Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение угла откоса уступа карьера

Предприятие по разработке песчаного карьера и добыче песка

Песок – один из самых востребованных строительных материалов. Так как люди его используют в хозяйственной и строительной деятельности. Но, несмотря на то, что песок буквально лежит у нас под ногами, добыча этого полезного ископаемого в промышленных объемах – дело непростое, которое требует знаний технологии и огромных финансовых вложений. Поэтому далее мы рассмотрим, как организовать предприятие по добыче и производству песка?

Как оформить добычу песка?

Чтобы деятельность по добыче песка была легальной, необходимо оформить карьер и зарегистрировать предприятие.

Зарегистрировать предприятие лучше как ООО на упрощенной системе налогообложения. Далее нужно получить право на пользование карьером и оформить лицензию.

Такая лицензия действительна в течение 5 лет, но потом ее можно продлить.

В процессе легализации бизнеса могут понадобиться следующие коды ОКВЭД и нормативные документы:

  • 14.21 – «Разработка песчаных и гравийных карьеров»;
  • 14.22 – «Добыча каолина и глины».
  • ГОСТ 8736-93 – «Песок строительный. ТУ»;
  • ГОСТ 4417-75 – «Песок кварцевый для сварочных работ».

Технология добычи песка

Выбор технологии добычи песка зависит от происхождения строительного материала – карьерный, морской или речной. Добыча песка может выполняться следующими методами:

Добыча песка открытым способом

Добыча песка открытым способом является более распространенной. При этой технологии применяются скреперы, самосвалы, экскаваторы, подвесные канатные дороги и иное оборудование. Месторождения нерудных полезных ископаемых обычно скрыты под слоями почвы и глинистыми породами. Их называют вскрышами.

Перед тем как начать добычу песка, скреперы и бульдозеры осуществляют вскрышные работы. Это позволяет предотвратить попадание различных примесей в песок. Соотношение объема слоя породы к общему объему полезных ископаемых называют коэффициентом вскрыши. Следующая операция – прокладывание траншей для рабочих уступов и транспортных путей. Высота уступа определяется техническими характеристиками экскаватора.

Обычно для добычи песка используют одноковшовый или многоковшовый экскаватор. Объем ковша этой спецтехники варьируется от 0,25 до 15 м 3 .

Песок, который добывается этим методом, обычно желто-оранжевого цвета и не самый лучший по своим свойствам. Поэтому в дальнейшем производят его очистку, после которой материал можно использовать в приготовлении штукатурных и кладочных растворов, в производстве кирпича.

Технология добычи песка закрытым (гидромеханизированным) способом

Добыча песка со дна водоемов осуществляется гидромеханизированным способом. Для освоения подводных месторождений используют земснаряды или плавучие установки. Они выглядят как понтон, который фиксируется и перемещается с помощью якорей, тросов и свайных устройств. На этом оборудовании располагается землесос – мощнейший насос. На дно водоема опускается механический рыхлитель и землесос. Эти устройства работают совместно, и разрыхленный песок всасывается в трубу и далее в виде гидросмеси перемещается по плавучему пульпопроводу, который состоит из звеньев труб и поплавков.

В завершение пульпа (смесь песка и воды) помещается в гидроотвалы, откуда вода стекает обратно в водоем. Одновременно с этой операцией выполняется отмывка полезного ископаемого от глинистых и пылевидных примесей.

Бизнес-план по разработке карьера и добыче песка

Цель проекта – добыча разнозернистого кварцевого песка с месторождения (карьера) и его реализация на территории Российской Федерации.

Планируется, что разработка месторождений на предприятии будет осуществляться открытым способом. Благоприятные горно-геологические условия позволяют осуществлять вскрышные работы одновременно с добычей полезных ископаемых. Средняя высота уступов для месторождения кварцевого песка составляет 5 метров – 1 уступ, а предельный угол откоса – 35-40°.

На месторождениях кварцевого песка вода может быть подсечена на глубине около 8 метров. Дебит воды не существенный, при котором все работы можно осуществлять без откачки. Капитальные затраты на добычу песка

Затраты на покупку оборудования

1. Экскаватор «Hyundai R220LC-9S» (производство-Корея).

Технические характеристики:

  • мощность — 194 кВт/263 л.с.;
  • объем ковша – 1,43 м 3 ;
  • глубина копания – 6 440 мм.

Цена экскаватора составляет 5 744 681 рублей.

2. Погрузчик «SEM 639 B», 1,7 м 3 .

  • Объем ковша – 3,0 м 3 ;
  • Мощность двигателя — 162/220 кВт/л.с;

Цена погрузчика – 1 468 085 рублей.

3. Автомашина самосвал КрАЗ – 6510.

Технические характеристики:

  • Грузоподъемность – 18 000 кг;
  • Объем платформы – 12 м 3 .

Цена автомашины – 2 648 936 рублей.

4. Утепленный вагончик. Цена – 478 723 рублей.

5. Рации. Цена – 24 468 рублей.

6. Пожарный щит. Цена – 8 511 рублей.

7. Баки 200 литров под топливо. Цена – 28723 рублей;

8. Бак под масло 200 литров. Цена – 9 574 рублей;

9. Обогреватель на солярке. Цена – 4 255 рублей;

10. Газовая плита. Цена – 7 447 рублей;

11. Газовый баллон. Цена – 3 191 рублей;

12. Питьевые баки. Цена – 5 106 рублей;

13. Дизельный генератор для вагончика. Цена – 350 000 рублей;

14. Столы. Цена – 4 255 рублей;

15. Стулья. Цена – 2 128 рублей;

16. Холодильник. Цена – 5 318 рублей.

Итого капитальные затраты: – 10 799 401 рублей.

Затраты на аренду техники из Европы для перевозки грузов (в год):

  • Тягач «Volvo» (7 шт.). Цена – 24 592 340 рублей;
  • Самосвальный полуприцеп «Schwarzmuller» (7 шт.).

Технические характеристики:

  • Полезный груз – 33 тонны;
  • Собственный вес – 9,2 т.

Цена – 10 876 882 рублей;

Установка гидроузлов (7 шт.) – 1 000 851 рублей;

Таможенные операции – 2 861 150 рублей;

Затраты на доставку – 1 340 425 рублей.

Итого: 40 671 648 рублей.

Затраты на оплату заработной платы для производственного персонала на месторождении полезного ископаемого

Прораб (1 чел.) – заработная плата в месяц – 31 915 рублей; в год — 382 980 рублей.

Экскаваторщик (2 чел.) – заработная плата в месяц – 80 064 рублей; в год – 960 768 рублей;

Водитель погрузчика (1 чел.) – заработная плата в месяц – 30 532 рублей; в год – 366 384 рублей.

Водитель КрАЗа (1 чел.) – заработная плата в месяц – 42 553 рублей; в год – 510 636 рублей.

Учетчик (1 чел.) – заработная плата в месяц – 20 766 рублей; в год – 249 192 рублей.

Сторож (2 чел.) – заработная плата в месяц – 34 021 рублей; в год – 408 252 рублей.

Повар (1 чел.) – заработная плата в месяц – 20 766 рублей; в год – 249 192 рублей.

Итого фонд заработной платы за год составит – 3 127 404 рублей

Затраты на обустройство карьера

Огнетушитель (3 шт.) – 4 468 рублей;

Заправка газового баллона – 5 957 рублей;

Каски строительные (3 шт.) – 2 553 рублей;

Голицы (10 пар) – 1064 рублей;

Дождевики (3 шт.) – 2 872 рублей;

Лопаты строительные (5 шт.) – 1 277 рублей;

Фонарь на вагончик (1 шт.) – 2 128 рублей;

Спецодежда и обувь для 5 человек – 53 191 рублей;

Топор (2 шт.) – 1 702 рублей;

Молотки (3 шт.) – 702 рублей;

Кувалда (3 шт.) – 3 191 рублей;

Щипцы (3 шт.) – 638 рублей;

Отвертки (3 набора) – 2 128 рублей.

Ключи гаечные (3 набора) – 15 957 рублей;

Плоскогубцы (5 шт.) – 532 рублей;

Переноски (3 шт.) – 511 рублей;

Собака (2 шт.) – 6 383 рублей.

Итого: 105 254 рублей.

Расчет стоимости питания рабочих на карьере

Стоимость 1 обеда – 117 рублей;

Количество рабочих – 9 работников;

Стоимость обеда в месяц – 22 117 рублей;

Стоимость обеда в год – 265 404 рублей.

Читать еще:  Откосы пвх с наличником 500 мм

Прочие затраты

Затраты на кормление 2 собак за год составят 61 277 рублей.

Затраты на аренду (в год): дом в селе вблизи карьера – 76 595 рублей;

Ассенизаторская машина – 12 766 рублей;

Итого: 89 361 рублей.

Затраты на рекламу

  • Аренда билбордов (3 шт.) – 38 298 рублей;
  • Реклама в газете – 5 106 рублей;
  • Реклама на радио – 10 638 рублей;

Итого затраты в месяц – 54 042 рублей;

Итого в год – 108 084 рублей.

Косвенные расходы

  • Расход дизельного топлива на содержание парка спецтехники – 17 литров в год. Средняя стоимость дизельного топлива составляет 30 руб./литр;
  • Расход смазочных материалов на эксплуатацию вспомогательного оборудования – 3 тыс. литров в год. Цена смазочных материалов – 22 руб./литр;
  • Коэффициент использования техники – 0.2;

Итого расходы на ГСМ составят: (17 000 * 30 + 3000 * 22) * 0,2 = 115 200 рублей.

Затраты на отчисление налога на добычу песка

На период с 1.01 по 31.12.2013 года ставка на добычу песка составляет 5,5 %.

Итого затраты на оплату налога составят: 0, 055 * 77 750 000 = 4 276 250 рублей.

Итого расходы на добычу песка составляют: 48 819 882 рублей.

Выручка

Ежегодные объемы добычи кварцевого песка:

  • Песок мелкозернистый – 60 000 м 3 ;
  • Песок среднезернистый – 70 000 м 3 ;
  • Песок крупнозернистый (отсев) – 80 000 м 3 ;
  • Песок повышенной крупности – 45 000 м 3 .

Выручка за год составит:

  • От реализации песка мелкозернистого (Цена – 150 руб./м 3 ): 60 000 * 150 = 9 000 000 рублей.
  • От реализации среднезернистого песка (Цена – 300 руб./м 3 ): 70 000 * 300 = 21 000 000 рублей;
  • От реализации крупнозернистого песка (Цена – 400 руб./м 3 ): 80 000 * 400 = 32 000 000 рублей;
  • От реализации песка повышенной крупности (Цена – 350 руб./м 3 ): 45 000 * 350 = 15 750 000 рублей.

Итого выручка за год: 77 750 000 рублей.

Годовая выручка без НДС 63 755 000 рублей.

Расчет финансово-экономических показателей:

Чистая прибыль – 14 935 118 рублей.

Срок окупаемости – 0,7 года.

Рентабельность производства – 30,6 %

Технико-экономические показатели подтверждают, что разработка карьера по добыче песка – выгодный бизнес, но он требует больших инвестиций и затрат времени.

Полезное по теме:

Определение угла откоса уступа карьера

4.3. Виды открытых разработок

4.3.1. Общие понятия. В зависимости от вида месторождения полезного ископаемого его разработка производится определённым способом. Но имеются общие понятия и выражения, применяющиеся при открытых разработках.

Разработка обычно производится горизонтальными слоями, которые называются горизонтами (см. рис. 4.2). Прежде чем начать разработку, необходимо вскрыть пласт, т.е. выбрать породу из пространства А. Чтобы обеспечить фронт работы по выемке полезного ископаемо¬го, необходимо еще убрать породу из пространства Б. Чтобы добыть все полезное ископаемое имеющегося месторожде-ния, необходимо выбрать породу и из пространства В. Линия, ограничивающая карьер по поверхности земли (при предположении полной выборки полезного ископаемого) (рис. 4.2, точки а), называется верхним контуром карьера. Линия, ограничивающая карьер по дну (рис. 4.2, точки б), на-зывается нижним контуром карьера.

Рис. 4.2. Схема открытой разработки полезного ископаемого

Линия, соединяющая точки верхнего и нижнего контура, находя-щиеся в одной вертикальной плоскости (линия аб, рис. 4.2), называется откосом борта карьера. Угол между откосом борта и горизонталью, называется углом откоса. Глубина нахождения самой нижней поверхности, на которой будет производиться выемка полезного ископаемого, называется глубиной карьера. Глубина поверхности, на которой производится выемка полезного ископаемого в настоящий момент, называется глубиной разработки. Контур карьера, по которому будет нарушена земная кора после полной выборки полезного ископаемого, называется конечным контуром карьера. Карьер может иметь рабочий и нерабочий борта. Бок, по которому производятся выемочные работы, называется рабочим бортом; бок, по которому выемочные работы прекращены, называется нерабочим бортом.

4.3.2. Виды открытых разработок. В зависимости от положения залежи полезного ископаемого относительно поверхности земли применяют открытые разработки поверхностного вида и глубинного. Открытые разработки поверхностного вида (рис. 4.3.) приме¬няются при горизонтальном и пологом падении пластов и с толщиной покрывающих пород не больше 30 м. При применении открытой разработки поверхностного вида вывозятся во внешний отвал только вскрышные породы (пространство А, рис. 4.2.), а остальные породы могут закладываться в выработанное пространство, образуя внутренний отвал. Открытые разработки глубинного вида применяются при выемке средних и мощных пластов полезного ископаемого, а также столбообразных месторождений.

Рис. 4.3. Схема открытой разработки поверхностного вида: 1 – рабочий борт; 2 – уступы; 3 – выработанное пространство; 4 – внутренний отвал; 5 – нерабочий борт; 6 – полезное ископаемое; 7 – порода, подлежащая выемке

В зависимости от угла наклона пласта различают глубинные разработки наклонных пластов и глубинные разработки крутопадающих пластов.

Открытые глубинные разработки наклонных пластов (рис. 4.4.) отличаются от разработок поверхностного вида тем, что здесь всю породу необходимо вывозить во внешний отвал.

Рис. 4.4. Схема открытой глубинной разработки наклонных пластов: 1 – полезное ископаемое; 2 – выработанное пространство; 3 – рабочие борта; 4 – порода, подлежащая выемке; 5 – внешний отвал; 6 – конечный контур карьера; 7 – висячий борт; 8 – лежачий борт; 9 – лежачая поверхность пласта; 10 – висячая поверхность пласта; НР – глубина разработка; НК – глубина карьера; – угол наклона лежащего борта:, – угол наклона висячего борта

Перед рассмотрением следующей схемы разработки необходимо определить такие понятия:

лежачая поверхность пласта – это та поверхность, на которой ле-жит пласт, т.е. нижняя поверхность;

висячая поверхность пласта – это верхняя поверхность;

лежачий бок карьера – это бок, находящийся со стороны лежачей по¬верхности пласта;

висячий бок карьера – это бок, находящийся со стороны висячей поверхности.

Открытые глубинные разработки крутопадающих пластов полезного ископаемого и столбообразных месторождений характеризуются относительно большим количеством вывозимой породы. Схема разработки крутопадающих пластов приведена на рис.4.5. Особенностью этой разработки является то, что при добыче ис-копаемого удаляется порода не только со стороны висячей поверхности пласта, но и со стороны лежачей, с целью обеспечения безопасных углов наклона нетронутых пород бортов карьера.

Рис. 4.5. Схема разработки крутопадающих пластов: 1 – полезное ископаемое; 2 – выработанное пространство; 3 – рабочие борта; 4 – по¬рода, подлежащая выемке; 5 – внешний отвал; 6 – конечный контур карьера; 7 – внутренний отвал; γ– угол залегания пласта

Безопасный угол наклона – это угол, при котором порода (или полезное ископаемое) не может самостоятельно осыпаться или спол¬зать. Безопасные углы наклона зависят от вида пород. Породы бывают: крепкие скальные, полускальные, рыхлые, мягкие и разнородные.

4.3.3. Коэффициент вскрыши. В зависимости от глубины карьера вынимается различное количество породы: чем глубже карьер, тем больше необходимо убрать породы в пересчёте на 1 тонну добываемого полезного ископаемого. Отношение объёма вскрышных пород к объёму получаемого полезного ископаемого называется коэффициентом вскрыши. Обозначается буквой К. Отношение общего объёма подлежащей выемке породы ко всему объёму полезного ископаемого разрабатываемого месторождения на-зывается средним коэффициентом вскрыши. Обозначается – КСР. Отношение объёма вывозимой породы к объёму получаемого по-лезного ископаемого в текущий момент называется текущим коэффи-циентом вскрыши. Обозначается – КТ. Есть ещё предельно допустимый коэффициент вскрыши – КПР, определяющийся по условию экономичности.

Глава 2. Методы оценки ветровой эрозии и пыления

С.В. Комонов, Е.Н. Комонова
Ветровая эрозия и пылеподавление
Курс лекций. – Красноярск: Изд-во СФУ, 2008. – 192 с.

Читать еще:  Установка автокрана вблизи откосов

Глава 2. Методы оценки ветровой эрозии и пыления

2.11. Методика оценки пыления при разработке и эксплуатации карьера

2.11.1. Технология разработки карьеров

Карьеры разрабатываются открытым способом с извлечением полезных ископаемых и руды, которая вывозиться на переработку или частично складируется в места временного накопления на промежуточных складах.

В настоящее время горные работы производятся экскаваторами, такими как ЭКГ – 5А, ЭКГ – 10, САТ – 5310В. Высота отрабатываемых уступов, как правило, составляет 5 – 10 м. Транспортировка горной массы осуществляется наиболее характерными типами карьерных автосамосвалов: САТ – 777D, БелАЗ – 7540, 7548.

Основные решения по организации строительства опираются на результаты проектирования и исходные данные карьера. Площадка строительства должна быть обеспечена: подъездными дорогами; площадкой для производства отвальных работ; системой отвода поверхностных вод; электроэнергией; геодезической основой для строительства.

Освоение площадки строительства, после расчистки территории от леса, кустарника и редколесья, начинается со срезки почвенно-растительного слоя (ПРС) с размещением его в резерв для последующего использования при рекультивации.

Трассы подъездных автодорог определяются исходя из минимальных объемов работ. В непосредственной близости от участка размещаются открытые складские площадки карьера, которые используются в качестве временной площадки складирования технологического оборудования. Чаще всего используется открытая площадка материально-технического склада, оборудованная козловым краном.

Подготовительные работы, выполняемые в период строительства карьера, заключаются в следующем:

· валка леса, расчистка площадей от пней, кустарника и мелколесья;

· снятие почвенно-растительного слоя;

· нарезка рабочих площадок;

· создание транспортных связей рабочих площадок с отвалом.

Расчистка территории ведется с использованием бульдозеров, крана и автомобиля для вывозки леса. Почвенно-растительный слой срезается бульдозером, который в дальнейшем используется на планировочных работах в карьере.

1 Снятие и складирование почвенно-растительного слоя

Работы по подготовке территории включают: сведение, трелевка леса и кустарника, корчевка пней, снятие ПРС, отгрузка его и транспортировка на склад ПРС. Мощность снятия ПРС, для территории покрытой лесом, составляет 0,2 м.

ПРС перемещается бульдозером в бурт за пределы борта траншеи или границы автодороги (рисунок 21). Средневзвешенная площадь бурта ПРС, при коэффициенте разрыхления 1,4, составляет 6 м 2 (ширина основания 6 м, высота 2 м). Среднее расстояние перемещения ПРС бульдозером L = 30 м.

1 – слой ПРС, вынимаемый экскаватором; 2 – слой ПРС мощностью 0,2 м, срезаемый бульдозером; 3 – вынуто предыдущей заходкой экскаватора; L – средневзвешенное расстояние перемещения ПРС бульдозером.

Рисунок 21 – Схема перемещения и параметры бурта ПРС в карьере.

На территории карьера ПРС перемещается в бурты по мере продвижения фронта работ. Средневзвешенная площадь бурта ПРС достигает 22 м 2 (высота 3 м, расстояние перемещения бульдозером 80 м). Бурт ПРС грузится экскаватором с ковшом в автосамосвалы и вывозится на площадку для хранения и вторичного использования (рисунок 22).

2 Вскрытие и порядок отработки участка

Рельеф донной поверхности (абсолютные отметки поверхности изменяются по предельному контуру карьера), а так же горно-геологические условия залегания рудных тел, позволяют вскрыть месторождение по комбинированной схеме:

– нагорная часть, вскрывается отдельными полу траншеями с отметками поверхности в нисходящем порядке. Траншеи закладываются с отметкой рельефа и соединяются временными дорогами с основной дорогой для вывозки руды и вскрыши. Для сокращения расстояния транспортировки, вскрытие горизонта производится внешней наклонной траншеей с определенным уклоном. Глубинная часть вскрывается внутренней групповой траншеей.

Траншеи проходят с поверхности от границы карьера до дна. На конец отработки эти траншеи образуют общую траншею, состоящую из 2-х наклонных съездов с уклоном по 0,080 м/м каждый. Общая глубина траншеи 20 м, длина трассы до 300 м.

Рисунок 22 – Типовая технологическая схема погрузки ПРС из бурта в БелАЗ

Принятая схема вскрытия (рисунок 23) позволяет: минимизировать расстояния перемещения породы в отвал, а руды – на склад, создать опережающее выработанное пространство для формирования внутреннего отвала, обеспечить наименьший водоприток в карьер.

Размещение вскрышных пород предусмотрено в отвалы, расположенные непосредственно у борта карьера. Расстояние транспортирования вскрышных пород от борта карьера в отвал определяется на местности.

Схема вскрытия месторождения, горно-капитальные работы и их обеспеченность к выемке определяется величиной активного фронта работ и запасами полезных ископаемых.

3 Создание транспортных связей карьера

Материал для строительства и реконструкции дорог используется в виде породы для основания дорог, фракцией – до 400 мм и щебнем фракцией – 5-50 мм для покрытия дорог и отсев от дробления этих пород.

С учетом опыта строительства карьеров чаще производится мелкое дробление щебня и использование гранитного песка и дресвы на покрытие дорог в верхнем слое. При строительстве автодорог на поверхности, предварительно бульдозером, производится снятие слоя ПРС с размещением по обеим сторонам дороги в бурт.

1 – направление движения БелАЗ; 2 – взорванная горная масса; 3 – экскаватор

Рисунок 23 – Типовая технологическая схема проходки траншеи экскаватором с погрузкой в БелАЗ

Поперечный профиль внутриплощадочных дорог на поверхности приведен на рисунке 24. Толщина насыпи из вскрышных пород от 1,2-1,4 м до 4-6 м.

В процессе эксплуатации проводятся работы по текущему содержанию автодорог:

· укрепление откосов земляного полотна, дренажных канав и виражей;

· очистка водоотводных сооружений;

· ремонт дорожных одежд;

· ликвидация пучин, очистка от снежных заносов;

· ремонт искусственных сооружений;

· содержание в надлежащем состоянии дорожного ограждения и сигнальных знаков.

Рисунок 24 – Профиль дороги на поверхности

Расход пены на полив для переходных и низших типов покрытий (щебеночные, гравийные, шлаковые, грунтовые, укатанные, укрепленные) не менее 1-1,5 л/м 2 . Интервалы между обработками 1-4 час, в зависимости от состояния дорог в части пылеобразования.

Автомобильные дороги обставляются дорожными знаками и сигналами. В соответствии с требованиями СНиП необходимое число дорожных знаков и указателей, а также места их установки должны обосновываться принятой схемой организации движения транспортных и пешеходных потоков с выделением на дорогах опасных, участков и правил дорожного движения.

Заезды на рабочий уступ, автодороги в карьере и на отвалах, места погрузки и разгрузки при работе в темное время суток обязательно должны быть освещены.

4 Воздействие карьера на атмосферный воздух

С началом разработки и эксплуатации карьера в атмосферный воздух могут поступать:

· от карьера, отвалов, складов руды: (пыль, окись углерода, двуокись азота, сернистый ангидрид, сажа, углеводород, цианистый водород, гидроокись кальция, гидроокись натрия, гипохлорит кальция, ртуть, хлор, пары тиомочевины, аэрозоль серной кислоты, сульфат железа, сернистый ангидрид, окись углерода, двуокись азота, бенз(а)пирен;

· от гаражного хозяйства: сажа, двуокись азота, сернистый ангидрид, углеводород, окись углерода.

Разработка и введение в эксплуатацию карьера производится поочередно. При разработке первой очереди карьера количество выбросов загрязняющих веществ, как правило, увеличивается.

Измерение фоновых концентраций в районе разработки карьера производится согласно мониторингу объекта, с обязательным анализом данных о степени загрязнения атмосферного воздуха, по которым можно судить о выбросах загрязняющих веществ от карьера.

Примерные выбросы загрязняющих веществ от площадки работающего карьера со средней производительностью представлены в таблице 14.

Таблица 14 – Выбросы загрязняющих веществ от карьера

Общие вопросы и методы ведения БВР

Цель и основные задачи БВР

Цель и основные задачи вопросов ведения БВР – изучение технологических требований и методов ведения БВР на открытых горных работах.

Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие основные задачи:

  • изучение основных технологических требований к буровзрывным работам;
  • изучение технологии ведения взрывных работ шпуровыми зарядами;
  • изучение технологии ведения взрывных работ скважинными зарядами;
  • изучение технологии ведения взрывных работ траншейными зарядами;
  • изучение методов котловых зарядов.
Читать еще:  Как сделать откосы пвх своими руками

Взрывные работы производятся в тех случаях, когда непосредственная выемка пород невозможна или затруднена без предварительного их отделения от массива. В настоящее время, горная порода, относящаяся к VI и более группы по СНиПу подлежат к взрыванию.

От качества дробления горных пород, в значительной степени, зависит производительность погрузочного и транспортного оборудования и затраты на их разработку.

Основные технологические требования к БВР

К взрывным работам на карьерах, предъявляются следующие основные требования:

1. Взрывание горного массива должно обеспечивать требуемую степень дробления. Максимальный допустимый размер кусков горной массы (м) 1к может быть ограничен вместимостью Е ковша (м 3 ) экскаватора

вместимостью Vт транспортного сосуда (м 3 )

ункера или дробильной установки

шириной Вк ленты (м) конвейера

Куски взорванной горной породы, не удовлетворяющие приведенным выше ограничениям, называются негабаритными.

2. Количество негабаритных кусков горной массы должно быть минимальным, а дробление – равномерным.

3. Развал взорванной горной массы должен быть кучным, а его размеры и форма должны соответствовать параметрам применяемого погрузочного и транспортного оборудования.

4. Площадки и откосы уступов должны иметь заданные отметки и форму.

5. Объём взорванной горной массы, должен быть достаточным для бесперебойной работы погрузочных машин при обеспечении их безопасности и высоких технико-экономических показателей.

Выполнение выше перечисленных требований, достигается правильным выбором методов ведения и параметров взрывных работ, а также рациональной их организацией.

В настоящее время различают следующие основные методы ведения взрывных работ, к ним относятся: метод шпуровых и скважинных зарядов, метод траншейных и котловых зарядов ВВ.

Технология ведения взрывных работ шпуровыми зарядами

Технология ведения взрывных работ шпуровыми зарядами, технология производства которых заключается в следующем: бурение шпуров, зарядка шпура ВВ, забойка шпура, оцепление границы опасной зоны взрыва шпуровых зарядов и взрывания.

Метод шпуровых зарядов на открытых горных работах применяется как вспомогательный, при взрывании негабаритных кусков горных пород, при разрушении порогов в подошве уступа, и в других случаях. Шпуровой метод также применяется при добыче строительных материалов с высотой уступа до 5 м. Метод шпуровых зарядов эффективно применяется при проходке траншей, ирригационных каналов, коллекторов и других сооружений, с целью создания не нарушенных откосов при контурном взрывании. Шпуровые заряды, также применяются при строительстве автомобильных и железных дорог, глубина выемки которых, не превышает 5 м.

Следует отметить, что шпуровой метод является самым дорогостоящим из всех методов, при которых заряд ВВ размещает внутри разрушаемого массива. Этот метод требует высокого удельного расхода ВВ и больших трудовых затрат на бурение шпуров.

Технология ведения взрывных работ скважинными зарядами ВВ

Технология ведения взрывных работ скважинными зарядами ВВ, технология формирования которых заключается в следующем: бурение скважин, размещение промежуточного детонатора для усиления малочувствительных зарядов ВВ с детонирующим шнуром, зарядка скважин рассыпчатым взрывчатым веществом, забойка скважины, оцепление границы опасной зоны взрыва и производства взрывания. Метод скважинных зарядов ВВ, в настоящее время, широко применяется на открытых горных работах, при разработке месторождения полезных ископаемых, не рудных строительных материалов, при строительстве ирригационных сооружений различного рода назначения, в строительстве автомобильных и железных дорог, глубина выемки которых превышает более 5 м и т.д.

Метод скважинных зарядов по сравнению со (с методом шпуровых зарядов) шпуровыми, имеет следующие достоинства:

  • в 4-5 раз повышается производительность труда рабочих по циклу БВР;
  • на 20-40% уменьшается удельный расход ВВ;
  • создаётся одновременно взрывать неограниченное количество горной массы, позволяющее применять современные горные машины и механизмы;
  • имеется возможность регулирования степени дробления горных пород взрывом современными различными методами.

При данном методе, скважины в массиве можно располагать вертикально, наклонно и горизонтально к плоскости горизонта. Наиболее широко применяются вертикальные скважинные заряды. Наклонные заряды имеют ряд достоинств по сравнению с вертикальными. Горизонтальные скважины на открытых разработках применяются редко.

Наибольшее применение на карьерах получили вертикальные скважины, при бурении которых обеспечиваются высокая производительность буровых станков и хорошие условия для механизированного заряжания скважин. Наклонные скважины бурятся под углом bс=60¸85 0 . При bc=a (где а — угол откоса уступа) сопротивление породы взрыванию постоянно по высоте уступа, что обеспечивает высокую степень дробления и хорошую проработку подошвы уступа. Горизонтальные скважины (bc=0) применяются в комбинации с вертикальными, при взрывании высоких уступов, в основании которых залегают породы небольшой крепости.

При вертикальном расположении скважинных зарядов ВВ основными параметрами БВР являются: диаметр скважины, высота уступа, расстояние между зарядами, расстояние между рядами, длина перебура, длина забойки, масса заряда и линия наименьшего сопротивления.

Технология ведения взрывных работ траншейными зарядами ВВ

Метод технологии заключается следующим образом: проходка траншеи глубиной равной глубине выемки, укладка детонирующего шнура не менее двух ниток вдоль траншеи с установкой промежуточного детонатора, в качестве чего используют мешки из Аммонита 6ЖВ массой равной 40 кг для усиления чувствительности основного заряда ВВ, зарядка траншеи рассыпчатым ВВ, забойка, обваловка траншейных зарядов грунтом, который вынимают из контура профильного сечения выемки, оцепление границы опасной зоны массового взрыва и взрывание. В настоящее время, метод траншейных зарядов ВВ, широко применяется при строительстве ирригационных сооружений различного рода назначения, и при вскрытии месторождений полезных ископаемых в различных грунтах, крепости I-IV по СНиПу.

Технология ведения взрывных работ котловыми зарядами

Технология ведения взрывных работ котловыми зарядами, метод заключается в следующем: размещении сосредоточенных зарядов ВВ массой 400-2000 кг в котлах, образуемых при бурении скважин, с помощью специальных буровых расширителей и последовательных взрывов небольших зарядов. Этот метод применяется при невозможности размещения в скважинах заряда ВВ, наличии трудновзрываемых пород (особенно в нижней части уступа), обрушении высоких уступов полускальных пород и при проведении полутраншей на косогоре.

Буровзрывные работы: выводы

Выполнение вышеперечисленных основных технологических требований, достигается правильным выбором методов ведения и параметров взрывных работ, а также рациональной их организацией.

Метод шпуровых зарядов широко применяется на открытых и подземных горных работах: при дроблении негабаритных кусков горных пород, разрушении порогов в подошве уступа и при проходке подземных горных выработок. Шпуровой метод является самым дорогостоящим из всех методов, при которых заряд ВВ помещают внутри разрушаемого объекта. Этот метод требует высокого удельного расхода ВВ и больших трудовых затрат на бурение шпуров.

Метод скважинных зарядов, по сравнению со шпуровым, имеет следующее достоинство: в 4-5 раз повышается производительность труда рабочих по циклу буровзрывных работ; на 20-40% уменьшается расход ВВ на единицу отбиваемой массы; создаётся возможность одновременно взрывать неограниченное количество горной массы, позволяющая применять современные машины и механизмы; имеется возможность регулирования степени дробления горных пород взрывом.

Метод траншейных зарядов ВВ, широко применяют для строительства гидротехнических сооружений в различных грунтах. Главным достоинством, этого метода, следует считать: быстроту подготовки и сжатые сроки выполнения, высокую производительность и возможность применения в районах, лишенных источников энергоснабжения. Основным недостатком является: высокая себестоимость в 1,5-2,0 раза, превышающая себестоимость выемки экскаватором.

Метод котловых зарядов в настоящее время, применяется редко. Достоинства метода: он позволяет намного сократить буровые работы и повысить эффективность взрывных работ. Недостатки: неравномерность дробления из-за сосредоточенности ВВ в отдельных участках массива и образование заколов на уступе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector