Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лексическое значение слова откос

Лексическое значение слова откос

5. Типы лексического значения слова

ЛЗ слова — это соотнесенность материальной оболочки слова с обозначенным им предметом, явлением, процессом, качеством при едином общенародном понимании этой соотнесенности.

1. По способу номинации (называния) ЛЗ делятся на:

  • прямые (отражают непосредственную прямую связь слова с называемым предметом действительности): золотое кольцо, нос человека, медвежья лапа;
  • переносные (возникают в результате переноса названия с одного предмета на другой): золотые волосы, нос корабля, медве­жья походка.

2. По степени семантической мотивированности ЛЗ делятся на:

  • непроизводные (признак, лежащий в основе названия, за­быт): вода, земля, хлеб;
  • производные (признак, лежащий в основе названия, опре­деляется без труда): учитель А !’тот, кто учит’, книжный — !’отно-сящийся к книге’.

3. По возможности лексической сочетаемости:

  • свободные (слово свободно может употребляться в любом, логически допустимом контексте): голова, нос, глаз; сказка, спор, удача;
  • несвободные

фразеологически связанные (слово употребляется с узко­ограниченным кругом лексических единиц, т. е. во фразеологичес­ких сочетаниях): закадычный (друг), заклятый (враг), расквасить (нос), горючие (слезы);

синтаксически обусловленные (слово выступает в необыч­ной для него функции в предложении): существительные типа мед­ведь, лиса, ворона, шляпа в роли сказуемых а ! А она лиса! (‘хит­рая’), Ну ты и ворона! (‘рассеянная’).

конструктивно ограниченные (проявляются только в оп­ределенных конструкциях): втянуться — прямое значение ‘вобрать­ся внутрь, впасть’ а ! живот сильно втянулся; втянуться + пред­лог в + имя существительное в В. п. — конструктивно ограничен­ное значение ‘привыкнуть, найдя удовлетворение в чем-нибудь’ а втянуться в работу, учебу и т. п.

4. По наличию / отсутствию эмоционально-оценочного ком-
понента:

нейтральные;

эмоционально-оценочные (коннотативные): бессмыслен­ность — ахинея; лошадь — кляча; расплата — возмездие.

Коннотациями называют также культурные ассоциации, ср. коннотации слова осел — упрямство и тупость, лиса — хитрость, житейская ловкость, береза -женственность, стройность, чистота. Коннотации являются специфичными для каждого языка. Ср.: со словом слон в нашем сознании связываются такие ассоци­ации, как ‘массивность’, ‘тяжеловесность’, ‘неуклюжесть’ (топать, как слон; слон в посудной лавке), в древнеиндийской же культуре со слоном (gadja) ассо­циировались такие признаки, как ‘легкость’, ‘грациозность’ (gadjagamini — лег­кой походкой, буквально «слоновой») [Берестнев Г.И. Семантика русского языка в когнитивном аспекте: учеб. пособие / Г.И. Берестнев. — Калининград: Изд-во КГУ, 2002. — 157 с.].

5. По частоте употребления:

узуальные (широко употребительные значения, «узус» -обычай);

окказиональные (авторские, индивидуальные значения, они единичны, встречаются чаще в языке писателей): «Забастовка сер­дца» (Евтушенко); «Прямо рядом с номером лифт выплюнул партию пассажиров на этом этаже» (Калинин); «По степи шны­ряли юркие рыжие овражки» (Вересаев).

Урок на тему «Слово в лексической системе языка»

Содержимое разработки

Раздаточный материал

Практическое занятие № 6.

Тема 3.1. Слово в лексической системе языка.

— Лексическое и грамматическое значение слова.

— Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

— Метафора, метонимия как выразительные средства языка.

— Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Задания для самостоятельной работы:

I. Прочитайте определения:

Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определённым понятием, явлением действительности, это то, что обозначает данное слово.

Грамматическое значение слова – это его принадлежность к какой-либо части речи и характеристика его языковых категорий (род, вид, время, спряжение, склонение, число, лицо и т.д.)

Однозначными называют слова, имеющие одно лексическое значение.

Многозначными называют слова, имеющие несколько лексических значений. Многозначные слова могут употребляться в прямом и переносном значении. На переносном значении слова построены такие выразительные средства языка как метафора и метонимия.

Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства. (Например: взрыв ярости, эмаль небес, зеркало водоёма).

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности понятий, их связи: например: А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (Пушкин)- в основе тропа – связь между местом и людьми, которые в нём находятся; Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов) – связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен.

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, относящиеся к одной и той же части речи, но совершенно разные по своему лексическому значению. (Коса, ручка, лавка)

Синонимы – слова, близкие или одинаковые по значению и относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию. (Нищета – бедность – нужда, холодный – ледяной, красный – алый – багряный – багровый).

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению. (Друг – враг, горячий – холодный, белый – чёрный).

Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте. Например, одинокий (отдаленный от других, без близких; одинокий человек) и одиночный (действующий в одиночку, предназначенный для одного: одиночный бой, одиночная камера); невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный человек, несведущий в какой-либо области).

Читать еще:  Вред от пластиковых откосов

II. Выполните задания:

1. Сравните лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое – переносное. Запишите словосочетания, распределяя их в два столбика:

Стальная игла – игла сосны. Берег моря – море флагов. Бронзовая монета – бронзовый загар. Воет волк – воет буря. Подошва туфель – подошва горы. Светлая аудитория – внимательная аудитория. Работа на производстве – сдать работу. Читать Чехова – произведения Чехова. Штык винтовки – отряд в тысячу штыков. Тёплый свитер – тёплый приём. Стальные рельсы – стальной характер.

Раздаточный материал

2. Определите, какие изобразительные средства используют авторы, употребляя слова в переносном значении. (Устно)

Бьётся в тёплой печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови,

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной…

Уже за полночь далёко,

А митинг всё ещё идёт,

И зал встаёт, и зал поёт,

И в зале дышится легко.

3. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Заво_ской клуб – клуб дыма. Зат_пить печ(?) – зат_пить к_рабль. Крутой бер_г – крутой кип_ток. Вид моря – вид гл_гола. Трубит горн – пылает горн. Серебр_ный подстаканник — серебр_ный иней. Противотанковая мина – грус_ная мина. Барх_тное платье – барх_тный гол_с. Железн_дорожный мост – воздушный мост.

4. Подберите к словам, данным в первом столбце, синонимы и антонимы.

5. Выполните упражнение №4 в учебнике на стр.9. Вместо точек запишите в предложениях подходящие по смыслу слова-паронимы.

6. Прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Выполните задания к тексту.

В з_лёном рус_ком лесу вряд ли есть дер_во ж_вописнее клёна. Кр_сивы широкие лапчатые листья клёна гла_кий и чистый ствол. Кр_пка и проч(?)на его др_весина. Р_стёт клён вместе с другими д_ревьями – б_рёзой осиной дубом ольхою. Крепки и туги кл_новые ветки. Точ(?)но пружина, гнут(?)ся они под рукою.

Весёлый з_лёный клён люб_т солнечный свет. Лучами сол_нца осв_щена его в_ршина. Пр_ятно в ясные летн_е дни отдыхать под раскидистым клёном. Пахн_т землёй цв_тами. По тёплой н_гретой со_нцем земле шустро бегают муравьи порхают над цв_тами бабоч(?)ки.

Красивые клёны с_жают люди в горо_ских парках укр_шают ими парковые доро_ки б_р_га прудов.

Д_леко разл_тают(?)ся крылатые семена клёна. Семена эти разнос_т по полям и лугам ветер. Там где уп_дёт на удобное место крылат_е семечко выр_стет на другой год м_л_дой тон_нький кленок.

Задания к тексту: 1. Подчеркните слова в переносном значении. 2. Подберите синонимы к слову – красивые (клёны). 3. Подберите антонимы к любым трём словам из текста. 4.Запишите лексическое значение слова – раскидистый (клён). 5. Выпишите из текста метафору.

Тема урока: Слово в лексической системе языка (2 часа)

Цели: 1. Повторить изученные в школе понятия лексикологии (Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление).

2. Развивать умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем, давать оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; анализировать рабочую ситуацию, развивать лингвистическую, культуроведческую, коммуникативную и языковую компетенции, навыки критического мышления у студентов.

3. Воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру труда, любовь к природе, интерес к урокам русского языка.

I. (Повторение изученного в школе – Презентация – слайды 1-8 + РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (С.1-2):

Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определённым понятием, явлением действительности, это то, что обозначает данное слово.

Грамматическое значение слова – это его принадлежность к какой-либо части речи и характеристика его языковых категорий (род, вид, время, спряжение, склонение, число, лицо и т.д.)

Однозначными называют слова, имеющие одно лексическое значение.

Многозначными называют слова, имеющие несколько лексических значений. Многозначные слова могут употребляться в прямом и переносном значении. На переносном значении слова построены такие выразительные средства языка как метафора и метонимия.

Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства. (Например: взрыв ярости, эмаль небес, зеркало водоёма).

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности понятий, их связи: например: А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (Пушкин)- в основе тропа – связь между местом и людьми, которые в нём находятся; Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов) – связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен.

Читать еще:  Откос для двери 7 дверей

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, относящиеся к одной и той же части речи, но совершенно разные по своему лексическому значению. (Коса, ручка, лавка)

Синонимы – слова, близкие или одинаковые по значению и относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию. (Нищета – бедность – нужда, холодный – ледяной, красный – алый – багряный – багровый).

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению. (Друг – враг, горячий – холодный, белый – чёрный).

Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте. Например, одинокий (отдаленный от других, без близких; одинокий человек) и одиночный (действующий в одиночку, предназначенный для одного: одиночный бой, одиночная камера); невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный человек, несведущий в какой-либо области).

II. Закрепление материала, самостоятельное выполнение заданий и самопроверка – слайды 9-11, записи на доске, самооценка:

1. Сравните лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое – переносное. Запишите словосочетания, распределяя их в два столбика: 1 ученик у доски самостоятельно, самопроверка и самооценка. Слайд – 9.

Стальная игла. Берег моря. Бронзовая монета. Воет волк. Подошва туфель. Светлая аудитория. Работа на производстве. Произведения Чехова. Штык винтовки. Тёплый свитер. Стальные рельсы.

Игла сосны, море флагов, бронзовый загар, воет буря, подошва горы, тёплый приём, стальной характер (метафора); внимательная аудитория, сдать работу, читать Чехова, отряд в тысячу штыков (метонимия)

2. Определите, какие изобразительные средства используют авторы, употребляя слова в переносном значении. (Устно) Первый стих сделать вместе, остальные самостоятельно, затем проверить.

Бьётся в тёплой печурке огонь, (метаф.)

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь (метаф.)

Про улыбку твою и глаза.

Пой, гармоника, вьюге назло, (метаф.)

Заплутавшее счастье зови, (метаф.)

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы (метаф.)

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета, (метаф.)

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето (метаф.)

Она на опушке лесной…

Уже за полночь далёко,

А митинг всё ещё идёт,

И зал встаёт, и зал поёт,

И в зале дышится легко.

3. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Самопроверка и самооценка. Слайд – 10.

Заво_ской клуб – клуб дыма (омоним). Зат_пить печ(?) – зат_пить к_рабль (омоним). Крутой бер_г – крутой кип_ток (многозн.). Вид моря – вид гл_гола (омоним). Трубит горн – пылает горн (омоним). Серебр_ный подстаканник — серебр_ный иней (многозн.) Противотанковая мина – грус_ная мина (омоним). Барх_тное платье – барх_тный гол_с (многозн.) Железн_дорожный мост – воздушный мост (многозн.)

4. Подберите к словам, данным в первом столбце, синонимы и антонимы. 1 ученик у доски. Самопроверка и самооценка. Слайд – 11.

«откос»

Фонетический разбор слова «откос»

отко́с

о[а]гласный , безударный
т[т]согласный , глухой парный , твердый парный
к[к]согласный , глухой парный , твердый парный
о[́о]гласный , ударный
с[с]согласный , глухой парный , твердый парный

Примеры предложений со словом «откос»

Вызываю корреспондентов: » Откос -4″, » Откос -6″, » Откос -9″, » Откос -10″, » Откос -16″, » Откос -8″, ответьте «Откосу», прием, — через потрескивания эфира донеслось

Аугенапфель скаканул куда-то вбок и сва-
лился под откос .

Новые альпинисты Полное Собрание Сочинений Даниил

Его, ограждение это, годами никто не чинил, так тот мужик и «ушел» под откос что эшелон на радость партизанам — кувырком.

Чисто мазу потянул Робин Гад

За околицей ветер
И откос , и овин.
Почему в целом свете —
Я сегодня один

За околицей Александр Васильевич Стародубцев

Как скорый поезд под откос
Наша любовь пошла вкривь и вкось
Как скорый поезд под откос
Наша любовь пошла вкривь и вкось
Ты не понимаешь моих слов

Весь этот космос падает под откос
— сигнал сос несется в просторах вселенной.

На пути Александра Бодрова

2
Летела жизнь, как поезд под откос ,
(порою жизнь летела под откос )
Ошибок знаю, совершал не мало.

Но есть на свете жещина любимая Наталья Соловьева 2

Выравнивать, не пуская под откос , много чего есть. Из Парижа виднее.

Из Парижа виднее Игорь Ерошенко

пустил его под откос , сука!
Но, знаете, человек, когда его били и связывали перед повешением, так и не сознался, зачем он так поступил.

Под откос Дмитрий Федосков

Читать еще:  Бровка откоса что такое

На лбу каждого паровоза я мелом рисовал звезду, и педанты-немцы их пускали под откос !
***

1447, 1448 Рабинович и война, Вовочка и ощуп Alex Zima

Так, помимо тарифов «полный откос «, «частичный откос » и самый непопулярный, а потому наиболее дешевый из них » откос по пидорской статье», для необеспеченных

Служу Ассии Александр Андрианов

Однажды, когда небо перед страхом ночи покраснело, а солнце на закате раскалилось до бела, девочка вновь пошла на откос .

Чего ты хочешь? Полина Кримзон

Моя жизнь вновь летит под откос .
В наушниках играет вечный «Сплин».
Я выбиваю клином клин.
Приятный шум мотора и колёс.

Немного обо мне Элеонора Краус

Из-за того самого поступка твоя жизнь пошла под откос , или же тебя просто терзают мысли, что оступился.

Научись смотреть вперёд Данил Клементьев

Все валится из рук — все идет под откос .
Кому-то я небыл не друг и не враг.
Судьи приказ жизнь в грязном овраге.

В пути задержался я мама! — текст песни Челла-Автор Мудрых Песен

Мы с ним партизанили, и пускали составы под откос .

В детстве было лучше Геннадий Давыдько

Летим под откос. Я Бренная Пена Морская

Целый день просто под откос .
Ей 16. Она блондинка, зеленые глаза, в общем самая обычная девчушка. Ещё и не взрослая, но уже и не ребенок.

Она искренне. Марина Незгода

Рушиться под откос не стала, побежала туда, где упала женщина. Туда же бежала и Татьяна.

Полчаса поезда под откос .
Полчаса и твоя полоса.
Полчаса, полчаса не вопрос,
Не ответ, полчаса, полчаса.
Полчаса без тебя, полчаса.

tATuПолчаса Вишневская Дария

Лексическое значение слова

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 91.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 91.

Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в таких словарях. Каждый ученик 3 класса должен употреблять слова правильно, понимая, что они означают – тогда речь человека будет точной и красивой.

Определение понятия и способы объяснения значения слова

Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.

Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.

Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также используют словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьный. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.

Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.

Подбор синонимов и антонимов также помогает понять, что означает то или иное слово.

Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?

Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.

Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.

В помощь школьникам и не только им созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.

Что мы узнали?

Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно прочитать в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно. Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector