Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Углы откосов рабочих уступов не должны превышать

Высота и устойчивость уступов

Уступ является одним из важнейших элементов открытой разработки. Рациональной является такая высота уступа, при которой в данных условиях обеспечиваются: безопасность горных работ, высокая производительность оборудования, минимальные объемы вспомогательных работ, установленные годовые объемы добычных и вскрышных работ и минимальные затраты на них.

Высота уступа непосредственно влияет на ряд общекарьерных показателей: качество добываемого полезного ископаемого; скорость подвигания фронта; темп углубления горных работ и, следовательно, производственную мощность карьера; срок строительства карьера; объем горно-капитальных работ; общую протяженность фронта работ, внутрикарьерных путей и дорог; угол откоса рабочих и нерабочих бортов.

Рациональная высота уступов не может быть установлена по какому-либо одному фактору; она должна выбираться на основе определения совокупного влияния всех перечисленных выше факторов в конкретных природных условиях и с обязательным учетом возможностей вскрытия рабочих горизонтов. Аналитические методы определения высоты уступа не могут учитывать всей совокупности этих факторов. Безопасность ведения горных работ является основным требованием.

При разработке горизонтальных и пологих залежей мощность залежей и покрывающих пород обычно предопределяет высоту и число уступов. При чередовании горизонтальных и пологих пластов высоту уступа определяют в зависимости от мощности отдельных пластов и залегающих между ними слоев пустых пород с учетом обеспечения необходимого качества полезного ископаемого.

Устойчивость откосов в мягких породах имеет решающее значение. В таких породах, согласно Правилам безопасности, высота уступа не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора; в противном случае в верхней части уступа остаются «козырьки», «нависи» и возможно обрушение пород.

При разработке наклонных и крутопадающих залежей, представленных преимущественно скальными и полускальными породами, высота уступа определяется в основном показателями технологических процессов, потерь и разубоживания полезного ископаемого, требуемой производственной мощностью карьера и условиями вскрытия рабочих горизонтов. Затраты на подготовку скальных пород к выемке и на транспортирование взорванных пород снижаются с увеличением высоты уступа. Минималыше затраты на экскавацию взорванных пород соответствуют высоте уступа 15—20 м.

В то же время, согласно Правилам технической эксплуатации (ПТЭ), высота уступа в скальных и полускальных породах не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора более чем в 1,5 раза (табл. 6) при условии, что высота развала не будет превышать: при одно- и двухрядном взрывании – максимальной высоты черпания экскаватора, а при многорядном взрывании — полуторной максимальной высоты черпания. При экскавации взорванных пород из таких развалов должны приниматься дополнительные меры по предотвращению образования «козырьков» и «нависей». Лишь в породах I и II категорий трещиноватости при нормальном и увеличенном расходе ВВ и наклонном бурении скважин, когда взорванные породы будут находиться в сыпучем состоянии, с разрешения органов Госгортехнадзора СССР допускается высота уступа НУ>1,5·НЧ.MAX.

В тех случаях, когда выемка производится экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием с верхней погрузкой, высота уступа должна соответствовать параметрам проходческого оборудования (табл. 7).

При разработке сложных месторождений потери и разубоживание полезного ископаемого практически прямо пропорциональны высоте добычного уступа. Поэтому целесообразно по экономическим условиям при раздельной выемке полезного ископаемого, особенно при пологих залежах, принимать высоту добычных уступов не более 10—12 м и применять экскаваторы карьерного типа с емкостью ковша 3—5 м 3 .

Скорость проведения траншей примерно обратно пропорцио­нальна высоте уступа. От этой скорости зависит темп углубления горных работ. Чем больше высота уступа, тем меньше возможная производственная мощность карьера по полезному ископаемому. Это положение особенно важно в первый период работы карьера.

Максимальная высота уступов в скальных и полускальных породах при выемке мехлопатами карьерного типа

ЭкскаваторМаксимальная высота черпания экскаватора, мМаксимальная высота уступа
ЭКГ-28,512,5
ЭКГ-3,214,5
ЭКГ-516,5
ЭКГ-812,5
ЭКГ-12,515,623,5
ЭКГ-20

Максимальная высота уступа при выемке мехлопатами с удлиненным рабочим оборудованием с верхней погрузкой

ЭкскаваторВысота уступа (м) в породах
мягких *полускальных **скальных ***
ЭКГ-2у
ЭКГ-3,2у5,5
ЭКГ-4у
ЭКГ-3,6у

* — угол устойчивости откоса 34 0

Вместе с тем необходимые объемы вскрышных работ уменьшаются с увеличением высоты уступа в результате сокращения числа рабочих уступов и увеличения угла откоса рабочего борта карьера. При этом уменьшаются также требуемая скорость подвигания и длина добычного фронта. Поэтому при раз­работке залежей простого строения в средней зоне карьера (по глубине) иногда целесообразно увеличение высоты уступа.

Из опыта ведения открытых работ при разработке наклонных и крутых залежей простого строения установлено, что оптимальная высота уступа при использовании экскаваторов с Е= 3—5 м 3 составляет 12—15 м и 17—20 м для экскаваторов с Е=8—12,5 м 3 . При многорядном взрывании вертикальных скважинных зарядов в породах III—V категорий трещиноватости часто по условиям безопасности НУЧ max+h (h = 1-3 м).

При открытой разработке месторождений полезных ископаемых очень важно обеспечить устойчивость уступов и не допускать их деформаций в течение всего периода строительства и эксплуатации карьера.

Из многих факторов, от которых зависит устойчивость откосов, определяющей является группа геологических факторов (состав, состояние, строение и свойства горных пород). Они определяют условия деформации массива и выбор расчетных схем устойчивости откосов, характер противодеформационных мероприятий и величины расчетных показателей.

Из группы гидрогеологических факторов основным является влияние подземных вод, изменяющих свойства массива (вследствие выщелачивания трещиноватых карбонатных пород, набухания глинистых пород и др.) и его напряженное состояние; под действием гидростатических и гидродинамических сил может происходить фильтрационное разрушение откосов (оплывание и суффозия). Обводненность контактных зон и структурных нарушений приводит к деформациям откосов (в результате снижения прочности пород па контактах) и внезапному прорыву вод.

Третью группу составляют технологические факторы.

Необходимо учитывать, что параметры вскрывающих выра­боток, положение их относительно контура карьера и срок службы определяют интенсивность развития в массиве реоло­гических процессов и выветривания пород, развитие в массиве деформационных процессов (подрезка контактов слоев или на­рушений и др.). При высокой скорости подвигаиия фронта горных работ в массиве не успевают развиваться деформацион­ные и реологические процессы, что позволяет придавать откосам рабочих уступов более крутые углы наклона. Размещение отвалов в выработанном пространстве увеличивает сопротивление сдвигающим усилиям прибортового массива пород.

Борта карьеров могут иметь участки вогнутой, выпуклой и прямолинейной формы в плане. Установлено, что, при прочих равных условиях, откосы, имеющие в плане вогнутую форму, более устойчивы, чем плоские.

Взрывные работы обусловливают сейсмический эффект, образование и развитие в приоткосном массиве уступа трещиноватости и зон пониженной прочности, а также неустойчивой поверхности самого откоса уступа. Для снижения вредного воздействия взрывов при постановке уступов в конечное положение необходимо: изменять параметры буровзрывных работ; применять (с учетом конкретной обстановки) короткозамедленное взрывание скважинных зарядов необходимого диаметра и контурное взрывание, заряды с инертными сердечниками; располагать ряды скважин под углом 60—90° к контуру борта; применять экранирующие врубы; использовать искусственное укрепление уступов; вводить в расчеты повышенный коэффициент запаса устойчивости.

Различают краткосрочную и долгосрочную устойчивость откосов, которыми должны обладать соответственно рабочие и нерабочие уступы. Коэффициент запаса устойчивости рабочих уступов ηу=1,15-1,2, а нерабочих в глинистых и трещиноватых скальных и полускальных породах ηу =1,5-2.

При предварительном выборе углов откосов рабочих и нерабочих уступов целесообразно пользоваться данными, приведенными в табл. 8. Для уточнения значений углов, особенно при неустойчивых породах или неблагоприятном залегании поверхностей ослабления, необходимо проводить натурные исследования и расчеты устойчивости откосов.

Ширина призмы (м) возможного обрушения уступа при отсутствии поверхностей ослабления может быть определена в зависимости от угла откоса и прочности пород по формуле

где а —угол откоса уступа, градус; ρ — угол внутреннего трения.

Техника безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом

Главная > Конспект >Безопасность жизнедеятельности

6 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕГОНЕ ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Под перегоном горного оборудования независимо от расстояния понимается:

— передвижение с любым пересечением линий электропередач (ЛЭП), переезд через ж/д пути и технологические дороги;

— переезд с горизонта на горизонт.

Работы по перегону горного оборудования, его перевозке на транспортных средствах разрешается производить по специальному письменному распоряжению.

В распоряжении указываются лица, ответственные за безопасную и безаварийную организацию перегона или перевозки, ответственный персонал от горного надзора, механической и электротехнической службы. Если на трассе перегона имеются препятствия любого рода, то в распоряжение должен содержаться план преодоления этих препятствий.

Оперативное переключение электрических горных машин, связанные с подъемом на опору, рекомендуется выполнять в светлое время суток (можно проводить и в темное время суток, но при условии освещения места производства работ).

Для обеспечения безопасности эксплуатации электрических машин экипажи должны состоять не менее чем из 2 человек. Допускается обслуживание одним машинистом, если при этом организуется специальная бригада слесарей и электрослесарей, обеспеченная спецмашиной с радиоустановкой для связи с диспетчером и машинистом экскаватора.

При передвижении экскаватора по горизонтальному пути или на подъем ведущая ось его должна находиться сзади, а при спусках с уклона – впереди. Ковш должен быть опорожнен и находиться не выше 1 м от почвы, а стрела должна устанавливаться по ходу экскаватора. При движении экскаватора на подъем или при спусках должны предусматриваться меры, исключающие самопроизвольное скольжение.

При движении шагающего экскаватора ковш должен быть опорожнен, а стрела установлена в сторону, обратную направлению движения экскаватора.

Передвижение экскаватора должно производиться по сигналам помощника машиниста, при этом должна быть обеспечена постоянная видимость между ними. Для шагающих экскаваторов допускается передача сигналов от помощника к машинисту через третьего члена бригады.

7 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭКСКАВАТОРОВ

Экскаваторы должны располагаться на уступе карьера или отвала на твердом выровненном основании с уклоном, не превышающим допустимого техническим паспортом экскаватора. Во всех случаях расстояние между бортом уступа, отвала или транспортными сосудами и контргрузом экскаватора должно быть не менее 1 м.

При работе экскаватора с емкостью ковша менее 5 м 3 его кабина должна находиться в стороне, противоположной забою.

Запрещается во время работы экскаватора пребывание людей (включая и обслуживающий персонал) в зоне действия ковша.

Применяющиеся на экскаваторах канаты должны соответствовать паспорту. Стреловые канаты подлежат осмотру не реже одного раза в неделю участковым механиком, число порванных проволок на длине шага свивки должно быть не более 15% от их общего числа в канате. Торчащие концы оборванных проволок должны быть обрезаны. Результаты осмотра канатов, а также записи о замене их с указанием даны установки и типа вновь установленного каната заносятся в специальный журнал, который должен храниться на экскаваторе.

Подъемные и тяговые канаты подлежат осмотру в сроки, установленные главным механиком предприятия.

В случае угрозы обрушения или сползания уступа во время работы экскаватора или при обнаружении отказавших зарядов ВМ работа экскаватора должна быть прекращена и экскаватор отведен в безопасное место. Для вывода экскаватора из забоя всегда должен оставляться свободный проход.

Читать еще:  Угол естественного откоса снега

При работе экскаваторов на грунтах, не выдерживающих давления гусениц, должны быть предусмотрены специальные мероприятия, обеспечивающие устойчивое положение экскаватора (укладка шпал, брусьев, щитов).

При работе на уступах должна регулярно производиться их оборка от навесей и козырьков , а также ликвидация заколов. Работы по оборке уступов необходимо производить механизированным способом. Ручная оборка допускается только под непосредственным наблюдением лица технического надзора или бригадира. Лица, производящие бурение, оборку откосов и другие операции на откосах уступов с углом более 35 обязательно должны пользоваться испытанными (раз в 6 месяцев) предохранительными поясами с канатами, закрепленными за надежную опору.

Запрещается работать на уступах при наличии нависающих козырьков, глыб и отдельных крупных валунов, а также навесей из снега и льда. В случае невозможности произвести ликвидацию заколов или оборку борта все работы в опасной зоне должны быть приостановлены, люди выведены, а опасный участок огражден предупредительными знаками.

Расстояние по горизонтали между рабочими местами или механизмами, расположенными на двух смежных по вертикали уступах, должно составлять не менее 10 м при ручной разработке и не менее полутора максимальных радиусов черпания при экскаваторной разработке.

В нерабочее время горные, транспортные и дорожно-строительные машины должны быть отведены от забоя в безопасное место, рабочий орган (ковш и др.) опущен на землю, кабина заперта и с питающего кабеля снято напряжение.

8 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫЕМКЕ И ПОГРУЗКЕ ГОРНОЙ МАССЫ В ТРАНСПОРТНЫЕ СОСУДЫ

Высота уступа определяется проектом с учетом физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горнотехнических условий их залегания.

Допускается отработка уступов высотой до 30 м послойно, при этом высота забоя не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора.

Высота уступа не должна превышать:

а) при разработке одноковшовыми экскаваторами (типа прямой механической лопаты) без применения взрывных работ – высоту черпания экскаватора ( Н у  Н ч );

б) при разработке драглайнами, многоковшовыми и роторными экскаваторами – высоту или глубину черпания экскаватора;

в) при разработке вручную рыхлых и сыпучих пород – 3 м, мягких, но устойчивых, а также крепких монолитных пород – 6 м.

При отработке мелкотрещиноватых пород и руд с применением БВР допускается увеличение высота забоя до полуторной высоты черпания ( Н з  1,5 Н ч ). В этих случаях следует осуществлять дополнительные меры, препятствующие произвольному обрушению козырьков и нависей.

Углы откосов рабочих уступов не должны превышать:

а) для мехлопаты и драглайна – 80 ;

б) при работе роторных экскаваторов – 80 ;

в) при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием – не более угла естественного откоса этих пород.

Горное и транспортное оборудование, транспортные коммуникации, линии электроснабжения и связи должны располагаться на рабочих площадках уступов за пределами призмы обрушения.

Расстояние от подошвы развала (нижней бровки уступа) до оси ближайшего ж/д пути или автодороги должно быть не менее 2,5 м.

При отработке уступов экскаваторами с верхней погрузкой расстояние от бровки уступа до оси ж/д пути или автодороги устанавливается проектом, но должно быть не менее 2,5 м. Высота уступа (подуступа), разрабатываемого мехлопатой при верхней погрузке, должна обеспечивать видимость транспортных средств из кабины машиниста экскаватора.

Погрузка думпкаров производится согласно паспорта. Односторонняя, сверхгабаритная, а также превышающая грузоподъемность загрузка вагонов не допускается .

Подача и передвижение ж/д составов вдоль забоя в процессе погрузки должна производиться только по разрешающим сигналам машиниста экскаватора.

Погрузка экскаваторами типа драглайна в ж/д думпкары или другие емкости допускается при осуществлении мероприятий по безопасным методам работы, утвержденных руководством предприятия и наличии защиты от прикосновения ковшом контактного провода тяговой сети.

При погрузке в средства автомобильного и ж/д транспорта машинистом экскаватора должны подаваться сигналы, значения которых устанавливается администрацией. Таблица сигналов должна быть вывешена на кузове экскаватора на видном месте и с ней должны быть ознакомлены машинисты локомотивов и водители транспортных средств.

Запрещается во время работы экскаватора пребывание людей (включая и обслуживающий персонал) в зоне действия ковша.

9 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА

Проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог (как наземных, так и внутрикарьерных) должны осуществляться с соблюдением требований СНиП в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» ответственность за соответствие дорог установленным требованиям по безопасности дорожного движения в части плана и профиля на этапе проектирования возлагается на проектировщика, а на этапах эксплуатации, реконструкции и строительства — на руководителя предприятия (организации), в ведении которого находятся эти дороги.

Временные въезды в траншеи должны устраиваться так, чтобы вдоль их при движении транспорта оставался свободный проход шириной не менее 1,5 м. При затяжных уклонах дорог ( i более 0,06) должны устраиваться горизонтальные площадки с уклоном i меньше 0,02, длиной не менее 50 м и не более чем через 600 м длины затяжного уклона.

В особо стесненных условиях на внутрикарьерных и отвальных дорогах радиусы кривых в плане должны быть не менее 2-х конструктивных радиусов поворота автомобиля по наружному колесу (для тягача с полуприцепом – радиус кривой должен быть равен не менее 3-х радиусов поворота).

Проезжая часть дороги внутри контура карьера должна быть ограждена от призмы обрушения земляным валом или защитной стенкой , при этом внутренняя бровка вала должна быть вне призмы обрушения.

В зимнее время автодороги должны систематически очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком или мелким щебнем.

Автомобиль должен быть технически исправным и иметь зеркало заднего вида, действующую световую и звуковую сигнализацию, освещение и исправные тормоза.

Скорость и порядок движения автомобилей на дорогах карьера устанавливаются администрацией предприятия с учетом местных условий, качества дорог и состояния транспортных средств.

Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью больше 15 т должна осуществляться специальными тягачами.

Запрещается оставлять на проезжей части дорог неисправные автосамосвалы (допускается кратковременное оставление автотранспорта в случае его аварийной поломки при ограждении автомобиля с двух сторон предупредительными знаками).

Шиномонтажные работы должны осуществляться в отдельных местах или на специальных участках. Контроль за техническим состоянием, соблюдением ПДД должны обеспечиваться автохозяйством.

Разовый заезд в карьер автомобилей другого предприятия допускается только с разрешения администрации карьера, после инструктажа с записью в журнал.

Инструктирование по ТБ производится администрацией карьера совместно с администрацией автохозяйства, и после практического ознакомления с маршрутами движения должны выдаваться удостоверения на право работы в карьере. На карьерных автомобильных дорогах движение автомашин должно производиться без обгона.

При погрузке автомобилей экскаваторами должны выполняться следующие условия:

а) ожидающий погрузки автомобиль должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

б) находящийся под погрузкой автомобиль должен быть заторможен;

в) погрузка в кузов должна производиться только сбоку или сзади, запрещается перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля.

г) нагруженный автомобиль должен следовать к пункту разгрузки только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

При отсутствии защитного козырька водитель грузовика обязан выйти при погрузке из кабины и находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора.

При работе автосамосвала в карьере запрещается :

а) движение автосамосвала с поднятым кузовом;

б) ремонт и разгрузка под ЛЭП;

в) движение задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев проведения траншей);

г) переезжать через кабели, проложенные по почве без специальных предохранительных укрытий;

д) перевозить посторонних людей в кабине;

е) оставлять автомобили на уклонах и подъемах;

ж) производить запуск двигателя, используя движение автомобиля под уклон.

Во всех случаях при движении автосамосвала задним ходом должен подаваться непрерывный звуковой сигнал (при грузоподъемности больше 10 т должна быть автоматическая подача звукового сигнала).

К вопросу обоснования технологии отработки вскрышной зоны разрезов высокими уступами

К ВОПРОСУ ОБОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАБОТКИ ВСКРЫШНОЙ ЗОНЫ РАЗРЕЗОВ ВЫСОКИМИ УСТУПАМИ

Виктор Леонидович Мартьянов филиал ГУ КузГТУ в г. Белово, Маргарита Николаевна Артемьева, студентка гр. ГОо – 92 филиала ГУ КузГТУ в г. Прокопьевск, , студенты гр. ГО – 093 филиала ГУ КузГТУ в г. Белово

Горнотехнические условия безугольной зоны в коренных породах большинства разрезов Кузбасса благоприятны для разработки высокими уступами. Это, например, сравнительно высокие прочностные характеристики горных пород, значительный объем работ в угленасыщенной зоне в общем объеме горной массы разрезов, т. е. относительная независимость горных работ в угленасыщенной и вскрышной зонах, а также наличие на разрезах мощных выемочных машин, с емкостью ковша до 30 — 56 м3 и высокопроизводительных буровых станков с глубиной бурения до 60м.

Добыча угля открытым способом в Кузбассе ведется на месторождениях с различным падением угольных пластов и требует переработки больших объемов вскрыши. Вскрышную толщу условно можно разделить на внешнюю, расположенную вне угленасыщенной зоны разреза и представленную сплошным массивом пустых пород и внутреннюю вскрышу – в виде междупластий породы мощностью 30-40м и более в угленасыщенной зоне.

Значительная мощность разрабатываемых вскрышных пород при относительно малой высоте разрабатываемых уступов обуславливает наличие большого числа транспортных горизонтов и большую протяженность резерва фронта горных работ, которые по мере увеличения глубины разработки постоянно возрастают [1]. В связи с этим рабочие борта разреза выполаживаются, увеличиваются текущие объемы вскрышных работ и, как следствие, снижаются концентрация оборудования на уступах и интенсивность горных работ на разрезах. Кроме того, небольшая высота уступов ведет к увеличению доли времени по холостому перемещению экскаваторов, росту объемов вспомогательных работ и т. д., что отрицательно сказывается на времени использования экскаваторов на основной работе и, следовательно, на их производительности. Один экскаватор может работать на нескольких уступах и в этих условиях особенно заметно возрастают объемы вспомогательных работ по созданию рабочих площадок и их зачистке при подготовке к проведению буровзрывных работ, по строительству, переносу и содержанию в работоспособном состоянии забойных транспортных коммуникаций, линий электропередач и т. д.

Одним из направлений повышения эффективности открытых работ является увеличение высоты уступов и отработка их слоями (подуступами) [1].

Добыча угля открытым способом на сложноструктурных месторождениях Кузбасса осуществляется в изменяющихся в широком диапазоне горно-геологических условий залегания пластов, регулярного технического перевооружения разрезов, совершенствования технологии и организации горных работ, развития способов экономического управления производством. В разработку все больше вовлекаются глубинные и нагорные части разрезов. Осваиваются новые участки месторождений, дорабатываются старые.

Развитие горных работ сопровождается соответствующими изменениями как основных параметров рабочей зоны разрезов в целом, так и параметров технологии отработки отдельных участков и уступов. В частности, изменяются такие параметры, как угол откоса борта разреза, количество уступов и их высота, ширина рабочих площадок, протяженность фронта горных работ и скорость его подвигания. Усложняется схема вскрытия рабочих горизонтов в плане и профиле, увеличивается расстояние транспортирования пород и общая длина транспортных коммуникаций.

Читать еще:  Шпунты для крепления откосов

На разрезах с транспортной и комбинированной технологией ведения горных работ растет высота рабочего борта и число разрабатываемых уступов, длина фронта горных работ, причем на различных участках этого фронта рабочие площадки имеют и разную ширину: часто часть фронта временно консервируется, и рабочие площадки могут отсутствовать, а уступы могут быть сдвоены или строены.

Применяемые на разрезах технологические схемы ведения вскрышных работ однообразны и за длительный период времени не претерпели существенных изменений. Это, как правило, схемы выемки породы одним слоем в основном в торцевом или, реже тупиковом забоях с погрузкой ее в транспортные средства на уровне стояния экскаваторов, требующие относительно широких площадок при небольшой высоте уступа. Технологические возможности основного и дополнительного оборудования при этом используются не полностью.

Перевооружение разрезов все более мощным горнотранспортным оборудованием часто не сопровождается соответствующим изменением параметров элементов системы разработки, в частности одного из главных параметров – высоты уступа, поэтому не обеспечиваются требуемые условия для высокопроизводительного использования поступающей техники.

На многих разрезах имеются участки, отработка которых может быть более эффективна с применением высоких уступов. К настоящему времени время на разрезах с транспортной и комбинированной технологиями имеются предпосылки для перехода к работе с высокими уступами, основными из которых являются:

— сравнительно высокие прочностные характеристики вмещающих пород, имеющие большой запас устойчивости откосов отдельных уступов и бортов выработок в целом;

— приобретение разрезами более эффективных типов и моделей выемочных машин, позволяющих, в том числе, работать с верхним и нижним черпанием и погрузкой;

— наличие высокопроизводительных буровых станков с глубиной бурения до 60м;

— наличие излишнего на один экскаватор фронта горных работ, что при требуемой скорости его подвигания позволяет укрупнить уступы (резерв фронта горных работ на разрезах достигает 50 — 60% [1]);

— значительный опыт, накопленный производственниками по сдваиванию, страиванию уступов с последующей послойной их отработкой.

В тоже время высокие уступы, наряду с повышением экономической эффективности отработки, должны обеспечивать безопасность ведения горных работ на рабочих площадках и, прежде всего, от возможного их обрушения. Кроме того, необходимо проводить мероприятия, предотвращающие осыпи и вывалы отдельных кусков породы с откосов уступов. Устойчивость и минимальное осыпание пород с уступа зависит от большого числа факторов – геологических, гидрогеологических, технологических, климатических, а также от чистоты его оборки, т. е. отсутствия на откосе различных козырьков, нависей породы. Эти факторы определяют допустимые значения высоты и угла откоса уступа.

Угленосная толща разрезов Кузбасса состоит, в основном, из полускальных, реже скальных разностей пород: песчаников, алевролитов и аргиллитов.

Зона выветривания пород простирается в основном на сравнительно незначительную глубину (20-30м). В этой зоне сплошной массив пород нарушен и они представлены в виде отдельностей, хорошо дренирующих подземные воды. С углублением горных работ крепость пород возрастает и, следовательно, улучшаются условия устойчивости откосов уступов.

Для пород, разрабатываемых разрезами характерна трещиноватость и блочность массива. Трещины, благодаря расположению фронта горных работ по простиранию и его подвиганию по падению пластов, распространяются от плоскости откоса уступа вглубь массива со стороны висячего бока основного пласта свиты. Локальных обрушений по этим трещинам не образуется. На крутопадающих месторождениях, со стороны лежачего бока основного пласта трещины распространяются параллельно откосу уступа и, как показывает практика горных работ, чаще всего именно здесь возникают обрушения откосов уступов.

Возможность варьирования одним из основных параметров технологии — углом его откоса, определяющим устойчивость уступа, позволяет на отдельных участках фронта работ его выполаживать до требуемых по условиям безопасности работ величин или в ряде случаев применять с этой целью мало трудоемкие и мало затратные мероприятия по укреплению откосов уступов лежачего бока, например, анкерное закрепление откосов уступов, не уменьшая при этом их высоты.

При работе с высокими уступами должны быть предусмотрены меры по предотвращению опасности от возможного падения с откосов кусков породы, мелких осыпей и обрушения уступов.

Откосы уступов после проведения массовых взрывов содержат на своей поверхности много кусков породы, обладающих способностью к отдельным вывалам и осыпям. В работе [3] отмечено, что объем единичных вывалов с откосов уступов, на которых не была проведена оборка, в 3,5 раза больше, чем на обобранном откосе уступа и эти откосы обрушаются в 5-6 раз интенсивнее обобранных.

Оборка откоса уступа производится в процессе выемки горной массы экскаватором. При отработке высокого уступа слоями (подуступами) эта операция осуществляется в несколько приемов и повторяется в каждом слое. Благодаря послойной оборке откоса высоких уступов каких-либо нависей, козырьков, отбитых кусков породы на его поверхности практически не остается.

Тщательная оборка откоса вскрышного уступа в процессе экскавации пород является важным мероприятием, практически исключающим опасность падения кусков породы при ведении горных работ.

Исследованиями [4] установлено, что для уступов с крутыми откосами (60-90°) не существует определенной корреляционной зависимости дальности падения кусков от величины и формы, а так же от литологического состава пород.

Весьма тесная связь наблюдается между дальностью отлета кусков породы (Lк) и высотой уступа (Н) (высотой падения камней). Коэффициент дальности падения (К) определяется:

Кmax = L к mах : Н,

где: L к мах – максимальная дальность отлета кусков породы от нижней бровки откоса уступа, м; Н – высота уступа (высота падения камней), м.

Ширина улавливающей полки (В) рассчитывается по формуле:

В тоже время не исключено, что в каких-то условиях дальность отлета отдельного куска может превысить полученные в процессе экспериментальных наблюдений значений. В связи с этим необходимо:

1. Следить за тем, чтобы оборудование и обслуживающий персонал находились от нижней бровки откоса уступа на расстоянии не ближе 1,2-1,3 ширины улавливающей полки, сооружаемой из мелкообломочного материала.

2. Для задержания кусков породы, случайно выскакивающих за пределы улавливающей полки, а также с целью ограждения механизмов и людей от возможного попадания их в зону разлета кусков требуется применение специальных устройств заградительного типа (вала), которые отстраиваются бульдозером или экскаватором в процессе отработки породы. Внутренняя нижняя бровка откоса заградительного вала должна располагаться по линии максимальной дальности разлета кусков. Высота вала должна быть не менее 1,0м.

Заградительный вал устраивается на всю длину отрабатываемого блока, чтобы оградить от действия падающих с откоса кусков породы не только призабойное пространство, но и трассу автодороги на всем ее протяжении под уступом.

При послойной выемке заградительные валы сооружаются экскаватором несколько раз, т. е. после отработки очередного слоя.

Таким образом, оборка откоса уступа и сооружение простейших устройств заградительного типа являются необходимыми мерами для создания безопасных условий работы оборудования и людей от возможного воздействия случайно падающих с откоса кусков породы. В ряде случаев целесообразно применять с этой целью мало трудоемкие и мало затратные мероприятия по укреплению откосов вскрышных уступов лежачего бока, например, анкерное закрепление откосов уступов, не уменьшая при этом их высоты.

В практике разрезов Кузбасса разработаны и применяются дополнительные организационные меры по обеспечению безопасных условий труда на рабочей площадке под высокими уступами:

1. Во время производства взрывных работ на смежных блоках и уступах горное и транспортное оборудование должно находиться от нижней бровки откоса уступа на расстоянии не ближе «2В» или >15м.

2. Скопление автосамосвалов больше того количества, которое предусмотрено схемами подъезда и установки под погрузку не допускается в забое и непосредственной близости от него.

3. Профилактический осмотр экскаватора необходимо производить вне зоны возможного отскока падающих с откоса кусков породы.

4. Запрещается подниматься на экскаватор и выходить из него со стороны откоса уступа, а также останавливать экскаватор на период приемки и сдачи смены кабиной к откосу уступа.

5. Обязательным является установление на предохранительном валу предупредительных знаков, аншлагов.

6. В зоне возможных обрушений и осыпей (за заградительным валом породы) запрещается нахождение людей и оборудования.

7. Перед площадкой в 3-5м от верхней бровки уступа должны быть установлены предупредительные знаки, аншлаги и ограждающее устройство сплошного типа (натянутый шнур, трос и др.).

1. Технология ведения горных работ на разрезах при разработке сложноструктурных месторождений / , , // — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 247 с.

2. Типовые технологические схемы ведения горных работ на угольных разрезах/НИИОГР. – Челябинск, 1991. – 328 с.

3. Буровзрывные работы на угольных разрезах / , , и др., — М.: Недра, 1987. – 254 с.

4. Ройнишвили бортов карьеров и отвалов. – М.: Недра,1965. – 378 с.

ПБ 06- 07-92 (с изм. 1997) (ПБ 06-07-92), страница 2

Описание файла

Документ из архива «ПБ 06-07-92», который расположен в категории «правила безопасности». Всё это находится в предмете «другие» из раздела «Стандарты», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «другие» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «ПБ 06- 07-92 (с изм. 1997)»

Текст 2 страницы из документа «ПБ 06- 07-92 (с изм. 1997)»

Передвижение людей с уступа на уступ по взорванной горной массе допускается только при особой производственной необходимости и с разрешения в каждом отдельном случае лица технического надзора.

22. В карьерах должна быть организована доставка рабочих к месту работ на специально оборудованном для этой цели транспорте, если расстояние до места работ превышает 2 км и глубина работ более 100 м.

Запрещается перевозка людей в саморазгружающихся вагонах, кузовах автосамосвалов и грузовых вагонетках канатных дорог.

23. Для сообщения между уступами следует устраивать прочные лестницы с двусторонними поручнями и наклоном не свыше 60 градусов или бульдозерные съезды с уклоном не более 20 градусов, освещаемые в темное время суток. Маршевые лестницы при высоте более 10 м должны быть шириной не менее 0,8 м с горизонтальными площадками на расстоянии друг от друга по высоте не более 15 м. Расстояние и места установки лестниц по длине уступа устанавливаются планом развития горных работ. Ступеньки и площадки лестниц необходимо систематически очищать от снега, льда, грязи и при необходимости посыпать песком.

Допускается использование для перевозки людей с уступа на уступ механизированных средств (эскалаторы и др.), допущенных Госгортехнадзором.

24. Переход через ленточные конвейеры разрешается только по переходным мостикам шириной не менее 0,8 м, оборудованным перилами высотой не менее 1 м.

В местах прохода и проезда под конвейерами необходимо устанавливать защитные полки для предохранения людей от возможного поражения падающими с ленты кусками транспортируемого материала.

находиться людям в пределах призмы обрушения на уступах и в непосредственной близости от нижней бровки откоса уступа;

Читать еще:  Что такое теплый откос

работать на уступах при наличии нависающих «козырьков», глыб, крупных валунов, а также нависей из снега и льда. В случае невозможности произвести ликвидацию заколов или оборку борта все работы в опасной зоне должны быть приостановлены, люди выведены, а опасный участок огражден предупредительными знаками.

26. Проезд в железнодорожных составах и кабинах локомотивов разрешается лицам, сопровождающим составы, а также надзору и отдельным рабочим при наличии у них письменного разрешения администрации.

27. Проезд через железнодорожные пути в карьере бульдозерам, автомашинам и другим колесным, гусеничным или шагающим машинам разрешается в установленных местах, специально оборудованных и обозначенных указателями.

Переезд через железнодорожные пути, связанный с технологией ведения горных работ, допускается по утвержденному главным инженером предприятия (организации) регламенту с осуществлением необходимых мер безопасности.

28.(К) При проведении и эксплуатации подземных выработок карьеров надлежит руководствоваться Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах и Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом.

Взрывные работы на открытых горных разработках должны производиться с соблюдением Единых правил безопасности при взрывных работах.

При выполнении строительно-монтажных и специальных строительных работ на горных предприятиях (организациях) по добыче полезных ископаемых открытым способом, кроме настоящих Правил, следует соблюдать требования действующих строительных норм и правил.

Предприятия (организации), ведущие открытые горные работы на глубине более 100 м или в сложных горногеологических условиях, а также при совмещенной отработке месторождения открытым и подземным способами в соответствии с Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны представлять декларацию безопасности и страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии.

29. Устройство, установка и эксплуатация грузоподъемных кранов, паровых котлов и сосудов, работающих под давлением, должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

30. Все несчастные случаи на производстве подлежат расследованию, регистрации и учету в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

ВЕДЕНИЕ ГОРНЫХ РАБОТ

1. Горные работы

31.(К) Высота уступа определяется проектом с учетом физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горногеологических условий их залегания.

Допускается отработка уступов высотой до 30 м послойно, при этом высота забоя не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора.

При обработке уступов слоями должны осуществляться меры безопасности, исключающие обрушения и вывалы кусков породы с откоса уступа (наклонное бурение, контурное взрывание, заоткоска откосов и др.).

При отработке мелкотрещиноватых пород и руд с применением взрывных работ допускается увеличение высоты забоя до полуторной высоты черпания. В этих случаях следует осуществлять дополнительные меры, препятствующие произвольному обрушению козырьков и нависей.

Высота уступа не должна превышать:

при разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ — высоту черпания экскаватора;

при разработке драглайнами, многоковшовыми и роторными экскаваторами — высоту или глубину черпания экскаватора;

при разработке вручную рыхлых и сыпучих пород — 3 м, мягких, но устойчивых, а также крепких монолитных пород — 6 м.

Разработка угольных пластов механическими лопатами допускается одним уступом высотой до 30 м, а в отдельных случаях с разрешения органов госгортехнадзора — до 40 м при условии взрывания уступов скважинами, пробуренными под углом 65 градусов, и регулярной оборки уступа от нависей.

32. Углы откосов рабочих уступов не должны превышать:

а) при работе экскаваторов типа механической лопаты и драглайна — 80 градусов;

б) при работе роторных экскаваторов — 80 градусов;

в) при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием — угла естественного откоса этих пород;

г) при разработке вручную:

рыхлых и сыпучих пород — угла естественного откоса этих пород;

мягких, но устойчивых пород — 50 градусов;

скальных пород — 80 градусов.

33. Предельные углы откоса нерабочих уступов и бортов (углы устойчивости) устанавливаются проектом, корректируемым по данным научных исследований в процессе эксплуатации.

34. Горное и транспортное оборудование, транспортные коммуникации, линии электроснабжения и связи должны располагаться на рабочих площадках уступов за пределами призмы обрушения.

Расстояние от нижней бровки уступа (развала горной массы) до оси ближайшего железнодорожного пути должно быть не менее 2,5 м.

Ширина рабочей площадки с учетом ее назначения определяется расчетом в соответствии с нормами технологического проектирования.

35. При отработке уступов экскаваторами с верхней погрузкой расстояние от бровки уступа до оси железнодорожного пути или автодороги устанавливается проектом, но должно быть не менее 2,5 м.

Высота уступа (подуступа) должна обеспечивать видимость транспортных средств из кабины машиниста экскаватора.

36. Формирование временно нерабочих бортов карьера и возобновление горных работ на них должно производиться по проектам, предусматривающим меры безопасности.

37. При вскрышных работах, осуществляемых по бестранспортной системе разработки, расстояние между нижними бровками уступа полезного ископаемого и породного отвала устанавливается проектом или планом горных работ. При наличии железнодорожных путей или конвейеров расстояние от нижней бровки отвала до оси железнодорожного пути или оси конвейера должно быть не менее 4 м.

38. Расстояние между смежными бермами при погашении уступов и постановке их в предельное положение, ширина, конструкция и порядок обслуживания предохранительных берм определяются проектом. В процессе эксплуатации параметры уступов и предохранительных берм должны при необходимости уточняться в проекте по результатам исследований физико-механических свойств горных пород.

При погашении уступов необходимо соблюдать общий угол наклона борта карьера, установленный проектом.

Во всех случаях ширина бермы должна быть такой, чтобы обеспечивалась ее механизированная очистка.

39. Предохранительные бермы должны быть горизонтальными или иметь уклон в сторону борта карьера и регулярно очищаться от кусков породы, руды, угля и посторонних предметов. Бермы, по которым происходит систематическое передвижение рабочих, должны иметь ограждение.

Допускается в соответствии с проектом применение наклонных берм с продольным уклоном, в том числе совмещенных с транспортными.

40. На карьерах (разрезах) следует осуществлять контроль за состоянием их бортов, траншей, уступов, откосов и отвалов; в случае обнаружения признаков сдвижения пород работы должны быть прекращены.

Периодичность осмотров и инструментальных наблюдений устанавливается в соответствии с Инструкцией по наблюдениям за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Госгортехнадзором.

41. При работе на уступах должна регулярно проводиться их оборка от нависей и «козырьков», а также ликвидация заколов.

Работы по оборке уступов необходимо производить механизированным способом. Ручная оборка допускается только под непосредственным наблюдением лица надзора или бригадира.

Рабочие, не занятые оборкой, должны быть удалены в безопасное место.

42. Расстояние по горизонтали между рабочими местами или механизмами, расположенными на двух смежных по вертикали уступах, должно составлять не менее 10 м при ручной разработке и не менее полутора максимальных радиусов черпания при экскаваторной разработке.

При использовании взаимосвязанных в работе механизмов расстояние между ними по горизонтали и вертикали определяется проектом.

43. При разработке уступов вручную работы должны вестись только сверху вниз с сохранением угла откоса в соответствии с пунктом «г» п. 32 настоящих Правил и без применения способа «подбоем».

44. При работе на откосах уступов с углом более 35 градусов лицам, производящим бурение, оборку откосов и другие операции, следует обязательно пользоваться предохранительными поясами с канатами, закрепленными за надежную опору.

Предохранительные пояса и страховочные канаты при эксплуатации должны не реже одного раза в течение 6 мес. испытываться на статическую нагрузку 2250 кН в течение 5 мин. и иметь клеймо о дате последнего испытания.

45. При работах в зонах возможных обвалов или провалов вследствие наличия подземных выработок или карстов должны быть приняты специальные меры, обеспечивающие безопасность работы (передовое разведочное бурение, отвод на время взрывания горных машин из забоев, находящихся вблизи зоны возможного обрушения и т.д.). При этом необходимо вести тщательные маркшейдерские наблюдения за состоянием бортов и почвы карьера. При обнаружении признаков сдвижения пород работы должны быть прекращены и могут быть возобновлены только по специальному проекту организации работ, утвержденному руководством предприятия (организации).

46. В проекте разработки месторождений, склонных к оползням, должны быть предусмотрены специальные меры безопасности.

Если склонность к оползням устанавливается в процессе ведения горных работ, необходимо внести соответствующие коррективы в проект и осуществить предусмотренные в нем меры безопасности.

47. При одновременной разработке месторождения открытым и подземным способами, а также при проведении и эксплуатации подземных дренажных выработок должны осуществляться мероприятия, согласованные с органами госгортехнадзора, обеспечивающие безопасность работающих на подземных и открытых горных работах (согласование планов и графиков ведения горных и взрывных работ; применение нагнетательной схемы проветривания рудников; проверка работниками ВГСЧ состояния атмосферы в подземных выработках после массовых взрывов в карьере; предотвращение опасности прорыва воды в выработки из карьера; обеспечение сменного надзора, бригадиров (звеньевых) средствами контроля за содержанием в атмосфере ядовитых продуктов взрыва и т.д.).

За выполнением намеченных мероприятий должен осуществляться систематический контроль.

48. При ведении работ в лавиноопасных и селеопасных районах обязательно осуществление мер по защите от снежных лавин и селевых потоков.

План мероприятий по противолавинной и селеопасной защите разрабатывается с учетом местных условий и утверждается главным инженером предприятия (организации).

2. Буровые работы

49. Буровой станок должен быть установлен на спланированной площадке уступа вне призмы обрушения и при бурении первого ряда расположен так, чтобы гусеницы станка находились от бровки уступа на расстоянии не менее чем 2 м, а его продольная ось была перпендикулярна бровке уступа.

Под домкраты станков запрещается подкладывать куски руды и породы.

При установке буровых станков шарошечного бурения на первый ряд скважин управление станками должно осуществляться дистанционно.

50. Перемещение бурового станка с поднятой мачтой по уступу допускается только по спланированной горизонтальной плошадке. При передвижении станка под линиями электропередачи мачта должна быть опущена.

При перегоне буровых станков мачта должна быть опущена, буровой инструмент снят или надежно закреплен.

51. Бурение скважин следует производить в соответствии с инструкциями, разработанными предприятиями (организациями), на основании типовых для каждого способа бурения (огневого, шарошечного и др.).

52. Запрещается бурение скважин станками огневого (термического) бурения в горных породах, склонных к возгоранию и выделению ядовитых газов.

53. Каждая скважина, диаметр устья которой превышает 250 мм, после окончания бурения должна быть перекрыта.

Участки пробуренных скважин обязательно ограждаются предупредительными знаками. Порядок ограждения зоны пробуренных скважин утверждается главным инженером предприятия (организации).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector