Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разбор слова по составу откос

Прохождение трудной темы «Состав слова» в начальных классах. Рекомендации по обучению разбору слова по составу

Для усвоения материала о частях речи и для выработки твердых навыков орфографии большое значение имеет изучение раздела «Состав слова». Изучение морфемного состава слова имеет большое значение еще и потому, что осознание структуры слова позволяет учащимся глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.

Известно, что каждая значимая часть слова (каждая морфема) выполняет в слове определенную роль. С корнем связано общее лексическое значение слова, свойственное целой группе родственных слов. Приставки и суффиксы уточняют смысловое значение слова. Окончания являются средством передачи грамматического значения слова.

Добавляя к одному и тому же корню разные приставки и суффиксы, мы изменяем смысл слова, т.е. образуем новые слова. Важно нацелить младших школьников на установление связи между лексическим значением слова и его морфемным составом.

Целесообразно развивать у учащихся умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его смысла, т.е. подвести учащихся к осознанию связи, существующей в нашем языке, между лексическим значением слова с его структурой, вооружить способом действия, который позволяет детям понять смысл слова.

Решению этой задачи способствует систематическая словообразовательная работа, проводимая в течение всего учебного года.

Изучение морфемного состава слова важно и для формирования орфографических навыков. Известно, что осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования у школьников навыка правописания безударных гласных, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

Второклассники подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корни, приставки, суффиксы) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.

Для формирования у школьников правописания гласных и согласных в корнях слов большое значение имеет осознание детьми единообразного написания корней в родственных словах. Поэтому при изучении темы «Корень» необходимо систематически работать над развитием у учащихся умения сопоставлять написание корней родственных слов в целях установления их сходства.

Понимание учащимися того, что корни в родственных словах пишутся одинаково, позволяет им сознательно проводить проверку при написании слов с безударной гласной, глухой и звонкой согласной, непроизносимой согласной в корне.

Намечая последовательность изучения темы «Состав слова», целесообразно руководствоваться следующим положением: в слове все его значимые части взаимосвязаны, поэтому в отдельности каждую часть слова можно изучать только после того, как учащиеся познакомятся в целом со структурой слова и всеми его частями.

Первые уроки по теме отводятся на то, чтобы расширить и уточнить знания учащихся о корне и однокоренных словах. У школьников формируется умение осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая их два признака: смысловое родство и наличие общей части.

Одновременно учащиеся подготавливаются к правописанию корня, в частности, с этой целью проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в родственных словах.

Затем следуют уроки, цель которых — раскрыть для учащихся роль окончаний, а также приставок и суффиксов.

Трудности детей при разборе слова по составу

При разборе слов по составу у детей возникают трудности. Основная причина ошибок в морфемном разборе слова — формальный подход к анализу структуры слова, когда полностью игнорируются смысловые характеристика слова. В этом случае у школьников наблюдается отношение к слову как к набору морфем, точнее — веренице морфем. Поэтому, разбирая слово по составу, ученик озабочен тем, как разбить эту череду морфем на отдельные части. Уже знакомые ему по другим словам. При этом ребенок больше полагается на внешнее сходство каких-то частей разных слов, на ассоциативные связи, порой неожиданно возникающие в голове ученика. Оттого и появляются суффикс -чик- в словах мячик, ключик, кончик, зайчик, морфема -щик- в существительных ящик, хрящик, лещик: суффикс -ист- в словах аист, чистота, лист; -ушк- в существительных пушка, ушко, подушка; приставка –у- в словах утро, урюк и подобные ошибки. Деформирующие структурный и смысловой облик слова.

Так школьник приучается руководствоваться при анализе отношениями на уровне «морфема — морфема», отыскивая в слове знакомые значимые части.

Между тем слово — это не набор морфем. Строение слова является результатом слово- и формообразовательных процессов. Вот почему при морфемном анализе нужно учитывать не только отношение «морфема — морфема», но и отношение «слово — слово», точнее «производное слово — производящее слово».

Так, выделяя служебные морфемы в слове «каменщик», мы должны сопоставить это слово с тем, от которого это существительное образовалось. Суффикс -щик- выделяется в результате такого анализа: каменщик — «тот, кто производит кладку из камня» ← камень + -щик- («тот, кто …»). В слове «плащик» нет и не может быть суффикса -щик-, так как значение этого слова не содержит элемента «тот, кто…» (значение лица, профессии), который передается этим суффиксом. Плащик — это «маленький плащ», значение маленький вносит в существительные морфема -ик-, она-то и выделяется в слове.

Читать еще:  Раствор для откосов с улицы

Данные примеры иллюстрируют мысль, хорошо известную в современной лингвистике и методике русского языка: морфемный разбор есть результат словообразовательного анализа.

Как же научить детей уже в начальной школе опираться на словообразовательный анализ при проведении разбора слова по составу?

Прежде всего необходимо, чтобы ученики овладели умением разбираться в структурно-семантической связи слов одной словообразовательной пары, то есть устанавливать зависимость производного слова от производящего. Это умение предполагает способность правильно использовать в своей учебной практике графический символ → (словообразовательную стрелочку), что является показателем понимания словообразовательных отношений между словами таких пар (дом → домашний, часовой → часовщик…).

Учеников начальных классов нужно познакомить с последовательностью разбора слова по составу.

Рассмотрим семантико-структурный анализ, отраженный в таких словообразовательных схемах:

1) школа + -ниц- (а) → школьница

«школа» + «та, что…» → «та, что учится в школе»

2) пере + писать → переписать

«заново» + «писать» → «писать заново»

3) малина + -ник- → малинник

«малина» + «там, где…» → «там, где растет малина»

4) Лимон + -ов-(ый) → лимоновый

«лимон» + «сделанный из…» → «сделанный из лимона»

5) за+ петь → запеть

«начать» + «петь» → «начать петь»

Эти схемы наглядно показывают, что образование слова — это не механическое присоединение морфем друг к другу, но это рождение нового лексического значения.

Итак, что значит разобрать слово по составу?

Это значит определить:

  • часть речи → выделить основу и окончание;
  • буквальное (словообразовательное) значение слова;
  • как образовано слово (от какого слова и при помощи каких морфем).

Это и есть последовательность разбора слова по составу, направляющая школьника на словообразовательный анализ, мотивирующий выделение каждой значимой части слова.

С таким планом разбора целесообразно познакомить учеников примерно со второго класса и практически отрабатывать его использование. Практика показывает, что такой путь морфемно-словообразовательного анализа проясняет в голове ученика суть языковой задачи, лексическое значение слова.

Семантическая ориентация процесса обучения морфемике и словообразованию оказывает благотворное влияние и на формирование языковых умений и навыков других областей школьного курса, поскольку морфемика и словообразование выполняет базовую функцию в процессе обучения на уроках родного языка.

Об авторе: Деревянченко Раиса Иосифовна, учитель начальных классов, ГОУ СОШ № 1266.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

3 класс. Русский язык. Разбор слова по составу

3 класс. Русский язык. Разбор слова по составу

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе
Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя

Как узнать строение слова?

1. Из­ме­ни слово по чис­лам или по ко­ман­де од­но­го-двух во­про­сов, вы­де­ли из­ме­ня­е­мую часть – окон­ча­ние. От­меть ос­но­ву слова (это часть слова без окон­ча­ния).

2. Объ­яс­ни зна­че­ние слова с по­мо­щью сло­ва-род­ствен­ни­ка, под­бе­ри ещё од­но-два од­но­ко­рен­ных, вы­де­ли их общую часть – ко­рень.

3. Опре­де­ли и укажи часть слова перед кор­нем – при­став­ку, по­ста­рай­ся объ­яс­нить её ра­бо­ту.

4. Опре­де­ли и укажи часть слова после корня перед окон­ча­ни­ем – суф­фикс, по­ду­май о его ра­бо­те.

5. Про­верь, все ли части слова вы­де­ле­ны.

Узнаём строение слова:

Ука­жем со­став имени су­ще­стви­тель­но­го под­став­ка.

1. Из­ме­ню слово по чис­лам: под­ставки – под­ставка (из­ме­ни­лось -а, это окон­ча­ние). Ос­но­ва под­ставк-

2. Объ­яс­ню зна­че­ние слова: под­став­ка – под­став­ля­ют, ста­вят под что-то; под­ста­вить. Ко­рень –став.

3. под – при­став­ка

4. -к- – суф­фикс (на­зы­ва­ет су­ще­стви­тель­ное со зна­че­ни­ем дей­ствия) (см. Рис. 1).

Раз­бе­рём по со­ста­ву имя при­ла­га­тель­ное ра­дост­ный.

1. ра­достныйра­достная, ра­достные (из­ме­ни­лось -ый, это окон­ча­ние)

2. ра­дост­ный – пол­ный ра­до­сти, ра­ду­юсь, рад

3. суф­фик­сы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

Ука­жем со­став гла­го­ла по­ду­ма­ем.

1. по­ду­маем – по­ду­маю (из­ме­ни­лось -ем, это окон­ча­ние)

2. од­но­ко­рен­ные слова – дума, раз­ду­мье, ду­мать

4. суф­фикс -а- (см. Рис. 3)

Составляем и записываем слова по схемам:

Со­ставь­те и за­пи­ши­те слова по схе­мам с кор­нем -мор-.

Вам по­мо­гут при­став­ка при-, суф­фикс -ск-.

Море, мор­ской, при­мор­ский, при­мо­рье.

  1. Ос­но­ва может со­сто­ять толь­ко из корня: мор-е.
  2. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, суф­фикс: мор-ск-ой.
  3. В ос­но­ву могут вхо­дить, кроме корня, при­став­ка и суф­фикс: при-мор-ск-ий.
  4. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, при­став­ка: при-морь-е.

Среди пар слов ищем слово с таким же строением:

Раз­бе­рём слово по со­ста­ву. Затем среди пар слов най­дём слово с таким же стро­е­ни­ем.

Читать еще:  Дверные откосы доборы наличники

1. са­ха­рок – ли­сток, мешок

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: нет са­харка, листка, мешка, по­яви­лось окон­ча­ние -а.

Ос­но­ва са­ха­рок-, ли­сток-, ме­шок-.

Са­ха­рок – ма­лень­кий сахар, ко­рень -са­хар-, ли­сток – ма­лень­кий лист, ко­рень -лист-, мешок – ко­рень -ме­шок-.

Суф­фикс -ок- у слов са­ха­рок, ли­сток (см. Рис. 4).

2. мест­ный – крас­ный, ли­мон­ный

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние -ый, из­ме­ним слова: местная, красная, ли­монная, из­ме­ни­лось -ый.

Ос­но­ва местн-, красн-, ли­монн-.

Мест­ный – от­но­ся­щий­ся к опре­де­лён­но­му месту, ко­рень -мест-, крас­ный – крас­но­та, крас­неть, ко­рень -красн-, ли­мон­ная – име­ю­щая от­но­ше­ние к ли­мо­ну, ко­рень -ли­мон-.

Суф­фикс -н- у слов мест­ный, ли­мон­ный (см. Рис. 5).

3. под­оде­яль­ник – по­до­рож­ник, под­ста­кан­ник

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: под­оде­яль­ники, по­до­рож­ники, под­ста­кан­ники, по­яви­лось окон­ча­ние -и.

Ос­но­ва­под­оде­яль­ник-, по­до­рож­ник-, под­ста­кан­ник-.

Под­оде­яль­ник – спе­ци­аль­ный чехол, на­де­ва­е­мый на оде­я­ло, ко­рень -оде­ял-. По­до­рож­ник – лу­го­вая трава, обыч­но рас­ту­щая у до­ро­ги, ко­рень -до­рог-. Под­ста­кан­ник – под­став­ка с руч­кой, в ко­то­рую встав­ля­ет­ся ста­кан, ко­рень -ста­кан-.

При­став­ка под- у слов под­оде­яль­ник и под­ста­кан­ник, при­став­ка по- у слова по­до­рож­ник.

Суф­фикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).

4. бе­рё­зонь­ки – огонь­ки, гла­зонь­ки

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние -и, из­ме­ним слова: бе­рё­зонькам, огонькам, гла­зонькам, из­ме­ни­лось -и.

Ос­но­ва бе­рё­зоньк-, огоньк-, гла­зоньк-.

Бе­рё­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют бе­рё­зы, ко­рень -бе­рёз-. Огонь­ки – ма­лень­кие огни, ко­рень -огонь -, -огн-, в корне есть бег­лый глас­ный. Гла­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют глаза, ко­рень -глаз-.

Суф­фикс -оньк- у слов бе­рё­зонь­ки, гла­зонь­ки, у слова огонь­ки суф­фикс -к (см. Рис. 7).

Находим каждой схеме подходящее слово

Под каж­дой схе­мой под­пи­шем под­хо­дя­щее слово.

Рука, ручка, руч­ной, по­руч­ни, без­ру­кий.

Это од­но­ко­рен­ные слова, оди­на­ко­вая часть -рук-, -руч-, в корне есть че­ре­до­ва­ние со­глас­ных к-ч.

Рука – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово по чис­лам: рука – руки, из­ме­ни­лось -а. 2 схема.

Ручка – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово по чис­лам: ручка – ручки, суф­фикс -к. 1 схема.

Руч­ной – окон­ча­ние -ой, из­ме­ним слово: руч­ная, руч­ные, суф­фикс -н-. 1 схема.

По­руч­ни – окон­ча­ние -и, из­ме­ним слово: по­руч­ням, при­став­ка -по, суф­фикс -н-. 4 схема.

Без­ру­кий – окон­ча­ние -ий, из­ме­ним слово: без­ру­кая, при­став­ка -без. 3 схема (см. Рис. 8).

Что нужно учитывать, чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу?

По­смот­ри­те на слова.

На пер­вый взгляд в них есть оди­на­ко­вые части.

Чтобы не де­лать оши­бок в раз­бо­ре слова по со­ста­ву, нужно учи­ты­вать зна­че­ние слова и зна­че­ние части слова.

Окон­ча­ние ну­ле­вое, ос­но­ва лёт­чик-, мя­чик-.

В су­ще­стви­тель­ном мячик вы­де­ля­ем суф­фикс -ик-, ко­то­рый при­да­ёт слову зна­че­ние «ма­лень­кий» (мячик – это ма­лень­кий мяч).

А су­ще­стви­тель­ное лёт­чик не имеет зна­че­ния «ма­лень­кий». В этом слове дру­гой суф­фикс -чик-. Су­ще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет про­фес­сию че­ло­ве­ка. Такое зна­че­ние при­да­ёт суф­фикс -чик- (см. Рис. 9).

Окон­ча­ние ну­ле­вое, ос­но­ва дру­жок-, урок-.

В су­ще­стви­тель­ном дру­жок вы­де­ля­ем суф­фикс -ок-, ко­то­рый имеет умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ное зна­че­ние (друг – дру­жок).

А су­ще­стви­тель­ное урок не имеет та­ко­го зна­че­ния, по­то­му что в нём нет та­ко­го суф­фик­са. Ко­рень -урок- (род­ствен­ное словоуроч­ный) (см. Рис. 10).

По­бе­гу – окон­ча­ние -у, из­ме­ним слово: по­бе­гут. Ос­но­ва по­бег-.

По­бе­да – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово: по­бе­ды. Ос­но­ва по­бед-.

В гла­го­ле по­бе­гу при­став­ка по- ука­зы­ва­ет на на­ча­ло дви­же­ния. Ко­рень -бег-.

В су­ще­стви­тель­ном по­бе­да нет такой при­став­ки, ко­рень -по­бед- (од­но­ко­рен­ные слова: по­бе­дить, по­бе­ди­тель) (см. Рис. 11).

Сделаю – сделаем, окон­ча­ние -ю. Ос­но­ва сде­ла-.

Од­но­ко­рен­ные слова: дело, по­дел­ка. Ко­рень -дел-, при­став­ка с-, суф­фикс -а-.

Смешу – смешим, окон­ча­ние -у. Ос­но­ва смеш-.

Смешу – вы­зы­ваю смех, ко­рень -смеш-, -смех-, в корне есть че­ре­до­ва­ние со­глас­ных х//ш (см. Рис. 12).

Ли­стики – ли­стика, окон­ча­ние -и. Ос­но­ва ли­стик-.

Ли­сти­ки – это ма­лень­кие листы. Ко­рень -лист-, суф­фикс -ик-.

Ла­стики – ла­стикам, окон­ча­ние -и. Ос­но­ва ла­стик-.

В этом су­ще­стви­тель­ном нет суф­фик­са -ик-, ко­рень -ла­стик- (од­но­ко­рен­ное слово ла­сти­ко­вый) (см. Рис. 13).

Ухожу – уходим, окон­ча­ние -у. Ос­но­ва ухож-.

Ухо – уха, окон­ча­ние -о, ос­но­ва ух-.

В гла­го­ле ухожу вы­де­ля­ем при­став­ку у-, ко­то­рая имеет зна­че­ние «уда­лять­ся». Ко­рень -хож- (род­ствен­ные слова: ход, ходь­ба, че­ре­до­ва­ние д//ж в корне).

В су­ще­стви­тель­ном ухо нет при­став­ки у-. Од­но­ко­рен­ные слова: уша­стый, ушки, ко­рень -ух-, -уш-, че­ре­до­ва­ние х//ш (см. Рис. 14).

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня:

По­про­буй­те са­мо­сто­я­тель­но разо­брать слова по со­ста­ву: касса, рас­са­да, рас­соль­ник, рас­сказ.

Чем одно слово от­ли­ча­ет­ся от дру­гих?

В сло­вах рас­сказ, рас­са­да и рас­соль­ник по­след­няя буква при­став­ки и пер­вая буква корня оди­на­ко­вые.

Читать еще:  Определение угла естественного откоса сыпучих материалов

Удво­ен­ные со­глас­ные на стыке при­став­ки и корня

В слове кассаудво­ен­ные со­глас­ные в корне (см. Рис. 15).

Заключение:

На уроке вы по­зна­ко­ми­лись со спо­со­бом дей­ствия при раз­бо­ре слова по со­ста­ву.

Алгоритм разбора слов по составу

На уроках русского языка данный материал собирается «в копилку» ученика. Обобщая знания, учащимися выясняется порядок действий при разборе слов по ставу. Пособие помогает отработать шаги алгоритма и служит помощником, если у ребёнка на каком-то этапе разбора возникли трудности.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм разбора слов по составу»

Разбор слов

1.Окончание

Существительное

Прилагательное

Измени форму слова и выдели ту часть слова, которая изменилась

по числам мн.ч ед.ч морозы мороз

(нет чего?) мороза,

(рад чему?) морозу,

(вижу что?) мороз

(доволен чем?) морозом

(думаю о чём?) о морозе

по числам мн.ч ед.ч

морозные – морозный

(есть какой?) морозный

(нет какого?) морозного,

(рад какому?) морозному,

(вижу какой?) морозный

(доволен каким?) морозным

(думаю о каком?)о морозном

м.р. (какой?) морозный

ж.р. (какая?) морозная

ср.р. (какое?) морозное

по числам мн.ч ед.ч морозят– морозит

по числам мн.ч ед.ч морозил –морозили

по родам м.р. он морозил

ж.р. она морозила

ср.р. оно морозило

Н.ф. что (с)делать? -ть -ти чь

2. Основа

Выдели часть слов без окончания

Помни! У изменений одного и того же слова основы одинаковые. У однокоренных слов основы разные.

Подбери ещё 2 однокоренных слова и выдели общую часть родственных слов

Большой маленький

Ласково мороз морозец

сущ. прил. гл.

Слово, которое состоит

только из основы мороз

сущ., от которого образовалось

прил. морозный – мороз

прил. сущ. гл.

морозный – мороз — морозит

образуй другое прил.

сущ., от которого образовался гл.

гл. сущ. прил

морозит – мороз – морозный

образуй другой глагол.

морозит – выморозит – заморозит

образуй н.ф. гл.

Часть слова перед корнем

убери приставку, прочти слово заморозки — морозки

подбери слово с другой

убери приставку, прочти слово

подбери слово с другой

убери приставку, прочти слово

подбери слово с другой

заморозить – отморозить — переморозить

Часть слова после корня

От какого однокоренного слова образовалось?

Образуй слово без

Образуй слово с другим

От какого однокоренного слова образовалось?

Образуй слово без

Образуй слово с другим

От какого однокоренного слова образовалось?

Образуй слово без

Морфемный разбор слова «СКОРОСТЬ»

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва «ско­рость» ука­жем корень скор-, суф­фикс -ость и нуле­вое окончание.

Чтобы выпол­нить мор­фем­ный раз­бор, или раз­бор по соста­ву, сло­ва «ско­рость», выяс­ним сна­ча­ла его при­над­леж­ность к опре­де­лен­ной части речи и изме­ня­ет­ся ли оно.

Часть речи

Поезд, наби­рая ско́рость, нес­ся под­мос­ков­ны­ми леса­ми (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

И дель­фин, как хоро­шая лошадь, при­ба­вил ско́рость (Александр Беляев. Человек-амфибия).

Ей не нра­ви­лась скоро́сть его вопро­сов (Ф. М. Достоевский. Униженные и оскорбленные).

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, этим сло­вом обо­зна­ча­ют воз­мож­ность быст­ро­го пере­дви­же­ния в любом про­стран­стве и быст­ро­та дру­гих действий.

Это отвле­чен­ное суще­стви­тель­ное назы­ва­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что?

Значит, это имя суще­стви­тель­ное, кото­рое согла­су­ет­ся с при­ла­га­тель­ны­ми и местоимениями:

  • быст­рая, мед­лен­ная скорость;
  • она, моя скорость.

Сделаем вывод, что это суще­стви­тель­ное име­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию жен­ско­го рода.

Разбор по составу

Чтобы выпол­нить раз­бор по соста­ву ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва, узна­ем, изме­ня­ет­ся ли оно.

Окончание слова

Это суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния име­ет сле­ду­ю­щие падеж­ные формы:

  • и. п. (что?) ско́рость_
  • р. п. вели­чи­на (чего?) ско́рост-и
  • д. п. добав­лю (к чему?) к ско́рост-и
  • в. п . опре­де­лю (что?) ско́рость_
  • т. п. насла­жда­юсь (чем?) ско́рость-ю
  • п. п. сооб­щит (о чём?) о ско́рост-и.

Сравнив грам­ма­ти­че­ские фор­мы суще­стви­тель­но­го, ука­жем в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла нуле­вое окон­ча­ние, кото­рое про­яв­ля­ет­ся в виде букв в кос­вен­ных падежах.

Суффикс в слове «скорость»

Далее в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва выде­лим суф­фикс -ость, кото­рые обра­зу­ет мно­же­ство отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных имен прилагательных:

  • ско­рый → скор ость ;
  • надеж­ный → надежн ость ;
  • слад­кий → слад ость ;
  • роб­кий → роб ость ;
  • сме­лый → смел ость .

Корень слова «скорость»

Оставшаяся мор­фе­ма скор- явля­ет­ся кор­нем, кото­рый про­сле­жи­ва­ет­ся в мор­фем­ном соста­ве род­ствен­ных слов:

  • скор ый поезд;
  • вер­нусь скор о;
  • у скор ить бег;
  • необ­хо­ди­мое у скор ение;
  • цар­ский скор оход;
  • хоро­ший скор осши­ва­тель.

Пятнышко рос­ло так быст­ро, что толь­ко тут я впер­вые оце­нил ско́рость наше­го бега по вол­нам (Джек Лондон. Морской волк).

Вывод

Итак, все мор­фе­мы рас­смат­ри­ва­е­мой лек­се­мы выяс­не­ны. Завершим раз­бор по соста­ву сло­ва «ско­рость» ито­го­вой схемой:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector