Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пилот едет под откос

В 1976 военный пилот развернул МиГ-25 и улетел из СССР. Новое расследование показало, что пилота подменили

Холодным утром 6 сентября 1976 года летчик-ас поднял в небо секретный МиГ-25П и улетел из СССР. Он сумел обмануть и КГБ, и десантников, и преследовавших его пилотов. Побег Беленко считался классической историей предательства, но новое расследование указывает на то, что пилота могли подменить.

Старший лейтенант Виктор Беленко был одним из немногих пилотов, допущенных к сверхсекретному МиГ-25П. Тем утром Беленко поднялся в небо ведомым, но уже через 10 минут пропал с радаров. Как выяснилось позже, пилот ушел на минимальную высоту и взял курс на Японию.

Угон истребителя стал сильнейшим ударом для всего Советского Союза. Сам факт побега летчика-аса из страны победившего коммунизма давал Западу в руки козырь. Огромное значение имел и самолет.

Япония передала МиГ-25П американцам, секретные технологии СССР были досконально изучены. Что хуже всего, потенциальный противник узнал коды системы опознавания «свой-чужой», эту систему пришлось переделывать для всей армии.

Беленко остался в США. Он преподавал офицерам Пентагона, но в 1987 году неожиданно пропал. Это исчезновение и навело расследователей на мысли о подмене.

Хватало намеков и в личном деле пилота. Беленко покинул родной дом в 17 лет и с тех пор ни разу не общался с родственниками. КГБ не удалось найти ни одной его школьной фотографии. А на взрослых снимках пилота с сомнением узнавали и родственники — как узнать повзрослевшего подростка.

Сокурсники Беленко по авиаучилищу также указали при допросе, что парень имел неплохой уровень дохода. Откуда Беленко получал деньги неизвестно, в те годы курсантам полагалось довольствие в 10 рублей в месяц. Кроме того, летчик имел обыкновение проводить отпуск в отдаленном северном Нарьян-Маре, где не имел ни знакомых, ни родных.

По мнению авторов нового расследования, все это можно соединить в одну картину. Они предполагают, что западные спецслужбы подменили настоящего Беленко еще до поступления в училище. Таким образом, летную школу заканчивал на самом деле иностранный агент, нацеленный на «долгую» шпионскую партию. Которая, как мы уже знаем, увенчалась успехом.

Подробная история кражи секретного истребителя:

Достоверных сведений о Беленко не удалось найти до сих пор. Где он, и что более важно, кто он, не известно и сегодня.

«Держи штурвал, держи!»: 25 лет назад под Междуреченском разбился Airbus A310 с ребенком в кресле пилота

23 марта исполняется 25 лет с даты крушения лайнера Airbus A310 под Междуреченском. Погибли 75 человек. Причина катастрофы — пилот посадил сына за штурвал. Тайга.инфо вспоминает самую необычную катастрофу в истории российской авиации и рассказывает, что изменилось спустя четверть века.

Причины трагедии

Вечером 22 марта 1994 года лайнер Airbus A310 «Аэрофлота (РАЛ)» вылетел по маршруту Москва — Гонконг. Проходя в районе Междуреченска (в 00:58 по местному времени) самолет упал в лесу под поселком Малый Майзас.

Погибло 75 человек: 63 пассажира и 12 членов экипажа. Кроме россиян, на борту были граждане Китая, Гонконга, Индии, Великобритании и США. Известно, что этим рейсом летели герой Соцтруда Дмитрий Мельников и авангардный режиссер Игорь Алейников. Как отмечает Игорь Муромов в книге «100 великих авиакатастроф», пассажиры были «состоятельными людьми».

Причиной авиакатастрофы стал человеческий фактор — командир лайнера посадил за штурвал своего 15-летнего сына, действия подростка привели к отключению автопилота и крушению борта (падение с эшелона).

Последние три часа самолет летел без отклонений от плана, все системы работали исправно. Согласно акту расследования, в ночь катастрофы были «простые метеоусловия».

Что известно о пилотах Airbus A310?

На рейс SU 593 Москва — Гонконг были заявлены командир воздушного судна (КВС) Андрей Данилов, резервный КВС Ярослав Кудринский, второй пилот Игорь Пискарев — все пилоты первого класса. Перед полетом они проходили медосмотр: замечаний к здоровью и профподготовке не было. У каждого из пилотов были семья и дети.

Кудринский вез детей — 15-летнего Эльдара и 13-летнюю Яну — на четырехдневный отдых в Гонконг. Один раз в году «Аэрофлот» предоставлял семьям пилотов право льготного перелета.

Переговоры в кабине экипажа перед крушением

За 30 минут до крушения в кабине находятся командир Кудринский и второй пилот Пискарев. Командир Данилов, отсидевший положенное количество за штурвалом, отдыхает в пассажирском салоне.

С 00:40 по местному времени в кабину заходят дети Кудринского и его друг Макаров, также опытный пилот «Аэрофлота», летевший в качестве пассажира. Фактически за пилотирование самолета отвечает только Кудринский. Он предлагает Яне сесть в кресло пилота.

— Иди садись на мое кресло, хочешь?

Девочка сменяет отца за штурвалом.

— Пап, подними меня [в кресле], — просит она.

— Ну что, Яна, будешь пилотировать? Держись за штурвал, держись.

Примерно через 5 минут самолет выполняет разворот влево, а затем вправо, после чего выходит на программный курс следования. Кудринский показывает дочери управление самолетом, используя автопилот. Позже в акте расследования катастрофы этот маневр расценят как «отвлекающий фактор для экипажа».

Яна освобождает штурвал, ее место занимает Эльдар. Происходящее в кабине снимает на видеокамеру друг семьи Макаров. Кудринский показывает Эльдару тот же маневр, что и для Яны. За три минуты до крушения сын просит «покрутить» штурвал:

— Этот крутить можно?

— Да, — разрешает отец. — Так, смотри за землей, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути.

Эльдар выполняет команду — исправно работающий автопилот реагирует на это. Отключается автоматическое управление элеронами, отвечающими за крен самолета. Далее пилотирование, по сути, ведется вручную, однако факт отключения автопилота никто не замечает.

Через десять секунд самолет постепенно уходит вправо и достигает критического крена. Эльдар замечает «что-то непонятное»:

— А чего он [самолет] поворачивается?

— Сам поворачивается? — уточняет Кудринский.

Пилоты не понимают, что происходит с лайнером. Макаров предполагает, что самолет попал в «зону ожидания» — пространство для ожидания захода на посадку. Пискарев и Кудринский соглашаются с ним. (Возможно, на навигационном дисплее возникли «ложные» траектории полета.)

Самолет сваливается в глубокий крен, пилоты замечают это не сразу. Растет перегрузка.

— Ребята-а-а! — протягивает Макаров.

— Держи! Держи штурвал, держи! — кричит сыну Кудринский, заметив тряску.

Второй пилот пытается вывести самолет из правого крена, но уже поздно — самолет наклонен на 90 градусов, он начинает сваливаться.

— В обратную! Влево крути! Влево! — командуют попеременно Кудринский и Макаров.

Пилот Пискарев дает те же самые команды Эльдару, но мальчик мешает его действиям, держась за штурвал. (Комиссия, проводившая расследование, называет действия экипажа по парированию крена «неадекватными ситуации».)

Самолет уходит с заданной высоты, в кабине появляется сигнал «Предупреждение о сваливании», отключается автопилот.

— Да влево! Земля вот! — кричит Пискарев.

— Эльдар, выходи! Выползай назад.

Судя по всему, экипаж выводит самолет из глубокого крена, но лайнер уходит в пике и набирает скорость. Перегрузка достигает 4,6 единиц — примерно столько же испытывают космонавты при спуске на Землю. Кудринский пытается сесть за штурвал, но в условиях перегрузок Эльдар не может встать с кресла.

Через 30 секунд самолет входит в «штопор», начинается отвесное пикирование. После нескольких попыток Кудринский наконец-то занимает свое место. (Комиссия расследователей полагает, что в момент «штопора» экипаж еще мог вывести самолет на управляемые режимы полета.)

— Полный газ! — кричит Пискарев.

— Дал газ! — отвечает Кудринский.

— Скорость большая очень! Убери газы! Потихонечку!

— Сейчас выйдем! Все нормально! Потихоньку, блин!

В 0:58 самолет сталкивается с землей в окрестностях села Малый Майзас. Лайнер полностью разрушается, начинается пожар.

Расшифровка черных ящиков:

Что нарушили пилоты самолета?

По мнению комиссии, командир Кудринский покинул рабочее место и посадил за штурвал 15-летнего сына Эльдара, не имеющего соответствующих прав и квалификации.

Согласно НПП ГА-85 (наставление по производству полетов в гражданской авиации), «командиру разрешается покидать рабочее место при благоприятных условиях полета». В этом случае управление самолетом ложится на второго пилота. Комиссия расследователей называет действия командира Кудринского «полной беспечностью и следствием низкой дисциплины».

Другое нарушение: Эльдар Кудринский и второй пилот Пискарев действовали против автопилота — в итоге система перестала отвечать за состояние крена самолета. Вероятно, факт расцепления автопилота не был замечен экипажем из-за отсутствия предупреждающей сигнализации в кабине. Не исключено, что второй пилот и КВС Кудринский не успели среагировать на внезапный переход в ручной режим управления.

Экипаж поздно заметил наклон — самолет начал падать. Комиссия по расследованию авиакатастрофы называет действия пилота Пискарева «неадекватными и неэффективными», поскольку он не отключил автопилот в критической ситуации. В руководстве по эксплуатации Airbus A310 указано, что работа против автопилота является «ненормальной процедурой».

Читать еще:  Что нужно для отделки откосов входной двери

Также Пискарев не мог выровнять самолет, потому что сын Кудринского Эльдар находился за вторым штурвалом.

«Ведь детей за штурвал сажали и раньше. По сути, ничего страшного нет, если пацан посидит в пилотском кресле, пока лайнером управляет автопилот. Вопрос в другом: а что делал “напарник” счастливого отца, пока тот занимался с сыном?» — вспоминал спустя семь лет после аварии Владимир Кофман, тогда председатель комиссии по расследованию авиакатастроф МАКа.

Первые версии после крушения. Зачем приезжал новокузнецкий ОМОН?

О крушении лайнера стало известно только через два часа после катастрофы — после того, как экипаж перестал отвечать на запросы наземных служб. Местный житель сообщил о горящих обломках самолета в лесу. Из поселка Малый Майзас выдвинулась группа полицейских на оцепление территории.

Поисковый вертолет сразу обнаружил сильный пожар, но не смог сесть из-за горно-лесной местности и плохой видимости. Спасатели долго не могли подступиться к месту крушения: лишь к полудню 23 марта удалось проложить санную дорогу, когда, по сути, спасать уже было некого. В течение трех суток 238 человек вели аварийные работы, занимались поиском и эвакуацией тел.

Журналист Василий Горбунов, прилетевший вместе со спасателями, вспоминал о сильнейшем запахе керосина и осколках самолета, разбросанных на полкилометра. Два из трех «черных ящиков» были серьезно деформированы.

«Похоже, самолет буквально разбился вдребезги. Почти все, что осталось от людей, сильно вдавлено в снег. Повсюду разбросаны баночки с пивом, сумки, шмотки, доллары», — рассказывал Горбунов в книге Игоря Муромова.

На месте крушения были обнаружены драгоценности, несколько тысяч долларов, золотые украшения. Видимо, многие пассажиры аэробуса летели в Гонконг на отдых. Во время поисковой операции пришлось задействовать войска и новокузнецкий ОМОН, чтобы защитить место от мародеров.

Первое время сотрудники Минтранспорта и МинЧС высказывали версии о теракте, мгновенной разгерметизации салона, произошедшей в результате взрыва или столкновения с посторонним предметом. Замначальника отдела воздушного транспорта Минтранса Юрий Кореневский отмечал, что подготовленность и профессионализм экипажа не вызывала сомнений.

«Случай был беспрецедентный, — вспоминал Владимир Кофман после проведения расследования. — У нас тогда, как говорится, не хватало ни совести, ни смелости заявить о том, что самолет погубил ребенок».

Что изменилось после расследования?

Расследование катастрофы закончилось в марте 1995 года, эксперты выявили ряд недостатков в области гражданской авиации. Выяснилось, что в России не было документа, регулирующего прием иностранных самолетов для эксплуатации. Соответствующий приказ был принят только в 2003 году.

Падение лайнера негативно сказалось на имидже «Аэрофлота». По итогам первого полугодия 1994 года, авиакомпания потеряла около 30% потенциальных пассажиров. К 1996 году «Аэрофлот» выплатил компенсации (минимальный размер — 20 тысяч долларов) 80% родственников жертв. Остальных родственников размер выплат не устроил, они обратились в суд.

Как замечают эксперты-расследователи, у экипажа рейса Москва — Гонконг не было соответствующей подготовки, чтобы вывести самолет из «штопора». В 1999 году «Аэрофлот» и консорциум Airbus Industrie запустили первый в России тренажер для пилотов лайнера A310. На нем можно было смоделировать ситуацию, в которую попал лайнер, разбившийся под Междуреченском.

В 2015 году Росавиация наказала «Саратовские авиалинии» за «грубейшее несоблюдение» правил безопасности: в кабине пилотов летела знакомая гендиректора авиакомпании, не являющаяся членом экипажа. Женщину допустили на борт под формулировкой «служебный пассажир». «Саратовским авиалиниям» ограничили полеты по международным направлениям.

пускать под откос

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

  • пускать по трубам
  • пускать пыль в глаза

Полезное

Смотреть что такое «пускать под откос» в других словарях:

Пускать/ пустить под откос — что. Разг. Вызывать полный провал чего л. НРЛ 79; Мокиенко 2003, 68 … Большой словарь русских поговорок

ОТКОС — Катиться под откос. Разг. Неодобр. Опускаться в нравственном, моральном отношении. Ф 1, 234. Идти/ пойти под откос. 1. Разг. Резко изменяться в худшую сторону (о делах, жизни в целом). СПП 2001, 59; Мокиенко 2003, 68. 2. Попадать в беду. Сергеева … Большой словарь русских поговорок

МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ — Метеорология наука об атмосфере Земли. Климатология раздел метеорологии, изучающий динамику изменения средних характеристик атмосферы за какой либо период сезон, несколько лет, несколько десятков лет или за более длительный срок. Другими… … Энциклопедия Кольера

метеорология и климатология — Метеорология – наука об атмосфере Земли. Климатология – раздел метеорологии, изучающий динамику изменения средних характеристик атмосферы за какой либо период – сезон, несколько лет, несколько десятков лет или за более длительный срок. Другими… … Географическая энциклопедия

Михеенко, Лариса Дорофеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Михеенко. Лариса Дорофеевна Михеенко … Википедия

Список серий телесериала «Футурама» — Содержание 1 Описание сезонов 2 Сезон 1: 1999 3 Сезон 2 … Википедия

Список серий мультсериала «Футурама» — Содержание 1 Описание сезонов 2 Сезон 1: 1999 3 Сезон 2: 1999 2000 … Википедия

Список эпизодов мультсериала «Футурама» — Основная статья: Футурама Список и краткое описание серий мультсериала «Футурама», созданного на студии «20th Century Fox» авторами «Симпсонов». Изначально предполагалось снять 72 серии, разбитых на 4 сезона. Каждой серии был присвоен номер (код… … Википедия

ПУСТИТЬ — пущу, пустишь, сов. (к пускать), кого–что. 1. Перестать удерживать силой, дать кому–чему–н. свободу, выпустить. Пустить из рук. Пустить на волю. Схватил и не хотел пустить. 2. Разрешить, позволить кому–чему–н. что–н. делать, куда–н. итти. «Я… … Толковый словарь Ушакова

пустить — пущу/, пу/стишь; пу/щенный; щен, а, о; св. см. тж. пускать, пускаться, пуск, пусковой 1) кого что Перестать удерживать силой, дать кому , чему л. свободу; отпустить, выпустить. Пуст … Словарь многих выражений

ПУСТИТЬ — ПУСТИТЬ, пущу, пустишь; пущенный; совер. 1. кого (что). Перестав держать, дать кому чему н. свободу, выпустить. П. птицу на волю. Пусти мою руку! 2. кого (что). Разрешить, дать возможность кому чему н. идти или войти куда н. П. стадо в поле. П.… … Толковый словарь Ожегова

Пилот «дал порулить» Airbus A310 сыну-подростку. Погибло 75 человек

23 марта 1994 года в Кемеровской области рухнул Airbus A310 «Аэрофлота». На борту было 75 человек, все они погибли. В первые дни после крушения авиационные эксперты называли стандартный набор версий для катастроф при таких обстоятельствах: мол, лайнер мог упасть только при мгновенной декомпрессии, а она происходит при столкновении или взрыве. Но оказывается, может быть и еще одна причина падения лайнера с эшелона — настолько невероятная, что до этого случая никому и в голову не приходила. Эта катастрофа не входит в топ самых крупных или загадочных. Однако в рейтинге «самых нелепых» она точно займет первое место.

Новый самолет для новой страны

Восьмидесятые годы привели российскую авиацию в новые реалии: те, где важны низкий расход топлива и высокий комфорт. Поэтому флагманская компания «Аэрофлот — Российские авиалинии» (далее по тексту — «Аэрофлот») взяла в лизинг Airbus A310. Эта модель соответствовала современному международному рынку пассажирских перевозок куда лучше советских машин.

A310 стал конкурентом Boeing 767: широкофюзеляжный, рассчитанный на маршруты средней и большой дальности, но не столь крупный, как Boeing 747. По сравнению с использовавшимся на дальних рейсах узкофюзеляжным Ил-62 французский лайнер был на голову экономичнее для эксплуатанта и комфортнее для пассажиров. Наверняка власти принимали решение о приобретении зарубежного самолета от безысходности: Ил-96 в восьмидесятые годы был еще слишком далек от серийного производства, а замена устаревшему Ил-62 нужна была как можно быстрее. Заказ на Airbus A310 оформили еще при советской власти, а перевозчик получил машины уже будучи в Российской Федерации, в 1992 году.

«Ну что, будешь пилотировать?»

«Иномарку» ставили на дальние рейсы. Одним из них был Москва — Гонконг. 22 марта 1994 года 75 человек поднялись на борт A310 с именем «Глинка» — у «Аэрофлота» традиция называть самолеты именами выдающихся личностей, есть и SSJ 100 «Василь Быков». Экипаж состоял из 12 человек: стюарды, а также командир Андрей Данилов, сменный командир Ярослав Кудринский и второй пилот Игорь Пискарев. Все они — опытные летчики, которые начинали карьеру на советских самолетах (Ту-134, Як-40, Ил-76), а потом пересели на Airbus.

Рейс ночной: вылет из Шереметьево около 20:40. Лайнер занял высоту в 10 100 метров и летел в крейсерском режиме на автопилоте. Примерно в половине первого ночи по московскому времени, через четыре часа полета, резервный командир Кудринский позовет в кабину своих детей — 13-летнюю Яну и 15-летнего Эльдара.

Читать еще:  Делаем ремонт что такое откос

Это, конечно, грубейшее нарушение техники безопасности. В кабине не должно быть посторонних на протяжении всего полета, а покидать рабочее место разрешается только в двух случаях — «для удовлетворения собственных потребностей» (как сказано в документации) либо для исполнения служебных обязанностей, то есть что-то проверить в системах самолета. Также в кабине был еще один пилот — Владимир Макаров, который летел в качестве пассажира.

Ярослав Кудринский предложил своим детям занять свое место слева. Первой в кресло командира села Яна. Как следует из расшифровки бортового самописца, она попросила отрегулировать кресло в верхнее положение, потому как такие кресла, собственно, не рассчитаны на подростков. Этим дело не ограничилось: отец предложил 13-летней дочери поуправлять лайнером с 75 людьми на борту. Непонятно, на что рассчитывал командир: попади запись разговора с фразой «Ну что, Яна, будешь пилотировать?» контролирующему органу — наверняка увольнение было бы самым мягким наказанием.

На первый взгляд странной может показаться реакция Пискарева, второго пилота. Вернее, реакции вообще не последовало: он никак не отреагировал на появление детей в кабине и стремление отца посадить ребят за штурвал. Наверняка дело в иерархии: мол, Кудринский — командир, он знает, что делает, и все держит под контролем. А идти против руководства, особенно когда речь о детях начальника, мало кто осмелится — по крайней мере, в те годы.

Судя по записям переговоров, девочка чувствовала себя некомфортно. Отец будто подталкивал ее к действиям: «Держись за штурвал, держись». Яна, впрочем, просто держит руки на штурвале: изменениями курса на 15 градусов влево-вправо управляет командир, задавая команды автопилоту. Соответственно, все это время автопилот тоже работал. Отклонения штурвала не превышали допустимых значений, при которых электроника отключается. Далее она освободила кресло для Эльдара, сына Ярослава Кудринского. Находившийся в кабине Владимир Макаров (пилот, летевший этим рейсом как пассажир) начал снимать Эльдара на камеру.

Отключение автопилота никто не заметил

В отличие от Яны, Эльдар явно чувствовал себя увереннее и проявлял интерес к пилотированию. Он спросил отца: «Этот крутить можно? Штурвал». Ярослав разрешил сделать примерно такой же маневр, как минутами ранее сделала его дочь. Но было важное отличие: Эльдар сам начал поворачивать штурвал. Самолет все так же летел на автопилоте, электроника реагировала на крены, удерживая лайнер в безопасных параметрах с помощью элеронов. Элероны — подвижные элементы, расположены на задней кромке крыла и отклоняются вверх-вниз.

Однако по достижении усилия на штурвале примерно в 11 килограммов автоматически отключился важный узел. Электроника перестала регулировать угол отклонения элеронов для компенсации крена, потому как воздействие на штурвал было слишком сильным. Теперь за крены отвечал летчик — вернее, Эльдар. В руководстве по эксплуатации Airbus A310 сказано, что «пересиливать» органы управления при активном автопилоте не следует: для этого сперва нужно перевести самолет в ручной режим. Само же частичное отключение автопилота на A310 сделано довольно незаметным: просто гаснет лампочка, без звуковой сигнализации.

Этого никто не заметил: 15-летний Эльдар попросту не знал особенностей управления A310 и причинно-следственных связей, а второй пилот, Пискарев, вероятно, не почувствовал изменения усилий на штурвале (они ослабли), потому как просто придерживал его. С момента частичного отключения автопилота начинается длинная цепочка событий, которая приведет к катастрофе.

В отчете комиссии сказано, что визуально штурвалы находились в близком к нейтральному положению. Таким образом, казалось, что они стоят прямо — но в реальности были чуть наклонены вправо. Самолет начал медленно крениться на правый бок. Что удивительно, первым неладное заподозрил Эльдар, а не три профессиональных летчика. Он спросил отца, который отвлекся на разговор с дочерью, почему самолет «поворачивается».

Еще удивительнее, что три пилота не сразу нашлись с ответом. Они упустили развитие ситуации, и хуже всего — до сих пор не знали, что автопилот уже не контролирует угол крена. Пискарев и Макаров предположили, что самолет вошел в зону ожидания и просто летает по кругу — на навигационном дисплее как раз появилась дуга. Однако самолет находился на высоте около 10 километров вдали от пункта назначения, и неясно, почему экипаж так быстро поверил в версию о выходе в зону ожидания. С другой стороны, разработчики системы автопилота допускали, что может возникнуть ложная траектория.

Упал как лист

Постепенно крен вправо превысил допустимое значение и достиг 45 градусов. Наконец, экипаж в кабине заметил перегрузку и начал срочно исправлять ситуацию. В такой ситуации непосредственно управлять самолетом мог только второй пилот Пискарев. Однако его кресло было отодвинуто назад до упора, и из-за роста в 160 сантиметров летчик не мог дотянуться до всех органов управления. А подвинуть кресло нельзя было из-за перегрузок. Командир Кудринский тоже не мог попасть в свое кресло.

В такой ситуации три летчика — Пискарев, Кудринский и Макаров — принялись наперебой давать команды Эльдару, который находился в сильном стрессе и не понимал, чего именно от него хотят. Более того, летчики использовали привычную для них лексику, не задумываясь, что обыватель может понимать ее иначе. Показательна команда Ярослава «Держи штурвал!»: подросток подумал, что нужно удерживать штурвал в текущем положении, хотя летчики под этой фразой подразумевают выравнивание самолета. Также в управление вмешивался и Пискарев, который пытался пересилить действия Эльдара.

Из-за угла крена более 80 градусов элероны потеряли эффективность и уже не могли вернуть самолет в эксплуатационный режим полета. A310 из-за нехватки подъемной силы (по сути, он летел боком) начал терять высоту. Автопилот, который по-прежнему отвечал за удержание высоты, вмешался и увеличил тангаж. Это лишь усугубило ситуацию, и лайнер начал сваливаться. Второй пилот больше всего беспокоился о слишком высокой скорости. В результате тягу двигателей снизили, а штурвал вытянули до упора на себя. Самолет сделал «свечку», встав практически вертикально.

Затем он развернулся носом вниз, быстро теряя высоту и вращаясь относительно своей продольной оси. Кудринский наконец смог занять свое место. Но его кресло тоже было в отодвинутом до упора положении. Самолет быстро терял скорость. Пилотам удалось выровнять положение A310, но горизонтальной скорости у лайнера почти не было: он, вращаясь как лист, снижался.

В последние секунды самолет удалось наклонить носом вниз для набора скорости, чтобы затем выровнять его — примерно так и выходят из сваливания. Однако должен быть приличный запас высоты, а здесь лайнер находился в сотнях метров от земли. Самолет рухнул почти плашмя в Кемеровской области возле города Междуреченск, загоревшись после удара. Из 75 человек на борту не выжил никто.

Вскоре стало ясно, что версии о теракте и столкновении в воздухе несостоятельны: двигатели работали вплоть до столкновения с землей, разброс обломков слишком маленький для разрушения самолета в полете. Первый намек на человеческий фактор возник, когда в разрушенной кабине обнаружили останки подростка. Это уже как минимум указывало на присутствие там постороннего лица. Но акт по результатам расследования представили спустя год после крушения: 22 марта 1995 года. Так подтвердилась версия, о которой поговаривали еще задолго до публикации финального отчета: за штурвалом нового и полностью исправного Airbus A310 находился 15-летний подросток, который по очевидным причинам не мог безопасно управлять лайнером.

В заключении акта о расследовании указано, что к катастрофе привели восемь факторов. Первый из них — разрешение командира Кудринского занять свое рабочее место сыну. Также критике подверглись действия второго пилота Пискарева, которые названы «неадекватными» и «неэффективными».

Зарубежные СМИ обрушились с критикой на «Аэрофлот», и это один из случаев, когда медиа едва ли можно упрекнуть в ангажированности. Как бы ни оправдывалась авиакомпания, катастрофа по причине того, что пилот посадил в свое кресло ребенка — нонсенс, в такое просто не верилось. Ущерб репутации «Аэрофлоту», которая начинала завоевывать место на международном рынке перевозок, был колоссальным. Парадоксально, но тогдашний гендиректор компании Владимир Тихонов назвал ситуацию вокруг катастрофы «обостренной неадекватной реакцией в российской и зарубежной прессе», что привело к потере около 30% возможных пассажиров. Стиль речи и формулировки в нынешние времена были бы явно совсем другими. Однако «Аэрофлот — Российские авиалинии» пережила эту и ряд других катастроф, сумев поработать над имиджем и закрепить свои позиции. С нынешними нормами безопасности подобная катастрофа едва ли могла случиться.

«Желудок прилип к мозгам»: 6 историй калининградцев, которые боятся самолётов

Если от вида самолёта у вас трясутся коленки, а в салоне вы ощущаете только приближение катастрофы, то у вас, возможно, аэрофобия. «Клопс» поговорил с калининградцами и с психологом о том, как справляться со своими страхами.

1. «Дорога плохая, всё никак не отремонтируют»

30-летняя Алина должна была вылететь в Москву на сессию. Девушка часто летает, привыкла, но страх преследует её ещё с юности: «Ещё в аэропорту когда мой самолёт садился, параллельно здание накрыл жуткий ливень с градом. Мама, провожавшая меня, с ужасом говорит: Как ты полетишь?»

Читать еще:  Идут под откос люди поезда

Алина сама перепугалась до чёртиков, но вида не подавала. Она считала так: раз полетим выше облаков, значит, град не помешает.

«И вот мы взлетаем в дождь и ветер, на взлёте было жутковато, но терпимо. Собрав все молитвы в голове, я представляла, что скоро буду в Москве, потерпеть всего 2 часа».

И как только загорается табло «отстегните ремни», девушка решает посетить туалет. Она доходит до середины самолёта, как пилот объявляет: «Дамы и господа, пристегните ваши ремни, мы влетаем в зону турбулентности. И нас трясло до самой посадки».

Не помереть от разрыва сердца и погасить все панические атаки девушке помог сосед. Рядом сидел мужчина с семилетней дочкой, он смешил девочку, чтобы ребёнку не было страшно.

Моя самая любимая шутка: «Эх, водитель нам попался, все ямы собрал, да и дорога плохая, всё никак не отремонтируют».

Так что Алина решила: лететь не страшно, если компания хорошая: «А ещё от страха помогает усталость. Никогда не думала, что усну в самолёте, потому что мне всегда страшно. Пока не случилось так, что перед полётом я не спала больше 30 часов из-за работы, вот тут меня и вырубило».

2. Синайский фантом

Калининградец Евгений Л. никогда не летал на самолётах. В «большую» Россию и Европу 32-летний парень добирается альтернативными способами: на поездах, автобусах или автомобилях попутчиков — их до локдауна 2020-го он искал в соцсетях или через специальные сервисы вроде BlaBlaCar, «Подвезу» или «Метнись кабанчиком».

«Неба боюсь с детства. Причина, как выяснил это с консультирующим психологом, в высокой впечатлительности. Что называется, наслушался страшилок про авиакатастрофы — у жертв слишком мало шансов что-то изменить и выжить».

Летом 2015-го семья калининградца рассуждала об отдыхе в Египте, пакетный тур на новогодние праздники искали заранее. В октябре на египетском Синае В Египте разбился российский пассажирский лайнер (дополняется)

На борту было 217 пассажиров

На том борту находились близкие моей крёстной, их не стало. Людей, их вещи находили частями. Мне трудно представить, с каким ужасом они столкнулись тогда. Это событие ещё раз стало подтверждением моих мыслей».

По словам Евгения, если вычеркнуть из своей жизни самолёты, можно неплохо сэкономить. Поездки с попутчиками, например, обходятся порядком дешевле — всё зависит от оговорённых условий, длины маршрута и цен на бензин. Когда речь идёт о билетах на поезд, «цена может уменьшиться в разы».

«Я понимаю, что вряд ли доберусь до США, Бразилии или Гонконга. Нужно плыть или ехать неделями. Но даже сто один удачный перелёт я проведу с мыслью: сегодня будем падать».

3. «Желудок прилип к мозгам»

Катя не летала до 24 лет — поводов не было. Да и девушка всегда выбирала ехать поездом или автобусом.

«Но вот в моей жизни случилось событие — концерт музыкальной группы Muse в Петербурге, на который мне подарили билеты. Заранее купили и билет на самолёт — по акции, дёшево».

Лететь Катя собралась с парнем. Но в день путешествия было не до романтики: «Я очень боялась лететь, накануне кошмары снились, дыхание сбивалось. У меня прямо комбо: мало того, что я не летала никогда, так ещё у меня клаустрофобия». Катя избегала даже лифтов, лучше уж пешочком подняться, хоть на 15-ый этаж.

В салоне самолёта девушку трясло, но она очень старалась держать лицо: не хотела показывать свою слабость и свой страх перед молодым человеком.

«Поэтому я яростно делала вид, что мне весело, и всё хорошо. Но вот на обратном пути из Питера самолёт вдруг резко тряхануло, мой желудок прилип к мозгам за секунду, в глазах потемнело».

Единственный способ справиться для девушки — смотреть в иллюминатор: «А там, за хвостом самолёта, чёрное небо, и рядом сверкают молнии над Куршской косой».

4. «Напрудила под юбкой»

Первый перелёт 24-летней Полины (имя изменено) случился два года назад, когда девушка торопилась на день открытых дверей в столичный вуз. До этого дня калининградка не знала, что страдает от аэрофобии.

«Значит, села на своё место. Повезло — у иллюминатора! Рядом мужчина и ещё один пухлый старик. Только самолёт начал разгоняться на взлётно-посадочной полосе, я уже потом обливаюсь, трясутся колени, дышу чаще».

С зажмуренными глазами Полина просидела около десяти минут. Неравнодушные соседи пытались успокоить попутчицу, девушка «как будто находилась в вакууме». Бортпроводница дважды носила паникующей студентке воду — внезапно припёрла нужда.

Дойти до уборной девушка не успела: «Я почувствовала, что напрудила под юбкой. Пока ждала у двери, спиной впечаталась в стенку, сложила руки и скрестила ноги. Рассуждала, как теперь всё это выстирать».

Конфуз отвлёк Полину от стресса. Половину от двухчасового перелёта она гадала: не заподозрили ли в чём-нибудь её сердобольные мужчины по соседству? Лайфхак для борьбы с аэрофобией повторять не советует.

5. «Кричал, пока летел»

У 23-летней Натальи всю жизнь летать боялся отец Максим. Иногда приходилось, но делал он это только с водочкой: бахнул перед вылетом стопочку и потом засыпал в салоне. Мужчина работал в крупной компании, которая как раз предполагала перелёты на встречи и конференции.

«Его начальникам приходилось несладко: они покупали ему билеты на поезда и ждали папу несколько дней».

Иногда из-за долгих перемещений компания теряла заказчиков. Когда мужчине стукнуло 55, он решил бороться со своим страхом: «Он был довольно волевой, поэтому решил начать… прыгать с парашютом. Как он потом рассказывал, первый свой прыжок не помнит совсем».

После этого боязнь перелётов снизилась, мужчина стал летать в командировки. Но дискомфорт оставался, поэтому он решил прыгнуть с парашютом снова. Второй прыжок он хорошо запомнил.

«Папа рассказывал, что подрался с инструктором, который пытался его вытолкнуть вниз, прямо в самолёте. Кричал, пока летел. И, кажется, немного поседел».

После этого Максим к самолётам не приближался больше никогда, а с работы уволился.

6. Антистресс-сумка

В ручной клади 46-летней Надежды не сыскать дамского бардака — страдающая аэрофобией женщина с собой берёт только самое нужное. Что внутри? Журнал с судоку, слаймы внуков и тотемный кот из плюша.

«Идею мне подсказала знакомая лет десять назад. Как мне кажется, от балды подсказала — хорошо, что сработало. Когда у меня начинают трястись колени и спирает воздух в лёгких, я достаю котика, закрываю глаза и массирую ему нос».

Слаймами и лизунами жительницу Гвардейска спонсируют внуки, а вот журналами с головоломками, бывает, приходится делиться ей. «Один раз со мной рядом летел мальчишка-школьник и его мама. Она прикорнула, а мальчик боялся, молчал. Я попросила помочь разгадать со мной пару слов. Почти добили кроссворд, отдала при условии, что всё доделает», — смеётся Надежда.

Мнение эксперта

Аэрофобия — фобическое тревожное расстройство. Как объясняет психолог Алексей Хидоятов, летать боится каждый третий.

«Бывает временная тревога, а бывает именно расстройство. Конкретно аэрофобия связана с классическим страхом смерти. Человек в воздухе ничего не контролирует. Когда начинается турбулентность, мы все пугаемся: и те, у кого есть аэрофобия, и те, у кого нет. Это нормальное переживание, потому что происходит что-то неизвестное».

Во время авиаперелётов эксперт советует разделять простую тревогу и паническую атаку. Тревога проходит за 15 минут, организм сам с ней борется: «А паническая атака — это состояние, когда весь мир рушится, когда человек не может ничего контролировать, земля уходит из-под ног. А в самолёте, кстати, это происходит буквально».

Способ борьбы с паническими атаками в самолёте: дышать в пакет, пить холодную воду, можно принять успокоительное. При панических атаках нельзя пить алкоголь, он может их усилить.

«Я бы рекомендовал всем, у кого есть проблема с тревогой, классический приём. Задавайте себе вопросы: «где я», «кто я», «что со мной».

Эксперты утверждают, что самолёт не может развалиться в воздухе, выполняя полёт в штатном режиме. Специалисты считают, что Инженеры рассказали, почему не стоит бояться, что самолёт развалится в полёте

Примерно треть народонаселения планеты страдает аэрофобией

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector