Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка экскаватора вблизи откоса

Возведение земляных сооружений экскаватором

1. Вид продукции: котлованы, траншеи.

2. Состав процесса: набор грунта в ковш; перемещение и выгрузка ковша в самосвал или в отвал; возвращение в исходное положение.

3. Вход в процесс – общий (см. стр. 29).

4. Ресурсы. Материалы – грунт I–IV группы; разрыхленный грунт V–XII групп; разрыхленный мерзлый грунт I–IV групп.

4.1. Техника – землеройные (только разработка) машины.

Экскаваторы. Их различают по количеству ковшей:

— многоковшовые (цепные и роторные) непрерывного действия. Используются только для устройства траншей с откосами и без откосов; эффективны при большом объеме таких работ (рис. 2.28);
— одноковшовые циклического действия. Они универсальны, т.е. пригодны для возведения различных типов выемок по глубине и размерам. Это основной вид землеройной техники при возведении объектов промышленного и гражданского строительства.

Одноковшовые экскаваторы различают:

а) по типу привода – канатный (механический) (рис. 2.24); гидравлический (рис. 2.19);
б) по базе экскаватора – гусеничные, пневмоколесные, на базе трактора «Беларусь», на базе автомобиля (КРАЗ, Урал, Татра);
в) по объему ковша – 0,15–0,3 м3; 0,4–2,0 м3. Экскаваторы с ковшом объемом 3,0; 6,0; 10,0. 40,0 м3 используются при больших объемах земляных сооружений (плотины, каналы, котлованы гидростанций, карьеры, рудники);
г) по виду рабочего органа (рис. 2. 20):

— землеройные ковши – прямая лопата (1), обратная лопата (1), планировочный ковш. Эти ковши могут быть: со сплошной режущей кромкой; с зубьями; с активными зубьями; с системами антиадгезии грунта (предотвращающими налипание и намерзание грунта на стенки ковша);
— планировочный ковш (4);
— драглайн;
— грейфер (2);
— напорный грейфер (3);
— рыхлители грунта – механический зуб (6), бетонолом (для скальных и мерзлых грунтов), механический клин (падающий);
— уплотняющее оборудование – пневмо- или электротрамбовка (10), трамбующая плита (падающая), электротрамбовка (при поперечной разработке);
— транспортное погрузочное оборудование – клещевой захват (погрузка блоков мерзлого или скального грунта) (5);

д) по типу стрелы – шарнирно-сочлененная с жестким креплением ковша (прямая, обратная лопата), прямая решетчатая (драглайн, грейфер) со свободной подвеской ковша, телескопическая (планировочный ковш);
е) по типу привода – механический (канатный), гидравлический.

Рис. 2.19. Типы ходовой части экскаваторов: а – гусеничный ход; б – пневмоколесный ход; в – на базе трактора «Беларусь»

Эффективные области применения ковшей следующие:

— прямая лопата – разработка сухих грунтов выше уровня стоянки с погрузкой в транспорт;
— обратная лопата – разработка сухих и влажных грунтов ниже уровня стоянки с отсыпкой в отвал;
— драглайн – разработка влажных и мокрых грунтов значительно ниже уровня стоянки (глубоких выемок) с отсыпкой в отвал. Драглайн имеет легкую длинную решетчатую стрелу и ковш на гибкой подвеске, что обусловливает большой радиус работы (резания и погрузки) и большую высоту погрузки и глубину черпания;
— грейфер – разработка слабых грунтов (песок), разрыхленных, мокрых, в т.ч. под водой, грунтов ниже уровня стоянки (глубокие выемки) с отсыпкой в отвал;
— напорный грейфер – разработка грунтов I–III групп; устройство глубоких узких траншей (технология «стена в грунте»);
— планировочный ковш – при планировке под заданную отметку; при небольшой площади планировки; планировка откосов насыпей и выемок, дна траншей.

Рис. 2.20. Землеройное оборудование одноковшовых эскаваторов: 1 – ковш прямой и обратной лопаты; 2 – грейфер; 3 – напорный грейфер; 4 – планировочный ковш; 5 – клещевой захват; 6 – зуб-рыхлитель; 7 – гидромолот; 8 – электромолот; 9 – ковш с активными зубьями; 10 – гидротрамбовка; 11 – бур-шнек; 12 – лопастной бур

Основные технологические характеристики включены в систему маркировки моделей экскаватора (рис. 2. 21).

Рис. 2.21. Структура индекса одноковшовых экскаваторов. Ходовое устройство: Г – гусеницы; Гу – уширенные гусеницы (болотные); К – колесное; Сш – самоходное шасси; А – автомобиль; Тр – трактор; Пр — прицеп

Для рациональной организации процесса разработки грунта в зависимости от вида сооружения, рода грунта, способа отгрузки (в самосвал или в отвал) подбирают конкретный тип экскаватора по его технологическим параметрам (рис. 2.22).

Рис. 2.22. Основные технологические параметры экскаватора: R1 – максимальный радиус резания; H2 – максимальная глубина резания; H1 – максимальная высота резания; R4 – максимальный радиус выгрузки; H4 – высота выгрузки при R4; H5 – максимальная высота выгрузки; R5 – радиус выгрузки при H5; R6 – минимальный радиус резания

Устройство котлованов. Технологический процесс включает: разработку котлована, отсыпку грунта, устройство откосов, планировку дна. При работе используются первые четыре типа ковшей. Разработка ведется проходками в плане и, при большой глубине котлована, ярусами (рис. 2.23).

Рис. 2.23. Схема ярусов и проходок экскаватора: I, II, III – номера ярусов; H1, H2 – высота яруса

Участок работы забой – место постановки экскаватора и самосвалов, части разработанного грунта (рис. 2.24). При небольших объемах котлована отсыпка грунта ведется в отвал (на вымет) на некотором расстоянии от края котлована (берма) для прохода рабочих. В большинстве случаев отсыпка (погрузка) ведется в автосамосвалы.

Рис. 2.24. Профили забоя экскаватора с различным рабочим оборудованием: а – прямая лопата с канатным управлением рабочим органом; б – обратная лопата; в – драглайн; г – грейфер

Возможность разработки котлована тем или иным типом проходки зависит от ширины и глубины котлована и параметров экскаватора и самосвалов, при этом технику располагают на дне котлована или на поверхности земли (на верху) (рис. 2.25, 2.26).

Котлованы шириной до 1,5R (рис. 2.25, а) разрабатывают лобовой проходкой с односторонней погрузкой, при ширине (1,5 — 1,9)R возможна двусторонняя подача самосвалов, т.к. при этой проходке они подаются по одному задним ходом (тупиковая подача) (рис. 2.25, б).

Котлованы шириной до (1,9 — 2,5)R разрабатываются уширенной лобовой проходкой с зигзагообразным перемещением экскаватора в забое (рис. 2.25, в), при ширине до 3,5R — с поперечным его перемещением (рис. 2.25, г), В обоих случаях уширенная лобовая проходка должна обеспечивать разворот самосвалов в забое, поэтому в забое одновременно находятся два самосвала: один под погрузкой, другой наготове. Такая технология обеспечивает бесперебойную работу экскаватора как ведущего механизма процесса.

Рис. 2.25. Разработка котлована экскаватором, оборудованном прямой лопатой: а – лобовая проходка с односторонней погрузкой грунта в самосвал; б – то же, двусторонней погрузкой; в – то же с перемещением экскаватора по зигзагу; г – уширенная проходка с перемещением экскаватора поперек котлована; д – боковая проходка; е – схема забоя при лобовой проходке; ж – то же, при боковой проходке
Рис. 2.26. Разработка котлована экскаватором, оборудованным обратной лопатой или драглайном: а, б – торцовая проходка при перемещении экскаватора по прямой; в – то же, с двумя проходками экскаватора; г – поперечно-торцовая проходка; д – продольно-торцовая разработка (драглайном); е – то же, при продольно-челночной проходке; ж – схема забоя продольно-торцовой проходки

Широкие котлованы (более 3,5 R) разрабатывают вначале лобовой, а затем боковой проходками (рис. 2.26, д).

Точность работы экскаватора зависит от типа подвески ковша (жесткая, гибкая) и от объема ковша. Для исключения перебора грунта оставляется часть неразработанного грунта слоем 5-30 см – недоработка. Этот грунт дорабатывают бульдозером или вручную.

При работе комплекта экскаватор – самосвалы требуется обеспечить непрерывность работы как экскаватора (ожидание машины), так и самосвалов (стояние под погрузкой). Тип самосвала выбирается из условия погрузки в кузов 3–7 ковшей грунта; подсчитывается число самосвалов с учетом дальности возки, вида дорог и времени маневра под погрузкой и разгрузкой.

Рис. 2.27. Гидравлический экскаватор обратная лопата на пневмоколесном ходу ЭО – 4321 с емкостью ковша 0,8 м3; самосвал КРАЗ – 25751 с объемом кузова 6,0 м3.

Съезды в котлован устраивают шириной 3,0–4,0 м с уклоном 0,10–0,15. На грунт укладывается слой щебня (5,0–10,0 см) для прохода самосвалов в дождливую погоду.

Устройство траншей. Применяются одноковшовые экскаваторы с ковшами: обратная лопата, драглайн, напорный грейфер (рис. 2.20); при больших объемах используются многоковшовые экскаваторы (рис. 2.28). Отсыпка грунта ведется в основном в отвал (транспорт не требуется). При работе в черте городской застройки грунт вывозится (при разработке или из отвала); обратные засыпки выполняются привозным песком.

Рис. 2.28. Схема работы многоковшовых экскаваторов: а – экскаватор с ковшовой цепью; б – роторный экскаватор; в, г, д – профили траншей, разрабатываемых многоковшовым экскаватором

При работе в стесненных условиях (в плане или по высоте) для устройства траншей применяются экскаваторы с телескопической стрелой и обычным рабочим ковшом.

Для устройства траншей значительной длины (более 100 м) применяются высокопроизводительные многоковшовые экскаваторы непрерывного действия. При строительстве в населенных пунктах обычно используются более мобильные цепные экскаваторы.

Экскаватор ЭТЦ –250 (рис. 2.29, в) разрабатывает траншеи в грунтах I и III групп прямого профиля (глубиной до 2,0 м при ширине до 0,6 м) с боковой отсыпкой в отвал (рис. 2.29, б) или в самосвал (движущийся параллельно экскаватору). Экскаватор ЭТЦ – 252А (рис. 2.29, а) разрабатывает траншеи в грунтах I–III групп шириной до 1,0 м при глубине до 3,5 м с устройством заданных откосов шириной до 2,5 м.

У цепных экскаваторов имеется возможность регулировки глубины траншеи при копании, что дает возможность обеспечить проектный уклон траншеи (для канализации).

Роторные экскаваторы имеют производительность в 1,5–2,5 раза больше, чем цепные. Применяют их при большой протяженности траншеи (обычно для прокладки магистральных сетей вне пределов населенных пунктов). Они могут обеспечивать заданные откосы стенкам траншеи, но не обеспечивают заданного уклона дна траншеи, т.к. глубина получается постоянной.

Эта техника разрабатывает траншеи глубиной до 3,0 м и шириной до 2,0–2,5 м. Комплект техники включает трактор-тягач и навесное колесо с ковшами (ротор). Во внутренней полости колеса поперек его расположен ленточный транспортер для отсыпки грунта в любую сторону (рис. 2.30).

Рис. 2.29. Многоковшовые экскаваторы цепные: а – ЭТЦ-252; б – экскаватор поперечного копания ЭПЦ-143; в – ЭТЦ-250
Рис. 2.30. Многоковшовые роторные экскаваторы: а – ЭТР-253; б – ЭТР-257; в – экскаватор поперечного копания ЭПР-241

Планировка. Одноковшовыми экскаваторами возможно планировать откосы насыпей, котлованов, небольших площадок, дна траншей. Для этого используется телескопическая стрела с планировочным ковшом (рис. 2.31).

Рис. 2.31. Многоковшовые роторные экскаваторы: а – ЭТР-253; б – ЭТР-257; в – экскаватор поперечного копания ЭПР-241

Устройство насыпей экскаватором не эффективно, но технически возможно: при грунтах III и IV групп; разрыхленных каменных породах, а также при отсутствии иной землеройной техники (рис. 2.32).

Читать еще:  Угол естественного откоса шрота подсолнечного
Рис. 2.32. Возведение насыпей экскаватором: 1,2 – экскаваторы; 3 – резерв; 4 – отвал грунта (кавальер); 5 – насыпь

Источник: Технология строительных процессов. Снарский В.И.

Экскаватор-планировщик, область применения

Экскаватор-планировщик – это особая разновидность строительной спецтехники, которая привлекается для выполнения задач, так или иначе связанных с землеройными процессами. С конструкционной точки зрения машина характеризуется наличием ковша, который способен совершать полный поворот, и телескопической стрелы.

Подавляющее большинство ТС подобного рода отличает оптимальное сочетание отличных технических характеристик и сравнительно небольших размеров, благодаря чему спецтехника считается универсальной, в случае необходимости она с легкостью заменяет сразу несколько машин разного назначения.

Сфера применения

Техника, ставшая темой нашего разговора, нашла широкое применение в различных отраслях промышленности и народного хозяйства. В частности, она незаменима в следующих ситуациях:

  • Дорожные работы
  • Купить экскаватор-планировщик целесообразно организациям, чей род деятельности включает необходимость частого возведения откосов, рытья канав, сооружения насыпей. Машину привлекают, когда грейдер и прочие устройства не способны выполнить поставленную задачу, ведь планировщики легко сооружают откосы до 12-ти метров в высоту.
  • Для копания под мостами и эстакадами
  • В ходе строительства, выполнения ремонта, а также обслуживания коммуникационных сетей (наземных и подземных)
  • Их повсеместно используют на предприятиях, занимающихся переработкой нефти, а также на месторождениях полезных ископаемых.

Устройства, которым посвящен наш сегодняшний материал, работают в труднодоступной местности, выполняя целый ряд мероприятий без привлечения вспомогательной техники.

Широкое применение такие механизмы получили в нефтегазовом производстве, где их привлекают для выполнения задач повышенной сложности. Устройства способны осуществить сложнейшие с технической точки зрения операции, к примеру, устранить неисправности на объектах нефтедобывающей отрасли или на газо- либо нефтепроводах.

Помимо перечисленного выше часто практикуют аренду экскаватора-планировщика, когда необходимо сделать следующее:

  • доставить тяжелый груз через невысокую стену или перекрытие;
  • разровнять почву перед строительством фундамента;
  • засыпать/очистить траншеи, основания зданий, котлованы;
  • выполнить погрузку/выгрузку багажа (в частности – на открытых железнодорожных платформах, где невозможна работа другого вида техники);
  • справиться с целым спектром задач в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Они агрегатируются навесными устройствами, которые расширяют сферу использования ТС.

Без экскаваторов-планировщиков деятельность большинства предприятий сферы ЖКХ была бы попросту парализована, ведь эти машины отлично справляются со всеми возможными работами, так или иначе связанными с наладкой тепло- и водоснабжения.

Конструкция

Благодаря наличию у экскаватора-планировщика колес он способен двигаться самостоятельно по обычным автодорогам. Техника представляет собой пневмоколесные экскаваторы, она самостоятельно приезжает на место использования и может преодолевать десятки километров, правда, двигаются они с небольшой скоростью.

Чаще всего машины базируются на автомобильных шасси, которые диктуют одно из ключевых достоинств этого вида землеройной техники, а именно ее мобильность. Как уже говорилось выше, способность планировщиков ехать по обычной автодороге обеспечивает возможность достаточно быстро перебрасывать технику между объектами без привлечения спецсредств.

Правда, из-за того, что экскаваторная установка размещена на автомобиле, то есть на определенном расстоянии от земли, максимальная глубина компания заметно снижается.

Планировщики поворачиваются на 360 градусов, поэтому они сочетают в себе преимущества нескольких разновидностей экскаваторной техники.

В базовую комплектацию входит поворотная платформа с имеющейся на ней операторской кабиной, гидроприводами и силовой установкой. В современных моделях кабина максимально комфортна и удобна, рычаги в ней заменены джойстиками, что заметно упрощает процесс управления.

Также в конструкции присутствует телескопическое оснащение и рабочий орган, привлекаемый для выполнения той или иной задачи. Примечательно то, что рабочий агрегат меняется с минимумом усилий и достаточно быстро, к тому же без привлечения дополнительного оборудования.

Популярные в России модели планировщиков

В качестве базового шасси в подавляющем большинстве случаев используется грузовое – «Урал», КамАЗ, MAN, Tatra (такие модели получили в России наиболее широкое распространение). В качестве иных вариантов применяется альтернативное колесное либо грузовое шасси. Опишем некоторые модели подробнее.

UDS 114 на основе КамАЗа и «Татры»

Машина производится словацким предприятием Cestne’ A Stavebne’ Mechanizmy, которое в 92-м году претерпело реорганизацию. По состоянию на сегодняшний день с конвейера этого завода сходит 4 модели — UDS 114, UDS 211, USD 214 и USD 232.

Выпуск UDS 114 был налажен в далеком 1982-м году, с тех пор машина неоднократно подвергалась усовершенствованиям. Это наиболее распространенный экскаватор-планировщик УДС, собираемый в Домодедово и базируется на шасси КамАЗ с колесной формулой 6 на 6 либо на шасси «Татры-815».

В базовой комплектации модель оснащается дизельным мотором John Deere на 104 кВт, за работоспособность гидросистемы отвечает мощный мотор от Bosch Rexroth. Машина оборудована 2-хсекционной телескопической стрелой, возможна установка целого ряда дополнительных навесных агрегатов. Примечательно то, что функционалом этой разновидности экскаватора-планировщика UDS не предусмотрена функция микропередвижения и управление шасси с операторской кабины.

  • максимальная вместительность ковша – 0,75 кубометра;
  • производительность – 115 кубометров в час;
  • глубина копания – 6,6 метра;
  • радиус – 10,5 метра.
  • максимальная грузоподъемность – 7тонн.
  • максимальная скорость – 80 км/час

UDS 214 на базе КамАЗа и «Татры»

UDS 214 на шасси «Татры» — экскаватор-планировщик, в 95-м году прошлого века пришедший на смену описанной выше модели. Техника выпускалась не только на базе «Татры» — она производилась и на шасси от КамАЗа. Установка оборудовалась аналогичным силовым агрегатом и мотором для гидрооборудования, рабочие характеристики были аналогичны приведенным в предыдущем абзаце, единственным отличием оказалась функция микропередвижения.

Примечательно то, что обе модели характеризуются наличием полноповоротного механизма ротации и функцией быстрой замены навесного оборудования, благодаря чему опытный оператор способен произвести замену дополнительного агрегата в считанные минуты, при этом ему даже не придется выходить из кабины.

К слову: линейка навесных устройств, агрегатируемых с UDS 214 и UDS 214, включает более 3-х десятков наименований.

Благодаря им модель по праву считается универсальной. На нее можно навесить ковши различной вместительности, катки и отвалы, широкие планировочные ковши, ковши со специальным рыхлителем, захваты, гидромолоты, вибротрамбовщики, буры и даже травокосилки.

«Святовит» на автомобильном ходу

Он выпускается белорусским заводом «Святовит», которое было учреждено в 1997-м году. С его конвейеров сходит пару моделей, в числе которых значится и EW-25-M1, который базируется на КАМАЗ 43118. Машина представляет собой аналог словацких UDS-114 и UDS-214, правда, цена экскаватора-планировщика родом из Беларуси заметно ниже.

Важными преимуществами модели является оперативная замена навесных агрегатов и наличие на шасси места для доставки на объект планировочной доски. ТС может оснащаться 7-мя видами ковшей, катком, зубом-рыхлителем и погрузочным захватом. Вылета стрелы достаточно для выполнения целого ряда работ на расстоянии 10,5 метров от шасси, в том числе для копания котлованов и сооружения рвов высотой до 6,1 м.

  • глубина копания – 6,6 метра;
  • вылет стрелы – 4,1 м;
  • ковш емкостью 0,6 кубометра;
  • масса – 22,2 тонны;
  • грузоподъемность – 6 тонн.

Машина оборудована дизельным мотором мощностью 300 л.с., соответствующей стандартам Евро-5. КПП механическая на 9 передач. Кабина комфортабельная, в ней даже предусмотрено спальное место для оператора.

«Святовит» гусеничный

Выпускает белорусская компания и технику на гусеничном ходу, речь идет о модели EC-22-K2, в названии которой присутствует приписка R и L.

Технические характеристики ТС остаются аналогичными, единственное отличие – в модификации R используется гидравлика от Bosch Rexroth, а в модификации L – от Linde. Ширина гусеничной ленты у таких машин составляет 60 или 90 см.

«Мотовилиха» на примере модели ЕТ-4322

Экскаватор выпускается предприятием «Мотовилихинские заводы», которое наладило выпуск планировщиков под маркой «Мотовилиха» в 1997-м году.

При описании ЕТ-4322, в первую очередь, следует упомянуть устройство стрелы, которая отличается наличием подвижной опоры, благодаря чему угол наклона может достигать 90 градусов. Техника в базовой комплектации устанавливается на шасси КамАЗа 43118 и используется для решения различных задач – зачистки откосов, сооружения насыпей до 2,5 метра в высоту, работы в условиях ограниченного пространства и в труднодоступных местах. При необходимости изготовитель предусмотрел возможность монтажа клапанно-распределительной аппаратуры.

  • емкость ковша – 0,6 кубометра;
  • максимальная глубина копания – 6,9 метра;
  • радиус работы – 11,3 метра;
  • масса – 21,3 тонны;
  • максимальная скорость движения в транспортном режиме – 60 км/час;
  • максимальная производительность – 108 кубометров в час;
  • максимальное давление в гидравлической системе – 28 МПа.

Машина оснащается дизельным мотором мощностью 136 лошадиных сил.

Тверской экскаватор ТЭП-18

Универсальная машина, оснащенная телескопическим оборудованием, выпускается на ОАО «Тверской экскаватор». Он базируется на шасси КамАЗа и привлекается для выполнения множества задач на немерзлой почве 1-4 категории. Также машина готова к работе на скальной породе, она отлично справляется со своими функциями в коммунальной, строительной и промышленной сфере.

  • масса – 21,5 тонны;
  • максимальная производительность – 350 кубометров /минуту;
  • максимальная скорость – 80 км/час;
  • вместительность ковша – 0,63 кубометра;
  • радиус поворота – 177 градусов.

Машина оснащена дизельным 4-хцилиндровым силовым агрегатом Д-245 2S2 на 4,75 литра и мощностью в 90 кВт.

Gradall

Производитель спецтехники из США, компания Gradall, представляет на суд потребителей разные модели экскаваторов-планировщиков, базирующиеся как на автомобильных, так и на гусеничных шасси. Варианты на автомобильном ходу способны разгоняться до 88 км/час, при необходимости производитель готов выполнить планировщик на специализированном шасси, к примеру, для перемещения ж/д-путями.

Примечательно то, что на российском рынке представлены в основном экскаваторы-планировщики б/у, объявлений о продаже новых машин этого бренда нам найти не удалось.

Особенность техники от Gradall — стрела с треугольным сечением, которая поворачивается с ковшом одновременно, а также блокировка передней оси, что позволяет избежать необходимости установки опор перед началом работы.

АТЕК (модель АТЕК-012А)

АТЕК – это украинский производитель спецтехники, модельный ряд которой насчитывает несколько планировщиков, базирующихся на шасси КрАЗ-65101. Машины отличаются внушительной грузоподъемностью и широкой сферой использования.

  • объем ковша – 0,75 кубометра;
  • максимальная глубина копания – 4,8 м;
  • максимальная высота погрузки 0 6,3 м;
  • масса – 20,6 тонны;
  • максимальная скорость движения в транспортном режиме – 75 км/час.
ПараметрыUDS 114СвятовитЕТ-4322ТЭП-18АТЕК-011
ШассиТатра, КамазКамазКамазКамазКраз
Ковш, куб. м0.750,60,60,630,75
Глубина копания, м6,66,66,96,64,8
Производительность куб.м/мин11590108150120
Масса, т2122,221,321,520,6
Скорость, км/ч8080608075

Обобщение

Эксплуатационные характеристики, сравнительная компактность, наличие телескопической стрелы и ковша с большим радиусом поворота делают экскаваторы-планировщики универсальной техникой, которая в случае необходимости вполне может заменить собой целый автопарк.

Экскаватор-планировщик UDS-114 на базе Tatra-815

Технология разработки грунта и зачистки дна выемки

Технология разработки грунта и зачистки дна выемки экскаватором ЭО-3322В состоит из двух операций, выполняемых последовательно на каждой рабочей стоянке экскаватора. Сначала экскаватор разрабатывает грунт традиционным способом, оставляя недоборы грунта до проектной отметки (обычно 15 см).

По окончании разработки основного массива днище ковша устанавливается на зачищенное до проектной отметки с предыдущей стоянки экскаватора дно траншеи. Угловое положение днища ковша относительно горизонтали контролируется по прибору из кабины машиниста. После этого включается полуавтоматическая система экскаватора и производится цикл зачистки. Во время зачистки благодаря опиранию днища ковша на грунт происходит некоторое притрамбовывание дна траншеи. При зачистке оснований из плотных грунтов для получения нужной точности необходимо повторить цикл зачистки 3—4 раза.

При зачистке дна траншей, ширина по дну которых равна удвоенной ширине ковша и более, а также котлованов зачистка двух рядом расположенных участков производится с перекрытием 10—15 см. При зачистке дна выемок производительность экскаватора снижается на 15—20 %.

После зачистки экскаватор перемещается на новую стоянку и начинает разрабатывать грунт традиционным способом. При этом производительность экскаватора ЭО-3322В равна производительности ЭО-3322Б.

Применение грейферного оборудования. В стесненных условиях в качестве сменного рабочего оборудования к экскаваторам эффективно применение грейферного ковша. Использование грейфера позволяет отрывать котлованы с вертикальными стенками, а также разрабатывать грунт у самого шпунта. Грейфер можно также использовать для обратной засыпки пазух фундаментов. Однако при выборе сменного оборудования следует учитывать, что производительность экскаватора с грейферным ковшом примерно в два раза меньше по сравнению с производительностью экскаватора, оборудованного стандартным ковшом обратной или прямой лопаты.

Грейферное оборудование используется как с жесткой, так и с гибкой подвеской. При разработке грунта грейферным ковшом с жесткой подвеской улучшается его наполнение и увеличивается точность посадок грейфера на грунт и точность его выгрузки, что важно при работе в стесненных условиях. При гибкой подвеске грейферного ковша масса его выбирается в зависимости от группы разрабатываемого грунта (табл. 4.3).

Для устройства глубоких траншей и небольших в плане глубоких котлованов с вертикальными стенками (шпунтовые крепления и т. и.) в стесненных условиях целесообразно применять оборудование гидравлического грейфера ни напорной штанге. Базовой машиной для такого оборудования служит гидравлический экскаватор или кран. Напорная штанга обеспечивает возможность фиксации грейферного ковша в пределах значительной глубины копания, создания принудительного усилия его внедрения, быстрой корректировки вертикального положения штанги, погрузки разрабатываемого грунта в транспортные средства.

Подобное оборудование создано как в СССР, так и за рубежом (табл. 4.4). Оборудование отечественного производства устанавливается на гидравлическом экскаваторе ЭО-5122 Воронежского экскаваторного завода им. Коминтерна. Оборудование состоит из рычага, опорной рамы, телескопической штанги, механизма перемещения штанги и грейфера. Оно обеспечивает разработку грунта I. IV категорий с каменистыми включениями на глубину до 30 м. Разработка грунта ведется блоками, равными величине раскрытия челюстей грейфера.

Разработка грунта грейферным оборудованием производится на всю глубину по различным технологическим схемам. Наиболее часто используют схему последовательной разработки грунта в траншее, которая после выемки грунта заполняется сборным или монолитным железобетоном с установкой ограничителей захваток, а также схему разработки грунта с разбивкой траншеи на захватки, отделяемые друг от друга грунтовыми перемычками. Захватки назначаются из условия максимального раскрытия ковша грейфера. Грунт разрабатывается с одной стоянки экскаватора на проектную глубину траншеи.

Грейферный ковш после каждого цикла наполнения извлекается из траншеи и удерживается над ней в течение 15—20 с для стекания глинистого раствора. После этого грунт из ковша выгружается в отвал или автосамосвал. Затем рабочий цикл повторяется. По мере разработки грунта в траншею подается глинистый раствор в количестве, обеспечивающем постоянный уровень не ниже чем 20 см от верха пионерской траншеи.

Новое грейферное оборудование на телескопической напорной штанге, установленное на экскаваторе ЭО-5122, рекомендуется применять для разработки узких глубоких траншей при устройстве подземных сооружений методом «стена в грунте», строительстве подпорных стенок и др.

Разработку траншей и небольших в плане котлованов с вертикальными стенками глубиной до 10,4 м можно выполнять грейфером с удлиненной вставкой, которая поставляется как сменное оборудование к экскаватору ЭО-4121А.

Применение бульдозеров. Для разработки грунта в узких местах и перемещения его на небольшое расстояние, обратной засыпки и разравнивания грунта в стесненных условиях эффективно применение бульдозеров.

При наличии вблизи расположенной протяженной конструкции (стены и т. п.) бульдозером послойно срезается и транспортируется грунт с образованием откоса с одной стороны выемки (рис. 4,8, а). Промежуточный отвал грунта, расположенный на поверхности, отгружается в транспорт при помощи экскаватора или погрузчика. При небольшом расстоянии транспортирования (до 100—150 м) грунт можно переместить более мощным бульдозером.

При расположении протяженных конструкций с двух сторон от выемки (рис. 4.8,6) работа бульдозера осуществляется в довольно сложных условиях.

Перспективными машинами для разработки, перемещения, разравнивания и обратной засыпки грунта в особо стесненных местах (узких проездах, траншеях, котлованах внутри здания) являются малогабаритные бульдозеры, создаваемые на базе малогабаритных тракторов Т-54В или на специальном шасси, а также микробульдозер МБ-4.

Микробульдозер МБ-4 (рис. 4.9) на базе трактора Т-54В-В1 создан и выпускается Ленинградским котельно-механическим заводом. Навесное оборудование машины состоит из замкнутой прямоугольной рамы, ковша-отвала и гидравлической системы. Прямоугольная рама шарнирно закреплена на упорах гусеничных тележек трактора. На проушины рамы в передней части навешивается ковш-отвал совкового типа, подъем и поворот которого осуществляются гидроцилиндрами.

Наличие ковша-отвала совкового типа позволяет использовать микробульдозер МБ-4 также для переноса в стесненных условиях небольшого количества сыпучих материалов.

Установка экскаватора вблизи откоса

__________ _________

(предприятие)

Уполномоченное лицо Директор предприятия

по охране труда

трудового коллектива _________________

ИНСТРУКЦИЯ №_____

п о охране труда для машинистов экскаватора

I . Общие требования безопасности

1. К работе в качестве машиниста экскаватора допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие обучение и получившие соответствующие удостоверения (в удостоверении выданном машинисту экскаватора, должно быть указано, на какой марке экскаватора он допущен к работе), отданные приказом по организации и прошедшие медицинское освидетельствование. При последующей работе периодические медицинские осмотры не реже одного раза в 12 месяцев.

2. Инструкция не распространяется на машиниста экскаватора, работающего на экскаваторе, имеющем дополнительное оборудование (грейфер гидромолот, зуб рыхлителя, крановую подвеску, ковши профильные и т. д.)

3. Машинисту экскаватора следует помнить, что вследствие невыполнения требований безопасности, изложенных в инструкции по охране труда, Правилах внутреннего трудового распорядка, при работе может возникнуть опасность отравления организма антифризом, электролитом и отработавшими газами, травмирования, ожога нагретыми узлами двигателя, поражения электрическим током при работе в зонах линий электропередачи.

4. Машинисту экскаватора бесплатно выдаются следующие средства индивидуальной защиты : полукомбинезон хлопчатобумажный на 12 месяцев, рукавицы комбинированные на 3 месяца. На наружных работах дополнительно : куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке, валенки со сроком носки, установленным для соответствующих климатических поясов.

5. За работу в неблагоприятных условиях труда машинисту экскаватора могут предоставляться (устанавливаться) следующие льготы и компенсации :

а) дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней;

б ) бесплатно выдается 400 г мыла в месяц сверх находящегося при умывальниках.

6. Машинисту экскаватора запрещается :

а ) курить при заправке экскаватора горючими и смазочными материв лани и при осмотре топливных баков и двигателя;

б) хранить обтирочные материалы в неметаллических ящиках;

в) загромождать кабину экскаватора посторонними предметами, хранить в ней горючее, смазочные и другие легковоспламеняющиеся вещества;

г) выполнять работы в охранных зонах линий электропередачи, связи и т.д. без оформления установленным порядком наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью, а также выполнять работы на экскаваторе или около него во время грозы;

д) подогревать картер и блок двигателя открытым пламенем (факелом) паяльной лампой и т. п.);

е) заводить перегретый пусковой двигатель;

ж) переливать антифриз и топливо через шланг путем засасывания ртом.

II . Требования безопасности перед началом работы

Перед началом работы машинист экскаватора обязан :

а) убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т.п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих, работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается;

б) убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, болтовых клиновых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления при необходимости укрепить их;

в) проверить исправность тормозов и клапанов, работать с неисправными тормозами и канатами запрещается;

г) проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение;

д) очистить от грязи кабину, колеса (гусеницы), в зимнее время удалить с траков гусениц лед и снег;

е) смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведение инструкции по эксплуатации экскаватора;

ж) осмотреть экскаватор и убедиться :

— в отсутствии течи топлива, масел и охлаждающей жидкости;

— исправности сигнала и приборов освещения, наличии огнетушителя и аптечки;

— исправности ковша, его зубьев, днища, засова и деталей подвески;

— отсутствие на экскаваторе посторонних предметов;

— в наличии исправного инструмента;

У бедившись в исправности экскаватора, машинист вместе с обслуживающим персоналом приступает к заправке экскаватора топливом, предусмотренным инструкцией по эксплуатации двигателя. Заправку топливом производить при естественном освещении; в темное время суток, в случае необходимости, — при электрическом освещении. При заправке не допускать пролива топлива.

После заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, протереть, а пролитое на землю топливо или масло засыпать песком.

9. Запрещается открывать бочки с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом.

10. При воспламенении топлива запрещается тушение его водой. Для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок и брезент.

11. При заправке системы охлаждения антифризом соблюдать следующи требования безопасности:

а) перевозить и хранить антифриз только в исправных, чистых металлических бидонах с герметичными крышками, приспособленными для опломбирования, на бидоне должна быть надпись «Яд», а также знак, постановленный для ядовитых веществ, применять для переливания антифриза из бидонов для засасывания в шланг специальную резиновую грушу;

б) хранить тару с антифризом только в сухом неотапливаемом помещении;

в) тщательно мыть руки водой с мылом после каждой операции с антифризом (получение, заправка системы охлаждения, проверка качества);

г) при случайном попадании антифриза в полость рта, пищевода немедленно обратиться к врачу.

12 . Перед запуском двигателя машинист должен убедиться в его исправности, а также исправности пусковых устройств:

а) двигатель, а также жидкотопливный пусковой двигатель не должны иметь течи топлива, масла, воды, а также пропусков выхлопных газов в местах соединения всасывающих и выхлопных патрубков с блоком двигателя;

б) баллоны со сжатым воздухом и их арматура пневматических пусковых устройств должны быть в полной исправности, утечка сжатого воздуха не допускается;

в) электропроводка и пусковая кнопка электростартера должны быть в полной исправности, при нажатии кнопки электростартер должен немедленно включиться, утечка тока в проводах, а также искрообразование не допускается;

г) механизмы (рычаги) жидкотопливного пускового двигателя должны легко, надежно переключаться, при положительной температуре наружного воздуха пусковой двигатель должен легко заводиться. Заводить двигатель должен сам машинист экскаватора.

13 . При запуске жидкотопливного пускового двигателя должны быть соблюдены следующие правила безопасности:

а) при запуске двигателя с помощью рукоятки, запрещается брать ее в обхват, все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки;

б) при запуске двигателя с помощью пускового шнура запрещается пользоваться случайным шнуром, не имеющим рукоятки, а также наматывать пусковой шнур на руку;

в) храповик коленчатого вала для ручного прокручивания должен иметь несработанные прорези, рукоятка должна иметь гладкую, без заусениц, поверхность.

14 . Пуск двигателя экскаватора разрешается только после установки рычага переключения передач в нейтральное положение и подачи машинистом предупредительного сигнала.

15 . При отрицательной температуре наружного воздуха запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя. При запуске холодного двигателя необходимо залить в радиатор горячую воду, а в картер подогретое масло. При этом следует принять меры предосторожности против образования трещин в блоке цилиндров и «прихватки» нижней части радиатора.

16. Запрещается заводить перегретый пусковой двигатель. Во избежания ожогов руки при заводке двигателя и при его работе не касаться выхлопной трубы. Запрещается устранять неисправности на работающем двигателе.

III . Требования безопасности во время работы

17 . При разработке грунта с помощью ковша машинист экскаватора обязан:

а) осмотреть место предстоящей работы и убедиться в том, что площадка, на которой устанавливается экскаватор для выполнения работы, хорошо спланирована и освещена; обеспечить хороший обзор фронта работ и закрепить экскаватор инвентарными опорами для предотвращения самопроизвольного перемещения. Расстояние по горизонтам от подошвы откоса выемки до ближайших опор экскаватора должно составлять не менее 1 м;

б) предварительно обкапывать вокруг встречающиеся в разрабатываемом грунте валуны, пни и другие твердые включения; заполнять ковш грунтом равномерно, без излишнего врезания в грунт; поворот стрелы экскаватора производить лишь после окончания резания и вывода ковша из грунта, не допускать резкого торможения стрелы в конце поворота с наполнении ковшом;

в) погрузку грунта в кузов автомобиля (прицепа) производить с стороны заднего или бокового борта автомобиля, не допускать сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нем. При погрузке грунта не разрешать нахождение людей между экскаватором и транспортными средствами, а также в кузовах автомобилей (прицепов) и в кабинах, не оборудованных защитным козырьком;

г) вести работы в зоне расположения подземных коммуникаций (кабельные линии электропередачи, водопроводные, газовые, канализационные трубы и т. п.) только под наблюдением производителя работ или мастера, а в непосредственной близости от подземных коммуникаций под наблюдением представителя соответствующей службы и с оформлением наряд-допуска на производство работ с повышенной опасностью;

д) рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления стенок в грунтах с естественной влажностью, при отсутствии грунтовых вод и расположенных вблизи подземных сооружений производить на глубину не болеет 1 метра в гравийно-песчаных грунтах, 1,25 метра — в супесчаных грунтах; 1,5 метра — в суглинках и глинах; 2 метра — в особо плотных наскальных грунтах;

е) во время перерывов в работе, независимо от их продолжительности и при чистке ковша стрелу отводить в сторону от забоя, а ковш опускать на грунт. При прекращении работ и при ремонте, экскаватор отвести не менее чем на 2 метра от края отрытой траншеи и подложить с обеих сторон гусениц (колес) подкладки;

ж) следить во время работы за правильной намоткой канатов на барабаны лебедок, исключая их перекрещивание на барабане;

з) указывать водителю автомобиля место установки транспортного средства под погрузку. Следить, чтобы автомобили не устанавливались на призме обрушения или на образовавшейся наледи.

18. Вокруг экскаватора в радиусе, равном максимальному радиусу его копания, плюс 5 метров устанавливают опасную зону, в которой нахождение людей во время работы экскаватора запрещается. На границе зоны должны быть установлены предупредительные знаки и плакаты, а в темное время суток — сигнальное освещение.

19. Машинисту экскаватора запрещается:

а) во время работы экскаватора допускать в опасную зону посторонних лиц, включая помощника машиниста;

б) производить ремонтные, регулировочные, крепежные и смазочные работы при работающем двигателе и механизмах;

в ) менять вылет стрелы или производить какую-либо регулировку тормоза с поднятым ковшом;

г) работать в ночную сиену с неисправным электроосвещением;

д) оставлять работающий двигатель экскаватора без присмотра;

е) подтягивать с помощью стрелы (ковша) груз, расположенный сбоку, а также вмерзший в грунт;

ж) передвигать экскаватор и поворачивать платформу экскаватора опущенным ковшом и во время врезания его в грунт;

з) допускать чрезмерное врезание ковша в грунт;

и) продолжать разработку грунта при обнаружении энергетических коммуникаций и взрывоопасных предметов;

к) загружать самосвал до подачи водителем автомобиля сигнала готовности под погрузку;

м) тормозить резко при поворотах экскаватора с заполненным ковшом;

н) ударять ковшом о раму, гусеницы (колеса), грунт;

о) подкладывать под гусеничные ленты или катки гусениц доски бревна, камни и другие предметы для предупреждения смещения экскаватора во время работы;

п) разворачивать экскаватор на уклоне;

р) брать ковшом предметы, габариты которых превышают 2/5 размера ковша экскаватора (камни, бревна и пр.), кроме щитов для передвижения экскаватора;

20. Вблизи от ЛЭП, находящейся под напряжением, можно работать только в том случае, если расстояние по воздуху между подъемной и выдвижной частью экскаватора и тросов в любом их положении и при наиболь­шем вылете рабочего органа и ближайшим проводом ЛЭП будет не менее:

Установка и работа стреловых кранов вблизи котлованов, траншей, канав

Работа кранов вблизи котлованов или канав разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установлен­ном ППР. При отсутствии соответствующих указаний в ППР допусти­мое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до бли­жайших опор машин можно принять по таблице.

Допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины.

Глубина вы­емки, мДопустимое расстояние, м, для грунта
песчаногосупесчаногосуглинистогоглинистого
1,51,251,0
2,41,5
3,63,251,75
4,43,0
5,34,753,5

Границы опасных зон

Высота возможного па­дения предмета, мГраница опасной зоны вблизи мест перемеще­ния грузов по горизонтальной проекции траекто­рии максимальных габаритов перемещаемого кранами груза, м
До 20
20. 70
70. 120
120. 200
200. 300
300. 450

Не разрешается устанавливать краны для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном бо­лее указанного в паспорте.

Места, над которыми перемещают грузы кранами, а также зоны передвижения кранов и их рабочих органов относятся к опасным зо­нам, поэтому их ограждают. Запрещается находиться людям в зоне возможного падения грузов при перемещении их кранами.

Границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих орга­нов кранов составляют 5 м, если в паспорте крана или инструкции за­вода по их эксплуатации отсутствуют другие повышенные требования. Работы, выполняемые краном, необходимо проводить в соответствии с картами, ППР, инструкциями, нормами и другими документами.

Содержание наряда-допуска для производства работ вблизи ЛЭП.

В наряде-допуске оговариваются условия производства работ:

Необходимость снятия напряжения с ЛЭП, наименьшее допустимое расстояние при работе крана по горизонтали от крайнего провода ЛЭП до ближайших его частей, способ перемещения груза и другие меры безопасности.

В наряде-допуске указывается: фамилия крановщика, тип крана, его регистрационный номер, наименование организации выделившей кран, наименование организации, которой выделен кран, место производства работ, напряжение ЛЭП, время начала производства и их окончания, фамилия лица ответственного за безопасное производство работ кранами (с указанием номера удостоверения и даты приказа о его назначении), фамилии стропальщиков (с указанием номера удостоверения и даты последней проверки знаний).

При производстве работ в охранной зоне ЛЭП необходимо получить разрешение от организации, эксплуатирующей ЛЭП. В наряде-допуске указываются наименование организации, выдавшей разрешение, номер и дата разрешения.

В конце наряда-допуска расписываются лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами (после обеспечения всех мер безопасности согласно условиям производства работ), и крановщик (после получения инструктажа).

3. Как различаются грузы по их виду, способу строповки и складирования?

Штучные нештабелируемые грузы — металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому для них не существует единых типовых способов строповки.

Штучные штабелируемые грузы — прокатная сталь, трубы, лесоматериалы, кирпич, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, ящики, бочки и другие изделия геометрически правильной формы.

Насыпные грузы — уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, мелкая металлическая стружка и другие грузы, которые перемещаются в таре или грейферами. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала.

Полужидкие пластичные грузы — грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени затвердевать (бетонные массы, растворы, битумы, смазывающие вещества). Транспортируются в специальной таре.

Жидкие грузы — грузы, не имеющие определенной формы. Они транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах.

Газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах и других сосудах.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector