Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепление откосов при вечной мерзлоте

Конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты

При конструировании земляного полотна в зоне вечной мерзлоты в зависимости от климатических условий района строительства, рельефа местности, состава и льдонасыщенности грунта должен быть обеспечен один из следующих температурных режимов мерзлого грунта в основании земляного полотна:

сохранение вечномерзлых грунтов в основаниях в течение всего периода эксплуатации дороги;

частичное оттаивание мерзлого грунта на глубину, определяемую расчетом;

оттаивание мерзлого грунта до начала строительства дороги из глубины, на которой он уже не влияет на работу земляного полотна, и осушение придорожной полосы.

Первый способ применим при третьем типе местности, сильно-глинистых грунтах и низкотемпературной вечной мерзлоте, когда оттаивание может привести к просадке и разрушению насыпей. Его используют в северных районах страны, на переувлажненных местах с высоким уровнем вечномерзлых грунте, имеющих обычно мощный моховой покров. На всей придорожной полосе сохраняют моховой и растительный покров. Лес-просеки ограничивают шириной насыпи понизу. Дорогу проектируют в насыпях, сооружаемых из не подверженных пучению песчаных и супесчаных грунтов, крупнообломочных горных пород п привозных глинистых грунтов.

После постройки насыпи уровень вечной мерзлоты повышается, и она достигает подошвы насыпи. Необходимо, однако, учитывать, что если в процессе эксплуатации будут допущены изменения водно-теплового режима грунтов придорожной полосы (например, вырубка леса и уничтожение мохового покрова), они будут неизбежно отражаться на состоянии дороги вплоть до полного ее разрушения.

Второй способ рекомендуется для сырых мест с низкотемпературной вечной мерзлотой при малольдонасыщенных глинистых и песчаных грунтах с влажностью менее предела текучести (просадочность от 3 до 10%). Под земляным полотном допускается частичное оттаивание грунта, глубину которого контролируют расчетом. При этом граница мерзлых грунтов должна иметь под насыпью выпуклое очертание. Насыпи можно возводить из местных грунтов, добываемых в придорожных резервах.

При проектировании земляного полотна по первому и второму способам следует избегать выемок. При неизбежности их устройства должен быть обеспечен надежный отвод воды, откосам придано очень пологое заложение, а на откосах и в земляном полотне уложены по расчетам надежные теплоизоляционные слои.

Третий способ, применяемый в южных районах зоны, с высокотемпературной сплошной и островной мерзлотой предусматривает максимальное оттаивание и осушение грунтов придорожной полосы. За год до возведения земляного полотна с полосы отвода удаляют растительность и мохо-торфяной слой и обеспечивают поверхностный водоотвод, чем обеспечивается опускание уровня вечной мерзлоты.

Для возведения насыпей используют преимущественно местные несвязные песчаные, супесчаные и обломочные грунты. При сохранении под насыпью мохового покрова нижний слой толщиной 0,3-0,5 м целесообразно устраивать из грунтов с камнями крупностью не более 10 см. Глинистые грунты с влажностью, не более чем в 1,2 раза превышающей оптимальную, разрешается использовать только в средней части насыпи при хорошем качестве уплотнения. Верхнюю часть насыпей не менее чем на 0,5 м отсыпают из дренирующих грунтов, щебня или гравия.

При обосновании необходимой высоты насыпи наряду с обычными требованиями снегонезаносимости и возвышения над источниками увлажнения необходимо учитывать также обеспечение заданного температурного режима вечной мерзлоты. При этом исходят из упрощенной схемы температурных расчетов.

При сохранении вечной мерзлоты насыпь на скальных, супесчаных или глинистых грунтах, имеющих оптимальную влажность, должна оттаивать на полную высоту только к наступлению морозного периода. В строительных нормах и правилах имеются составленные по данным наблюдений карты изолиний нормативных глубин сезонного оттаивания (деятельного слоя) различных грунтов в зоне вечной мерзлоты.

Высота насыпей должна быть равна толщине слоя промерзания с введением поправок на условия оттаивания.

При проектировании дороги с частичным оттаиванием придорожной полосы при назначении рабочих отметок учитывают уплотнение оттаявшего грунта, происходящее в процессе эксплуатации дороги под действием веса насыпи и проезда автомобилей, а также зимнее вспучивание и последующую осадку, которые нарушают ровность дорожных одежд и могут явиться причиной их разрушения.

В процессе осадки насыпи, затягивающейся на ряд лет, происходит выжимание из подстилающего грунта избытка воды в результате фильтрационной консолидации. При осадке насыпи на глубину S (до уровня I) и поднятии верхнего уровня вечномерзлого грунта на высоту (до уровня II) мощность деятельного слоя уменьшается.

Протаивание под насыпью необходимо ограничивать глубиной, при которой сезонное уплотнение и вспучивание основания при промерзании не превысят допустимого для дорожной одежды значения.

Сжатие мерзлого грунта слоем после оттаивания под нагрузкой может быть определено по упрощенной зависимости.

Отсюда допустимая толщина слоя талого грунта под насыпью в летний период.

Грунт, подстилающий насыпь, имеет меньшую теплопроводность, чем материал насыпи, отсыпаемой обычно из песчаных и скелетных грунтов. Средняя скорость оттаивания грунта насыпи.

Поэтому слой грунта основания толщиной эквивалентен в отношении глубины промерзания слою насыпи толщиной, следовательно, оставляемый под насыпью слой талого грунта соответствует по теплопроводности слою грунта насыпи толщиной.

Учитывая как и при выводе уравнения влияние местных условий на прогревание насыпи, получаем окончательную формулу для расчетов.

Если при проектировании земляного полотна предусматривается осушение дорожной полосы с удалением растительного покрова, то в зоне деградирующей вечной мерзлоты после оттаивания и просыхания дорожной полосы можно назначать высоту насыпи из обычных соображений как во II дорожно-климатической зоне.

Если к моменту возведения земляного полотна осушение не успеет полностью произойти, высоту насыпи назначают таким образом, чтобы осадка насыпи S при фильтрационной консолидации не превышала указанных выше значений предельной допустимой неровности покрытий.

Сжатие слоя мерзлого грунта после оттаивания согласно зависимости.

Толщина оттаявшего слоя, дающего деформацию, эквивалентна слою грунта насыпи.

Назначая рабочие отметки, следует учитывать, что моховой и трфяной покровы уплотняются под насыпью на 40-50% от толщины, замеренной при изысканиях. Поэтому при разбивке насыпей во время строительства к расчетной высоте, определенной но формуле, необходимо добавлять глубину сжатия растительного покрова.

При сохранении вечномерзлых грунтов в основании для предохранения мохового покрова от разрушения в нижнем слое насыпи целесообразно устраивать прослойки из дренирующих грунтов мелких фракций толщиной 0,3-0,5 м. В среднюю часть насыпи может быть помещен местный глинистый грунт. Верхний слой для предотвращения пучинообразования не менее чем на 0,5 м следует отсыпать из песка, щебня или гравия. На косогорных участках низовые откосы защищают от протаивания устройством теплоизоляционных присыпок.

Не разрешается устраивать нагорные канавы, которые могут стать причиной глубокого протаивания и возникновения термокарстовых и наледных процессов. Для перехвата стекающей по склону воды отсыпают нагорные валы, вдоль которых вода отводится к пониженным местам.

При допущении частичного оттаивания грунта для возведения насыпей можно использовать местные глинистые грунты придорожной полосы, закладывая притрассовые резервы или карьеры. Глинистый грунт можно отсыпать непосредственно на моховой и растительный покров, за исключением участков застоя воды или подтопления паводковыми водами.

Устройство выемок в зоне вечной мерзлоты допускается на участках с благоприятными грунтово-гидрологическими условиями при отсутствии в грунте ледяных линз и прослоек. В этом случае используют типовые поперечные профили. При неизбежности устройства выемок в сложных грунтово-гидрологических условиях, чего следует всячески избегать, им придают пологие откосы, защищаемые теплоизоляционными слоями.

Пылеватые пучинистые грунты в основаниях заменяют дренирующими устойчивыми грунтами, обеспечивая тщательный отвод поды из выемок и дренирующего слоя.

Высота насыпей, определенная по расчету на оттаивание льдонасыщенного основания, может быть уменьшена путем закладки в теле насыпи теплоизоляционных слоев. Долгое время теплоизоляцию устраивали только из местных подручных материалов — торфа, мха, древесной щепы, а на железных дорогах из топочных шлаков. Все эти теплоизоляционные слои эффективны только в сухом состоянии. Насыщение водой значительно повышает их теплопроводность, а в ряде случаев совершенно уничтожает их действие. Поэтому при устройстве теплоизоляционного земляного полотна необходимо принимать меры по защите слоев от поверхностной и грунтовой влаги и обеспечивать из них отвод воды.

Большие перспективы имеет применение искусственных пористых теплоизоляционных материалов — пенопласта, полиуретана, полистирола. При сравнительно малой толщине (5-10 см) слои,, уложенные в нижней части земляного полотна, уменьшают глубину оттаивания в 1,5-2 раза. При этом высота насыпей может быть уменьшена до 0,6-1,0 м, если это не противоречит требованиям борьбы с снежными заносами.

Толщина изоляционных слоев должна быть обоснована теплотехническими расчетами, на основании которых устанавливают глубину промерзания и оттаивания в зависимости от факторов, влияющих на скорость теплопередачи в грунте. К этим факторам относятся теплофизические свойства грунтов, температурный режим воздуха, тепловой поток из глубинных слоев грунта и теплоизоляционные слои на поверхности грунта.

Было предложено большое число методов расчета скорости оттаивания грунтов. Однако попытки точного решения задачи о скорости изменения температур во влажном грунте на различных глубинах приводят к громоздким решениям, которые все же не учитывают ряда факторов: приноса и отвода тепла с водой, охлаждения земляного полотна ветром, влияния затенения. Большое количество входящих в предлагаемые зависимости расчетных констант и параметров в связи с отсутствием их надежных значений и методов определений существенно снижает кажущуюся точность сложных решений. Если учесть к тому же, что при расчетах приходится исходить из средних многолетних температур, от которых в отдельные годы могут наблюдаться значительные отклонения, то для проектирования земляного полотна автомобильных дорог вполне оправдано применение упрощенных инженерных методов расчета.

Из их числа наиболее распространенным является метод проф. В.С. Лукьянова В его основу положены следующие допущения: температура наружного воздуха постоянна; грунт однороден; температура изменяется в грунте от поверхности до нижней границы талого слоя — глубин, на которой температура равна нулю, по закону прямой линии; теплоизоляционные слои на поверхности мерзлого грунта при расчете промерзания или оттаивания приводятся к эвивалентному слою грунта; тепловой поток из глубинных слоев грунта постоянен.

Следует отметить, что допущение постоянной температуры воздуха не препятствует учету ее фактического изменения в течение года. Для этого криволинейную эпюру изменений температуры во времени нужно заменить ступенчатой и расчеты скорости промерзания проводить последовательно, применительно к коротким отрезкам времени, в течение которых температура принимается постоянной.

Рассмотрим процесс оттаивания мерзлого грунта, на поверхности которого уложен теплоизоляционный слой (или дорожная одежда) толщиной I. Этот слой при расчете оттаивания в дальнейшем заменяется слоем мерзлого грунта s, эквивалентным по размеру термического сопротивления сопротивлению теплоизоляционных слоев и теплообмену поверхности земли с воздухом.

Обозначим через а коэффициент теплоотдачи с поверхности земли, характеризующий количество тепла, передаваемого за единицу времени через единицу поверхности контакта грунта с воздухом при разности их температур 1°. Коэффициент теплоотдачи а имеет размерность ккал/(м2-ч-°С), или Вт/(м2-К).

Полное термическое сопротивление равно сумме термических сопротивлений теплообмену воздуха с поверхности земли за счет конвекции и излучения и термического сопротивления изолирующего слоя толщиной I.

Грунт, имеющий коэффициент теплопроводности, будет иметь равное термическое сопротивление при толщине слоя.

где U — толщина отдельных слоев изоляции.

При расчетах на оттаивание грунтов их теплофизическую характеристику следует брать для грунтов в талом состоянии, при расчетах на промерзание — в замороженном (мерзлом).

Начальное распределение температур обозначено прямой. Нулевая изотерма, условно принимаемая при расчете за границу между мерзлым и талым грунтом, соответствует линии.

Пусть за промежуток времени граница промерзания переместится на величину в положение. При этом прямая распределения температуры в мерзлом грунте займет положение, площадь треугольника ЛВС увеличится на величину du.

Читать еще:  Откосы котлована зачем нужны

Согласно законам теплопередачи количество теплоты, проходящее за единицу времени через единицу поверхности, ограничивающей грунтовой массив, выражается зависимостью.

Для облегчения решения этого трансцендентного уравнения имеются программы для ЭВМ.

Как показывают сравнительные расчеты, второй член полученного уравнения оказывает относительно малое влияние на значение t и может быть опущен. Поэтому для определения скорости оттаивания или промерзания грунта можно пользоваться упрощенным выражением.

Из формулы, если принимать в ней различные параметры равными нулю, можно получить простые формулы, известные из литературы. Получается формула Стефана, предложенная первоначально для оценки скорости нарастания льда в стоячих водоемах.

Формулу можно с достаточной точностью использовать в теплотехнических расчетах при проектировании автомобильных дорог.

При конструировании теплоизоляции из нескольких слоев, а также при расчете влияния различных слоев дорожной одежды необходимо приводить эти слои к эквивалентным по теплопередаче слоям грунта.

Используя формулу Стефана и приравнивая выражения для двух разных материалов, можно получить зависимость.

В этом случае под Q2 и Qi следует понимать основные источники поглощения тепла при оттаивании. Для грунта им будет скрытая теплота плавления содержащегося в нем льда, для теплоизоляционных слоев — теплоемкость.

Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85).

Конструкции выемок в вечномерзлых грунтах

2.144. Выемки глубиной до 6 м в вечномерзлых грунтах III категории термопросадочности на ландшафтах со сливающейся мерзлотой следует проектировать с заменой грунта основной площадки на дренирующий на глубину по расчету; откосы следует покрывать торфом или пенопластом и суглинком толщиной 0,5 м с посевом дикорастущих трав. Поперечный уклон дна котлована следует назначать 0,01, а продольный — 0,005 — 0,01 (рис. 37). Выемки в грунтах IV категории термопросадочности не допускаются.

Рис. 37. Конструкция выемки глубиной до 6 м на вечномерзлых грунтах III категории термопросадочности с заменой на дренирующий грунт и термоизоляцией откосов пенопластом или торфом

1 — поверхность горизонта вечной мерзлоты до сооружения выемки; 2 — новообразованная поверхность мерзлоты; 3 — мохово-растительный слой; 4 — валик из грунта; 5 — пенопласт или торф по расчету; 6 — торфопесчаная смесь; 7 — дренирующий грунт, hз — глубина замены на дренирующий грунт

2.145. Выемки в вечномерзлых глинистых грунтах и пылеватых песках II категории термопросадочности, а также в галечниковых и гравийных грунтах с суглинистым и супесчаным заполнителями III категории термопросадочности следует проектировать по типовому профилю, приведенному на рис. 38, с заменой грунта на дренирующий и устройством закюветной полки шириной 1 м с уклоном 0,02 и укладкой на откосах слоя торфопесчаной смеси 0,15 — 0,20 м с посевом дикорастущих трав.

Рис. 38. Конструкция выемки глубиной до 6 м в вечномерзлых глинистых грунтах и песках пылеватых I и II категории термопросадочности, а также в гравийных грунтах с супесчаным заполнителем III категории термопросадочности, с заменой грунта на дренирующий

1 — поверхность горизонта вечной мерзлоты до постройки выемки; 2 — новообразованная поверхность мерзлоты; 3 — мохово-растительный слой; 4 — валик из грунта; 5 торфопесчаная смесь; 6 — закюветная полка; 7 — дренирующий грунт; S — осадка основания земляного полотна

2.146. В выемках глубиной до 6 м, сооружаемых на уклоне местности менее 1:10 на сильноснегозаносимых участках, в вечномерзлых грунтах I и II категории термопросадочности, крутизну откосов следует принимать: при глубине выемки 1 — 3 м — 1:4, 3 — 5 м — 1:3.

В вечномерзлых грунтах III категории термопросадочности крутизну откосов выемок следует назначать на основании технико-экономического сравнения вариантов раскрытия выемок и устройства снегозащитных сооружений.

Водоотводы на вечномерзлых грунтах

2.147. Допускается устройство продольных водоотводных канав вдоль насыпей на расстоянии 5 — 10 м от их подошв на участках грунтов I и II категории термопросадочности и продольном уклоне местности не более 0,004 с обязательным укреплением их геотекстилем, прикрытым песчано-гравийной смесью.

В полосе трассы шириной 20 — 30 м в каждую сторону от оси участки с термокарстовыми озерами, котлованами, с залеганием повторно-жильных льдов, бугристо-западинного микрорельефа и др. должны быть засыпаны местным грунтом или торфогрунтовой смесью с уплотнением.

2.148. Откосы насыпей, сооружаемых из мелких или пылеватых песков на неподтопляемых участках, укрепляются слоем 0,1 — 0,3 м торфогрунтовой смеси: торфа — 30%, суглинка — 70%, или торфа — 40%, песка — 60%, или укрепляются обсыпкой скальным грунтом толщиной 0,5 м и более. При укреплении откосов насыпи скальным, щебенистым, гравийно-галечниковым грунтом толщину слоя торфогрунтовой смеси назначают не менее 0,3 м в зависимости от состояния и свойств грунтов, слагаемых откосы.

2.149. Откосы выемок в твердомерзлых грунтах следует покрывать защитным слоем талого, сыпучемерзлого или сухомерзлого песчаного грунта толщиной не менее 0,3 м с последующим закреплением торфогрунтовой смесью или геотекстилем.

При необходимости сооружения выемок в льдонасыщенных грунтах при коэффициенте льдистости более 0,4 следует проектировать замену их на сыпуче-мерзлые или талые пески на глубину сезонно-талого слоя (по расчету) с устройствами для регулирования положения верхней границы вечной мерзлоты под основной площадкой.

2.150. Для обеспечения снегонезаносимости откосы выемок должны иметь уклон 1:4 — 1:6 и быть защищены от термоэрозии слоем талого, сыпучемерзлого или сухомерзлого грунта толщиной не менее 0,2 м с последующим их закреплением посевом дикорастущих трав.

2.151. Для укрепления откосов и бровок насыпей и выемок, сложенных мелкими и пылеватыми песками или супесями, следует применять преимущественно геотекстиль, прикрытый сверху дренирующим грунтом или торфогрунтовой смесью, с последующим посевом дикорастущих трав.

2.152. Откосы насыпей на участках пересечения водотоков термокарстовых озер или при расчетной длине разгона волны более 0,5 км следует укреплять скальным грунтом или железобетонными плитами по слою геотекстиля (см. прил. 15).

2.153. При проектировании земляного полотна с заглубленным балластным слоем на грунтах III и IV категории термопросадочности следует предусматривать замену грунта на дренирующий с надежным отводом воды из корыта дороги в ливневую канализацию (см. рис. 36).

2.154. При проектировании земляного полотна вдоль наземных и подземных коммуникаций — нефтегазопроводов, водопровода, производственных стоков в трубах, а также вдоль берега водоемов следует предусматривать мероприятия по защите земляного полотна от переувлажнения и возможных деформаций.

2.155. Для отвода поверхностной воды от земляного полотна, устраиваемого в пределах площадки промышленного предприятия, а также при высоком стоянии подземных вод должны предусматриваться лотки с продольным уклоном дна 0,5 — 3% или трубчатые дрены (трубофильтры) диаметром не менее 150 мм. При среднемесячной температуре наружного воздуха наиболее холодного месяца ниже -15 1 С следует предусматривать утепленные лотки (рис. 35).

Земляное полотно с заглубленной балластной призмой

2.156. Земляное полотно путей с заглубленной балластной призмой на спланированной территории промышленных предприятий и на застроенных территориях проектируется при наличии ливневой канализации. При этом тип поперечного профиля выбирается в зависимости от системы водоотвода и требований по возвышению бровки земляного полотна над уровнем грунтовых вод.

2.157. В случае обводнения грунтов земляного полотна за счет утечки производственных и хозяйственных вод в грунт необходимо разрабатывать комплекс инженерных мероприятий по водоотводу:

организацию стока производственных и атмосферных вод;

понижение уровня грунтовых вод дренажами;

устройство мерозозащитных слоев из геотекстилей и других материалов, предотвращающих пучение грунтов основной площадки земляного полотна;

устройство прослоек из песка и геотекстиля;

замену пучинистого грунта верхней части земляного полотна на дренирующий.

2.158. Верх земляного полотна с заглубленной (полузаглубленной) балластной призмой следует устраивать с уклоном в сторону водоотводных канав, лотков. Поперечные профили земляного полотна показаны на рис. 39, 40.

Рис. 39. Конструкция земляного полотна на планируемой территории с заглубленной балластной призмой

1 — балластная призма; 2 — граница отвода земель; 3 — кювет; hб — толщина балластного слоя

Рис. 40. Конструкция земляного полотна на планируемой территории в разных уровнях

а — без подпорной стенки; б — с подпорной стенкой; 1 — балластная призма; 2 — граница отвода земель; 3 — подпорная стенка; 4 — кювет; hбтолщина балластного слоя

2.159. При недренирующих грунтах земляное полотно, сооружаемое во II и III дорожно-климатической зоне при всех типах увлажнения; а в IV зоне при 2- и 3-м типах увлажнения (табл. 2) должны быть приняты меры по отводу воды из «корыта» с помощью дренажей и лотков (рис. 41).

Рис. 41. Конструкции земляного полотна с заглубленной балластной призмой в недренирующих грунтах

а — с отводом воды продольной трубчатой дреной и с вариантом углубленного ровика; б — с отводом воды продольным лотком; 1 — трубчатый дренаж; 2 — то же, в месте выпуска его на поверхность; 3 — железобетонный лоток; hб — толщина балластного слоя

2.160. Толщину балластного слоя под шпалой на путях с заглубленной и полузаглубленной балластной призмой назначают по указаниям СНиП 2.05.07-85, п. 2.72. Методика расчета толщины балластного слоя под шпалой при заглубленной балластной призме дана в прил. 12 настоящего Пособия.

2.161. Верх земляного полотна из дренирующих грунтов с коэффициентом фильтрации более 1 м/сут назначается горизонтальным, дренажи не устраиваются. При этом возвышение бровок основной площадки над уровнем грунтовых вод не должно определяться по табл. 3. В случае невозможности соблюдения этого условия, а также при тугопластичных и мягкопластичных грунтах, имеющих показатель консистенции более 0,25, следует разрабатывать мероприятия по осушению земляного полотна устройством дренажей глубокого заложения, изолирующих и водонепроницаемых прослоек, заменой грунта на дренирующий, имеющий коэффициент фильтрации для путей с открытой и полузаглубленной балластной призмой не менее 1 м/сут, а с заглубленной — 2 м/сут.

2.162. В случае сопряжения основных площадок земляного полотна, расположенных в разных уровнях с разностью отметок головок рельсов соседних путей до 15 см, уступ в земляном полотне не делается (рис. 41, в). Сопряжение земляного полотна подкрановых путей с железнодорожным показаны на рис. 42, а расстояния определяются по ГОСТ 9238-73. Сброс воды с площадки на путь не допускается.

Рис. 42. Конструкции земляного полотна при сопряжении с подкрановым путем

а — при открытой системе водоотвода; б — при закрытой системе водоотвода; в — вариант водоотвода на существующем пути; 1 — твердое покрытие складской площадки на станции; 2 — щебень; 3 — песчаная прослойка толщиной 0,05 м; 4 — подкрановый путь; 5 — ось пути; 6 — кювет; 7 колодец ливневой канализации; 8 — дренаж (трубофильтр); hбтолщина балластного слоя; lрасстояние между путями

2.163. При строительстве железнодорожных путей на территории предприятия до производства работ по вертикальной планировке земляное полотно сооружается по временной схеме с отводом воды кюветами и водоотводными канавами (рис. 43). Этапы строительства доказаны на рис. 44.

Рис. 43. Конструкции земляного полотна вторых заглубленных путей на планируемой территории

1существующий путь; 2 — существующий дренаж; 3 — проектируемый дренаж; 4 — смотровой колодец; 5 — заполнение недренирующим грунтом; hб — толщина балластного слоя

Рис. 44. Схемы конструкций земляного полотна при строительстве в две очереди на спланированных территориях

а — схема укладки второго пути со стороны существующего дренажа; б — то же, с противоположной стороны; в — то же, с переходом на закрытую систему дренажа, г — для насыпи; д — для выемки; 1 — контур первой очереди строительства; 2 — существующий дренаж; 3 — смотровой, колодец; 4 — существующий путь; 5 — засыпка глинистым грунтом; 6 — контур планировки; 7 — балласт второй очереди укладки пути; 8 — балласт первой очереди; 9 — засыпка второй очереди; 10 — планировка на второй очереди; 11 — трубофильтр; hб — толщина балластного слоя

Читать еще:  Копание траншеи с откосами

2.164. Конструкции земляного полотна для одного пути, проектируемого около высокой платформы на станции и погрузочно-разгрузочных путях, приведены на рис. 45, а вдоль стены здания на территории промышленного предприятия и на станциях — на рис. 46. Поверхностный отвод атмосферной воды осуществляется железобетонным лотком в общую систему канализации либо устройством канавы, укрепленной железобетонными плитами, или дренажа с трубофильтрами.

Рис. 45. Конструкции земляного полотна около высокой платформы

а — на планируемой территории; б — на непланируемой территории; 1 — балластная призма; 2 — трубофильтр; 3 — то же, в месте выхода трубофильтра на поверхность; 4канава; hб — толщина балластного слоя

Рис. 46. Конструкции земляного полотна, устраиваемого вдоль стены здания на территории промышленного предприятия или на станциях

а — с лотком; б — с дренажем из трубофильтра; 1 — балластная призма; 2 — лоток; 3 — лоток укрепленный; 4 — трубофильтр; 5 — то же, в месте выхода его на поверхность; hб — толщина балластного слоя

2.165. Конструкции земляного полотна для двух путей с заглубленной балластной призмой при отводе воды из балластного слоя приведены на рис. 47: а — с помощью дренажа и трубофильтра; б — с применением междупутного лотка.

Настоящий сайт является средством массовой информации (СМИ) под названием «GMSTAR.RU (ДЖИЭМСТАР.РУ)».

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-42631. Выдан Федеральной службной по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Международная академия наук «Проблемы интеллектуального развития»

Адрес редакции: 127051, г. Москва, пер. Большой Каретный д. 20, стр. 3
Телефоны редакции: 8(495) 783-76-11, 8(800) 775-27-03 (звонок бесплатный по России)

Строительство в условиях вечномёрзлых грунтов

Северная строительно-климатическая зона включает районы Крайнего Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Она отличается широким диапазоном изменения температур и влажности воздуха, ветровых воздействий, ландшафта.

Вечномерзлые грунты имеют отрицательную или нулевую температуру, содержат в своем составе лед и находятся в мерзлом состоянии в течение многих лет. Они имеют сплошное или островное распространение. В северных районах мощность их достигает 500 м. Поверхностный слой подвергается сезонному оттаиванию – промерзанию. По состоянию в природных условияхвечномерзлые грунты подразделяются на твердомерзлые, пластичномерзлые и сыпучемерзлые. Инженерно-хозяйственная деятельность человека приводит к ослаблению вечной мерзлоты, к появлению термокарстовых явлений.

Тепловые загрязнения геологической среды в процессе хозяйственной деятельности часто являются причиной массовых деформаций зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах. Отепляющие воздействия инфраструктуры приводят к развитию термокарста. При чрезмерном охлаждении возможны деформации, вызванные морозобойным растрескиванием, пучением грунтов.

В состав мероприятий по инженерной подготовке территорий входит: вертикальная планировка; устройство дорог и прокладка коммуникаций, отвод поверхностных вод; осушение; недопущение затопления, образования термокарстов.

При строительстве на вечномерзлых грунтах применяют два основных принципа: I – грунты основания сохраняют в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации; II – грунты основания используют в оттаявшем или в оттаивающем состоянии.

При строительстве по I принципу, несущие конструкции проектируют без учета их осадочных деформаций. Конструктивная система здания такая же, как и при строительстве в обычных условиях. Основным видом фундаментов являются свайные. Поверху свай устраивается сплошной ростверк. Допускается применение столбчатых железобетонных и монолитных бетонных фундаментов.

Сохранение вечномерзлого состояния грунтов при проектировании по принципу I достигается: возведением зданий на подсыпках; теплоизоляцией поверхности грунта под полом; устройством вентилируемых подполий; расположением на первом этаже неотапливаемых помещений; прокладкой под полом охлаждающих вентиляционных каналов; искусственным охлаждением грунтов.

Принцип I должен применяться, если грунты застраиваемой территории можно сохранить в мерзлом состоянии при экономически целесообразных затратах. Использование пластично мерзлых грунтов в качестве основания по принципу I допускается при условии понижения их температур.Принцип II должен применяться при наличии в основании скальных грунтов или вечномерзлых, деформация которых при оттаивании не превышает предельно допустимых значений для проектируемых сооружений и в тех случаях, когда это экономически оправдано. Уменьшение деформаций может быть достигнуто предварительным искусственным оттаиванием на заданную глубину, устройством грунтовых подушек, увеличением глубины заложения и прорезкой сильносжимаемых слоев с опиранием на малосжимаемое основание.

В отмечается, что возводимые системы неремонтнопригодны, т.е. работают до первого отказа. Предполагается создать ремонтнопригодные системы с управляемой величиной долговечности. Для этого в конструкциях зданий следует предусматривать возможность восстановления их первоначальных форм.

Регулирование теплового взаимодействия здания с основанием позволит повысить долговечность в несколько раз. Вентилируемое подполье позволяет стабилизировать верхнюю границу вечномерзлых грунтов. Режим вентиляции назначается из условия равенства глубины промерзания грунтов в подполье глубине их последующего оттаивания.При наличии в основании твердомерзлых грунтов основание рассчитывают только по первой группе предельных состояний.

9.Методы устройства шпунтовых ограждений и грунтовых перимычек.

Шпунтовое ограждение необходимо при строительстве домов и зданий, для предотвращения обвалов и грунтовых вод . Шпунтовое ограждение представляет собой стальные, железобетонные или деревянные сваи, забитые в грунт. Данный вид ограждений не дает грунту сползать и обрушиваться во время работ. Этот метод используется при проведении строительных работ на рыхлых и плывучих грунтах, а также грунтах с повышенным содержанием влаги. Такие ограждения надежно защищают котлован, они не дают обрушиться его стенам при проведении работ любой степени сложности. Существует насколько видов ограждений данного типа:

  • железные шпунты;
  • бетонные шпунты;
  • деревянные шпунты;
  • шпунт Ларсена.

Железные шпунты являются самыми распространенными, часто используется шпунтовое ограждение котлована из труб. Преимуществами данного вида ограждений являются надежность и доступная стоимость. Шпунты после завершения строительных работ извлекаются из земли, они являются многоразовыми и подлежат повторному использованию.

Деревянное шпунтовое ограждение котлована цена на которое достаточно низкая, также пользуется популярностью. Оно не подлежит использованию повторно, не может использоваться на твердых грунтах с остатками камней, старых затопленных деревьев, различного строительного мусора.

Бетонные шпунты стоимость выше, чем стоимость железных. Данный вид шпунтов остается в земле после окончания строительства, они становятся частью фундамента. Бетонные шпунты широко используются при строительстве многоэтажных домов.

Шпунты Ларсена широко применяются в строительстве, для их изготовлении используется металлический профиль высокого качества желобообразной формы с закругленными концами. Концы профиля также называют замками, так как они соединяются между собой и надежно защищают котлован от оползней. Шпунты Ларсена часто используются при строительстве мостов, дамб, причалов, а также при проведении других видов работ, которые нуждаются в надежном ограждении.

Существуетчетыре основных способа погружения в землю

1.- ударный, при его использовании сваи забиваются в грунт. Его применение не зависит от типа почвы.

2.- вибрационный, В условиях сухих и песчаных почв сваи погружаются при помощи вибропогружателя

3.- Вдавливание, на глинистых почвах и почвах с большим содержанием влаги

4.- погружение в скважины, которые были пробурены заранее.

Грунтовые перемычки применяются для ограждения котлованов в открытых водоемах в тех случаях, когда необходимые для их возведения объемы грунтового материала находятся в непосредственной близости от места возведения перемычки. Работы по сооружению таких перемычек могут быть полностью механизированы и выполняться с большой производительностью.

Грунтовые перемычки проектируются как грунтовые плотины небольшой высоты и возводятся теми же методами. При этом необходим расчет их устойчивости с учетом как статических нагрузок, так и возникающих гидродинамических усилий. При выборе крутизны откосов необходимо учитьгоать возможность фильтрации воды в котлован через перемычку. В связи с этим основание nepeiV№r4KH со стороны котлована должно быть выполнено таким образом, чтобы фильтрующий через перемычку поток не снижал его устойчивости. Фильтрационный расход и дождевые осадки должны собираться в специальные водосборные канавы и отводиться в сторону. Напорная грань перемычек со стороны водоема должна бьггь защищена от возможного разрушения. Для этой цели применяется каменная наброска или покрытие откоса фашинами.

10.Особенности технологии выторфовывания заболоченных територий.

Болотами принято называть места с затруднёнными поверхностным и внутренним стоком, занятые естественными залежами высокопористых водонасыщенных грунтов.

Насыпи на болотах в зависимости от типа болота, технической категории могут быть возведены:

без выторфовывания с отсыпкой непосредственно на поверхности болота;

— после полного или частичного выторфовывания;

— с отсыпкой на слое торфа с последующей посадкой насыпи на минеральное дно болота;

— на поверхности болота после устройства дренажных прорезей или вертикальных дрен

На болотах I типа возможно либо полное выторфовывание, либо частичное выторфовывание, либо обжатие торфа ( без предварительного выторфовывания1) при устройстве насыпи. Если применяются глинистые грунты, то в нижней части насыпи делают капиллярный прерыватель из песчаного грунта. Высота Я насыпи над поверхностью болота зависит от глубины V выторфовывания.

В первом случае насыпи погружаются путем собственного веса, или путем взрывания торфа, или путем выторфовывания предварительно осушенного болота. Во втором случае на минеральное дно болота опирается не вся насыпь, но только две призмы, находящиеся у краев. Третий способ работ применяется при значительной глубине болота или при наличии плотных и хорошо разложившихся торфов. Лучшим грунтом для возведения насыпей на болотах является гравелистый и крупный песок.

На болотах I и II типа глубиной более 3 м насыпь может быть уложена на торфяное основание без выторфовывания) либо с частичным выторфовыванием верхнего слоя горфяпой залежи, замедляющим осадку посыпки. Ширина насыпи назначается з зависимости от диаметра и габарита засыпки трубопровода и ширины эксплуатационного проезда.

На болотах I типа насыпи высотой до 3 м отсыпают при полной или частичной замене торфа в основании минеральным грунтом. Сумма величин высоты насыпи над поверхностью болота и глубины траншеи выторфовывания должна быть не менее 3 5 м для дорог I и II категорий и 3 м для дорог III категории.

Насыпи на болотах возводят по специальным профилям. Выбор их конструкции обосновывается технико-экономическими расчетами, которыми устанавливается необходимость полного или частичного выторфовывания болота, укладка еланей, устройство песчаных свай. Высота насыпи на болоте после ее осадки должна быть, считая от поверхности болота, не менее 0 8 м, если торф из-под насыпи удален, и не менее 1 2 м, если торф оставлен.

Поперечные профили насыпей на болотах устанавливают в зависимости от типа болота, его глубины, уклона минерального дна. Конструкцию земляного полотна при этом ( частичное или полное удаление торфа в основании, отсыпка насыпей без выторфовывания, сооружение насыпей на еланях или песчаных сваях) выбирают на основе технико-экономических расчетов с учетом типовых приемов проектирования, проверенных многолетней практикой.

Работы по возведению земляного полотна осуществляют круглогодично. В зимний период разрешается осуществлять следующие виды работ: разработку выемок и резервов в необводненных песках, галечно-гравийных и скальных грунтах; разработку выемок глубиной более 3 м в глинистых грунтах при влажности в пределах, указанных в СНиП 3.06.03 — 85 Автомобильные дороги; возведение насыпи из сосредоточенных резервов грунта; устройство насыпи из песчаных грунтов на болотах; выторфовывание.

Болотами принято называть места с затруднёнными поверхностным и внутренним стоком, занятые естественными залежами высокопористых водонасыщенных грунтов.

Следует различать три типа болот:

— болота, заполненные торфом перекрытым сверху слоем минерального грунта, прочность грунтов в природном состоянии обеспечивает возможность возведения насыпи высотой до 3 м без возникновения процесса бокового выдавливания слабого грунта;

Читать еще:  Откосы с улицы с пенопласта

-болота, сплошь заполненные торфом

IIа — болота, включающие слой торфа, подстилаемый слоем мергеля или или и перекрытый сверху слоем минерального грунта. При некоторой интенсивности возведения насыпи высотой до 3 м, но не выдавливается при меньшей интенсивности возведения насыпи;

IIб — болота, включающие слой торфа, подстилаемый мергелями или илом

III— болота с торфяным слоем, плавающим на воде или сапропеле, содержание в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который при возведении насыпи высотой до 3 м выдавливается независимо от интенсивности возведения насыпи.

Торф — горючее полезное ископаемое растительного происхождения.

Слой мергеля— каменистая порода формировавшаяся несколь тысяч лет

Обоснование высоты насыпи при проектировании земляного полотна в районах вечной мерзлоты (Практическая работа № 22)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Практическая работа 22

Обоснование высоты насыпи при проектировании земляного полотна в районах вечной мерзлоты

Теоретическая часть

Конструкция земляного полотна автомобильных дорог в зоне вечномерзлых грунтов должна учитывать изменения вводно-теплового режима придорожной полосы, вносимые строительством и последующей эксплуатацией дороги.

В зависимости от климатических условий района строительства, рельефа местности, состава и льдонасыщенности грунта должен быть обеспечен один из следующих температурных режимов мерзлого грунта в основании земляного полотна:

– сохранение вечномерзлых грунтов в основаниях в течение всего периода эксплуатации дороги;

– частичное оттаивание мерзлого грунта на величину, определяемую расчетом;

– оттаивание мерзлого грунта до начала строительства дороги до глубины, на которой он уже не влияет на работу земляного полотна и осушение придорожной полосы.

В зависимости от температурного режима необходимая высота насыпи рассчитывается с учетом влияния местных условий и величины слоя оттаивания и промерзания грунта.

При сохранении вечной мерзлоты, высота насыпи должна быть равна толщине слоя промерзания с введением поправок на условия оттаивания:

, (22.1)

где – нормативная глубина оттаивания в грунте, из которого отсыпают насыпь (определяется по картам изолиний нормативных глубин сезонного оттаивания различных грунтов в зоне вечной мерзлоты, рисунок 22.1);

– коэффициент, учитывающий поглощении тепла покрытием (1,05 для цементобетонных, 1,1 – 1,6 для покрытий с применением органических вяжущих);

– коэффициент дополнительного притока тепла в основание, учитывающий влияние откосов насыпи и вырубки при постройке дороги просеки. Значения меняются в зависимости от климатического района в сравнительно малых пределах 1,16 – 1,22;

– коэффициент, учитывающий влияние влажности грунта на глубину протаивания основания. Величина его может быть найдена по эмпирической формуле:

, (22.2)

W – влажность грунта, %;

а – эмпирическая величина, приближенно равная, для всех грунтов 0,90;

b – коэффициент, учитывающий вид грунта; для песчано-гравийных грунтов b = 0,018, для супесчаных и суглинистых грунтов b = 0,007.

Рисунок 22.1 – Карта изолиний глубин сезонного оттаивания грунтов, Hр, м

При частичном оттаивании придорожной полосы исходят из следующей схемы расчета (рисунок 22.2).

Рисунок 22.2 – Схема к расчету высоты насыпи при допущении частичного поднятия уровня вечной мерзлоты

Осадка насыпи на величину S, и поднятие верхнего уровня вечномерзлого грунта на величину δ мощность деятельного слоя Hд.с уменьшается до величины

Ограничением глубины протаивания служит предельная для дорожной одежды величина fдоп:

– для цементобетонных покрытий 2 см;

– для асфальтобетонных 4 см;

– для облегченных усовершенствованных 6 – 8 см;

– для переходных и низших типов 10 – 15 см;

Величина сжатия слоя мерзлого грунта после оттаивания под нагрузкой может быть определена по упрощенной зависимости:

, (22.3)

где e – коэффициент относительной осадки мерзлого грунта при оттаивании

Производство работ в условиях вечной мерзлоты, особенности технологии.

Исходной информацией для назначения дорожной конструкции с мерзло-комковатым ядром служит:

— требуемая высота насыпи по условиям снегонезаносимости;

— толщина насыпи, обеспечивающая сохранение вечной мерзлоты без применения теплоизолирующих слоев.

Вечномерзлый грунт – многолетнемерзлый грунт, темпер.которого остается отрицательной независимо от сезонных изменений температуры воздуха в течении длительного периода. В России 65% территории.
Принципы проектирования, конструкция ЗП.
1 принцип – насыпь отсыпается такой высоты, чтобы граница вечной мерзлоты не опускалась бы ниже подошвы на весь период экспл.дороги.высота насыпи расчит.по ВСН85-89. Для самых неблагопр.условий мерзлоты. Сохранение ВМГ в основании в течении всего периода эксплуатации – этот принцип принимается при сильнопросадочных, глинистых, сильнольдистых, грунтах и при низкотемпературной вечной мерзлоте. А/д проектируют в насыпи из непучинистых грунтов, сохраняя мохорастительный слой. При возведении земляного полотна, запроектированного по прин­ципу использования при эксплуатации дороги грунтов основания земляного полотна в мерзлом состоянии, следует производить отсыпку насыпи после промерзания сезонно оттаивающего слоя не менее чем на 30 см.
2 принип – предусматривает раскол верхней границы мерзлоты ниже подошвы насыпи, но при этом допустимая глубина оттаивания грунта огран.нормативн.значениями вертикальных необратимых деформаций конструкции

При возведении земляного полотна, запроектированного по прин­ципу использования при эксплуатации дороги грунтов основания земляного полотна в оттаивающем состоянии, отсыпку насыпи разрешается произво­дить в любое время года (летом по способу „от себя») с сохранением мохо­растительного покрова или удалением в необходимых случаях непригодных грунтов из основания по мере их оттаивания.Разработку грунта в резервах в летнее время следует вести бульдо­зером, начиная с низовой стороны, по мере оттаивания грунта слоями тол­щиной не менее 15 см.При разработке глинистых грунтов должны быть приняты меры, обеспе­чивающие водоотвод.
3 принцип – предусматривает предварительное оттаивание и осушение грунтов в пределах полосы отвода.высокие насыпи рассчит.по теплотехническому расчету. Частичное оттаивание мерзлого грунта на глубину, определяемую расчетом – применяется при низкотемпературной вечной мерзлоте, с малольдинистыми глинистыми и песчаными грунтами, с влажностью не менее предела текучести.

Дренирующий грунтРаботы зимой пр-ся при промерзании грунта не менее 30 см. Расчистка от снега споб.быстрому промерзанию, как только промерз грунт не менее 30см, можно начинать отсыпку. Отсыпка первого слоя пр-ся только отсебя.Нужно:1)Снижать влажнось грунта путем рыхления2)Отсыпка грунта в бурты(срок оттаивания бурта 1-5 лет).
Насыпь с торфом в качестве утеплителя:1)Отчистка от снега2)Отсыпка торфа(высушенного)3)Отсыпка от себя.
Если использ.искусственый утеплитель:1)Отчистка от снега2)уст-во выравнивающего слоя(10-20см)3)уст-во плит(пеноплекс) теплоизоляц.слой4)защитный слой от себя(50 см) расчитывается на катки и расчетную нагрузку6)отсыпка 1-го слоя. Тип 1 Тип 2

Рис.3. Поперечные профили насыпи на участках с грунтами IV и V категорий просадочности:
1 — торфяная присыпка на откосе. 2 — мохорастительный покров; 3 — грунт основания; 4 — ВГВМ в естественных условиях; 5 — то же, после постройки насыпи; 6 — грунт насыпи; 7 — берма

Рис.4. Поперечные профили насыпи с теплоизолирующими слоями на участках с грунтами IV и V категорий просадочности:
1 — грунт насыпи; 2 — торф в уплотненном состояний; 3 — грунт основания; 4 — ВГВМ в естественных условиях; 5 — то же, после постройки насыпи; 6 — плиты из пенополистирола (пенопласта); 7 — выравнивающий слой из сыпучемерзлого песка или крупнообломочного грунта мелких фракций; 8 — мохорастительный покров

На участках, где земляное полотно запроектировано по первому принципу, сроки проведения подготовительных и основных работ должны строго соблюдаться

В течение короткого летнего периода необходимо:

-довести земляное полотно, отсыпанное в зимний период, до требуемых параметров путем уплотнения тела насыпи, планировки откосов, укрепительных работ;

-заготовить грунт, в том числе гидромеханизированным способом, для работ в зимний период;

-выполнить укрепительные и отделочные работы на искусственных сооружениях;

-устроить дорожное основание и покрытие;

-заготовить асфальто- и цементобетонные смеси в необходимом объеме путем организации работы заводов в 2 — 3 смены.

. В зимний период необходимо:

-построить автозимники, возвести временные здания и сооружения, расчистить дорожную полосу и подготовить карьеры дорожно-строительных материалов, в том числе грунтовые, для разработки грунта зимой и в следующий летний период;

-доставить на объекты машины, механизмы, строительные и горюче-смазочные материалы;

-произвести буровзрывные работы на участках с мерзлыми грунтами, которые при оттаивании переходят в текучее состояние;

-соорудить временные землевозные дороги между карьерами и трассой, возвести насыпи из скальных, а также несмерзающихся галечно-гравийных и песчаных грунтов на подходах к мостам, на марях, болотах и других, участках со слабыми основаниями; отсыпать бермы и утеплить откосы;

-устроить дорожные одежды: заготовить, переработать и вывезти каменные материалы на трассу и заводы (АБЗ, ЦБЗ); изготовить сборные железобетонные изделия; устроить щебеночное (гравийное) основание; уложить сборные железобетонные плиты, а также монолитное цементобетонное основание с применением методов зимнего бетонирования.

При комплектовании отрядов учитывают реальную продолжительность строительного сезона, которая зависит от климатических условий и вида применяемых грунтов.

Насыпи из крупнообломочных или песчаных грунтов возводят круглогодично.

Расчетное количество рабочих, смен Тр в этом случае определяют по формуле

где Тг — календарная продолжительность года, сут;

Тп — количество выходных и праздничных дней в году;

Тм — количество нерабочих дней из-за неблагоприятных метеорологических условий (температура воздуха ниже минус 35°С);

Ксм — коэффициент сменности работы машин.

Продолжительность сезона, в течение которого устраивают земляное полотно

Количество рабочих смен рассчитывают по формуле

(9)

где ТБ.М — длительность безморозного периода (между датами устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха через 0°С), сут.;

ТОТ — время, необходимое для оттаивания грунтов на глубину 10 — 15 см, когда можно начинать их разработку, сут.;

ТП Б.М — количество праздничных и выходных дней за безморозный период;

nд — число дней с количеством осадков, приводящим к переувлажнению грунтов в слое 10 — 15 см: для супесей и суглинков легких — 5 мм/сут., суглинков тяжелых и глин — 8 мм/сут. и более;

ТПР — время, необходимое для просыхания грунта после дождя, сут.

водоотводных канав:

В зависимости от рельефных, гидрологических, гидрогеологических и мерзлотно-грунтовых условий поверхностные и грунтовые надмерзлотные воды отводят от дорожного полотна с помощью следующих сооружений:

-боковых водоотводных канав, лотков или лотков-полутруб, притрассовых резервов;

-нагорных мерзлотных валиков, приоткосных берм и нагорных канав;

-поперечных водоотводных канав.

Водоотводные устройства, за исключением лотков, полулотков и дренажных конструкций в выемках, следует сооружать до начала основных земляных работ.

Канавы устраивают:

-весной (по мере оттаивания грунта) — экскаваторами-драглайнами, с обратной лопатой, канавокопателями и бульдозерами;

-летом или осенью (в период максимального оттаивания грунтов) — сразу на полный профиль экскаваторами, канавокопателями и бульдозерами;

-зимой — взрывным способом.

. Материал для утепления и укрепления (дерн, мох, торф, камень и бетонные плитки) водоотводных устройств заготавливают заблаговременно и доставляют к месту работы в зимний период.

. Бетонные лотки, полулотки и полутрубы изготавливают отдельными секциями на специально оборудованных площадках или доставляют к месту монтажа со специализированных предприятий. Секции монтируют кранами на автомобильном или гусеничном ходу.

. Мерзлотные валики устраивают в начале зимы(после промерзания грунта основания на глубину 0,3м) в следующем порядке:

-грунт доставляют автомобилями-самосвалами, планируют и уплотняют бульдозерами;

-откосы планируют навесным тракторным планировщиком;

-вдоль подошвыоткосов укладывают теплоизоляционный материал и распределяют его на откосы бульдозерами.

Рис. 24. Поперечные сечения водоотводных канав:
1 — дерн, мох, торф; 2 — крупнообломочный грунт, бетонные плиты; 3 — геотекстиль; Vв — скорость течения воды

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector