Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Щиты для укрепления откосов траншеи

2.2.А Котлованы с естественными откосами

Устраивают в сухих и маловлажных устойчивых грунтах.

Если высота котлована hк≤5 м, то заложение откоса (отношение hк/b) определяется по таблицам в зависимости от вида грунта.

Если высота hк>5 м, то необходим расчет крутизны откоса.

Такие котлованы наиболее просты, однако при этом резко увеличивается объем земляных работ, особенно при глубоких котлованах. Кроме того в естественных условиях города отрывка котлована с естественным откосом далеко не всегда возможна (близко расположенные здания)

2.2.Б Котлованы с вертикальными стенками

могут быть: — с креплением

Без крепления допускается только в сухих и маловлажных устойчивых грунтах на непродолжительный срок. Глубина таких котлованов не должна превышать:

в песках до 0,5 м

в супесях до 1,0 м

в суглинках и глинах до 3 х м

Конструкции креплений котлованов выбирают в зависимости от следующих условий:

срок службы крепления.

В зависимости от этих условий подбираются следующие конструкции крепления:

анкерные или подкосные крепления;

2.2.В. Закладные крепления

Устраивают при глубине котлована до 2…4 м в сухих и маловлажных грунтах (рис. 14.2 а, б). Закладное крепление состоит из стоек, распорок и горизонтальных досок (забирки), которые заводят за стойки снизу по мере углубления котлована или траншеи, а стойки постепенно заменяют на более длинные тщательно раскрепляя их распорками.

Рис. 14.2. Крепление вертикальных стенок выемок:

а, б – закладное; в – анкерное; г – подкосное; 1 – стойка; 2 – доски; 3 – распорка; 4 – свайка; 5 – стяжка; 6 — подкос

Более удобное крепление не требующее замены стоек по мере заглубления выемки, состоит из предварительно забитых в грунт двутавровых стальных балок, за полки которых постепенно закладываются доски.

2.2.Г. Анкерные и подкосные крепления

Устраивают в тех случаях когда исключается возможность установки распорок (широкий котлован, так же если распорки мешают возведению фундамента).

Для устройства анкерных (рис. 14.2 в) креплений вдоль стенки котлована забивают наклонные свайки, которые соединяют анкерными тягами со стойками крепления.

В подкосном креплении (рис. 14.2 г) стенки удерживаются подкосами передающими сдвигающие усилия на упор, забиваемый у них основания.

2.2.Д. Шпунтовые ограждения

Служат для крепления вертикальных стен котлована при глубине более 4-х метров, а также при любой глубине, но при уровне подземных вод выше дна котлована.

Шпунтовые ограждения состоят из отдельных элементов (шпунтин), которые погружаются в грунт еще до отрывки котлована и образуют сплошную стену предотвращающую сползание грунта и проницание воду в котлован.

Рис. 14.3. Деревянное шпунтовое ограждение:

а – из досок; б – из брусьев; в – нижний конец деревянной шпунтины

Шпунты могут выполняться из:

→ Деревянные шпунтовые ограждения применяют для крепления неглубоких котлованов (3…5 м) (рис. 14.3) может быть:

— дощатым (толщина до 8…10см)

— брусчатым (t от 10 до 24 см)

Рис. 14.4. Профили прокатного стального шпунта:

а – плоский; б – корытный; в – Z-образный

Длина шпунтин определяется глубиной их погружения, но, как правило, не превышает 8 м, поскольку более длинный не дорогой и дефицитный.

Для полного смыкания шпунтин их снабжают гребнем или пазом, а нижний конец делают с односторонним заострением, за счет чего погружаемая шпунтина прижимается к уже погруженной, что делает стенку более плотной.

Дополнительному уплотнению соединения шпунтин способствует и постепенной разбухание древесины в воде.

Деревянное шпунтове ограждение отличает простота изготовления, однако есть ограничения его применения:

— невозможность забивки шпунтин в плотные грунты;

— небольшая длина шпунтин (6…8 м);

— и относительно малая прочность.

Металлический шпунт применяют при глубине более 5…6 м. За счет своей конструкции (рис. 14.4) он обладает большой прочностью и жесткостью.

Он состоит из прокатного профиля l=8…24 м.

— корытной; > при больших изгибающих моментах

Связь между шпунтинами по вертикали осуществляется при помощи «замков». Конструкция замков обеспечивает плотное и прочное соединение шпунтин между собой. Остающиеся зазоры в замках, быстро заливаются и металлическая шпунтовая стенка становится практически водонепроницаемой.

Железобетонный шпунт применяют при постройке набережных, причальных и гидротехнических сооружений, или в тех случаях когда шпунт в дальнейшем используются как часть конструкции.

Сплошной ж/б ряд свай (забивных или буронабивных)

Разрешенный ряд свай в глинистых грунтах.

Конструкции шпунтовых стенок:

— без креплений (консольные);

— с распорным креплением;

— с грунтовыми анкерами.

Рис. 14.5. Схемы шпунтовых ограждений:

а – консольное; б – с распорным креплением; в – с анкерным креплением; 1 – шпунтовая стенка; 2 – распорка; 3 – обвязка; 4 – анкерная свая; 5 – анкерная тяга.

Применение креплений распорного и анкерного типа увеличивает устойчивость шпунтовой стенки, уменьшает возникающие изгибающие моменты и ее горизонтальные смещения, что позволяет делать стенки более легкими.

Анкерное крепление котлована

1500 тонн шпунта Ларсена
в наличии на складе

2300 тонн ежемесячно отгружается
на объекты по всей России

3400 поставок было произведено
с момента основания компании

Что представляют собой анкерные сваи

Анкерная свая имеет вид полой металлической трубы-штанги с утолщенными стенами. После установки в полость заливают инъекционный раствор. Отличие изделий российских производителей от немецких состоит в том, что у российских наружная стенка как правило гладкая, а у немецких – с винтовой нарезкой, скругленной или трапециевидной формы. Для придания антикоррозийных свойств штанга покрывается специальным полимером. Отдельные заводы при производстве анкера используют нержавеющую сталь.

Для облегчения прохождения грунта на нижнем краю сваи предусмотрена полая насадка (буровая коронка или долото), которая помогает проходить твердые породы. Для разного типа грунта применяются разные насадки. Выбор определяют особенности почвы (категория твердости, толщина слоя). В верхней части штанги располагается опорная плита, закрепленная сферическими гайками с двух боков. В комплектацию сваи входят центраторы и соединительные муфты: помощью втулочных муфт наращивают штанги, центраторы пространственно ориентируют ствол внутри скважины.

Размеры анкерных свай:

диаметр до 32,5 см;

размер лопастей – до 80 см;

толщина стенки – 2-5 мм;

длина до 12 метров.

В процессе анкеровки котлована сами анкеры крепятся на расстоянии от шпунтовой стенки, в результате чего происходит натяжение металлического троса между ними и шпунтиной. В качестве одного из методов крепежа используется вибропогружение: анкер погружают в стенку котлована, при натяжении его пята расправляется и прочно фиксируется в грунте, после чего анкер бетонируется.

Анкерное крепление котлована, цена проекта

Стоимость анкеровки от 15000 руб., зависит от условий проекта и технического задания. Для подробного расчета оставьте заявку на сайте или позвоните нам!

Применение анкеровки шпунтовых стенок

Анкерное крепление шпунтового ограждения применяется при глубине котлована от 7 метров в грунте низкой плотности. Использование анкеровки шпунта Ларсена, анкеровки трубошпунта или двутавра позволяет заменить систему распорок, что оставляет пустым внутреннюю площадь котлована.

При расчете проекта определяется способ анкерного крепления:

анкерное крепление и распределительный пояс при необходимости оставить котлован свободным от распорок;

анкерное крепление и распорная система при риске повреждения близлежащих коммуникаций во время погружения анкеров.

В строительстве анкеры используют когда нужно:

устройство котлованов под фундаменты;

постройка гидротехнических сооружений;

строительство железнодорожных путей и автотрасс;

возможно самостоятельное применение вне шпунтовых конструкций, к примеру, для фиксации опор ЛЭП.

Применение анкеров необходимо для:

предотвращения опрокидывания фундаментов некоторых сооружений;

крепежа шпунтовых конструкций;

предотвращения осыпания грунта, в том числе оползней;

повышения несущей способности грунта (в первую очередь, легкого либо сильно обводненного);

укрепления откосов при дополнительном армировании.

В зависимости от производственных задач сваи применяются:

в качестве грунтового болта (нагеля) – при укреплении оползнеопасных склонов и насыпей;

в качестве грунтового анкера – при укреплении шпунтовых стенок котлованов, подпорных стенок, гидротехнических объектов (анкерная стенка причала и др.);

в качестве буроинъекционной сваи – для усиления фундаментов.

Виды анкеров

Анкеры отличаются по конструкции анкерной тяги.

Стержневые анкера

Чаще всего стержневые анкера используют, когда стены котлована устойчивы.

Технологию применения этого типа анкеров можно разбить на следующие этапы:

погружение анкерной тяги из арматуры вместе с двумя инъекционными трубками;

залив цементного раствора для заполнения скважины (первая инъекционная трубка);

опрессовка скважины (вторая инъекционная трубка).

Стандартная арматура имеет длину 12 метров. При длине более 12 м. возникает необходимость применять винтовую арматуру на муфтовом соединении для анкеров.

У инъекционного анкера есть такие недостатки:

анкер имеет ограниченную длину, а арматурные стержни обычно обладают длиной 11-12 метров;

невысокая производительность работ, поскольку устройства этого вида анкера процесс достаточно трудоемкий;

устройство инъекционных анкеров в обводненных грунтах затруднено и требует буровых установок с двойным вращателем и бурения с обсадными трубами.

Читать еще:  Отделка откосов при облицовки кирпичом

Прядевые анкера

Анкерной тягой у прядевых анкеров служат стальные арматурные канаты (пряди). Количество самих канатов определяется предполагаемой нагрузкой.

Технология устройства прядевых анкеров имеет такой порядок:

бурение скважины под обсадной трубой;

погружение прядевого анкера;

извлечение обсадной трубы;

заполнение скважины цементным раствором и опрессовка скважины.

Диаметр корня прядевых анкеров определяется диаметром обсадных труб и составляет обычно 130-150 мм.

Регулирование нагрузки на анкер возможно благодаря регулированию числа прядей, обычно их 6-7 штук. Если у скважины большой диаметр, то нужно увеличить количество прядей.

При условии работы обсадными трубами производительность устройства прядевых или стержневых анкеров составляет обычно 30-60 погонных метров анкеров за двенадцатичасовую смену.

Анкера с применением полых буровых штанг (Titan, Атлант)

При устройстве этого типа анкеров используется комбинированная технология бурения и цементации. Для работ нужны полые буровые штанги, которые станут армирующим элементом по завершению процесса.

Штанги обладают винтовой поверхностью. Сцепление одной штанги с другой происходит посредством муфт. Длина сваи около 3 метров. Если работы предполагают стесненные условия, то длина варьируется от одного до двух метров.

Диаметр корня для таких анкеров зависит от диаметра буровой коронки и может составлять 150-200 мм.

Для обеспечения повышенной несущей способности, поверхность корня анкера имеет корневидную структуру.

В случае устройства по технологии струйной цементации Jet 1 диаметр корня анкера может составлять 300-600 мм, что усиливает его несущую способность на грунте. Анкера, выполненные с использованием струйной цементации, получили название MiniJet.

отличная несущая способность по грунту и материалу;

анкер обладает большой жесткостью, что гарантирует малую вероятность продольного перемещения;

хорошая производительность (100-150 погонных метров анкеров в смену);

возможность устройства анкеров в обводненных грунтах без обсадных труб;

ценовая политика российских производителей штанг меньше, чем у зарубежных, к тому же сокращается период доставки анкеров на строительство.

Почему выгодно использовать анкеровку шпунтовой стенки

Использование анкерных шпунтовых стенок имеет ряд преимуществ:

возможность произвести работы (бурение, формирование и армирование тела анкера) за один этап. Возрастает производительность, сокращаются сроки работ, снижаются трудозатраты, уменьшается время использования техники;

при монтаже не используется ручной труд;

нет необходимости применять обсадные трубы;

нет необходимости задействовать для укрепления стенки внутреннее пространство котлована;

возможно погружение с использованием малогабаритного бурового оборудования;

увеличивается несущая способность свай в слабых грунтах – плывунах, водонасыщенных песках;

высокая устойчивость к растягивающим, изгибающим, сжимающим нагрузкам;

Минус: в отличие от самих металлошпунтов анкер для шпунтового ограждения – одноразовое приспособление. После строительства он остается в грунте и служит дополнительному укреплению фундамента.

Расчет анкеровки шпунтовой конструкции

Во внимание нужно принимать:

глубину котлована по проекту;

силы активного и пассивного давления грунта на шпунты;

сила вертикального давления на глубине погружения шпунтовой сваи.

При расчете определяются:

устойчивость ограждения к давлению грунта;

необходимое поперечное сечение шпунта.

Глубина рассчитывается по формуле Δt = En / 2 qt0 * (p – a), где

En – эпюра давления;

qt0 – момент давления грунта, max;

p и a – коэффициенты воздействий грунта на шпунтовую сваю, пассивного и активного соответственно.

Процедура расчета шпунтов для безанкерных и анкерных стенок одинакова. Тем не менее, разница есть, и она состоит в том, что точки оборота шпунтовых свай располагаются в разных местах: для безанкерных – у основания, с анкеровкой – в месте крепления анкерного троса.

Глубина котлована определяет, сколько ярусов анкерных креплений нужно:

нет необходимости в анкерном усиление при глубине до трех метров;

одноанкерная фиксация до 8 метров;

если более 8 метров, число ярусов увеличивается в соответствии глубиной.

Максимальный эффект от такого вида усиления шпунтовой конструкции достигается на уровне ниже верхнего среза стенки на 0,4 от ее высоты. Упругий момент сопротивления при такой фиксации невысок.

Шпунтовая стена из труб с анкерным креплением

Во время работ по анкеровке стенки из трубошпунта, сваи ставят вертикально или наклонно с шагом 3-4 м. по всей протяженности котлована, но при этом в 5 м. от стен. Этапы погружения:

на первую штангу навинчивают буровую коронку, диаметр которой определяется проектной документацией.

в процессе погружения происходит сцепления новых штанг муфтами.

при этом через полость заливается водоцементый промывочный раствор, который изымается вместе с грунтом.

по окончанию погружения до нужной глубины полость штанги заполняют густым инъекционным раствором. прокручивая ствол для избежания возникновения пустот.

после установки происходит сцепление свай со шпунтами стальными тросами.

Трубошпунт применяют в основном на легком грунте. Для грунта 3-4 категории лучше подойдет шпунт Ларсена.

Сваи-РИТ от фирмы РИТА

Фирма РИТА предлагает целый комплекс услуг, основанный на разрядно-импульсных технологиях, а именно: постройка и усиление фундаментов, глубинное уплотнение грунтов, цементацию различных типов кладки, усиление стенок котлованов, установка подпорных стен.

Обработка грунтов или бетонной смеси происходит серией разрядов импульсного тока-электровзрывов, в местах, где это предполагается по проекту. Это приводит к глубинному уплотнению грунта, созданию тела сваи или корня анкера, цементируется грунт или кладка стен.

Получаемые в результате применения этой метода сваи и анкера называют сваи-РИТ и анкера-РИТ соответственно.

Сваи Титан от немецкой фирмы ISCHEBECK

ISCHEBECK известен как разработчик и производитель анкерной системы Титан.

При производстве буроинъекционных штанг ТИТАН используется мелкозернистая строительная сталь S 460 NH. При создании анкерных свай ТИТАН за основу берутся строительный норматив EN 14199. Этот показатель получаются в результате навальцовывания резьбы на стержнях.

Штанга ТИТАН применяется для усиления опорных стен в качестве анкерной сваи. Выдергивающая сила передается в грунт за условной призмой обрушения. Чаще всего используется на таких объектах:

котлованы при строительстве;

причалы, пирсы и т.д.

инженерная защита опорными стенами;

временные и постоянные конструкции;

альтернатива преднапряженным анкерам.

Заказ шпунтового ограждения с анкеровкой в компании «Экоторг М»

Предлагаем услуги полного цикла работ по шпунтовые ограждениям от создания проекта до установки под ключ в Москве и по всей России.

К нам обращаются, потому что у нас:

выгодные цены на все услуги, а также доступная стоимость материалов в каталоге шпунта и шпунта б.у.;

работают только квалифицированные специалисты, что служит дополнительной гарантией высокого качества работ;

собственный автопарк современной техники;

строгое придержание сроков договора;

гарантия на материалы и работу.

Можем выполнить отдельную задачу по вашему проекту или полное ведение проекта:

первичный геологический анализ;

оформление всей технической и сопроводительной документации;

продажа шпунтовых свай с возможностью выкупа по окончании использования за 80 % исходной стоимости, сдача в аренду;

предоставление в аренду техники для погружения и вспомогательных работ;

возведение шпунтовых стенок любого назначения;

укрепление любым способом – анкеровка, распорная система, распределительный пояс;

демонтаж и вывоз шпунтов после окончания строительства.

Для оформления заказа оставьте заявку на сайте или позвоните вам. Наш эксперт обговорит условия, согласует дату посещения объекта и озвучит предварительную стоимость работ. После выезда на объект будет подписан договор с конкретными условиями и ценой работ.

Перечень операций для разработки грунта

Механизированная разработка грунта — это процесс снятия верхнего слоя почвы и вывоз его с площадки строительства. Для проведения этого комплекса операций требуется специальное землеройное и транспортное оборудование, которое управляется ручным способом. К нему относятся: бурильные машины, бульдозеры, грейдеры, гусеничные и колесные экскаваторы, самосвалы. Для выполнения работ любую технику можно взять в аренду.

Для разработки грунта с помощью землеройной техники в траншеях и котлованах входят следующие операции

1. Планирование работ.

Для проведения работ необходимо уточнить виды спецтехники, которая потребуется (грейдер, экскаватор, бульдозер и др.), провести геодезическую съемку. Удалить растительный слой или снежный покров, рассчитать ширину и глубину траншеи или котлована. Если работы проводятся экскаватором, то необходимо учесть его проходы и затрачиваемое на это время.

2. Выравнивание слоя.

Перед разработкой грунта необходимо сравнять поверхность с помощью экскаватора, точнее, его зачищающего устройства. С помощью глубиномера (прибор для измерения глубины копания) можно обеспечить точность выравнивания. Грунт, зачищенный с низа котлована, убирают на расстояние не менее 40 м.

3. Вывоз грунта.

Земляные массы перемещаются в отвал после разработки бульдозером. Вывозят грунт самосвалы, грузоподъемность которых составляет от 10 до 27 тонн.

Для чего применяют разработку грунта:

* Механизированная разработка грунта экскаватором в котловане делается под устройство фундаментов жилых, промышленных и общественных зданий. Сопровождается укреплением стенок вертикальных, в случае протекания рядом подземных вод.

* Работа с грунтом в траншеях применяется при ремонте и прокладке труб для инженерных подземных коммуникаций. Копка производится экскаватором, и образует колею.

Читать еще:  Откосы дверные отделанные обоями

* При строительстве стадионов, парковок, трасс производится расчистка территории, которая осуществляется с помощью бульдозера или экскаватора, и не требует наличия геодезической съемки.

Разработка грунта экскаватором применяется для удаления мягкого цельного грунта или мелких скальных пород. Эта спецтехника может быть оснащена следующими рабочими забоями (органами):

* Обратной или прямой лопатой. Может использоваться для копки котлована ниже или выше уровня стоянки экскаватора;

* Гидромолотом, который нужен для работ с мерзлой почвой или каменистыми породами в котловане;

* Грейфером, он применяется для захвата грунта из котлована на глубине от 1 до 16 м и выноса его на поверхность.

Разработка грунта бульдозером (спецтехникой с навесным щитом, который применяется для переноса грунта по слоям расстояние до 300 м) является отчасти финальным выравниванием поверхности за счёт перемещения верхнего неровного слоя грунта в одно место для последующего вывоза. Забой бульдозера на гусеничном или колесном ходу бывает неподвижным и поворотным.
Вывоз грунта самосвалами (автомобилями грузовыми, которые позволяют высыпать грунт, вынутый из котлована с помощью системы наклоняемого кузова, что значительно сокращает утилизацию отработанных грунтовых масс по времени. Его грузоподъемность может достигать до 40 т.

Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов

Водопропускные трубы, расположенные под дорогой – это нечто вроде альтернативы мостам, поэтому при отсутствии необходимости в последних можно воспользоваться такой заменой. К тому же, в некоторых ситуациях возведение моста попросту невозможно – например, если дорога расположена слишком низко.

Конструкция водопропускной трубы – это канал, проходящий через дорожную насыпь. Для обустройства водопропускного канала используются трубы такого диаметра, чтобы его было достаточно для транспортировки большого объема атмосферных осадков. Кроме того, нередко такие трубы используются при создании крупных дренажных систем и подземных переходов. В данной статье речь пойдет о водопропускных трубах и особенностях их применения.

Виды водопропускных труб

На современном рынке стройматериалов водопропускные трубы представлены очень разнообразно. Основным параметром, по которому классифицируются такие трубы, является материал изготовления.

Согласно такому способу классификации выделяют следующие виды водопропускных труб:

  • Железобетонные;
  • Пластиковые;
  • Металлические гофрированные.

Каждый материал имеет свои особенности.

Железобетонные водопропускные трубы

Одним из главных достоинств железобетонных конструкций для отведения воды является возможность их создания на том месте, где они будут устанавливаться. Процесс обустройства в данном случае предполагает установку армированной опалубки, в которую будет заливаться раствор бетона.

Описанное выше качество можно назвать достаточно полезным, но у него есть серьезный недостаток – железобетонная водопропускная труба под дорогой устанавливается очень долго. Конечно, у такой проблемы имеется решение, которое заключается в приобретении готовых железобетонных конструкций и доставке их к месту монтажа. Главное качество такого материала – способность выдерживать воздействие различных внешних факторов. Читайте также: «Виды железобетонных труб, характеристики и применение».

Пластиковые водопропускные трубы

Различные варианты полимерных изделий для обустройства водопропускных каналов являются хорошим решением. Пластиковые трубы хорошо выдерживают внешние нагрузки, но для этого их приходится дополнительно усиливать при помощи бетонной арки, которая заливается по наружному краю трубы, причем слабая сопротивляемость бетона подвижкам грунта в данном случае не имеет никакого значения.

При необходимости можно снизить нагрузку на систему, используя специальные металлические короба, заполненные камнями. Установленная таким образом водоотводная труба под дорогой сочетает в себе надежность и долговечность – срок службы пластикового водопропускного канала может достигать 50 лет.

Металлические трубы и СМГК

Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.

Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.

Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.

Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции. Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.

СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.

Монтаж водопропускных труб под дорогой

Технология обустройства водоотводных каналов под дорогой включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка котлована.
  2. Заливка фундамента.
  3. Укладка трубопровода.
  4. Обустройство дорожной насыпи.

Первым делом необходимо выкопать котлован, размеры которого совпадают с рассчитанными в ходе проектирования. Также важно учитывать грунт, который преобладает на участке – неподходящая почва может помешать обустраивать тяжелую конструкцию. Кроме того, тип грунта напрямую влияет на то, как будут обустраиваться стенки котлована. Читайте также: «Виды водопропускных труб, способы и сферы использования».

Создание котлована осуществляется традиционным образом:

  • Сначала извлекается верхний слой грунта;
  • Первая ступень разрабатывается;
  • Операция повторяется на каждом уровне грунта, вплоть до расчетной глубины.

Глубина котлована не должна быть меньше, чем уровень промерзания почвы в данном регионе, иначе водопропускная система попросту придет в негодность из-за воздействия вспучившегося грунта. Чтобы отвести воду из котлована, применяются обычные дренажные системы или насосы. Это важный момент – водопроводящие каналы чаще всего проходят по влажным участкам, поэтому необходимо позаботиться о качественной дренажной системе, которая позволит конструкции нормально функционировать.

Для укрепления стенок котлована и насыпи используются габионы – специальные модули, заполненные обычными камнями. Чтобы система получилась максимально надежной, под ней укладывается гидроизоляционный материал.

Фундамент, как основа

Следующий шаг – создание фундамента. Естественно, почва должна выдерживать фундамент вместе со всей конструкцией, поэтому базовым опорным слоем является смесь из песка и гравия. Засыпка такого слоя позволит предотвратить повреждение элементов водопропускного канал при пучении грунта.

Сам фундамент может выполняться по одной из двух схем:

  1. Блочный фундамент. Процесс укладки в данном случае начинается с блока, расположенного прямо под оголовьем трубы. Этот блок укладывается примерно на 30 см ниже уровня промерзания почвы. Далее устанавливаются последующие блоки. Возникающие высотные перепады компенсируются за счет песчано-гравийной смеси, а при большой разнице высот используются сваи. Укладка блоков фундамента начинается с заднего конца трубы.
  2. Монолитный фундамент. Такой тип фундамента знаком даже тем, кто не занимался строительством. Для монтажа устанавливается съемная опалубка, выставленная на слое гидроизоляции. Заливать монолитный фундамент нужно с одного прохода, поэтому перед работой придется тщательно рассчитать необходимый объем.

Блочная конструкция фундамента отличается быстротой обустройства, а монолитная – высокой механической прочностью, которой достаточно для сопротивления сильным подземным толчкам. Перед созданием фундамента нужно точно знать, какие виды оголовков водопропускных труб будут использоваться – этот фактор может повлиять на конструкцию фундамента.

Когда фундамент застынет, на него можно будет устанавливать водопропускные трубы. Сначала нужно установить бровку грунта, потом сформировать выходы для труб, после чего приходит пора монтировать СМГК или железобетонные изделия. Все свободное пространство от фундамента до стенок труб должно заполняться смесью песка и гравия.

Фиксация СМГК осуществляется посредством заклепок или защелок, а верх конструкции усиливается специальной стяжкой, добавляющий системе надежности. Железобетонные конструкции тоже укрепляются цементной стяжкой, но монтаж арок осуществляется прямо на плиты без какой-либо подсыпки.

Финальный этап работы – укрепление водопропускных труб при помощи габионов или бетона, после чего их можно засыпать грунтовым слоем, толщина которого напрямую зависит от прочностных показателей трубы. Когда перепускная труба под дорогой установлена, можно спокойно приступать к обустройству самого дорожного полотна.

Заключение

Использование водопропускных труб позволяет перемещать влагу под дорожным полотном. Конечно, такие системы актуальны далеко не во всех ситуациях, но иногда они являются единственным вариантом отведения воды.

Как сделать дренажную канаву

Проблему высокого уровня грунтовых вод и постоянного затопления территории участка может решить дренажная канава. Это простое инженерное сооружение, представляющее собой линейную выемку грунта вдоль границы территории. Его легко сделать своими руками.

Читать еще:  Как найти уклон откоса

Водоотводная канава — сооружение в грунте, предназначенное для защиты грунта от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных вод и отвода их в ближайший водоток.

  1. Особенности и назначение водоотводной канавы
  2. Достоинства и недостатки ливневой канавы
  3. Открытая дренажная канава и ее устройство
  4. Устройство закрытой дренажной канавы
  5. Порядок обустройства дренажной канавы на участке
  6. Способы укрепления

Особенности и назначение водоотводной канавы

Назначение водоотводной канавы — дренаж садового участка, т.е. отведение из почвы избыточной влаги и осушение грунта. Ее сооружение необходимо на низинных и болотистых местностях, при высоком уровне залегания грунтовых вод, при присутствии в составе почвы глины.

Избыток воды на участке приносит много проблем. Он мешает нормальному росту растений и вызывает их гибель, смывает верхний плодородный слой почвы, не дает построить подвал или погреб, вызывает деформацию опор, плесневение и гниение стен дома и других зданий. Сооружение дренажа предотвращает возникновение этих явлений. Водоотводящая канава собирает лишнюю воду с дачного участка и выводит ее в нижележащую зону.

При сооружении траншеи придерживаются правил, установленных СНиПами. По нормам запрещено выводить ливневую канализацию к местам обитания животных, водоемам с проточной водой, болотистым низинам.

Дренажные канавы размещают на расстоянии не менее 30 см от заборов, домов и других зданий, чтобы не допустить размытия их фундамента. Угол наклона стока на ровном рельефе допускается не более 3-5%, т.е. на каждые 10 м должно приходиться 3-5 см перепада высоты.

По назначению различают 3 вида дренажных канав:

  • основные (магистральные) — по ним идет преимущественное отведение воды;
  • периметральные (кюветы) — проложенные по периметру участка или здания для его обслуживания;
  • дополнительные — предназначенные помочь основным каналам.

Достоинства и недостатки ливневой канавы

Дренажные системы отводят с участка лишнюю воду и таким образом предотвращают негативные явления, связанные с избыточной влажностью. Сооружение ливневой канавы не потребует спецтехники и дорогих материалов, ее легко сделать своими руками.

К недостаткам осушительных траншей относятся необходимость регулярной чистки, непрочность откосов и короткий срок эксплуатации. Кроме того, внешний вид дренажных систем часто бывает неэстетичным и выделяется на фоне общего ландшафта. Также нужно помнить, что эффективность канав, в отличие от других видов дренажа, относительно низкая.

Открытая дренажная канава и ее устройство

Открытая дренажная канава представляет собой выкопанную в земле яму прямоугольной формы, к которой подведена водоотводная труба. Ее предназначение — отведение излишков дождевых осадков и воды, используемой для полива.

Траншею размещают там, где вода накапливается в наибольшем количестве. Ее строят с уклоном, достаточным для передвижения воды самотеком на уровень залегания грунтовых вод в естественные или специально построенные искусственные водоемы или собирательные колодцы.

Оттуда ее можно брать для полива огорода и других нужд.

Если нужно отвести много воды, а почва плохо пропускает ее, на участке размещают несколько траншей. Они могут соединяться в общую сеть или располагаться по отдельности параллельно друг другу. При объединении канав главную из них делают глубже и шире остальных, чтобы она не переполнялась водой, собранной со всего участка.

Конструкция открытой дренажной канавы из гранитных булыжников.

Чтобы открытая дренажная канава была наиболее функциональной, при ее сооружении соблюдают следующие условия:

  • ширина — 40-50 см;
  • глубина — 60-70 см;
  • угол наклона откосов — 30-40°.

Вокруг канавы не должно расти деревьев и кустарников для предотвращения ее заиливания. Боковые стенки необходимо дополнительно укрепить, чтобы предотвратить осыпание грунта. Сверху сооружение можно закрыть решетками, чтобы сделать его эстетичнее и избежать попадания мусора.

Устройство закрытой дренажной канавы

Закрытые дренажные канавы рекомендуется размещать на участках с низинным расположением, близко подходящими к поверхности грунтовыми водами и большим процентом содержания глины в почве.

Устройство дренажной закрытой канавы.

Этот вид водоотводных сооружений представляет собой яму глубиной 150 см и шириной 70 см, выкопанную с уклоном, на дно которой помещается слой грунта для дренажа. Поверх него размещается перфорированная труба, покрывающаяся землей.

Вода по траншее отводится к коллекторной системе или водосборному колодцу.

Такая конструкция имеет более эстетичный вид и работает эффективнее, чем канавы открытого типа.

Порядок обустройства дренажной канавы на участке

Для обеспечения высокой эффективности системы водоотведения необходимо перед началом работ отметить, в каких местах вода накапливается в наибольшей степени. После этого размечают трассу прохождения дренажной системы через участок и приступают к работе.

Если участок имеет естественный уклон, нужно будет просто выкопать П-образную или L-образную траншею вдоль забора. Можно сформировать сеть из нескольких канав, которые будут располагаться равномерно по всей территории участка и объединяться в одну главную.

Если на участке нет склона или он очень маленький, при прокладывании дренажной системы необходимо создать искусственный уклон (по 2 см на каждый метр).

Для вывода воды за пределы участка используют дренажные трубы. Дно ямы покрывают щебнем или песком, который необходимо плотно утрамбовать. Толщина слоя дренажа должна составлять 10-15 см. Поверх его укрывают геотекстилем.

Затем помещают водосточную гофротрубу диаметром 6-11 см. В верхней части она должна иметь несколько рядов отверстий диаметром 1,5 см. Наружный ее слой должен быть гофрированным, а внутренний — гладким. Снаружи трубу оборачивают слоем геотекстиля, чтобы избежать засорения ее почвой и мусором, которые будут попадать в нее через отверстия.

Для укрепления дренажной системы траншею засыпают щебнем, гравием, битым кирпичом, керамзитом, крупным песком и другими пропускающими воду материалами. Толщина слоя должна составлять 20 см. Сверху дренажную систему укрывают почвой.

Иногда вместо дорогостоящих гофротруб для отвода воды в нужном направлении на дно канавы укладывают части разрезанных автомобильных покрышек, имеющих форму U-образного желоба. Их помещают открытой частью на примятую глину, покрывающую дно, а сверху засыпают щебнем или песком.

Важно плотно утрамбовать строительные материалы, используемые в качестве дренажа, иначе со временем под воздействием потоков воды они просядут и конструкцию придется ремонтировать.

При прокладывании дренажной системы вдоль дороги необходимо учитывать соседство с фундаментом забора. Поступающая в канаву вода не должна его подмывать. Поэтому глубину траншеи делают около 20-30 см, а для насыпного грунта — более 50 см. Если необходимо выполнить поворот на 90°, то одну из стыкующихся канав следует делать длиннее.

Дренажная система нуждается в регулярном уходе. Несколько раз в год ее нужно очищать от попавшего мусора.

Способы укрепления

Сильные потоки воды способны размыть края дренажной системы. Чтобы этого не произошло, необходимо их укрепить. Сделать это можно различными способами.

Дикорастущие травы и растения с длинными крепкими корнями, высаженные по краям траншеи, способствуют укреплению ее стенок. Дно при этом следует засыпать пропускающими воду материалами слоем 10 см.

Стенки канавы можно выложить камнем. Это не только укрепит их, но и улучшит внешний вид.

Можно укрепить стенки дренажной канавы дерном, добытым в местностях с суглинистой почвой. Его нарезают пластинами толщиной 5-10 см и закрепляют при помощи спиц из древесины ивовых пород.

Выбирая способ укрепления склонов канавы, следует руководствоваться, прежде всего, углом наклона ее стенок.

Бюджетный вариант укрепления стенок траншеи — установка на всем ее протяжении частей автомобильных покрышек или кусков шифера. Устойчивое положение им придают с помощью камней или кирпичей.

На глинистых и заиленных почвах рекомендуется применять геотекстиль. Его укладывают по всей поверхности канавы и засыпают песком или щебнем. Толщина слоя должна быть не менее 30 см.

Для дренажных систем, обладающих сложной конфигурацией, подойдет полимерная геосетка. Она отличается прочностью и устойчивостью к факторам внешней среды. Прорастающие сквозь ячейки сетки растения дополнительно укрепляют стенки траншеи. На дно канавы укладывается щебень, битый кирпич или песок.

Еще один вариант укрепления стенок канавы — использование геоматов из полипропиленовых решеток. Они скрепляются между собой полипропиленовыми нитями. Конструкция засыпается почвой, а прорастающие сквозь решетку корни растений дополнительно укрепляют систему.

Габионы — сетки с шестиугольными ячейками, изготавливаемые из устойчивых к коррозии металлов (оцинкованная сталь). Они являются поддерживающим каркасом стенок траншеи и засыпаются сверху щебнем или галькой. Срок службы этих изделий — 5 лет.

Вода, поступающая в дренажную систему, должна обязательно контактировать с грунтом и частично впитываться в него. Поэтому не рекомендуется заливать дно и стенки дренажных канав бетоном.

В этом случае дренажная система будет быстро заиливаться. Бетонирование применяют только при укладке дренажных систем под автодорогами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector