Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Угол заложения откоса это

Углы естественного откоса грунтов и отношение высоты откоса к заложению.

Значение углов естественного откоса и отношение высоты откоса к его заложению при различной влажности грунтов

Размываемость – унос частиц текучей водой. Для мелких песков наибольшая скорость воды не должна превышать 0,5–0,6 м/с, для крупных песков 1–2 м/с, для глинистых грунтов 1,5 м/с.

Согласно производственным нормам все грунты группируются и классифицируются по степени трудности разработки различными землеройными машинами и вручную. Для одноковшовых экскаваторов 6 групп, для многоковшовых 2 группы, вручную 7 групп,…

III. Подсчет объемов земляных работ

В практике промышленного и гражданского строительства приходиться главным образом рассчитывать объемы работ по вертикальной планировке площадок, объем котлованов и объем линейных сооружений (траншеи, насыпи). Объем подсчитывается в рабочих чертежах и уточняется в ППР.

В проекты производства земляных работ должны входить: картограмма земляных работ, ведомость объемов насыпей и выемок и общий баланс грунта.

В проекте должны быть объем и направление перемещения масс грунта в виде ведомости или картограммы; должна быть предусмотрена технология разработки, транспортировки грунта, обратной засыпки и уплотнения.

В состав проекта должен входить календарный график земляных работ, должны быть указаны людские, материальные ресурсы и выбор комплекса машин.

При подсчете объемов земляных работ (котлованов, выемок, насыпей) пользуются всеми известными формулами геометрии. При сложных формах выемок и насыпей их разбивают на ряд более простых геометрических тел, которые затем суммируют.

Определение объемов грунтовых масс

при разработке котлованов.

В большинстве случаев котлован представляет собой усеченную прямоугольную пирамиду. Ее объем определяется по формуле:

Объем выездной траншеи определяется по формуле:

, где:

m – коэффициент откоса.

Определение объемов грунтовых масс

при устройстве линейных сооружений.

Объем земляных работ для линейных сооружений (насыпи, выемки, траншеи) можно вычислить по формуле:

(1)

либо (2)

Эти две формулы приближенные. Если i 0,1, то пользуются:

(4)

Подсчет объемов на кривых – формула Тюльдена:

(5), где:

r – радиус кривых;

α – центральный угол поворота.

Подсчет объемов земляных работ

при планировке площадок.

Наиболее целесообразно проектировать планировку площадки так, чтобы соблюдать нулевой баланс земляных масс, т.е. перераспределение земляных масс на самой площадке без завоза или вывоза грунта.

Распределение земляных масс

в линейном сооружении.

1. продольная транспортировка грунта;

2. поперечная транспортировка грунта.

Какой способ принять, можно решить, используя неравенство:

СВК – стоимость разработки выемки и укладки грунта в кавальер;

СНР – стоимость отсыпки насыпного грунта из резерва;

СВН – стоимость разработки грунта и отсыпка его в насыпь.

Имеет значение правильный подсчет стоимости перевозок на те или иные расстояния. Чтобы правильно определить расстояние транспортировки, берут центры тяжести насыпи и выемки. Это и будет расстояние для перевозки.

Как рассчитать правильный угол наклона дренажной трубы

Для поддержания нормального водно-грунтового «микроклимата» на загородном участке нужно монтировать систему дренажного отведения. Причем желательно делать скрытый вариант. Тогда грунтовые воды будут свободно уходить с участка, обеспечивая тем самым сохранность фундамента дома, здоровый рост культурных растений. Чтобы коммуникация работала исправно, важно позаботиться о правильном уклоне дренажной трубы на 1 метр согласно СНиП.

  1. Условия для создания дренажной системы
  2. Рекомендуемые уровни уклона
  3. Чем грозит неправильный уклон
  4. Как рассчитать правильный угол наклона

Условия для создания дренажной системы

Соблюдение стандартов уклона – гарантия эффективного отведения грунтовых вод с участка

Необходимость устройства системы отведения грунтовых вод возникает, когда УГВ на участке весной поднимается до отметки 1,3-1,5 метра. Такое положение грозит заболоченностью земель, подтоплением подвалов, цокольных этажей.

Основными элементами скрытой системы отведения являются трубчатые перфорированные дрены, которые дополнительно оборачивают геотекстилем. Важны также обсыпки из песка и щебня. Они играют роль своеобразного фильтра, предотвращающего попадание земли внутрь рукавов линии.

Согласно стандартам СНиП, любой дренирующий контур нужно снабжать смотровыми колодцами. Это позволяет контролировать работу системы на любом ее участке.

Рекомендуемые уровни уклона

Необходимый уклон дренажных труб, согласно нормативной документации

Помимо диаметра дренажных труб важным параметром при устройстве системы является уровень наклона дрен. Как правило, эти нормы регламентирует СНиП с указанием минимально допустимых значений. При этом важно учитывать самую меньшую скорость потока грунтовых вод по рукавам. Согласно регламенту официального документа, для меньшего сечения дрен предусмотрен больший угол наклона.

Минимальные уклоны для дренажных труб разного диаметра по СНиП:

  • открытые (наружные) лотки и канавы отведения воды — 3 мм на м.п.;
  • отдельно стоящие желоба — 0,005 мм на м.п.;
  • булыжная или асфальтированная отмостка с лотками — 3 мм на м.п.;
  • устройство брусчатки или щебня с желобами открытого типа — 4 мм на м.п.;
  • трубы сечением 40-50 мм — 3 см/м.п.;
  • рукава диаметром 85 мм — 2 см/м.п.;
  • дрены 100 мм — 1-1,5 см на м.п.;
  • 150 мм — 8 мм на м.п.;
  • 200 мм — 7 мм на м.п.

Всегда учитывают тип грунта на участке. В песчаных уровень наполнения контура водой и её движение будет быстрее, чем в глиняных. Поэтому уклон нужно делать чуть большим, чем при более плотных пластах почв.

Чем грозит неправильный уклон

Правильный и неправильный угол уклона трубы

Важно грамотно рассчитать, какой угол наклона должен быть у дренажной трубы. При несоблюдении рекомендуемых норм возможно возникновение аварийных ситуаций.

  • При маленьком уклоне безнапорная дренажная система приведет к тому, что в рукавах будет застаиваться вода. Присутствующий в ней мусор в виде мелких песчинок станет откладываться. Рано или поздно их количество приведет к тому, что в трубе образуется засор. Придется откапывать участок системы и проводить ремонтные работы.
  • При недостаточном уклоне грунтовые воды будут заполнять весь просвет дрен, но не смогут уходить в нужном направлении. Как результат, УГВ будет оставаться на прежнем уровне, а монтаж дренажной системы будет просто бессмысленным. Участок так и останется заболоченным.
  • При увеличении рекомендуемого уклона скорость потока воды будет слишком высокой. Это грозит разрывом дрен со временем на каком-либо участке под воздействием давления. Либо вода с большой скоростью будет уходить в точку сброса, а более тяжелые примеси (песчинки, частички глины) будут оседать на дне контура. Рано или поздно это приведет к засору.

При недостаточном наклоне дренажных труб и застаивании грунтовых вод будет происходить постоянное подмывание почвы. Будет снижаться естественная прочность верхних пластов земли на участке.

Как рассчитать правильный угол наклона

Схема закрытой дренажной системы в разрезе

Читать еще:  Как установить стартовый профиль для откосов

Чтобы выполнить монтаж дренажной системы на участке и при этом рассчитать оптимальный угол наклона, нужно учесть такие параметры:

  • Сечение дрен. Оно напрямую зависит от типа осушаемой почвы. Чем более она рыхлая, тем большим должен быть диаметр контура.
  • Тип используемых дрен: с геотекстилем или без него. Первый вариант оптимален для рыхлых почв с обилием песка. Для крупнозернистых грунтов разрешается не использовать геотекстиль.
  • Глубина заложения контура.
  • Рельеф участка: перепады его высот.
  • Уровень грунтовых вод на местности — желательно провести предварительные гидрогеологические изыскания.
  • Тип почвы — информацию берут из таблицы «Классификация типов грунтов.

Дренаж участка с высоким уровнем грунтовых вод

Чтобы правильно определить наклон всей магистрали от верхней точки расположения первой дрены до пункта сброса воды, нужно сделать следующее:

  • От высшей точки первой трубы до конечного приемника грунтовых стоков измеряется общая протяженность дренажного контура. Суммарно получается, например, 20 м.
  • Измеряют прямой отрезок от верхней точки системы до нижней. Получается, к примеру, 10 м.
  • Оба числовых значения нужно сложить: 10+20 = 30 м.
  • Для расчета перепадной высоты между верхней и нижней точками берется значение 1% от общей суммы. В данном случае он составляет 0,3 м (30х1%=0,3). Таким образом, мастер должен уложить систему дренажа на участке так, чтобы разница между верхней частью коммуникации и нижней составляла 30 см. Это и будет считаться правильным уклоном.

Такая коммуникация будет функционировать без сбоев.

Создание поперечных профилей в Robur

Перед создание поперечных профилей, необходимо создать их список. Для этого в ленте нужно раскрыть вкладку “Поперечник” и выбрать пункт “Создать список поперечников…“.

Создать список поперечников…

Откроется окно “Создание списка поперечников”. Чтобы создать поперечники вдоль всей трассы, нужно поставить галку у параметра “Применить на весь участок, доступный для редактирования”. Для создания поперечных профилей с шагом 20 метров, нужно поставить галку у параметра “Точки с шагом, м” и в окно справа ввести значение 20.

Создание списка поперечников

Создание верха пеперчника и дорожной одежды

Перейдём непосредственно к созданию поперечников. В ленте необходимо раскрыть меню “Поперечник” и выбрать пункт “Задать параметры конструкции…“.

Задать параметры конструкции…

Откроется окно “Верх проектной конструкции”. Для быстрого заполнения таблиц параметров, стоит воспользоваться функцией “Автозаполнение…”.

Верх проектной конструкции

Откроется окно “Автозаполнение верха проектной конструкции”. Здесь можно выбрать или ввести числовые значения основных параметров уклона и толщин конструкций дорожной одежды. Для автоматического создания осей границ покрытия и обочин, нужно поставить галку у параметра “Определить оси по умолчанию”. После заполнения нужно нажать “ОК”.

Автозаполнение верха проектной конструкции

Программа автоматически заполнила большинство таблиц параметров. Но иногда нужно вносить корректировки.

В блоке параметров “Ширины” настраиваются ширины полос движений, обочин и разделительных полос. Во вкладке “Основные полосы” можно менять ширину полос движения и добавлять новые полосы. Так же есть возможность разбивать трассу на участки с разными параметрами. Для этого нужно нажать на изображение “+” вверху панели и либо вписать пикетаж, с которого начинается участок, либо указать на плане, нажав на соответствующую пиктограмму.

Основные полосы

Во вкладке “Обочины” настраивается общая ширина обочины и её элементов.

В блоке параметров “Уклоны” настраиваются поперечные уклоны полос движения, обочин и разделительной полосы.

В блоке параметров “Конструкция” задаются толщины конструктивных слоёв дорожной одежды и назначаются виражи.

В блоке параметров “Бордюры” назначаются места, где устанавливается бортовой камень.

Добавление откосов к поперечнику

В Robur есть возможность спроектировать откос любой конфигурации. Для начала необходимо в ленте раскрыть вкладку “Поперечник” и запустить команду “Левый откос…”.

Левый откос…

Откроется окно “Настройка откоса”. В этом окне имеется возможность настроить практически любые параметры откосов насыпей и выемок. В выпадающем меню “Тип откоса” выберем “Насыпь”. В верхней части окна появится изображение откоса с условными обозначениями элементов и заложений, которые можно ввести в соответствующие ячейки в нижней части окна.

В базе программы имеется набор типовых откосов. Для их просмотра и выбора нужно нажать на кнопку “Типовые откосы…”. В открывшемся окне “Типы поперечников” можно выбрать наиболее подходящий вариант.

Если в ходе проектирования пришлось создать свой уникальный вид откоса и хотелось бы его сохранить. Чтобы применять в других проектах. Нужно нажать на кнопку “Добавить в типовые”, назначить уникальный код и сохранить в базе.

Читать еще:  Семен слепаков немецкая машина скатилась под откос

Настройка откоса

Добавление откосов вдоль всей трассы

Однако, таки образом добавляется откос только к конкретному поперечнику и только с одной стороны. Теперь рассмотрим способ добавления откосов ко всей трассе.

В ленте нужно раскрыть вкладку “Поперечник” и выбрать пункт “Применить правило”.

Применить правило…

Откроется окно “Применить правило”. В выпадающем меню “Применить для” можно выбрать для какой части поперечника будет работать правило – левой, правой или обеих. Также имеется возможность выбрать участок, вдоль которого будут применяться правила или поставить галку у параметра “Применить на весь участок, доступный для редактирования”.

Для добавления правил необходимо нажать на кнопку “Добавить”.

Применить правило

Откроется окно “Параметры правила”. Для дальнейшей работы лучше придумать понятное “Имя правила”. Далее нужно нажать на символ “+” для добавления новой строки. В столбце “Применить для” нужно выбрать для какого условия будет применяться правило (насыпь, выемка или канава). Далее необходимо вписать минимальные/максимальные высоты и глубины, при которых будет применяться правило. Для выбора типа откоса необходимо выбрать ячейку в столбце “Тип откоса” и нажать на символ “…”.

Параметры правила

В открывшемся окне “Типы поперечников” можно выбрать вариант откоса из базы или собственный, сохранённый ранее. После выбора необходимо нажать “Ок”.

Типы поперечников

Включение динамического отображения в плане

После того, как поперечники построены, они могут не отобразиться в плане. Связано это с тем, что отключено динамическое построение проектной поверхности дороги.

Для включения, в панели “Структура проекта” необходимо нажать правой кнопкой мыши по модели проектируемой автомобильной дороги и выбрать пункт “Настройки…”.

Настройки…

В открывшемся окне “Настройки подобъекта” в левой части нужно выбрать пункт “Проектная поверхность”. Для параметра “Тип проектной поверхности” нужно выбрать значение “По поперечникам с откосами”. Далее нужно поставить галку у параметра “Строить поверхность динамически”.

Настройки подобъекта

После нажатия кнопки “Ок” откосы отобразятся.

Технология укладки георешетки Armatex G для армирования откосов

Хранение и транспортировка рулонов:

Рулоны материала необходимо хранить на сухой, чистой и ровной поверхности.

Допустимое количество складирования рулонов один на один не должно противоречить требованиям производителя и не превышать 5 рядов.

Для предотвращения излома жест кой сердцевины на которую намотана георешетка (пластиковая труба диаметром 110 мм) запрещено складировать рулоны накрест.

Снятие заводской упаковки необходимо производить непосредственно перед укладкой материала в конструкцию.

Материал не подвержен воздействию атмосферных факторов поэтому срок хранения георешетки в заводской упаковке не ограничен.

Подготовка основания перед укладкой георешетки.

Основание должно быть подготовлено перед началом укладки полотен георешетки Armatex ® G, не содержать глыб и каменных материалов (размером более 70…120 мм), корней деревьев, строительного мусора и т.п. для предотвращения повреждения материала при его раскатывании. Неровности поверхности должны быть исправлены: выпуклости срезаны, пониженные участки засыпаны. Если условия позволяют целесообразно выполнить пробную раскатку полотен георешетки для выявления дефектов основания.

Если планируется выполнять армирование или устраивать армогрунтовую конструкцию при уширении насыпи автомобильной дороги, то необходимо в существующем откосе, со стороны которого будет выполняться уширение, нарезать уступы (штрабы/ступеньки) для лучшего уплотнения грунта на контакте старой и новой насыпи.

Укладка георешетки A rmatex ® G

До начала выполнения работ должен быть разработан детальный план укладки полотен георешетки.

Укладывать полотна возможно двумя способами:

  • — в поперечном направлении – от откоса к центру,
  • — в продольном направлении – параллельно откосу.

Поперечная и продольная схемы укладки полотен георешетки

В большинстве случав георешетка Armatex ® G при армировании откосов укладывают в поперечном направлении, т.е перпендикулярно оси земляного полотна.

Направление укладки георешетки должен совпадать с направлением максимальной прочности георешетки та направлением возникновения максимальных растягивающих напряжений в конструкции.

Если ширина полотна георешетки (5,2 м) достаточна (равная или является большей расчетной длины заложения полотен в тело откоса), то допускается продольная укладка полотен георешетки, в таком случае расчетная прочность георешетки определяется поперечным машинным направлением (MD, прочность в поперечном направлении).

Стандартная ширина полотна георешетки Armatex ® G составляет 5,2 м, а длина полотна в рулоне 100 м.п. При поперечной укладке георешетки расчетная прочность определяется продольным направлением (MD, прочность в продольном направлении). Если георешетка имеет одинаковую прочность, как в продольном, так и поперечном направлениях и ширина полотна отвечает расчетной величине заложения армирующих полотен в тело откоса то направление укладки такой георешетки не имеет значения.

Армированная откосная часть либо армогрунтовая подпорная стенка может состоять с таких элементов как: полотна первичного армирования, полотна вторичного армирования, противоэрозионная защита, дренаж (застенный дренаж).

Элементы армированного откоса

Первичное армирование отвечает за общую устойчивость откоса либо армогрунтовой подпорной стенки, вторичное армирование отвечает за устойчивость откосной части в процессе уплотнения.

При укладке полотен первичного армирования в откосах с крутизной (углом заложения) положе за 1:1 (45 0 ) завороты полотен георешетки в тело откоса можно не выполнять, кроме случаев когда в качестве грунта насыпи используют несвязный мелкозернистый материал, например, речной песок. При более крутых откосах необходимо выполнять завороты полотен в торцевой части откоса.

Схема укладки георешетки без заворотов и с заворотами в торцевой части откоса

После подготовки основания раскатывается полотно георешетки Armatex ® G в соответствии с направлением отсыпки зернистого слоя перекрытия или другого вышерасположенного материала. Для предотвращения повреждаемости георешетки, запрещается тянуть полотно материала по основанию до места укладки.

Читать еще:  Что такое откосы для чего применяются

Рулон георешетки должен быть уложен и раскатан максимально ровно. Волны и складки необходимо разравнивать подтягиванием краев с их последующим креплением к основанию при помощи металлических нагелей с шагом 2,0…2,5 м.

Конструкция металлического нагеля

Величина нахлестов материалов по ширине полотна георешетки Armatex ® G должна составлять не менее 0,30…0,50 м, а по длине полотна не менее 0,50…0,70 м. На горизонтальных кривых или в местах поворотов трассы полотна должны быть прирезаны и уложены одно на одно в направлении поворота на предыдущее полотно слоя. Места соединения полотен должны быть скреплены скобами или пришпилены нагелями с шагом приблизительно 1,5-2,0 м.

Прирезка отдельных полотнен Укладка отдельных полотен на повороте

Для формирования торцевой части армированного откоса можно использовать временную съемную опалубку (например, из дерева или металла), а так же можно использовать постоянную потерянную опалубку из металлических сварных сеток.

Элементы съемной опалубки

При использовании съемной опалубки торцевые металлические упоры устраивают с шагом 2,0 м. Деревянные щиты опалубки должны иметь высоту в соответствии с расчетной высотой слоя грунта над георешеткой. В большинстве случаев эта высота составляет 0,4…0,6 м.

При использовании съемной опалубки необходимо иметь её в двух комплектах достаточных для одной захватки. Один комплект для первого армированного слоя, а второй для следующего. Т.е сначала устраивается с опалубкой первый слой, на поверхность которого после формирования и уплотнения грунта укладывается новый комплект опалубки и устраивают следующий армированный слой. После окончания работ по формированию второго слоя переходят к устройству третьего, для чего снимают опалубку с первого слоя. В такой последовательности выполняют работы по устройству всех последующих слоев армогрунтовой конструкции.

Опалубка с использованием металлических сварных сеток является несъемной и остается в конструкции на весь срок эксплуатации.

Наклонная металлическая опалубка Вертикальная металлическая опалубка

Элементы наклонной и вертикальной металлической опалубки

Для металлической опалубки может использоваться сварная сетка из арматуры диаметром 4…8 мм, с размером ячейки 10 см*10 см или 15 см*15 см.

Шаг металлических стяжек зависит от диаметра арматуры из которой сделана опалубка. Чем больше диаметр тем больше шаг устройства розтяжек, который в большинстве случаев находится в пределах 1,0…1,5 м.

Для предотвращения высыпания грунта, через ячейки сетки, в торцевых частях необходимо предусмотреть укладку прослойки из нетканого геотекстиля, противоэрозионного мата либо мешков заполненных растительным грунтом.

Геотекстиль или мешки с грунтом в торцевой части заворотов

Обратная засыпка полотен георешетки.

Для предотвращения повреждения георешетки запрещен заезд транспортных средтсв и строительной техники непосредственно на незащищенное (не перекрытое материалом засыпки) полотно.

Заезд техники разрешен если толщина слоя перекрытия (материала который предусмотрен проектной документацией) между колесом автомобиля и полотном георешетки составляет не менее 150…300 мм. Минимальная величина слоя перекрытия должна составлять 200 мм (150 мм для оснований с модулем упру гости выше 30 МПа).

Разгрузка и последующее отсыпание материала засыпки выполняется по схеме «от себя», т.е надвижкой либо при помощи фронтальных погрузчиков или экскаватора.

В общем виде последовательность выполнения работ по устройству армогрунтовой конструкции складывается со следующих операций:

Уплотнение слоя засипки.

В зависимости от материала засыпки/перекрытия полотне георешетки, уплотнение выполняют при помощи пневмоколесных или гладковальцевых катков.

Уплотнение необходимо выполнять при оптимальной влажности грунтов. Проезд уплотняющих машин либо механизмов по неприкрытому полотну георешетки запрещен, из-за возможности её повреждения. Уплотнение грунта в торцах конструкции на ширину 1 м от края необходимо выполнять только при помощи ручных виброплит или трамбовок. Проезд катков на расстоянии менее 1 м от края конструкции запрещен по требованиям безопасности производства работ, а так же проезд по краю среднего или тяжелого катка может вызвать деформацию опалубки.

Организация движения техники.

Для предотвращения сдвига параллельно уложенных полотен Armatex ® G, на первом грунтовом или зернистом слое перекрытия георешетки, развороты техники не допускаются. Развороты техники разрешены только за пределами площади покрытой георешеткой.

Колея, которая формируется во время строительства, должна быть заполнена соответствующим материалом из которого сформирован слой перекрытия. Запрещено выравнивать колейность срезанием неровностей, поскольку это может уменьшить проектную толщину слоя перекрытия над полотном георешетки.

Заезд техники разрешен если толщина слоя перекрытия (материала который предусмотрен проектной документацией) между колесом автомобиля и полотном георешетки составляет не менее 150…300 мм. Минимальная величина слоя перекрытия должна составлять 200 мм (150 мм для оснований с модулем упру гости выше 30 МПа).

Заезд техники непосредственно на не перекрытое материалом засыпки полотно георешетки Armatex ® G запрещен, поскольку это может привести к повреждаемости материала.

Armatex®G (Арматекс Ж) – тканая гибкая георешетка, изготовлена из высокопрочных полиэфирных (полиестеровых PET) нитей с покрытием из поливинилхлорида (ПВХ). Георешетки Armatex®G относятся к геосинтетическим материалам, которые выполняют армирующую (укрепляющую) функцию. Они сформированы системой взаимно перпендикулярных продольных и поперечных полимерных элементов таким образом, чтобы оставались ячейки размером от 15 до 35 мм. Это позволяет проникать частицам несвязного грунта или каменного материала через отверстия решетки с последующим заклиниванием. Для армирующего эффекта очень важно, чтобы частицы вышележащего материала заклинивались в ячейках решетки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector