Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рыхление откосов насыпи при реконструкции

Технология устройства уширения (досыпки) земляного полотна

При реконструкции автомобильных дорог необходимо стремится в наибольшей степени использовать существующее земляное полотно.

Присыпаемая часть уширенного земляного полотна должна работать совместно с существующим как единая конструкция, что возможно лишь при благоприятном водно-тепловом режиме. Оптимальным решением является применение при уширении тех же грунтов, которые использовались при её возведении.

При высоте насыпи менее 2 м для повышения сцепления грунтов досыпаемого земляного полотна ограничиваются лишь разрыхлением грунта на откосах или нарезкой на них борозд глубиной 0,20-0,25 м.

При более высоких насыпях на откосах нарезают уступы высотой до 0,50 м, придавая им уклон 50‰.

Сооружение земляного полотна автомобильной дороги осуществляется комплексно-механизированным способом с применением средств механизации в зависимости от принятой технологии и установленных сроков выполнения работ. Земляное полотно при поточном способе выполнения работ возводится на всем протяжении без разрывов, за исключением отдельных участков с сосредоточенными работами.

Перед началом устройства земляного полотна необходимо:

— восстановить и закрепить трассу дороги;

— произвести плановую и высотную разбивку земляного полотна;

— снять растительный слой грунта и переместить его во временный отвал;

— подготовить основание земляного полотна;

— устроить временные землевозные дороги, съезды в забой и въезды в него.

Во время производства работ должны быть приняты меры по сохранению всех точек разбивки и реперов. Повреждённые в процессе работ точки необходимо восстанавливать силами строительной организации.

Работы по возведению земляного полотна из привозного грунта выполняют на трёх захватках.

На первой захватке

выполняются следующие технологические операции:

— отсыпка грунта в насыпь автосамосвалами;

— разравнивание грунта бульдозером или автогрейдером.

В проекте для разработки грунта применяется экскаватор ЭО-3123 (вместимость ковша 0,65 м). Транспортирование грунта в насыпь осуществляется автосамосвалами КамАз-55118 грузоподъёмностью 7,2 т. Количество их следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от дальности транспортировки.

Выгружают грунт из автосамосвалов в кучи, затем производят разравнивание в данном проекте (при досыпке обочин) автогрейдером.

Ширина отсыпки слоёв насыпи принимается на 0,5 м больше ширины насыпи с каждой стороны (для уплотнения краевых частей, прилегающих к откосу).

После разравнивания слой должен иметь проектный продольный уклон и двухскатный поперечный профиль.

На второй захватке

выполняют работы по уплотнению земляного полотна. При уширении земляного полотна значительные трудности вызывает уплотнение на откосах присыпанных слоёв грунта.

Насыпи уширяют или досыпают с запасом грунта на откосах, равным 5-10 м.

Грунт уплотняют катком на пневмошинах ДУ-39 Л за 6-8 проходов по одному следу.

Уплотнение следует производить при оптимальной влажности грунта.

Допускаемые отклонения: ± 10% – для связанных грунтов; ± 20% – для несвязанных.

При недостаточной влажности грунт увлажняют с помощью поливомоечной машиной. Режим увлажнения определяет лаборатория. В данном проекте принят расход воды в количестве 50% от объёма грунта.

Переувлажнённые грунты необходимо просушить.

Во избежание обрушения грунта прилегающей к откосу части насыпи первый проход катка следует делать на расстоянии не менее 2,0 м от бровки откоса, после чего, смещая каждый последующий проход на 1/3 ширины следа в сторону бровки, прикатывают края насыпи. Затем уплотнение продолжают круговыми проходами с перемещением полос уплотнения от краёв насыпи к её оси перекрытием каждого следа на 1/3.

Каждый последующий проход по одному же и тому же следу начинают после перекрытия предыдущими подходами всей ширины земляного полотна Требуемый коэффициент уплотнения грунта 0,95. Несвязанные грунты следует уплотнять при давлении в шинах 0,2…0,4 мПа, давление во всех шинах должно быть одинаковым. После первых 2-8 –х проходов давление в шинах следует увеличивать в 1,5…2 раза. Первый и последний проходы катка следует выполнять на скорости 2…2,5, промежуточные 8…10 км/ч.

Отсыпку последующего слоя можно производить только после разравнивания и уплотнения предыдущего.

На третьей захватке выполняют следующие технологические операции:

— планировка верха земляного полотна автогрейдером;

— окончательное уплотнение верха земляного полотна катком на пневмошинах.

Верх земляного полотна предусмотрено планировать автогрейдером ДЗ-6 по челночной схеме за четыре прохода по одному следу.

Реконструкция участка дороги: особенности проведения работ

Иногда реконструкция того или иного участка дороги бывает просто необходима. В процессе эксплуатации автомобильные трассы подвергаются воздействию природно-климатических факторов, а также значительным нагрузкам, в результате чего дорожное полотно постепенно изнашивается и деформируется.

Рано или поздно наступает момент, когда разного рода мероприятия по поддержке дорог в нормальном состоянии оказываются бесполезными. К тому же зачастую возрастают требования к транспортно-эксплуатационным показателям трассы. И в этом случае ситуацию может спасти лишь полная или частичная реконструкция определенного участка дороги.

Что значит реконструкция дороги

Что подразумевает фраза «реконструкция участка дороги»? Дать четкое определение этому понятию сложно, так как оно применимо к широкому спектру работ, направленных на улучшение характеристик автомагистрали. Само слово «реконструкция» в латинском языке использовалось для обозначения глобального преобразования, восстановления, ремонта и улучшения определенного объекта на основании имеющихся данных.

В мировой практике работы по ремонту участков дорог для автотранспорта принято разделять на несколько видов:

  • капремонт – избирательное восстановление покрытия отдельных участков дороги с усовершенствованием систем отвода воды, улучшением земляного полотна и повышением прочности автомагистральным сооружений;
  • восстановление автомагистрали – комбинированное применение мероприятий по капремонту и реконструкции участков дорог большой протяженностью;
  • перестройка – расширение автомагистрали, изменение ее прохождения, которое сопровождается обустройством новых участков дорожного и сопутствующих сооружений;
  • реконструкция – улучшение покрытия автомагистралей с восстановлением сопутствующих сооружений. При этом сохраняется имеющееся земельное полотно и не меняется план прохождения дороги.

В российской интерпретации реконструкция участка дороги является комплексной процедурой, при которой улучшаются технические характеристики дорожного покрытия, сооружений вблизи (включая увеличение грузоподъемности). Целью проведения работ становится большая интенсивность и безопасность движения транспортных средств.

Благодаря проведенной реконструкции повышается вероятность смены класса дороги на более высокий. Однако это происходит не всегда. Часто улучшение технических характеристик и других показателей все равно оставляет дорожную категорию на том же уровне.

Именно в этот момент важно понимать различие между терминами «реконструкция» и «ремонт». Говоря о ремонтных работах по дорожному покрытию, имеется в виду полное обновление и реставрация дороги, повышение таких эксплуатационных параметров, как ровность, сцепная способность, толщина покрытия. Также восстановлению подлежат дорожные объекты и конструкции: проводится их полная или частичная замена. Не стоит забывать и о безопасности на дорогах, поскольку основное внимание уделяется именно обеспечению особых стандартов и норм при движении ТС.

При реконструкции результатом становится улучшение эксплуатационных параметров дорожной части. Здесь, в отличие от ремонта, процедуры выполнения требуют больше опыта и знаний, поскольку технически сложнее.

Как показывает практика, не существует особой разницы между указанными терминами, ведь тип работ и объемы частично похожи. Не стоит забывать, что капремонт также предназначен для улучшения технических параметров дорог.

Подводя итог, можно сказать, что реконструкция участка дороги представляет собой полное или частичное обновление дорожных частей, в том числе покрытия, рядом стоящих зданий, инженерных коммуникаций и прочих систем. Результатом реконструкции становится совершенствование параметров дороги и дорожных объектов, включая срок эксплуатационной службы и актуальные требования современности.

Частичная и полная реконструкция участка автомобильной дороги

Различают полную и частичную реконструкции. При последней происходит улучшение важнейших эксплуатационных параметров дорожного покрытия. Это проводится с целью совершенствования транспортных характеристик, но только в рамках стандартов данной категории дороги, не включая расширение основного земляного покрытия.

Ситуации, при которых необходима частичная реконструкция участка дороги:

  • с финансовой точки зрения капитальный ремонт или масштабное реконструирование участка не является целесообразным решением, или на это нет достаточных средств;
  • насыщенность транспортного потока незначительно превышает норму для установленного участка, однако на некоторых частях дороги безопасность движения, общая нагрузка от массы транспортных средств и скорость движения не соответствуют параметрам.

Реконструкция участка дороги полного типа предназначена для комплексного изменения, при котором будет повышен его класс. При проведении коренного переустройства и увеличении земляного покрытия важно, чтобы нынешняя частота движения транспортных средств постепенно увеличивалась и в итоге достигла уровня в 1,5-2 раза выше, чем это изначально установлено в соответствии с классификацией.

Организация работ при проведении реконструкции дороги

Главными особенностями организационного процесса при проведении реконструктивных работ являются следующие моменты:

  • часто затрачивается большое количество энергии, что ведет к увеличению себестоимости каждого товара для строительства;
  • важность создания и применения новых нестандартных решений в течение технологического процесса;
  • проведение работ по реконструкции дорог требует определенных условий, которые могут обеспечить удовлетворительное транспортное движение;
  • в большинстве случаев не представляется возможным использовать типичные серийные устройства и механизмы для реконструкции.

Вышеупомянутые нюансы сильно воздействуют на такие характеристики, как общая продолжительность реконструктивных работ, себестоимость операции, экономическое состояние некоторых производственных областей, пользующихся данной дорогой.

Параметры, влияющие на очередь проведения дорожных реконструктивных работ:

  • насыщенность и характер движения;
  • средняя скорость, при которой передвигаются ТС;
  • средняя частота и объем ДТП, произошедших на дороге;
  • количество и тип необходимых реконструктивных работ;
  • уровень сложности прилагаемых усилий для установки пропускной способности на участке в течение реконструкции;
  • транспортные нужды;
  • обеспечение задействованных в реконструкции дорожных организаций необходимыми материалами и устройствами для удовлетворительного результата.

Разберем три варианта развития событий при выполнении дорожных работ:

  1. Если требуется провести операции на длинной автомобильной дороге одним подрядчиком на протяжении длительного времени (например, 3-5 лет). В таком случае рациональным решением станет разделить по участкам реконструкцию дороги, проводя работы по очереди. Предпочтение отдается тем дорожным местам, которые оказывают влияние на ключевые производственные отрасли.
  2. Выполнение реконструктивных операций поточным способом. Обосновано использовать следующий вариант при небольших расстояниях и коротких сроках работ (до 3 лет). В качестве исполнителя выбирают одну строительную компанию. Организация самостоятельно определяет степень результативности и обоснованность использования тех или иных методов работы. Дорожная фирма, которая обслуживает участок, отвечает за процедуры по установлению удовлетворительного транспортного движения. Под ответственность строительной организации попадают только участки, отведенные для объезда реконструируемой дороги.
  3. В случае, когда выделенных финансов, технических средств и материалов не достаточно, подойдет вариант стадийной бесперебойной реконструкции и улучшения параметров дороги. Тогда к выполнению работ привлекают некрупные дорожно-строительные компании, денежные затраты которых сравнительно малы.

Изначально внимание направляют на опасные и старые участки дороги, где необходима срочная реконструкция. Однако при таком принципе построения работы имеются два важных недостатка. Во-первых, поскольку реконструкция проводится в течение нескольких лет, данный участок будет постоянно иметь проблемы с движением. Во-вторых, как показывает практика, вся полоса не может обладать одинаковыми эксплуатационными характеристиками и единой интенсивностью, поэтому под угрозой находится также безопасная составляющая дороги.

Перед принятием конечного решения о проведении реконструкции на дорожном участке, необходимо вычислить количество будущих расходов и целесообразность выбранного способа, учитывая эксплуатационные параметры дороги, весь объем процедур и условия проведения ремонтных работ, а также количество материалов, техники и прочих ресурсов.

Этапы реконструкции участка дороги на примере работ по ее расширению

Разберем один из самых востребованных видов реконструкции, который нашел наибольшее распространение – расширение дорожного покрытия. Какие шаги необходимо предпринять:

  • Сбор документов
Читать еще:  Как правильно обработать откосы

Сравнивая строительство абсолютно нового участка и данный тип реконструкции, вы заметите, что во втором случае понадобится гораздо больше документов, заключений и разрешений. Проведение реконструкции сопровождается значительными трудностями, поскольку в большинстве случаев, к сожалению, необходимо озаботиться проблемой уменьшения пешеходной зоны или других участков.

  • Предварительные процедуры

Расширять дороги можно в одну сторону или в обе, в соответствии с этим выделяют два вида подготовительных работ. Логично предположить, что расширение в одностороннем порядке обойдется заказчику гораздо дешевле. Однако, как показывает практика, проводить работы приходится в две стороны.

Стоит внимательно отнестись к подготовке дороги к будущему расширению и провести полный демонтаж находящихся в непосредственной близи объектов. К ним относятся растения (например, деревья), а также элементы инфраструктуры (линейные коммуникации, осветительные приборы, рекламные щиты, светофоры и т.п.).

  • Земляные работы

Как только подготовка закончена, можно начинать непосредственно сами работы по расширению дорог. Сначала извлекается грунт на глубину подстилающего слоя на том участке земли, который предназначен для расширения. В данном случае необходимо воспользоваться специальной техникой. Далее полученный грунт нужно увезти, поскольку он больше не пригодится.

Как только чистка грунта выполнена, а выемки готовы, начинается создание защитного дна. Для этого используют небольшой слой песка. Его насыпают в качестве самого нижнего уровня «подушки». Главное – тщательно утрамбовать песок, задействуя соответствующую технику (например, каток). При этом важно следить, чтобы уплотнение проходило по каждому слою. Это значит, что необходимо насыпать песчаный слой в 10 см, воспользоваться катком, а потом насыпать еще 10 см. Нельзя сразу утрамбовывать 20 см.

После подготовки нижнего слоя приступают к основному наполнению, для которого понадобится щебень. При стандартной процедуре проводится наполнение в три слоя, однако, в зависимости от применяемого метода, количество слоев может меняться. После песка идет крупный щебень, далее меньше, и на поверхность ложится самый мелкий.

Не забываем об утрамбовке катком, поскольку от ее качества зависят эксплуатационные свойства нового дорожного покрытия.

  • Дополнительное обустройство

Остался последний этап перед непосредственной укладкой асфальта. Проводится гидроизоляция битумной мастикой. Этап не стоит пропускать, поскольку именно в данный момент происходит сцепление частиц щебня с будущим асфальтовым покрытием. В зависимости от объема дорожные работы либо выполняются вручную, либо с помощью специальных машин.

В некоторых ситуациях помимо расширения необходима полная замена старого асфальта на основной дороге. Тогда на данном этапе в качестве дополнения проводится и демонтаж старого покрытия. Битумная мастика наносится по всему демонтированному участку.

  • Укладка асфальтного покрытия

С развитием технологий все меньше требуется использование исключительно ручного труда. Машины давно заменили человека на таких сложных участках, как укладка асфальта. Однако, как и в предыдущем случае, на небольших расстояниях и на маленькой территории все еще возможно проведение дорожных работ ручным методом.

Если при расширении также проводится замена старого асфальта основной дороги, то дорожно-строительные компании привлекают асфальтоукладчики. Данная техника эффективно справляется с поставленной задачей, укладывая новый слой четко и ровно. При асфальтировании очень важно регулировать толщину покрытия вплоть до мм.

  • Финальное уплотнение

Последним шагом является уплотнение всех слоев. Процедура выполняется посредством катков. Но если для уплотнения песка во время земляных работ требовался грунтовый каток, то в данном случае нужен специальный асфальтный.

Реконструкция участка дороги – это вынужденная мера, направленная на улучшение имеющейся сетки автомагистралей в соответствии с новыми требованиями к организации движения транспорта. При этом планирование таких мероприятий – процесс даже более сложный, чем работа, связанная с выполнением проектов по прокладке новых транспортных сообщений. Чтобы создать профессиональный и экономически обоснованный проект реконструкции участка дороги, нужно провести глубокий анализ всех особенностей движения по имеющейся трассе. Для таких изысканий необходимы услуги настоящих профессионалов, которые имеют большой опыт деятельности в данной сфере.

Отсыпка и выравнивание участка

Сложный рельеф земельного участка – это достаточно распространенная проблема. Развитие загородного строительства вводит в хозяйственный оборот все больше и больше земельных наделов, в том числе на проблемных территориях. Склоны, низины, заболоченность, даже небольшие овраги – не повод впадать в уныние и отказываться от стройки, ведь проблему можно решить отсыпкой участка. Что это такое и как данное мероприятие проводится, рассмотрим в нашей статье.

Как понять, что нужно делать отсыпку?

Причин для организации отсыпки может быть несколько, как непосредственно связанных с рельефом, так и косвенно. Рассмотрим каждую из них:

  • На вашем участке имеется существенный перепад высот, попросту говоря уклон. Можно строить и не выравнивая, но в этом случае расходы на фундамент будут значительно превышать расчетные показатели.
  • Часть участка заболочена и не высыхает даже летом. Возможно в этом и есть своя романтика. Так, заболоченную низину можно, например, превратить в пруд, но, если вам водоем не нужен, лучше засыпать.
  • Участок расположен ниже проходящей дороги, либо ниже соседей. Если в данном случае не сделать отсыпку, вся верховодка будет собираться у вас, вызывая периодические подтопления.
  • Участок имеет сложный неровный рельеф со впадинами, низменностями и высотами, которые не позволяют проводить работы по планировке.
  • Высокий показатель засорённости участка крупным строительным мусором, бетонный и кирпичный бой, обломки плит, остатки старого фундамента и т.д. Это, конечно все можно утилизировать, но лучше и дешевле равномерно распределить и засыпать.

Выше озвученные факторы, конечно, не являются исчерпывающим набором. Участок можно отсыпать, если вам хочется приподнять свой дом, например для улучшения видовых характеристик. Однако, любым планировочным работам, связанным с изменением рельефа, в обязательном порядке, должны предшествовать геодезические изыскания (топосъемка) и геология участка.

Топосъемка позволяет определить необходимый объем работ по отсыпке и выравниванию, а также уровень предстоящей механизации работ. А геологические исследования дают представление о составе почвы и уровне грунтовых вод. Исходя из данных геологии вырабатывается конкретный способ будущих работ по отсыпке.

Разработка территории

Первым этапом разработки территории участка является расчистка. Суть данной процедуры заключается в сносе старых и ветхих построек, вырубке кустарников, подлеска и мелких деревьев, которые вы не собираетесь сохранять.

Второй этап – смещение плодородного слоя. Какой бы ни была толщина первичного плодородного слоя, его не рекомендуется засыпать. Во-первых, он обладает малой несущей способностью и высоким коэффициентом уплотнения. То есть, сделанная поверх плодородного слоя насыпь будет достаточно долго проседать. Во-вторых, плодородный слой стоит значительно дороже, чем материалы для отсыпки. Даже при проведении большого объема земляных работ, это выгоднее, чем впоследствии приобретать плодородную землю и завозить ее поверх отсыпки. Обычно почву снимают бульдозером и сваливают за пределами участка. После отсыпки ее снова засыпают на место.

Дальнейшая работа во многом будет зависеть от того, какой грунт располагается под плодородным слоем. Если это песок, то нет проблем. Если же глина, то возвращаемся к геологическим изысканиям и смотрим данные о толщине глинистого слоя. Если он незначительный, то оптимально – удалить его и вывезти. Потому что глина практически не пропускает через себя воду и чаще всего становиться причиной локальной заболачиваемости участка. Если толщина глинистого слоя значительная — трогать его нет смысла. В этом случае проблема скопления воды решается путем организации дренажной системы.

Следующий этап – устройство подпорной стенки. Самый простой и понятный, с инженерной точки зрения, способ это сделать – сооружение подпорной стенки из железобетона. Зачастую, такая стенка проходит по периметру забора и одновременно выполняет функцию его фундамента. Данная конструкция необходима для того, чтобы завезенный подсыпной материал «не уплыл» в течение последующей эксплуатации. От фундамента можно отказаться лишь в том случае, если вокруг участка местность выше или вы просто «догоняете» своих соседей.

Завершающий этап – зонирование участка. Перед отсыпкой необходимо определить расположение основного дома и бытовых построек, автомобильных площадок, дорожек и аллей. Будут ли грядки, будет ли фруктовый сад или крупномерные посадки. Это весьма серьезный момент и от него во многом зависит выбор конкретного материала для отсыпки.

Материалы для отсыпки

Основным критерием выбора материалов для отсыпки является ее высота. Так, например, если требуемая высота подъёма участка незначительна и находится в пределах 30-40 сантиметров, то с серьезными объемами земляных работ и перемещением грунта лучше вообще не связываться. Можно просто докупить необходимый объем «плодородки», загнать на участок трактор и оперативно все разровнять.

Важно: не рекомендуем, в целях экономии, срезать плодородный слой на каком-нибудь бесхозном участке. Этот участок будет оставаться бесхозным ровно до того момента, пока вас не поймают на месте преступления.

Если толщина выравнивающего слоя превышает полметра, то отсыпка производится в несколько этапов (слоев).

К примеру, первый слой можно выполнить кирпичным или бетонным боем, в том числе крупноразмерным. На второй слой сгодится так называемый вторичный щебень. Это гранулированный материал, получаемый методом дробления отходов строительных сооружений. В качестве сырья используют также кирпич, бетонные конструкции, асфальт и прочее. Более мелкая фракция второго слоя заполнит промежутки в первом и расклинит его. Далее, в зависимости от высоты подсыпки можно использовать ПГС и песок.

Важно: использовать глину в качестве отсыпки (даже если у вас ее очень много, и она совершенно бесплатна) не стоит. Если же другого материала нет, глину рекомендуется перемешать с песком.

Стоит обратить внимание на так называемый «котлованный грунт». Например, недалеко от вашего участка находится большой строительный объект. В любом случае там проводятся земляные работы, связанные с выемкой и утилизацией грунта. Утилизация – это всегда дополнительные затраты, поэтому строители будут только рады сгрузить его на ваш участок, возможно даже совершенно бесплатно и своим транспортом.

Полезные советы

Количество необходимого для отсыпки материала рассчитать нетрудно, но при расчете необходимо учитывать коэффициент уплотнения каждого из применяемых материалов. Работу следует проводить поэтапно, с промежуточным уплотнением слоев. Так, крупноформатный бой бетона и кирпича обычно уплотняется экскаватором, верхние мелкофракционные слои – виброплитой.

Рекомендуется дать отсыпке отстояться и осесть под действием осадков прежде, чем начинать строительство.

В том месте, где будут находиться зеленые насаждения, грядки или газон, верхний слой подсыпки, до питательного грунта, выполняется песком. Рекомендуемый слой песка – не меньше 30 сантиметров.

Под подъездные пути и автомобильные стоянки лучше всего засыпать щебень фракцией 20-40 мм, под пешеходные дорожки и тротуары – 5-20 мм.

Там, где это необходимо, следует использовать геотекстиль. На больших объемах штука эта довольно затратная, поэтому лучше в каждом конкретном случае проконсультироваться со специалистом, применительно именно к вашему участку.

В целом, изменение рельефа участка – штука довольно затратная и, если есть возможность выбора, лучше взять ровный земельный участок без перепадов.

Инженерные изыскания дорог — все, что нужно знать заказчику

Время прочтения: 14 минут

Инженерные изыскания дорог — комплекс исследований, в ходе которых осуществляется изучение природных, технических, экономических факторов строительства и эксплуатации автодорог, а также ж/д путей.

Читать еще:  Лисп для автокада откос

Материалы, полученные в ходе геодезических, геологических, гидрометеорологических, экологических и прочих видов изысканий, используются для принятия обоснованных проектных решений.

В соответствии с ГОСТ 32836-2014, изыскания производятся на этапах подготовки предпроектной, проектной и рабочей документации. Также в ходе строительства, реконструкции, капремонта и планового ремонта дорог.

Автомобильные дороги: для чего проводятся инженерные изыскания?

Сбор и обработка данных о природных, техногенных условиях позволяет:

обосновать выбор трассы проектируемой автодороги;

принять верные технические решения по конструктивным составляющим трассы;

определить прочность и устойчивость земляного полотна, оценить параметры дорожной одежды, прочих элементов конструкции;

разработать мероприятия по охране природной среды и проект организации строительства;

спроектировать комплекс мер по защите автодороги и участников движения от влияния неблагоприятных природных, техногенных факторов.

В целом инженерные изыскания строительства автомобильных дорог направлены на обеспечение безопасности полотна и потребителей транспортных услуг в процессе строительства, капремонта, реконструкции, эксплуатации.

Техзаказчику и проектировщику достоверные результаты исследований позволяют исключить форс-мажоры, переделки и убытки до 35% средств на этапе проектирования и строительства трассы.

Общий состав работ

Геодезические исследования трасс подразумевают сбор и анализ существующих топографо-геодезических материалов, а также осуществление двух основных видов работ – топографической съемки, составления планов и цифровых моделей местности.

Инженерные геологические изыскания дорог включают:

сбор, обобщение информации о природных условиях местности с учетом архивных данных и результатов предыдущих изысканий;

проведение геологической съемки и горно-буровых работ;

отбор образцов грунта с целью анализа состава, структуры, физико-механических свойств;

изучение поверхностных, подземных вод.

Гидрометеорологические изыскания проводятся с целью защиты дорожного полотна от влияния рек, поверхностных и подземных вод, а также снежных заносов. В ходе проведения работ исследуется гидрологический режим водных объектов, а также особенности климата. Обследуются балки, болота, овраги, створы рек. Оценивается вероятность неблагоприятных явлений.

В комплекс изысканий также могут входить геофизические, стационарные виды исследований, пр.

Проведение исследований на линейном объекте имеет особенности, о которых поговорим ниже.

Инженерно-геодезические изыскания автомобильных дорог

Топоплан — один из приоритетных первоначальных документов, который применяется для начала исследований на линейном объекте.

Комплекс работ включает:

разбивку по оси (осуществляется в комплексе с другими работами, требует материалов, которые будут служить основой разбивки);

закрепление трассы на местности.

Это позволяет избежать сложностей в проведении изысканий, поскольку участок, где проектируется объект, может находиться на территории с низкой проходимостью либо повышенным уровнем застройки и коммуникаций (например, на месте городской застройки).

Перед началом проведения геодезических исследований обязательно нужно оценить особенности:

проезжей части, пр.

Детальное изучение этих нюансов способствует безопасному строительству и эксплуатации будущей трассы.

Важно знать!

Топографо-геодезические работы на линейном объекте являются весьма дорогостоящим и трудоемким видом работ. С целью повышения скорости и объема получения данных применяется мобильное лазерное сканирование автодорог. Также используется аэрогеодезическая технология.

Мобильное лазерное сканирование (МЛС) автодорог

Это метод, используемый на всех этапах жизненного цикла трассы. МЛС применяется в ходе проектирования, территориального планирования, а также капремонта, реконструкции дороги, пр.

Исследования преимущественно проводятся для:

топосъемки, создания топоплана;

создания ЦМР, а также цифровых моделей дорожного покрытия;

исследования уклонов проезжей части (продольных, поперечных);

разработки продольных, поперечных профилей трассы;

формирования паспорта автодороги;

анализа зон видимости;

создания ведомостей ограждений, дорожных знаков, рекламных щитов, пр.

Технология МЛС также используется в ходе эксплуатации трассы с целью мониторинга дорожных развязок. Она позволяет произвести анализ опасных участков, деформаций, состояния опор, грунта.

Плюсы МЛС автодорог:

мобильная установка может отснять за 1 день до 200–300 км трассы;

стоимость такой съемки в 1,5-2 раза ниже, по сравнению с традиционными методами;

МЛС позволяет оценивать состояние трассы с высокой точностью;

технология открывает возможность сравнения участка трассы «до» и «после» (при локальном, капремонте, пр.).

В Гектар Групп мы активно используем МЛС, что ускоряет процесс съемки, а также снижает трудозатраты и, соответственно, стоимость проекта, при этом, не жертвуя качеством работ.

Аэрофотосъемка линейных объектов

Выбор контуров, необходимых в качестве опорных для проведения крупномасштабной съемки, здесь ограничен ввиду:

трудностей при проведении полевых работ;

короткого благоприятного полевого периода в северных районах — всего 3-4 месяца.

С целью решения данной проблемы применяются двухмаршрутные сети фототриангуляции с использованием координат центра проекций (КЦП) в качестве опорных точек. Это позволяет оптимизировать объемы наземной планово-высотной привязки и сделать возможным применение аэрогеодезической технологии.

Инженерные-геологические изыскания дорог

Главной задачей геологических исследований является выбор направления проектируемой автодороги или ж/д полотна. Процесс геологических изысканий на линейных объектах имеет особенности.

Данные строения характеризуются большой протяженностью. Поэтому учитывается не только геология местности (на всем пути), но и направленность трасс, в том числе к рекам, водохранилищам, озерам.

Геологические исследования подразумевают:

детальный анализ почвы, ее характеристик;

изучение грунтовых резервов с целью возведения дорожного полотна;

оценку месторождений (котлованов) стройматериалов для автомагистралей, пр.

Глубина скважин напрямую зависит от назначения проектируемого линейного объекта и глубины его заложения, а также категории дороги, свойств почвы, пр. Чем сложнее природные условия местности, тем больше скважин потребуется. Кроме того, объем и глубина буровых работ увеличиваются в местах возведения путепроводов, эстакад, мостов.

Объем работ зависит от:

типа линейного объекта;

протяженности трассы (так, бурение скважин выполняется согласно заданному шагу);

сложности трассы (количества переходов через реки, насыпи, а также углов поворота);

сложности геологии участка;

стадии проектирования сооружения, пр.

Эксперты Гектар Групп помогут вам определить состав работ, который обеспечит получение достаточных и полных результатов исследований для принятия проектных решений.

Инженерные изыскания железных дорог

Инженерные изыскания для проектирования, строительства, ремонта ж/д трасс имеют те же особенности, что и исследования для других линейных объектов.

К ним предъявляются повышенные требования ввиду большой протяженности, небольшой ширины полосы, а также высокой чувствительности при появлении даже незначительных изменений геологии на территории.

Сложности при проведении исследований возникают, если объект располагается на территории, характеризующейся:

опасностью оползней, склонов;

вероятностью схождения лавин.

Цель проведения исследований заключается в сборе данных для дальнейшей работы с объектом: от трассы до земляного полотна, от искусственных сооружений (например, мостовых переходов) до станционных узлов, от рабочих поселков до прочих объектов инфраструктуры. Инженеры-геологи осуществляют расчет длины ж/д рельс, их размеров, а также расположения строений.

Процесс также включает комплекс полевых, лабораторных и камеральных работ по нескольким видам изысканий.

Требования к ТЗ и программе исследований

Испытания проводятся на больших протяженных участках. Это накладывает определенные требования к:

разработке программы исследований;

Если проведение исследований планируется в суровых условиях Крайнего Севера, могут возникнуть определенные сложности с удаленностью и труднопроходимостью (болота, густая тайга). Кроме того, изыскатели могут столкнуться с низким температурным режимом, что накладывает особые требования к организации рабочего процесса.

Программа исследований

Перед началом работ важно изучить специфику региона и особенности объекта, чтобы составить программу исследований.

Это необходимо для:

обеспечения технической базы в полном объеме (при необходимости транспортировки инженеров);

расчета достаточного количества расходников (коронок для бурения скважин и пр.);

грамотной организации рабочего процесса (определение площади топосъемки, количества скважин, распределение бригады).

Ошибки в программе исследований приводят к неточности и недостаточной полноте результатов, необходимости проведения дополнительных испытаний, незапланированным расходам.

Инженерные изыскания для строительства дороги: предоставление отчетности

Проведение изысканий на территории линейных объектов, как правило, подразумевает большой объем работ.

Поэтому для исключения простоев и своевременного начала проектирования желательно предусмотреть возможность поэтапной передачи результатов исследований.

Особенности согласования проекта

Если линейные объекты проходят по территории других лицензированных участков, изыскателям необходимо:

получить согласование на прохождение пересекаемой территории;

согласовать проведение работ с представителями коренных народностей Севера (если объект располагается на значимой для них местности).

Как ускорить проведение изысканий?

В Гектар Групп для минимизации рисков при проведении изысканий на линейных объектах мы:

детально изучаем ТЗ и составляем программу исследований (рассчитываем объем работ, количество расходников, пр.);

грамотно организовываем рабочий процесс (определяем площадь съемки, количество скважин, распределяем бригады, пр.);

поэтапно передаем результаты исследований для оперативного начала проектирования;

обеспечиваем внутренний контроль качества испытаний (случайные проверки, ежедневная отчетность, планирование и составление графика работ).

Как мы сокращаем сроки согласования проекта?

предварительно анализируем специфику региона (особенности прохождения согласований и пр.);

распараллеливаем рабочие процессы;

оформляем технический отчет в соответствии с требованиями нормативной базы.

Подтверждаем свои слова на деле

Узнайте, как через 1,5 месяца сдать отчеты по изысканиям и получить деньги за 1-й этап по госконтракту. А также сократить 70% времени на реализацию проекта и выполнить топографическую съемку высокого качества в неблагоприятных условиях.

Заказчик АО «РОСТ-ПРОЕКТ» обратился в Гектар Групп с целью проведения инженерных изысканий на объекте: автомобильная дорога I и II категории протяженностью 5,8 км в зоне строительства взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта «Шереметьево».

Задача

Работы требовались для запуска согласования проектных решений, экономического обоснования проекта, получения первого транша по государственному контракту и разработки проектной документации.

Решение

Дорога вблизи аэропорта — стратегически важный объект. Такие проекты проходят детальную экспертизу на каждом этапе проектирования. С целью согласования первого этапа работ заказчику потребовалось проведение топографической съемки, а также последующий комплекс инженерных изысканий для проектирования.

Ограниченные сроки реализации задачи были обусловлены госконтрактом, сложностью и масштабом объекта.

Поэтому для оперативного запуска согласований мы:

изучили архивные топосъемки и обратились в эксплуатирующие службы;

параллельно начали подготовку к новой съемке.

Но выпал снег с высотой покрова 70 см. Техническая служба отказалась работать в таких условиях. Руководитель проекта нанял техническую бригаду для решения этой проблемы.

Когда участок был расчищен, геодезисты приступили к:

расстановке точек планово-высотного обоснования;

Результат

В результате, несмотря на неблагоприятные погодные условия, съемка была произведена в срок. Заказчик получил пригодную для согласования проектных решений геоподоснову и первый транш по государственному контракту.

Проверка достоверности результатов

Безусловно, съемки в таких условиях требуют проверки, поэтому для определения точности результатов мы произвели контрольную съемку на объекте в летний период времени. Она подтвердила, что, несмотря неблагоприятные погодные условия, геодезисты справились с задачей на 100%.

Хитрости, которые помогли оперативно реализовать проект:

формирование специальной проектной группы;

найм технической бригады для расчистки территории;

параллельная организация процессов;

выделение специалиста в проектной группе для взаимодействия с согласующими органами.

В результате согласование технических условий со стороны государственных органов завершено точно в срок. Заказчик получил первый транш по госконтракту.

Планируете инженерные изыскания на линейном объекте?

Доверьте проведение исследований экспертам Гектар Групп, чтобы начать проектирование точно в срок, исключить возможные риски и сэкономить до 35% средств!

Замена дорожного покрытия – ремонт или реконструкция?

Автор: Баянова Л. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта или модернизации (реконструкции, технического перевооружения).

Для целей исчисления налога на прибыль затраты на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, относятся к прочим расходам и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Это следует из ст. 260 НК РФ.

Расходы налогоплательщика, связанные с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением, определение которых дано в п. 2 ст. 257 НК РФ, к расходам текущего периода не относятся, а увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Соответственно, в данных случаях затраты на восстановление ОС будут списаны не единовременно, а включаться в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль через амортизационные отчисления.

Поэтому так важно правильно разграничивать понятия ремонта и реконструкции (модернизации), чтобы не учесть в текущих расходах затраты, относящиеся к капитальным, и тем самым необоснованно завысить облагаемую базу по налогу на прибыль.

В консультации «Ремонт и модернизация. О различиях в налоговом учете» мы уже разбирали вопросы о различиях капвложений и капремонта». Обычно речь шла об объектах недвижимости или автотранспорта.

В данном материале хотим предложить вашему вниманию на примере из арбитражной практики (см. Постановление АС СКО от 22.01.2018 по делу № А53-23697/2016) рассмотреть, как правильно квалифицировать «ремонтные» затраты в отношении автодороги, какими нормативными документами следует при этом руководствоваться.

Претензии налоговиков

Суть дела, которое рассматривалось в вышеупомянутом постановлении, заключается в следующем. Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ООО «П.» декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 года, в которой среди прочих отражены расходы на ремонт площадки, используемой под погрузо-разгрузочные работы, в размере 28,2 млн руб.

Читать еще:  Угол пвх для откосов самоклеющийся

ИФНС посчитала, что общество необоснованно включило в состав расходов эту сумму, так как, по ее мнению, в отношении площадки проведена реконструкция, стоимость которой не должна учитываться единовременно, а должна увеличить первоначальную стоимость основного средства.

При этом налоговики сослались на следующие правовые нормы.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также затраты на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

В соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

К сведению: к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В силу п. 14.2 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

К сведению: отнесению к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, подлежат лишь затраты на ремонтные работы. Затраты на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование учитываются в стоимости основных средств.

Итак, налоговая инспекция доначислила обществу налог на прибыль, посчитав, что работы, связанные с площадками, носили характер реконструкции.

Общество с указанным выводом инспекции не согласилось, полагая, что им проведена не реконструкция, а капитальный ремонт, поэтому в предмет доказывания по делу входило выяснение вопроса о том, являются ли работы на площадках реконструкцией или капитальным ремонтом.

В обоснование своих доводов о капитальном ремонте площадок общество представило:

акты общего осмотра площадки для хранения грузов;

дефектные ведомости, которыми установлены дефекты площадок;

приказы о проведении ремонтных работ по асфальтированию площадок;

проект на капитальный ремонт площадок.

Общество (заказчик) заключило с подрядчиком договор подряда, по условиям которого последний обязуется выполнить по заданию заказчика с использованием своих материалов, а заказчик принять и оплатить работы по устройству асфальтобетонного покрытия площадок согласно утвержденным локальным сметам.

В предмет указанного договора входили следующие работы: разборка, перевозка, уплотнение грунта; устройство основания из щебня; устройство трехслойного асфальтобетонного покрытия.

Представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат подтверждено выполнение подрядчиком работ по названному договору в полном объеме.

До начала производства работ по договору собственными силами и средствами общество произвело демонтаж всех имеющихся дорожных плит, а после проведения подрядчиком работ по разборке и уплотнению грунта данные плиты силами общества уложены в основание площадок. При этом до начала работ площадки имели дорожное покрытие из бетонных плит, после проведения работ – асфальтобетонное покрытие.

Инспекция в обоснование доводов о том, что данные работы относятся к реконструкции, ссылалась на представленные обществом документы, а также на заключение экспертов, в котором сделан такой вывод: существовавшая на площадках одежда с покрытием из сборных железобетонных плит покрытия являлась жесткой одеждой и относилась к Iв и IIв категории дороги – дорожная одежда с покрытием из сборных плит дорожного покрытия. После выполнения комплекса работ по устройству асфальтобетонного покрытия изменены технические параметры дорожной одежды площадок и изменена категория внутриплощадочных дорог – на III в.

В связи с этим экспертами, а впоследствии и инспекцией сделан вывод о том, что в результате комплекса проведенных работ осуществлено изменение параметров дороги, ведущее к изменению ее категории, что является реконструкцией автомобильной дороги.

Доводы арбитров

Признавая обозначенный вывод инспекции неверным, суды указали следующее.

Реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Аналогичные нормы содержатся в СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266 (далее – СП 34.13330.2012).

К сведению: реконструкция автомобильной дороги – совокупность работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 3.28 СП 34.13330.2012).

Реконструкция включает: спрямление отдельных участков, смягчение продольных склонов, устройство обходов населенных пунктов, уширение земляного полотна и проезжей части, усиление конструкций дорожных одежд, уширение или замену мостовых и инженерных сооружений, переустройство пересечения и примыканий и т. д.

Что примечательно, данными определениями реконструкции руководствовался и эксперт при даче заключения.

Судьи установили, что в результате проведенных работ не изменены параметры площадок, тогда как для отнесения данных работ к реконструкции необходимо установить изменение класса и (или) категории автомобильной дороги либо усиление конструкции дорожной одежды.

Как следует из п. 4.3 СП 34.13330.2012, автомобильные дороги в зависимости от условий проезда (интенсивности движения) и доступа к ним транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги.

Так, к обычным дорогам категории Iв относятся дороги с интенсивностью движения свыше 14 000 единиц в сутки, категории IIв – свыше 6 000 единиц в сутки, категории IIIв – свыше 2 000 до 6 000 единиц в сутки.

К сведению: для отнесения дороги к той или иной категории имеет значение такой показатель, как интенсивность движения, а не жесткость дорожного покрытия. Интенсивность движения определяется на основе данных экономических изысканий, а не тем, какая интенсивность движения является возможно допустимой для определенной жесткости дорожного покрытия.

Учитывая указанные нормы права и фактические обстоятельства дела, судебные инстанции пришли к выводу о том, что изменение категории или класса автомобильной дороги в данном случае не произошло, поскольку материалами дела констатировано только изменение жесткости покрытия автомобильной дороги, а не изменение интенсивности ее движения, условий движения или доступа транспортных средств. При этом суды учли, что после выполнения комплекса работ по устройству асфальтобетонного покрытия изменены технические параметры дорожной одежды площадки: вместо верхнего слоя, состоящего из бетонных плит, данный слой стал состоять из асфальтобетонной смеси, то есть дорожная одежда стала более мягкой (указанное следует из заключения эксперта).

Между тем реконструкцией являются работы, в результате которых произошло усиление конструкции дорожной одежды, а не замена дорожной одежды, то есть изменились постоянные (ширина проезжей части и земляного полотна, радиусы и продольные уклоны и т. д.), а не переменные (ровность, прочность, сцепные качества и т. д.) параметры дороги.

В результате проведенных работ не увеличилась пропускная способность площадок, не изменились параметры площадок.

Все допрошенные в качестве свидетелей работники общества подтвердили, что проведение работ на площадках обусловлено неудовлетворительным состоянием поверхности площадок (просадкой бетонных плит, наличием ям, выбоин, провалов, нарушением уклонов стоков воды). В результате произведенных работ улучшились качественные и технические характеристики площадок.

Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о намерении общества осуществить именно капитальный ремонт площадок и о фактическом осуществлении именно капитального ремонта данных объектов.

Согласно заключению эксперта проведенные работы в рамках договора подряда связаны с заменой и восстановлением конструктивных элементов дорожной одежды исследуемых площадок – без изменения транспортно-эксплуатационных показателей (скоростного режима, схемы организации движения, их классификации, назначения, объема перевозок), без перевода дорог в целом либо их отдельных участков в более высокую категорию, без изменения площади (без уширения) земляного полотна и проезжей части – и относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог (линейных объектов).

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование общества, признав недействительным решение инспекции в оспариваемой части.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

В рассмотренном примере из арбитражной практики судьи пришли к выводам, что спорные работы обладают признаками, которые позволяют отнести их к капитальному ремонту, поскольку необходимость произведенных работ вызвана физическим износом площадок, в результате проведения работ параметры площадок не изменились, равно как и границы полосы отвода дороги, категория дороги осталась прежней. Какие-либо иные доказательства того, что при проведении комплекса работ на площадках осуществлена реконструкция указанных объектов, а не их капитальный ремонт, инспекция суду не представила.

Полагаем, что доводы, изложенные в данном постановлении, и упомянутые нормативные документы помогут вам отстоять правоту при аналогичном споре с налоговыми органами либо, если вы действительно проводили реконструкцию (модернизацию) автодороги, думая, что осуществляете капремонт, избежать ошибок при начислении облагаемой базы по налогу на прибыль.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector