстояние перемещения грунта. Небольшая ширина полотна лесохозяйственных дорог позволяет применять односторонние резервы, при которых уменьшается ширина требуемой просеки и, следовательно, количество вырубаемой древесины. Резервы не следует устраивать глубиной менее 0,3 м; наиболее целесообразная глубина 0,75—1 м. На косогорных участках (при уклоне больше 1 :10) грунты следует разрабатывать только из односторонних резервов, устраиваемых с нагорной стороны. При резании и транспортировке грунта под уклон производительность бульдозеров значительно повышается — на 15—40%.

Технология работ по возведению насыпи (высотой до 1,5 м) бульдозерами с использованием вспомогательных механизмов из боковых резервов. Длина захваток определяется сменной или кратной ей линейной производительностью бульдозеров, выполняющих основные работы. Обычно она бывает равна 100—150 м. Фронт работы состоит из четырех захваток. На I захватке грунт разрабатывают в резервах и перемещают в нижний слой насыпи; на II уплотняют нижние слои насыпи; на III разрабатывают грунт в резерве и перемещают в верхние слои насыпи и обочины; на IV уплотняют верхний слой насыпи, планируют полотно, дно резервов и отделывают откосы.

Устройство бульдозером насыпей высотой больше 1,5 м на значительном протяжении экономически неэффективно. На коротких участках (до 200 м) такие насыпи можно отсыпать и бульдозером, например из сосредоточенных резервов, перемещая грунт под углом 40—45° к оси насыпи, а затем вдоль оси. При значительном протяжении участков насыпи высотой больше 1,5 м обычно нижнюю часть (до 1,2 м) возводят бульдозерами, а верхнюю досыпают скреперами.

В лесных условиях грунт в резервах часто бывает в переувлажненном состоянии, поэтому резервы следует разрабатывать по траншейно-полосной схеме. Грунт в резерве срезают в результате движений бульдозера полосами-траншеями по ширине отвала бульдозера (траншеи 1, 2, 3, 4 и т. д.). Между траншеями оставляют стенки-полосы шириной 0,8—1 м, которые разрабатывают в последнюю очередь, после просыхания грунта. Перемещаемый из траншеи на подошву насыпи переувлажненный грунт не разравнивают, а укладывают поперечными валами-полосами с разрывом 10—20 см, оставляют для просушки, по мере достаточного просыхания разравнивают продольными проходами бульдозера и уплотняют. Затем срезают в резервах просохшие стенки и из них отсыпают верхние слои насыпи или досыпают обочины. В случае длительного перерыва работ по устройству земляного полотна поверхность незаконченной насыпи необходимо уплотнить и тщательно спланировать с приданием ей двустороннего уклона 20—30‰. Резервы и водоотводные канавы следует спланировать и прочистить для беспрепятственного отвода воды от земляного полотна.

При отсыпке насыпей способом продольного перемещения грунт берут из смежных выемок и реже из специальных карьеров. Особенно выгодно использовать грунт из смежных выемок. В этом случае можно сразу отсыпать грунт на полную высоту насыпи крутонаклонными слоями или осуществлять продольную отсыпку пологими слоями. Первый способ более производителен, но лучшее уплотнение насыпи достигается при 2-м способе. Первый способ целесообразен при отсыпке насыпи на болото. Толщина слоев зависит от вида применяемых для уплотнения машин. Перед уплотнением отсыпаемые слои грунта следует разравнивать и грубо планировать бульдозером или автогрейдером. В жаркий период отсыпанный грунт следует возможно быстрее укатать, пока он сохраняет естественную влажность и достаточно хорошо уплотняется. При необходимости отсыпки насыпей на болотах зачастую грунт приходится транспортировать на значительное расстояние, тем более что требуются дренирующие грунты — песчаные или гравелистые. В этом случае грунт разрабатывают в карьере или выемке экскаватором с рабочим оборудованием в виде прямой лопаты или драглайна.

Для снижения стоимости возведения земляного полотна необходимо использовать такие дорожные машины, которые в данных условиях могут работать наиболее эффективно. Приведен разработанный в тресте «Оргтехлесстрой» график себестоимости земляных работ с учетом расстояния перемещения грунта для основных землеройных машин. Из графика видно, что при использовании бульдозеров стоимость земляных работ минимальна (до 4 коп./м 3 ), если расстояние перемещения грунта не превышает 50 м. При большей дальности перемещения наименьшую себестоимость обеспечивает использование скреперов, но и в этом случае при расстоянии 500 м и емкости ковша 2,25 м 3 или 900 м и 8 м 3 себестоимость возрастает до 20 коп./м 3 . При еще большей дальности перемещения более выгодно разрабатывать грунт в карьерах или выемках экскаваторами с рабочим оборудованием в виде прямой лопаты или драглайна с перевозкой грунта на самосвалах. В этом случае себестоимость 1 м 3 грунта составляет 25—30 коп.

Выемки наиболее целесообразно разрабатывать по ярусно-траншейной схеме, обеспечивающей минимальные потери грунта при перемещении бульдозером. Верхний ярус выемки в плане разделяют в продольном направлении на полосы, равные по ширине отвалу бульдозера, между которыми оставляют стенки-полосы шириной 1 м. Эти стенки препятствуют потере грунта при перемещении по траншее. Разработку выемки начинают с траншей, примыкающих к бровкам. После перемещения грунта из траншей 1-го яруса оставшиеся стенки срезают участками косым движением бульдозера (под углом 35—40°), а после наполнения отвала грунт сдвигают в оставшуюся траншею и перемещают вниз; так же разрабатывают и следующие ярусы. При перемещении на расстояние не больше 25—30 м грунт срезают и перемещают в насыпь за один прием; при большем расстоянии его перемещают в траншее до тех пор, пока нет значительных потерь (на 25—30 м), а затем оставляют в виде промежуточного вала. После накопления в промежуточном валу грунт перемещают дальше примерно на такое же расстояние или отсыпают в насыпь.

Читать еще:  Откосы для винилового сайдинга своими руками

Разработку выемок с перемещением грунта в кавальер осуществляют редко, — если грунт непригоден для возведения насыпей или большая длина выемок. При отвале грунта в кавальеры бульдозером можно разрабатывать только неглубокие, открытые выемки. Разработку обычно ведут поперечными ходами челночным способом по ярусно-траншейной схеме. Дальность перемещения грунта бульдозерами не должна превышать 100—120 м, при большем расстоянии необходимо применять скреперы. Кроме того, их используют для возведения высоких насыпей из резервов или из специальных грунтовых карьеров. На заболоченных участках, в сыпучих песках и на участках, не очищенных от кустарников, корней, пней и валунов, скреперы применять не следует.

При использовании скреперов в лесных условиях грунты необходимо предварительно разрыхлить и очистить от корней. Однако излишне мелкое рыхление ухудшает наполнение ковша и снижает производительность скреперов. Наиболее целесообразно такое рыхление грунтов, при котором образуются комки диаметром в поперечнике 5—10 см.

В условиях лесхозов наиболее часто применяют совместно скрепер и бульдозер: верхнюю часть выемок отрывают бульдозером и далее разрабатывают скреперами. При возведении насыпей нижнюю часть устраивают бульдозерами, а верхнюю (высотой более 1,2 м) — скреперами. В этом случае необходимо бульдозером устраивать для них въезды и съезды с уклонами соответственно не более 20 и 50‰. Расстояние между въездами составляет обычно 60—120 м в зависимости от емкости скреперов, высоты насыпи и местных условий. На болотах грунт из карьеров подвозят скреперами, а первоначально укладывают в насыпь бульдозерами. По достижении высоты 0,3—0,4 м дальнейшую отсыпку насыпи снова выполняют скреперами.

При разработке выемок скрепер набирает грунт в пределах выемки, а затем, двигаясь вдоль полотна, укладывает в прилегающую насыпь. В выемках грунт срезают слоями по 25—30 см. Загружать и разгружать скреперы следует только при движении на прямых участках. Образующиеся на откосе выемки (уступы) срезают грейдером или выравнивают поперечными проходами бульдозера. Дно забоев, в которых работают скреперы, должно иметь продольный уклон не менее 3‰, что обеспечивает водоотвод и осушение забоев.

Для уменьшения ширины просеки в лесном массиве и количества вырубаемого леса, а также в случае, если устройство резервов вдоль дороги нежелательно по эстетическим соображениям (в зонах отдыха), для насыпей можно использовать грунт из сосредоточенных резервов или грунтовых карьеров, скрытых от дороги лесом и расположенных в стороне на полянах или вырубках. Путь движения скреперов от карьеров к дороге должен иметь возможно меньше поворотов, причем при движении на повороте, как правило, ковш скрепера должен быть разгружен. Дорогу от карьера к месту возведения насыпи следует хорошо спланировать и систематически грейдировать.

На участках дороги, проходящих вне лесной территории, а также на хорошо очищенных от корней грунтах для устройства невысоких насыпей (до 0,7 м) используют грейдеры и автогрейдеры. При этом переломы продольного профиля на трассе необходимо предварительно сгладить бульдозером. При возведении насыпи грейдером из боковых резервов длина захватки обычно 400—800 м. На лесных грунтах со значительными остатками корневой системы работы по вырезанию грунта следует выполнять тяжелыми автогрейдерами или прицепными грейдерами; перемещение и разравнивание грунта — автогрейдерами среднего типа. Насыпь возводят последовательными круговыми проходами грейдера с послойной вырезкой грунта, начиная от внутренней бровки резерва, затем проходами для перемещения грунта и укладки в насыпь. Каждый слой грунта, разравниваемый грейдером, необходимо уплотнять катками.

Качество земляного полотна зависит от степени уплотнения, которое следует производить сразу после отсыпки и послойного разравнивания. Каждый слой надо уплотнять равномерно по всей площади и на всю толщину. Если грунт очень сухой, то для хорошей укатки его следует поливать до слегка влажного состояния. При использовании катков на пневматических шинах на связанных (глинистых и суглинистых) грунтах требуется по 6—8 проходов по одному следу, на песчаных — по 4—6. Обычно насыпи плохо уплотнены в местах, непосредственно прилегающих к мостам. В таких неудобных местах можно использовать трамбующие плиты (железобетонные плиты или блоки), поднимаемые вверх экскаваторами, или трамбовки и самоходные машины ударно-трамбующего действия.

Несмотря на применение уплотняющих машин с течением времени наблюдается самоуплотнение насыпей. Поэтому желательно отсыпать земляное полотно за год до устройства дорожной одежды. При этом необходимо обеспечить сохранность подготовленного земляного полотна, так как в образовавшихся на его поверхности колеях от тяжелых машин скапливается вода и размачивает земляное полотно, которое настолько насыщается водой, что может расплыться, а иногда в средней части образуются ямы, наполненные водой и жидкой грязью.

Подготовленное земляное полотно после укатки следует спрофилировать, его поверхность должна иметь уклон в стороны крутизной 20—30‰ (2—3 см на 1 м). После дождей и в сырые периоды проезд по такому земляному полотну должен быть полностью закрыт, а в сухое время года или при замерзшей верхней части движение машин даже полезно, так как способствует уплотнению грунта. В зимний период на подготовленном к укладке дорожной одежды земляном полотне снег разгребать не следует, чтобы уменьшить промерзание грунтов и зимнее влагонакопление.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Определение рабочих отметок

Чтобы определить высоту насыпи или глубину выемки необходимо определить рабочие отметки.

Рабочая отметка — это разность высотных отметок проектной линии и линии поверхности земли. Если проектная отметка больше отметки земли, то земляное полотно автомобильной дороги проложено в насыпи. Рабочая отметка в насыпи записывается над проектной линией. Если проектная отметка меньше отметки земли, то земляное полотно автомобильной дороги проложено, соответственно, в выемке. Рабочая отметка в выемке записывается под проектной линией. Вычисленные отметки оформляются красным цветом.

hp= Hз-Нпр (выемка)

hp= Нпр-Hз (насыпь)

где hp — рабочая отметка

Нз — отметка земли

Нпр – проектная отметка

4.Проектирование поперечного профиля земляного полотна

Конструкции поперечного профиля принимаются на основе решений по продольному профилю, типовых поперечных профилей с учетом категории дороги, рельефа местности, почвенно-грунтовых, геологических, гидрологических и климатических условий.

Запроектированное количество поперечных профилей земляного полотна должно полностью характеризовать его по всей длине дороги.

В практике дорожного строительства используют типовые поперечные профили, привязывая их к характерным точкам продольного профиля. Тип принятого поперечного профиля указывают в соответствующей графе продольного профиля. Поперечные профили вычерчивают на листе миллиметровой бумаги в масштабе 1:100 или 1:200.

Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:

— высоты насыпи или глубины выемки;

— рельефа местности (косогор);

Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006. Практика дорожного строительства выработала следующие типовые конструкции земляного полотна.

Рисунок 4.1 ТИП 1:

Насыпь в свободных условиях, высотой до З метров с крутизной откосов 1:4

Рисунок 4.2 ТИП 2:

Насыпь в стесненных условиях, высотой до 3 м с крутизной откосов 1:4

Рисунок 4.3 ТИП 3:

Насыпь высотой от 3 до 6 метров с крутизной откосов 1:1,5

Рисунок 4.4 ТИП 4:

Насыпь высотой от 6 до 12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1,5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1,75

Рисунок 4.5 ТИП 5:

Выемка глубиной до 1 м

Рисунок 4.6 ТИП 6:

Выемка глубиной от 1-5 м

Рисунок 4.7 ТИП 7:

Выемка глубиной от 5 до 12 м

Читать еще:  Внешние откосы балконный блок

Список использованной литературы:

Автомобильные дороги. СНиП РК 3.03-09-2006. Издание официальное. Комитет по делам строительства Министерства индустрии и торговли РК Астана, 2006.

Лавриненко Изыскания и проектирование автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1991. – 291 с.

Красильщиков И.М., Елизаров Л.В. Проектирование автомобильных дорог. Учебное пособие для техникумов. М.: Транспорт, 1986. – 215 с.

Бабков В.А., Андреев О.А. Проектирование автомобильных дорог, ч. 1и 2: Учебник для вузов. -Изд. 1-е перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1987, -368 с.

Муртазин Б.С., Созонов В.А., Телтаев Б.Б. Методические указания по оценке природных условий при решении вопросов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Жумасултанов Т. «Казахстан сегодня». Алматы: изд. ТОО «Инфэком — Азия», 1999 г. – 150 с.

Краткий автомобильный справочник. М.: Транспорт, 1985. 220 с.

Митин Н.А. Таблицы для разбивки кривых на автомобильных дорогах. М.: Недра, 1970, 470 с.

Бабков В.А. Автомобильные дороги. Учебник для вузов. — 3-е изд. перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1983, 280 с.

10. Автомобильные дороги (Примеры проектирования). Учебное пособие для вузов / Под ред. В.С. Порожнякова -М.: Транспорт, 1983 — 303 с.

11. Антонов Н. М., Боровков Н. А. и др. «Проектирование и разбивка вертикальных кривых на автомобильных дорогах» М:. Транспорт, 1968 – 200 с.

По ступенькам: как правильно делать террасирование участка своими руками

Ландшафтные дизайнеры единодушно считают, что рельефный участок гораздо интереснее пологого. Но в реальности люди редко радуются, заполучив участок с большим уклоном. Потому что вместе с таким участком владельцы получают не только головокружительные возможности для создания интересного ландшафта, но и сразу несколько проблем и вопросов:

С чего начать террасирование? В какой последовательности двигаться? Как бы изловчиться и при минимальных затратах всех ресурсов сделать все максимально по уму.

Статья ответит на эти вопросы, и рассмотрит следующие моменты:

  • Основные принципы террасирования склонов
  • Какие типы террас существуют и когда их применять
  • Допустимые размеры террас и угол наклона
  • Из чего делать подпорную стенку

Основные принципы террасирования почвы

Неудобный участок на склоне можно спасти, сделав террасирование. Это позволит убить сразу двух зайцев:

  • остановит эрозию почвы;
  • позволит с максимальной пользой использовать площадь участка.

Чем круче склон, тем уже должна быть терраса.

Самое правильное время для террасирования склона – начало весны или осень:

  • в это время в несколько раз легче утрамбовывать грунт;
  • это время подходит для посадки растений и посева газона.

Специалисты выделили основные принципы террасирования участка, которыми надо руководствоваться во время работ:

  • Если на склоне делают террасы, то необходим поверхностный ливнеотвод.
  • Перед началом работ нужно продумать, как будет заезжать транспорт.
  • После террасирования естественный природный рельеф склона измениться не должен.
  • МАФы, постройки и другие объекты, предусмотренные на террасах, должны быть включены в объект заблаговременно.

Как сделать террасирование

Существует несколько типов террас: все зависит от уклона участка, и задач, которые должно решить террасирование. Если на пологом склоне планируется виноградник или плодовый сад, можно сделать гребневые террасы, если задача укрепить крутой склон и посадить там деревья, подойдут террасы-канавы.

Тип террасы

Особенности

Поперек склона делается насыпь высотой 0,25 – 0,4 м. Самая нетрудоемкая технология, подходит для уклонов 0,02- 0,12°. Такие террасы обычно устраивают для винорадника или плодового сада.

Самый распространенный тип террас. Размещают на склонах 0,12-0,25°, уклон площадки террасы – не более 0,12°. Такие террасы выдерживают большой вес.

При­ме­ня­ют на очень крутых склонах, 35–45° — просто насыпают валы земли один поверх другого почвой, которая вынута из канав. Благодаря этому валы будут влажными, а ливневые воды со склона будут уводиться. На таких террасах высаживают деревья. Применяют для защиты склона от эрозии и оползней.

Для участков загородных домов обычно выбирают ступенчатое террасирование. Если участок сырой, для отведения воды обязательно делают небольшой продольный уклон, если, наоборот, засушливый, то для удержания воды насыпают валик (бровку).

Строение террасы:

  • площадка (полотно);
  • внутренний откос;
  • наружный откос;
  • бермы (нетронутая часть склона между двумя террасами).

На склоне средней крутизны делают террасы шириной 4-5 метров, с высотой откоса около 70 см. Но если необходимо, высоту откоса можно увеличить до двух метров.

Чаще всего откосы террас делают вертикальными, и укрепляют их подпорными стенками. Для них можно использовать любой материал: кирпич, дерево, бетон, природный камень, даже покрышки. Единственное: своими руками можно делать только невысокие декоративные стенки, для стены выше метра нужны расчеты специалиста.

Если допустить ошибку при выборе конструктивного решения, материала, размеров или формы подпорной стенки, высотой более метра, это может привести к тому, что стена разрушится, а площадка террасы сползет вниз.

На FORUMHOUSE мы много рассказывали о способах устройства подпорных стенок. Познакомиться с этими материалами можно по ссылкам в конце статьи.

Как проводить работы по террасированию

Работы начинаются с глазомерной съемки, выбора числа террас и размера выступа.

После этого можно приступать непосредственно к террасированию:

  1. Сверху вниз разметить колышками склон на участки, равные 1,5 ширины террасы.
  2. Двигаясь поперек склона, по уровню найти точки, расположенные на одном уровне с первым колышком. В этих точках размещают вспомогательные колышки – должна получиться горизонтальная линия.
  3. Спуститься к следующему колышку и найти следующую горизонтальную линию, и так дальше.
  4. Начать формирование террасы. При отсыпке площадок делать их не горизонтальными, а с уклоном, обратным уклону склона.
  5. Укрепить террасу подпорной стенкой или растительным слоем с армированием.

Как укрепить откос террасы без подпорной сетки

Чем круче склон и, соответственно, угол сброса между террасами, тем более серьезные решения для его защиты нужно использовать.

Для чисто травяного покрова, без армирования, предельный угол без армирования 45 градусов, не больше.

Для укрепления склонов с уклоном менее 60 градусов широко используется геотекстиль. У этого материала большая прочность на сдвиг, и он увеличивает несущие способности почвы. Порядок работы следующий:
— Вынуть грунт на глубину 20-50см, застелить выемку геотекстилем, скрепляя его части скобками, на него насыпать слой щебня или гравия, сверху снова геотекстиль, затем грунт. Склон рекомендуется засеять газонной травой или почвокопокровниками.

Крутые склоны, с уклоном от 70 градусов, рекомендуется укреплять геоматами. Корни растений переплетутся с его волокнами – получится надежная и прочная система.

Перед тем, как укладывать на склон геомат, его нужно прикатать катком, а для отвода воды по верхнему и нижнему краю склона прокопать траншейки глубиной около 30 см и канавки для отвода воды.

Геомат нужно уложить гладкой стороной вниз, закрепив верхний край в траншее болтами, и натянуть так, чтобы он повторил профиль склона, складки и неровности недопустимы. Нижний край также закрепляют в траншее. Укладывают геоматы внахлест (15 см вдоль, 20 см поперек).

Используют для укрепления склонов и георешетку.

Как выбрать форму подпорной стенки

Специалисты по ландшафтному дизайну всегда предпочитают подпорные стенки сложных форм. Кривые и ломаные линии выглядят гораздо лучше, чем прямые, но не все знают, что они гораздо прочнее. Минус – для такой стенки требуется больше строительных материалов.

Неплохим выходом может стать строительство прямой стенки, и ее укрепление пилястрами (особенно эффектны пилястры из природного камня), или лестницами и пандусами, которые ведут с одной террасы на другую.

Выводы

Участок на склоне всегда выглядит лучше, чем ровный – настолько, что специалисты даже создают искусственный сложный рельеф. А террасирование позволит решить многие возможные проблемы такого участка и поможет использовать его площадь с максимальной пользой.

Помочь в этом смогут наши статьи о том, как сделать подпорную стенку из натурального камня, о разных видах подпорных стенок, о том, как выбирать материал для подпорных стенок. Узнайте, как сделать подпорные стены – габионы. Рекомендуем почитать нашу статью про камень в ландшафтном дизайне, посмотрите наше видео о том, как правильно делать подпорные стенки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector