Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планировка откосов экскаватором планировщиком

Планировка откосов экскаватором планировщиком

На экскаваторе установлены три гидрораспределителя: два двухсекционных и один трехсекционный. Конструкция их одинакова. Золотники распределения трехпозиционные. В корпусе каждого распределителя установлены предохранительный клапан с переливным золотником и сливной клапан.

Транспортируют экскаватор-планировщик, вес которого 5 г, на грузовом автомобиле ЗИЛ-130 или МАЗ-500. Погрузка экскаватора и разгрузка на месте работ выполняется автокраном грузоподъемностью 5 г.

Более мощный экскаватор-планировщик выпускается на базе автомобиля КрАЗ-221. Емкость ковша 0,4 м3, глубина копания 4 м, производительность 63 м3/ч.

Экскаватор имеет ходовой двигатель мощностью 180 л. с. и отдельный двигатель привода гидросистемы мощностью 75 л. с. Планировщик может быстро перемещаться с одного строительного объекта на другой, так как его транспортная скорость достигает 47,5 км/ч.

Экскаваторы-планировщики предназначены для планировки и зачистки под проектную отметку горизонтальных поверхностей земляных сооружений; планировки и зачистки откосов каналов и насыпей; погрузки и разгрузки сыпучих материалов; рытья траншей с плоским основанием под укладку различных коммуникаций и под ленточные фундаменты, а также рытья котлованов. Экскаваторы-планировщики применяют при строительстве дорог для производства земляных работ в грунтах I—IV групп и на по-грузочно-разгрузочных работах.

Экскаваторы-планировщики являются универсальными самоходными полноповоротными машинами с телескопическим рабочим оборудованием (стрелой), которое обеспечивает перемещение ковша по прямолинейной траектории при поступательном движении стрелы. Планировка различных поверхностей экскаватором возможна при такой установке ковша на стреле, когда достигается параллельность планируемых поверхностей продольной оси стрелы.

Экскаваторы-планировщики серийно выпускаются на гусеничном и пневмо-колесном ходу, а также на шасси автомобиля.

Экскаватор (рис. 4.34) Обстоит из трех основных частей: ходовой тележки, поворотной платформы (с расположенными на ней силовым оборудованием, гидрооборудованием и механизмами) и рабочего оборудования.

Рабочее оборудование монтируют на поворотной платформе шарнирно в проушинах и закрепляют с помощью двух гидроцилиндров, также шарнирно связанных с платформой. Последняя опирается на тележку через нормализованное роликовое опорно-поворотное устройство. На пневмо-колесный ход платформа опирается через роликовое опорно-поворотное устройство. В задней части платформы установлен двигатель с гидронасосами и компрессором, в средней части — механизм поворота платформы.

Телескопическое рабочее оборудование экскаватора ЭО-3332 состоит из следующих основных узлов: рамы стрелы, неподвижной и подвижной частей стрелы, сменных рабочих органов (различных ковшей, отвала, удлинителя), гидроцилиндра выдвижения— втягивания стрелы, механизма поворота стрелы вокруг своей продольной оси, гидроцилиндра поворота рабочего органа вокруг оси крепления, гидроцилиндров подъема — опускания стрелы.

Телескопическую стрелу крепят шарнирно к проушинам на поворотной платформе. Стрела может подниматься на 23° и опускаться на 50° по отношению к горизонту в вертикальной плоскости. Рама вместе со стрелой поворачивается в вертикальной плоскости с помощью двух гидроцилиндров. На конце подвижной части стрелы шарнирно закреплен рабочий орган в специальных разъемных подшипниках. Шток гидроцилиндра шарнирно крепится к рабочему органу пальцем. Телескопическая стрела представляет собой сварную конструкцию треугольного сечения из труб и листов. Подвижная часть стрелы перемещается внутри неподвижной части на роликах с помощью гидроцилиндра выдвижения — втягивания стрелы, который обеспечивает ход стрелы 3,2 м.

Гидроцилиндры, установленные на рабочем оборудовании, по конструкции отличаются один от другого только диаметром поршня и штока, а также ходом поршня. Исключение составляет гидроцилиндр выдвижения стрелы, аналогичный по конструкции остальным, но имеющий некоторые особенности.

Схема гидравлического привода экскаватора показана на рис. 4.35. В нее входят три насоса постоянной подачи, позволяющие совмещать дви» жения рабочих органов, приводимых от разных насосов. Насос подает рабочую жидкость в трехзолотниковый распределитель, управляющий гидроцилиндром поворота стрелы, гидроцилиндром поворота ковша и гидромотором поворота платформы. Насос подает рабочую жидкость в двухзолотниковый распределитель, управляющий гидромотором привода левой гусеницы и гидроцилиндрами подъема — опускания стрелы.

Рис. 4.34. Экскаватор-планировщик ЭО-3332:
1 — ходовая тележка; 2 поворотная платформа; 3 — силовое оборудование; 4 — те« лескопическая стрела; 5 — ковш; 6 — пульт управления; 7 — механизм поворота плат» формы; 8 опорно-поворотное устройство

Насос подает рабочую жидкость в двухзолотниковый распределитель, управляющий гидромотором привода правой гусеницы и гидро-цнлиндром выдвижения телескопической части стрелы. Промежуточная секция распределителя, установленная между золотниковыми секциями, обеспечивает дифференциальную систему подсоединения гидроцилиндра к насосу при включении золотника, управляющего выдвижением стрелы. При этом обе полости цилиндра соединены с напорной магистралью, и выдвижение происходит с меньшим усилием, но с увеличенной скоростью. Все золотники распределителей — трехпозици-онные, с ручным управлением и пружинным возвратом в нейтральное положение. Предохранительные клапаны встроены в распределители.

Для обеспечения плавности в начале движения и при торможении гидромоторов на их трубопроводах установлены перепускные клапаны. На трубопроводах гидроцилиндров, установлены блоки перепускных и обратных клапанов, обеспечивающие возможность движения штоков цилиндров при чрезмерных внешних нагрузках на рабочих органах. Дроссели с обратными клапанами ограничивают скорость поворота ковша и опускания стрелы.

Силовое оборудование экскаватора состоит из дизеля с муфтой сцепления и водяным радиатором, редуктора привода насосов, трех аксиально-поршневых насосов и топливного бака. Блоки гидрораспределителя имеют секционную конструкцию.

Опорно-поворотный круг включает в себя зубчатый венец, верхнюю и нижнюю обоймы и ролики. Зубчатый венец жестко соединен с ходовой рамой болтами, а обоймы стянуты между собой и прикреплены болтами к нижнему листу поворотной платформы. Механизм поворота приводится в движение от низкомоментного аксиального роторно-поршневого гидромотора, который соединен с двухступенчатым шестеренным редуктором.

Ходовое устройство экскаватора включает в себя ходовую раму, две гусеничные тележки и механизм передвижения. Через балки коробчатого профиля ходовая рама опирается на гусеничные рамы.

Модельеры грунтовых откосов

Экскаваторы-планировщики предназначены в основном для планировки грунтовых откосов, однако, могут выполнять широкий круг и других экскавационных работ: копание грунта, погрузку грунта и других материалов в транспортные средства, рыхление грунта и кирковку дорожных покрытий.

Благодаря своей универсальности экскаваторы-планировщики нашли широкое применение в дорожном хозяйстве — при строительстве, реконструкции, ремонте и даже содержании автомобильных дорог, на которых значительную долю в их протяжённости занимает земляное полотно на насыпи или в выемке, в том числе даже в условиях равнинной местности высота насыпи значительно увеличивается на подходах к мостам и путепроводам. Если основная высота земляного полотна в равнинной местности не превышает 2,0–2,5 м и в момент строительства планировка откосов может выполняться автогрейдером, то при ремонте и содержании автомобильных дорог, когда требуется подать грунт на места размывов откоса, уплотнить его и спланировать — экскаватор-планировщик незаменим.

Экскаваторы-планировщики выпускаются на пневмоколёсном и гусеничном ходу. Гусеничные машины применяются исключительно на строительстве выемок, каналов и планировке откосов земляного полотна. Применение их на ремонте и содержании земляного полотна автомобильных дорог связано с постоянным использованием прицепов-тяжеловозов для их доставки к месту работ и удаления после завершения работ. Поэтому на ремонте и содержании дорог они используются крайне редко. Экскаваторы-планировщики на пневмоколесном ходу нашли широкое применение именно на ремонте и содержании автомобильных дорог. Они незаменимы при подаче грунта на откос земляного полотна в местах образования промоин; снятии, замене и ремонте растительного слоя грунта на откосах, а также при устройстве на откосах водоотводных сооружений.

На российском рынке дорожной и строительной техники наиболее известны экскаваторы-планировщики фирм ОАО «Мотовилихинские заводы» (Россия), МП «Святовит» (Беларусь и Литва), CSM Tisovec a. s. (Словакия) и всемирно известной фирмы «Gradall» или «Gradall a JLG Company» (США).

ОАО «Мотовилихинские заводы» начало выпуск экскаваторов-планировщиков в сентябре 1997 года и сегодня выпускает две модели на автошасси. Для обеспечения устойчивости во время работы обе модели снабжены аутригерами. Завод постоянно проводит модернизацию машин и их рабочего оборудования, а также гидропривода и поворотной платформы. Телескопическая стрела обеих моделей полноповоротная, что делает их универсальными. Комплектующие машин только отечественного производства, что существенно снижает их стоимость. Обе машины поставляются с системой кондиционирования воздуха в кабине машиниста-оператора. Аутригеры с повышенной площадью опоры обеспечивают хорошую устойчивость машин на сыпучих грунтах.

Читать еще:  Когда устанавливать откосы при ремонте квартиры

Машиностроительное предприятие (МП) «Святовит» (Беларусь и Литва) производит и поставляет в Россию четыре модели экскаваторов-планировщиков на пневмоколёсном ходу, все на базе автошасси и имеют аутригеры для обеспечения устойчивости во время работы. По заказу покупателя аппаратура гидросистемы поставляется на базе комплектующих фирмы «Mannesman-Rexroth». Машина EW-25M1.010 имеет возможность хода и управления передвижением из кабины машиниста-оператора.

Управление работой ковша-стрелы и телескопа-поворота платформы осуществляется двумя джойстиками производства стран СНГ или фирмы «Hydrocontrol». Стрела машин — полноповоротная.

ОАО «Кохановский экскаваторный завод» (Беларусь) начал производство экскаватора-планировщика ЭО-3533М.

Словацкая фирма «CSM Tisovec a. s.» производит и поставляет в Россию пять моделей экскаваторов-планировщиков: четыре на пневмоколёсном ходу и одну на гусеничном. Эти машины комплектуются гидросистемами как словацкого, так и немецкого (Rexroth) производства.

Машина UDS-214.1l имеет управление ходом шасси и аутригерами из кабины машиниста-оператора, что впоследствии использовалось на машине EW-25M1.010. Все модели на пневмоколёсном ходу комплектуются аутригерами для обеспечения устойчивости во время работы экскаватора. Все модели имеют полноповоротную верхнюю часть надстройки, механизм для управления рабочим инструментом, обеспечивающим его откидывание на 145°, и поворотную головку для вращения рабочим инструментом в обоих направлениях на 360° без ограничений.

Фирма «Gradall» (США) производит и поставляет 8 моделей экскаваторов-планировщиков: 5 пневмоколёсных, из которых две модели (XL-2300 и XL-3300) имеют аутригеры для обеспечения устойчивости, и у трех моделей (XL-3100, XL-4100 и XL-5100) устойчивость платформы во время работы обеспечивается без аутригеров; 4 модели на гусеничном ходу.

Основная конструктивная особенность экскаваторов-планировщиков этой фирмы —стрела не имеет полного поворота вокруг своей оси, а поворачивается только на угол 140° в обе стороны.

На всех моделях установлена система «Микроход», обеспечивающая управление ходом машины из кабины машиниста-оператора. Узкая кабина машиниста обеспечивает хороший обзор рабочей зоны.

Следует отметить, что фирмы («Мотовилихинские заводы», «Святовит» и «КЭЗ») выпускают разные модели машин, но одного типоразмера, a «CSM» — двух типоразмеров. Фирма «Gradall» выпускает машины 4-х типоразмеров:

• 1-й — XL-2300, XL-2200;
• 2-й — ХЬ3100, XL-3300, XL-3200;
• 3-й — XL-4100, XL-4200;
• 4-й — XL-5100, XL-5200.

Их основные параметры значительно отличаются.

Особое внимание при выборе типа и модели экскаваторов-планировщиков уделяют сменным рабочим органам (рабочему оборудованию) машин. Широкую номенклатуру рабочего оборудования выпускает фирма «CSM» — более 20 наименований. Помимо обычного рабочего оборудования экскаватора в номенклатуру входят: клещи-захваты, резчики асфальтобетона, каток статический, виброплита, гидромолот, вилы с захватом, косилка-кусторез, бур и дробилка бетонных блоков.

Лекция 5.2. Машины для разравнивания кавальеров,

планировки дна и откосов каналов

1. Машины для разравнивания кавальеров, планировки дна и откосов каналов. Назначение, основные требования и классификация.

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Машины для разравнивания кавальеров, планировки дна и откосов каналов. Назначение, основные требования и классификация.

После прокладки осушительных каналов машинами, не разбрасывающими грунт, необходимо разравнивать образующиеся кавальеры.

Дно и откосы планируют после прокладки каналов машинами циклического действия, особенно в тех случаях, когда укладывают антифильтрационную облицовку любого вида или проводят одерновку откосов или стабилизацию травосеянием.

Машины бывают на гусеничном, рельсовом и колесном ходу. Применяют машины с активными рабочими органами непрерывного действия – цепными многоковшовыми, скребковыми и шнековыми, комбинированными шнекороторными; циклического действия – одноковшовыми или скребковыми; с пассивным рабочим органом – отвалом.

Машины для разравнивания кавальеровдвижутся вдоль канала и сдвигают грунт кавальера в сторону от бровки с одновременным его разравниванием за один или несколько проходов. Основные требования к машинам заключаются в том, чтобы при разравнивании не было осыпания грунта в канал, а также повреждения рабочим органом верхней части откосов, бровки и дернового покрова бермы канала. Ширина захвата рабочего органа должна быть такой, чтобы перекрыть след движущейся машины.

Наиболее эффективно разравнивание кавальеров машинами с пассивным отвальным рабочим органом, установленным под углом захвата 42. 45° для торфа и 48. 50° для минеральных грунтов. Применяют машины главным образом с передним отвалом со складной и поворотной рамами.

Наиболее современные конструкции кавальероразравнивателей оборудованы механизмами изменения угла зарезания и угла захвата отвала с гидравлическим управлением из кабины, а также противовесом.

Машины для планировки дна и откосов каналовпредназначены для выравнивания поверхности дна и откосов каналов с целью снижения ее шероховатости и подготовки к укладке антифильтрационных облицовок или стабилизации откосов. Эти машины должны работать без переборов и недоборов грунта, осыпания его в канал; обеспечивать высокое качество спланированной поверхности без доделочных работ; иметь высоту неровностей обработанной поверхности грунта не более ± 5 см, а для укладки антифильтрационных облицовок ± 2. 3 см.

Планировщики делят по выполняемому технологическому процессу (назначению) на машины для раздельной планировки откосов или откосов с частью дна (неполнопрофильные планировщики или откосопланировщики) и для планировки всего периметра сечения каналов (профилировщики). В качестве рабочих органов для планировки дна и откосов канала можно применять многоковшовый и скребковый непрерывного действия, шнекороторный, отвальныйи планировочный скребок или ковш циклического действия.

По ходовому оборудованию машины бывают на рельсовом, гусеничном, колесном ходу. Планировщики на гусеничном (и иногда колесном) ходу оборудуют многокомпонентной системой уклона, при рельсовом ходе уклон и толщина срезаемого слоя обеспечивают прокладкой рельсового пути под нивелир.

Отвальные откосопланировщики с пассивным рабочим органом.Они бывают с откосопланировочным отвалом (откосником) па основном рабочем органе и на специальной раме на тракторе или автогрейдере. Откосопланировочный отвал (откосник), смонтированный на отвале бульдозера, устанавливают в рабочем положении с углом захвата 40. 70°. Грунт, как правило, он перемещает вниз по откосу, берме или дну канала. Откосник может поворачиваться в вертикальной плоскости и фиксироваться под углом 32. 60° ниже или 57. 80° выше опорной поверхности машины. Управление рабочим органом гидравлическое. Планировка откоса осуществляется за два-четыре прохода. Аналогично устанавливают откосники на отвалы грейдеров и автогрейдеров. Откосы канала планируют сначала верхними, затем нижними продольными проходами машин.

Планировка откосов с верхней и нижней проходами автогрейдерами или бульдозерами с откосниками позволяет обрабатывать откосы каналов глубиной до 3,5 м. Недостаток этого способа – необходимость удаления грунта в процессе работы у основания откоса.

Отвальные откосопланировщики с рабочим органом (отвалом), смонтированным на специальной раме на тракторахи на автогрейдерах, осуществляют планировку поверхности с подъемом срезанного грунта вверх по откосу на берму канала.

Строительный справочник | материалы — конструкции — технологии

Вы здесь

Возведение земляных сооружений экскаватором

1. Вид продукции: котлованы, траншеи.

2. Состав процесса: набор грунта в ковш; перемещение и выгрузка ковша в самосвал или в отвал; возвращение в исходное положение.

3. Вход в процесс – общий (см. стр. 29).

4. Ресурсы. Материалы – грунт I–IV группы; разрыхленный грунт V–XII групп; разрыхленный мерзлый грунт I–IV групп.

4.1. Техника – землеройные (только разработка) машины.

Экскаваторы. Их различают по количеству ковшей:

— многоковшовые (цепные и роторные) непрерывного действия. Используются только для устройства траншей с откосами и без откосов; эффективны при большом объеме таких работ (рис. 2.28);
— одноковшовые циклического действия. Они универсальны, т.е. пригодны для возведения различных типов выемок по глубине и размерам. Это основной вид землеройной техники при возведении объектов промышленного и гражданского строительства.

Одноковшовые экскаваторы различают:

а) по типу привода – канатный (механический) (рис. 2.24); гидравлический (рис. 2.19);
б) по базе экскаватора – гусеничные, пневмоколесные, на базе трактора «Беларусь», на базе автомобиля (КРАЗ, Урал, Татра);
в) по объему ковша – 0,15–0,3 м3; 0,4–2,0 м3. Экскаваторы с ковшом объемом 3,0; 6,0; 10,0. 40,0 м3 используются при больших объемах земляных сооружений (плотины, каналы, котлованы гидростанций, карьеры, рудники);
г) по виду рабочего органа (рис. 2. 20):

Читать еще:  Укрепление откосов горных дорог

— землеройные ковши – прямая лопата (1), обратная лопата (1), планировочный ковш. Эти ковши могут быть: со сплошной режущей кромкой; с зубьями; с активными зубьями; с системами антиадгезии грунта (предотвращающими налипание и намерзание грунта на стенки ковша);
— планировочный ковш (4);
— драглайн;
— грейфер (2);
— напорный грейфер (3);
— рыхлители грунта – механический зуб (6), бетонолом (для скальных и мерзлых грунтов), механический клин (падающий);
— уплотняющее оборудование – пневмо- или электротрамбовка (10), трамбующая плита (падающая), электротрамбовка (при поперечной разработке);
— транспортное погрузочное оборудование – клещевой захват (погрузка блоков мерзлого или скального грунта) (5);

д) по типу стрелы – шарнирно-сочлененная с жестким креплением ковша (прямая, обратная лопата), прямая решетчатая (драглайн, грейфер) со свободной подвеской ковша, телескопическая (планировочный ковш);
е) по типу привода – механический (канатный), гидравлический.

Рис. 2.19. Типы ходовой части экскаваторов: а – гусеничный ход; б – пневмоколесный ход; в – на базе трактора «Беларусь»

Эффективные области применения ковшей следующие:

— прямая лопата – разработка сухих грунтов выше уровня стоянки с погрузкой в транспорт;
— обратная лопата – разработка сухих и влажных грунтов ниже уровня стоянки с отсыпкой в отвал;
— драглайн – разработка влажных и мокрых грунтов значительно ниже уровня стоянки (глубоких выемок) с отсыпкой в отвал. Драглайн имеет легкую длинную решетчатую стрелу и ковш на гибкой подвеске, что обусловливает большой радиус работы (резания и погрузки) и большую высоту погрузки и глубину черпания;
— грейфер – разработка слабых грунтов (песок), разрыхленных, мокрых, в т.ч. под водой, грунтов ниже уровня стоянки (глубокие выемки) с отсыпкой в отвал;
— напорный грейфер – разработка грунтов I–III групп; устройство глубоких узких траншей (технология «стена в грунте»);
— планировочный ковш – при планировке под заданную отметку; при небольшой площади планировки; планировка откосов насыпей и выемок, дна траншей.

Рис. 2.20. Землеройное оборудование одноковшовых эскаваторов: 1 – ковш прямой и обратной лопаты; 2 – грейфер; 3 – напорный грейфер; 4 – планировочный ковш; 5 – клещевой захват; 6 – зуб-рыхлитель; 7 – гидромолот; 8 – электромолот; 9 – ковш с активными зубьями; 10 – гидротрамбовка; 11 – бур-шнек; 12 – лопастной бур

Основные технологические характеристики включены в систему маркировки моделей экскаватора (рис. 2. 21).

Рис. 2.21. Структура индекса одноковшовых экскаваторов. Ходовое устройство: Г – гусеницы; Гу – уширенные гусеницы (болотные); К – колесное; Сш – самоходное шасси; А – автомобиль; Тр – трактор; Пр — прицеп

Для рациональной организации процесса разработки грунта в зависимости от вида сооружения, рода грунта, способа отгрузки (в самосвал или в отвал) подбирают конкретный тип экскаватора по его технологическим параметрам (рис. 2.22).

Рис. 2.22. Основные технологические параметры экскаватора: R1 – максимальный радиус резания; H2 – максимальная глубина резания; H1 – максимальная высота резания; R4 – максимальный радиус выгрузки; H4 – высота выгрузки при R4; H5 – максимальная высота выгрузки; R5 – радиус выгрузки при H5; R6 – минимальный радиус резания

Устройство котлованов. Технологический процесс включает: разработку котлована, отсыпку грунта, устройство откосов, планировку дна. При работе используются первые четыре типа ковшей. Разработка ведется проходками в плане и, при большой глубине котлована, ярусами (рис. 2.23).

Рис. 2.23. Схема ярусов и проходок экскаватора: I, II, III – номера ярусов; H1, H2 – высота яруса

Участок работы забой – место постановки экскаватора и самосвалов, части разработанного грунта (рис. 2.24). При небольших объемах котлована отсыпка грунта ведется в отвал (на вымет) на некотором расстоянии от края котлована (берма) для прохода рабочих. В большинстве случаев отсыпка (погрузка) ведется в автосамосвалы.

Рис. 2.24. Профили забоя экскаватора с различным рабочим оборудованием: а – прямая лопата с канатным управлением рабочим органом; б – обратная лопата; в – драглайн; г – грейфер

Возможность разработки котлована тем или иным типом проходки зависит от ширины и глубины котлована и параметров экскаватора и самосвалов, при этом технику располагают на дне котлована или на поверхности земли (на верху) (рис. 2.25, 2.26).

Котлованы шириной до 1,5R (рис. 2.25, а) разрабатывают лобовой проходкой с односторонней погрузкой, при ширине (1,5 — 1,9)R возможна двусторонняя подача самосвалов, т.к. при этой проходке они подаются по одному задним ходом (тупиковая подача) (рис. 2.25, б).

Котлованы шириной до (1,9 — 2,5)R разрабатываются уширенной лобовой проходкой с зигзагообразным перемещением экскаватора в забое (рис. 2.25, в), при ширине до 3,5R — с поперечным его перемещением (рис. 2.25, г), В обоих случаях уширенная лобовая проходка должна обеспечивать разворот самосвалов в забое, поэтому в забое одновременно находятся два самосвала: один под погрузкой, другой наготове. Такая технология обеспечивает бесперебойную работу экскаватора как ведущего механизма процесса.

Рис. 2.25. Разработка котлована экскаватором, оборудованном прямой лопатой: а – лобовая проходка с односторонней погрузкой грунта в самосвал; б – то же, двусторонней погрузкой; в – то же с перемещением экскаватора по зигзагу; г – уширенная проходка с перемещением экскаватора поперек котлована; д – боковая проходка; е – схема забоя при лобовой проходке; ж – то же, при боковой проходке
Рис. 2.26. Разработка котлована экскаватором, оборудованным обратной лопатой или драглайном: а, б – торцовая проходка при перемещении экскаватора по прямой; в – то же, с двумя проходками экскаватора; г – поперечно-торцовая проходка; д – продольно-торцовая разработка (драглайном); е – то же, при продольно-челночной проходке; ж – схема забоя продольно-торцовой проходки

Широкие котлованы (более 3,5 R) разрабатывают вначале лобовой, а затем боковой проходками (рис. 2.26, д).

Точность работы экскаватора зависит от типа подвески ковша (жесткая, гибкая) и от объема ковша. Для исключения перебора грунта оставляется часть неразработанного грунта слоем 5-30 см – недоработка. Этот грунт дорабатывают бульдозером или вручную.

При работе комплекта экскаватор – самосвалы требуется обеспечить непрерывность работы как экскаватора (ожидание машины), так и самосвалов (стояние под погрузкой). Тип самосвала выбирается из условия погрузки в кузов 3–7 ковшей грунта; подсчитывается число самосвалов с учетом дальности возки, вида дорог и времени маневра под погрузкой и разгрузкой.

Рис. 2.27. Гидравлический экскаватор обратная лопата на пневмоколесном ходу ЭО – 4321 с емкостью ковша 0,8 м3; самосвал КРАЗ – 25751 с объемом кузова 6,0 м3.

Съезды в котлован устраивают шириной 3,0–4,0 м с уклоном 0,10–0,15. На грунт укладывается слой щебня (5,0–10,0 см) для прохода самосвалов в дождливую погоду.

Устройство траншей. Применяются одноковшовые экскаваторы с ковшами: обратная лопата, драглайн, напорный грейфер (рис. 2.20); при больших объемах используются многоковшовые экскаваторы (рис. 2.28). Отсыпка грунта ведется в основном в отвал (транспорт не требуется). При работе в черте городской застройки грунт вывозится (при разработке или из отвала); обратные засыпки выполняются привозным песком.

Рис. 2.28. Схема работы многоковшовых экскаваторов: а – экскаватор с ковшовой цепью; б – роторный экскаватор; в, г, д – профили траншей, разрабатываемых многоковшовым экскаватором

При работе в стесненных условиях (в плане или по высоте) для устройства траншей применяются экскаваторы с телескопической стрелой и обычным рабочим ковшом.

Для устройства траншей значительной длины (более 100 м) применяются высокопроизводительные многоковшовые экскаваторы непрерывного действия. При строительстве в населенных пунктах обычно используются более мобильные цепные экскаваторы.

Экскаватор ЭТЦ –250 (рис. 2.29, в) разрабатывает траншеи в грунтах I и III групп прямого профиля (глубиной до 2,0 м при ширине до 0,6 м) с боковой отсыпкой в отвал (рис. 2.29, б) или в самосвал (движущийся параллельно экскаватору). Экскаватор ЭТЦ – 252А (рис. 2.29, а) разрабатывает траншеи в грунтах I–III групп шириной до 1,0 м при глубине до 3,5 м с устройством заданных откосов шириной до 2,5 м.

Читать еще:  Угол естественного откоса пыли

У цепных экскаваторов имеется возможность регулировки глубины траншеи при копании, что дает возможность обеспечить проектный уклон траншеи (для канализации).

Роторные экскаваторы имеют производительность в 1,5–2,5 раза больше, чем цепные. Применяют их при большой протяженности траншеи (обычно для прокладки магистральных сетей вне пределов населенных пунктов). Они могут обеспечивать заданные откосы стенкам траншеи, но не обеспечивают заданного уклона дна траншеи, т.к. глубина получается постоянной.

Эта техника разрабатывает траншеи глубиной до 3,0 м и шириной до 2,0–2,5 м. Комплект техники включает трактор-тягач и навесное колесо с ковшами (ротор). Во внутренней полости колеса поперек его расположен ленточный транспортер для отсыпки грунта в любую сторону (рис. 2.30).

Рис. 2.29. Многоковшовые экскаваторы цепные: а – ЭТЦ-252; б – экскаватор поперечного копания ЭПЦ-143; в – ЭТЦ-250
Рис. 2.30. Многоковшовые роторные экскаваторы: а – ЭТР-253; б – ЭТР-257; в – экскаватор поперечного копания ЭПР-241

Планировка. Одноковшовыми экскаваторами возможно планировать откосы насыпей, котлованов, небольших площадок, дна траншей. Для этого используется телескопическая стрела с планировочным ковшом (рис. 2.31).

Рис. 2.31. Многоковшовые роторные экскаваторы: а – ЭТР-253; б – ЭТР-257; в – экскаватор поперечного копания ЭПР-241

Устройство насыпей экскаватором не эффективно, но технически возможно: при грунтах III и IV групп; разрыхленных каменных породах, а также при отсутствии иной землеройной техники (рис. 2.32).

Рис. 2.32. Возведение насыпей экскаватором: 1,2 – экскаваторы; 3 – резерв; 4 – отвал грунта (кавальер); 5 – насыпь

Источник: Технология строительных процессов. Снарский В.И.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

  • Главная

Категории

  • Астрономия
  • Биология
  • Биотехнологии
  • География
  • Государство
  • Демография
  • Журналистика и СМИ
  • История
  • Лингвистика
  • Литература
  • Маркетинг
  • Менеджмент
  • Механика
  • Науковедение
  • Образование
  • Охрана труда
  • Педагогика
  • Политика
  • Право
  • Психология
  • Социология
  • Физика
  • Химия
  • Экология
  • Электроника
  • Электротехника
  • Энергетика
  • Юриспруденция
  • Этика и деловое общение

Изобретательство Планировка откосов.

Рис. 5.16. Планировка откосов автогрейдером, оборудованным откосником

Способы планировки откосов земляного полотна назначают в зависимости от высоты насыпей и глубины выемок. В случае если рабочие отметки земляного полотна не превышают 3,5 м, то планировку наиболее рационально делать бульдозером или автогрейдером оборудованными откосниками. Перед началом работы по откосу выстав­ляют, через каждые 20 м разбивочные колья, по которым ориен­тируется машинист во время планировки. Планировку начинают с верхней части откоса. Машина, двигаясь по основной площадке насыпи или по выровненной берме выемки, планирует часть от­коса на высоту (глубину) до 0,8 м (рис. 5.16, а). Затем откосник переставляют в верхнее положение и планируют нижнюю часть откоса. Автогрейдер или бульдозер при этом перемещается по основной площадке выемки или по выровненной берме насыпи, а ориентиром служит уже спланированная верхняя часть откоса (рис. 5.16, б).

Откос планируют за не­сколько проходов машины и качество работы проверя­ют шаблоном-откосником. Грунт с откосов насыпей укладывают на бермах, а из выемок убирают скрепе­рами или бульдозерами. Производительность пла­нировки составляет около 4 тыс. м 2 откоса в смену.

Откосы земляного, полот­на с рабочими отметками более 3,5 м планируют уни­версальными экскаваторами-планировщиками и драглай­нами, предварительно уста­новив через 20 м по линии бровки колья и укрепив на них откосники.

Экскаваторами — плани­ровщиками Э-4010, ЭО-3332 или Сатур-051К планируют откосы насыпей и выемок с рабочими отметками до 11 м. Работа ведется с верхней стоянки, ᴛ.ᴇ. когда экскаватор располагается на основной площадке насыпи или на берме выемки, или же с нижней стоянки, если экскаватор нахо­дится на берме насыпи или на основной площадке выемки.

На верхней стоянке экскаватор устанавливают на расстоя­нии 1 м от бровки и параллельно ей, располагая стрелу перпен­дикулярно или под острым углом к линии бровки (рис. 5.17).

Рис. 5.17. Схема планировки откоса экскаватором Э-4010 с верхней стоянки

При величинœе срезки грунта до 20 см следует, применять планиро­вочный отвал, а если толщина срезаемого при планировке слоя больше, крайне важно использовать ковш емкостью 0,25…0,4 м 3 . Скребок или ковш опускают к подошве откоса и, передвигая его на себя, срезают и планируют грунт на откосœе, а обратным дви­жением сдвигают излишки грунта к подошве откоса. Планировка производится циклично: закончив работу на очередной стоянке, экскаватор передвигается по фронту на 2 м и планирует следу­ющий участок, перекрывая предыдущий на 30…50 см.

Рис. 5.18. Схема планировки откоса экскаватором Э-4010 с нижней стоянки

Находясь на нижней стоянке, экскаватор планирует откос за два приема. Вначале, перемещаясь по линии подошвы откоса, он планирует его верхнюю часть (I зону) движением ковша сверху вниз, а затем таким же приемом, но передвигаясь в 3…4 м от по­дошвы откоса (рис. 5.18), заканчивает планировку оставшейся ча­сти откоса (II зону).

При планировке можно использовать удлинœенную стрелу, что увеличивает технологические возможности экскаватора: Техно­логическую схему планировки выбирают с учетом парамет­ров экскаваторов-планировщиков, приведенных в приложе­нии 1.

Производительность экскаваторов-планировщиков при пла­нировке откосов составляет 1100 м 2 /смену в грунтах I—II групп и 800 м 2 /смену в грунтах III группы.

Откосы земляного полотна с рабочими отметками до 14 м мо­жно планировать драглайном типа Э-652, оборудованным двухотвальным планировщиком (рис. 5.19).

Рис. 5.19. Планировка откоса двухотвальным скребком с нижней стоянки экскаватора

Разбивочные работы при использовании двухотвального пла­нировщика те же, что и при универсальных экскаваторах-плани­ровщиках. Планировать откосы можно как с верхней, так и с нижней стоянки экскаватора, который устанавливают на расстоянии 2,5…2,8 м от бровки в первом или от подошвы откоса во втором случае; стрелу располагают перпендикулярно к оси зем­ляного полотна. В процессе планировки с верхней стоянки скре­бок забрасывают к подошве откоса, протягивают вверх к бровке земляного полотна, а затем опускают вниз к подошве откоса и сдвигают излишки грунта. После планировки откоса на участке стоянки экскаватора его перемещают по фронту на 1,5…2 м с расчетом перекрытия спланированной полосы на 1/3 ширины и процесс повторяют.

Планировку откоса с нижней стоянки выполняют, опустив стре­лу экскаватора до положения, параллельного откосу. Скребок опускают к подошве откоса и протягивают вверх к бровке, а за­тем вниз.

Производительность планировки двухотвальным планиров­щиком в грунтах I-II групп составляет 1250 м 2 /смену.

Планировку откосов можно выполнять драглайном, оборудо­ванным обычным ковшом. При этом работа возможна только с верхней стоянки и производительность будет меньше, чем при планировке экскаватором-планировщиком, примерно в 2,5 раза.

В насыпях и выемках, рабочие отметки которых не позволяют спланировать откосы указанными средствами, устраивают полки шириной не менее 5 м, чтобы разместить на них экскаватор с учетом зоны безопасного приближения к бровке полки (не менее 1 м). Для обеспечения стока воды поверхности полок придается уклон 0,02…0,04 в сторону откоса.

Откосы скальных выемок планируют экскаватором в процессе их разработки на каждом уступе. При этом в случае крайне важно­сти крупные камни, которые экскаватор убрать не может, пред­варительно дробят взрывами накладных зарядов.

Для планировки откосов выемок в мягких скальных грунтах можно использовать драглайны, оборудованные обычными ковша­ми или двухотвальным планировщиком.

Читайте также

Рис. 5.16. Планировка откосов автогрейдером, оборудованным откосником Способы планировки откосов земляного полотна назначают в зависимости от высоты насыпей и глубины выемок. Если рабочие отметки земляного полотна не превышают 3,5 м, то планировку наиболее рационально. [читать подробенее]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector