Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крутизна откосов дорожных насыпей

Поперечные профили насыпей

В обычных условиях насыпи сооружают согласно типовым поперечным профилям. Для отсыпки насыпей (рис. 3) обычно используют грунты из ближайших выемок или из резервов, представляющих собой котлованы, закладываемые на расстоянии не менее 3 м от одной или обеих сторон сооружаемой насыпи. Иногда грунты привозят из карьеров.

Поперечные профили насыпей характеризуются крутизной откосов, размерами резервов, берм и водоотводных канав.

Полоса земли под насыпью является ее основанием. Крутизна откосов насыпей назначается от рода грунта, геологических, гидрологических и климатических условий. Откосы насыпей могут быть однообразной крутизны и ломаной формы с переменной крутизной. Типовые поперечные профили насыпей из крупного и средней крупности песка, гравия, гальки, щебенистых и других слабовыветривающихся грунтов при высоте до 12 м в верхней части должны иметь откосы 1:1,5, а в нижней при высоте более 6 м – 1:1,75. Линия сопряжения откоса с основной площадкой называется бровкой земляного полотна, а с основанием – подошвой откоса.

Рис. 3 – Типовые поперечные профили насыпей: а – с резервами; б – с продольными водоотводными канавами

По обеим сторонам насыпи устраивают бермы – полосы, спланированные с уклоном в сторону от пути. Назначение берм – не допускать проникновения воды к основанию насыпи и его подмыва или переувлажнения.

За бермами находятся резервы (рис. 3, а), а при использовании привозного грунта – водоотводные канавы (рис. 3, б), которые собирают поверхностные воды и отводят их в пониженные места (обычно к ближайшим искусственным сооружениям). Дну резервов и водоотводных канав стремятся придать продольный уклон не менее 3‰, так как в противном случае они заиливаются и это требует частой их очистки. При поперечном уклоне местности круче 40‰ резервы и водоотводные канавы устраиваются только с одной (верховой) стороны насыпи. В резервах шириной более 10 м дно в поперечном направлении делают двухскатным, а при меньшей ширине – односкатным в сторону от насыпи. Резервы не закладывают в пределах раздельных пунктов с путевым развитием, а также в местах расположения переездов и путевых зданий. Ширина дна и глубина водоотводных канав должна быть не менее 0,6 м, а откосы – не круче 1:1,5. Размеры канав определяют гидравлическими расчетами. Берма должна возвышаться над максимальным уровнем воды в канаве не менее чем на 0,2 м.

При сооружении насыпи на косогоре крутизной от 1:5 до 1:3 для повышения устойчивости в основании устраивают уступы (рис. 4). Аналогично уширяют насыпь при постройке второго пути (рис. 5).

Рис. 4 – Насыпь на косогоре

Рис. 5 – Уширение насыпи при постройке второго пути

По индивидуальным проектам сооружают насыпи:

Крутизна откосов дорожных насыпей

Продольное нивели­рование через 50 м

Уменьшение мини­мальных уклонов дна канав, кюветов и дрена­жей

В путевом хозяйстве бульдозеры применяют при ремонте земляного по­лотна, планировке площадок, нарезке террас на косогорах, засыпке траншей и рвов, разравнивании грунта в отвалах, а также для расчистки дорог от снега и планировке снежных отвалов. Бульдозерное оборудование включает рабочий орган — отвал, толкающую раму, а также систему управления отвалом. В процессе работы толкающая рама с укрепленным на ней отвалом опускается посредством системы управления. При поступательном движении машины отвал заглубляется в грунт и, срезая с него стружку, формирует перед отвалом призму волочения и перемещает ее. После транспортировки и разгрузки грун­та бульдозер возвращается в исходное положение при заднем движении тягача или с разворотом последнего в зависимости от дальности перемещения. Этим завершается рабочий цикл.

Современные бульдозеры классифицируют по типу ходового оборудова­ния, мощности, назначению, способу установки отвала, системе управления рабочим органом. По типу ходового оборудования тягача различают гусеничные и пневмоколесные бульдозеры. По мощности разделяют на малогабаритные (до 23 кВт), легкие (23—55 кВт), средние (55—110 кВт), тяжелые (110—220 кВт) и сверхтяжелые (свыше 220 кВт). По способу установки отвала рабочего ор­гана бульдозеры делят на машины с неповоротным и поворотным отвалами (универсальные бульдозеры). По способу управления отвалом бульдозеры бы­вают с канатно-блочным (тросовым) и гидравлическим управлением.

Каждой модели бульдозера присваивают буквенное обозначение ДЗ (ра­нее обозначали Д), порядковый номер разработки и данные о модернизации (буквенное обозначение по алфавиту). В зависимости от климатического исполнения добавляют буквы ХЛ (старое обозначение С) — для работы в районах с холодным климатом, например ДЗ-117ХЛ.

Универсальные бульдозеры выпускают с канатно-блочным и гидравличес­ким управлением. Бульдозерное оборудование, установленное на тракторе 5 (рис. 13.1, а), состоит из отвала 2, универсальной толкающей рамы 7 (рис. 13.1, б), толкателей 3 и привода управления. Отвал бульдозера сварной, имеет лобовой лист с криволинейной поверхностью, облегчающей набор и фор­мирование призмы грунта. Нижняя кромка отвала оборудована съемными ножами / из стали специальной или обычной, но упрочненной наплавкой. К нижней части отвала приварена шаровая пята для соединения со сферической головкой универсальной рамы. По бокам отвала предусмотрены проушины для соединения с толкателями. Толкающая рама сварная, коробчатого сечения. Концы рамы шарниром 8 связаны с гусеничными тележками трактора. Шаровая головка в центре толкающей рамы вместе с шаровой пятой образует универ­сальный шарнир, позволяющий отвалу принимать различные положения. Поворот отвала в плане совершается вокруг шарнира 9 при помощи гидроцилиндров 6″. Перекос отвала в поперечной плоскости достигается посредством гидроцилиндров 4. Для наклона отвала одновременно включают оба гидроцилиндра-Перекос отвала достигается перемещением одного гидроподкоса или обоих в разных направлениях.

Рис. 13.2. – Универсальный бульдозер

Для тросового управления отвалом к универсальной раме в ее центре при­варивают проушину, к которой шарнирно крепится нижняя обойма блоков полиспаста системы управления, а при гидравлическом управлении к раме приваривают две проушины, которыми соединяют гидроцилиндры подъема отвала.

Рис. 13.3. – Бульдозер с неподвижным отвалом

Для расширения области применения и увеличения использования по вре­мени бульдозеры с неповоротным отвалом снабжены сменным оборудованием (рис. 13.3). Основными видами сменного оборудования являются уширители а, открылки б, удлинители в, передние и задние рыхлительные зубья г, кирка для взламывания асфальта д, ножи для разработки высокопрочных грунтов и наледей е, кусторезная приставка ж, канавная надставка з, жесткий и гидро-управляемый откосник и откосник-планировщик и, передние и задние лыжи для точной планировки грунта к, отвальная приставка для работы от стенки л, грузовые вилы м, грузоподъемный крюк с приводом от лебедки н.

Рис. 13.4. – Сменное оборудование к бульдозеру

Конструкция бульдозерного оборудования с неповоротным отвалом (рис. 13.2) проще универсального. Толкающая рама бульдозера состоит из двух продольных толкающих брусьев 2, которые передними концами шарнир­но связаны с нижней частью отвала 6, а задними — с трактором /. Требуемое положение отвала в вертикальной плоскости фиксируется подкосами 4, задние концы которых штырями крепятся к кронштейнам 3 брусьев. Наличие в этих кронштейнах нескольких отверстий для штырей позволяет изменять в заданных пределах угол резания ножей отвала. Устойчивость всей системы в плане обеспечивается раскосами, связывающими отвал с толкающими брусьями в горизонтальной плоскости. Подъем и опускание отвала, как и в универсальном бульдозере, осуществляют при помощи канатно-блочного управления или гидроцилиндра 5.

Читать еще:  Пластик для откосов толщина

Влияние крутизны откосов насыпей и препятствий на придорожной полосе

Опасны кривые малых радиусов и крутые продольные уклоны. Съезды с дороги, иногда завершающиеся наездами на препятствия на придорожной полосе, часто имеют тяжелые последствия. Поэтому для дорожного строительства последних десятилетий характерно стремление к устройству земляного полотна с округленными очертаниями откосов, плавно сопрягающихся с поверхностью придорожной полосы. Вызванный первоначально архитектурно-эстетическими соображениями отказ от крутых откосов, заложение которых ранее назначали только исходя из условия устойчивости земляного полотна, и переход к пологим откосам выявил ряд их преимуществ с точки зрения обеспечения безопасности движения, так как замена глубоких канав мелкими лотками позволяет автомобилям, потерявшим управляемость, при пологих откосах съезжать с насыпи (рисунок 4.21).

В России идея устройства поперечных профилей, обеспечивающих возможность съезда с дороги на придорожную полосу, была реали-

Рисунок 4.21. Поперечные профили дороги в нулевых отметках, обеспечивающие безопасный съезд с дороги: а — военно-автомобильной дороги периода Великой Отечественной войны; б — рекомендованные по испытаниям фирмы «Дженерал моторс»

зована впервые в 1943 г. в Технических правилах на строительстве военных автомобильных дорог (рисунок 4.21, а).

В США на основе большого объема опытов, проведенных фирмой «Дженерал моторс» на испытательном полигоне, по изучению безопасности переезда боковых канав разных очертаний дистанционно управляемыми автомобилями были рекомендованы поперечные профили с канавами, имевшими очень пологие откосы 1:6 и ширину дна около 2 м при очертании дна по окружности большого радиуса.

На рисунке 4.21, б показан типовой поперечный профиль, принятый в США для насыпей с высотой не более 4,6 м. В России типовые поперечные профили земляного полотна предусматривают для насыпей высотой 2 м откосы не круче 1:4 на дорогах I — III категорий и 1:3 для дорог остальных категорий. Однако экономия ценных земель и высокая стоимость отвода под строительство дорог земельных угодий приводит к тому, что большинство дорог строят с откосами 1:1,5.

Опасность крутых откосов связана с высотой насыпи и наличием около нее боковых канав. Если принять по данным В. П. Залуги и В. Я. Буйленко за 1 среднюю статистическую величину потерь от съезда автомобилей с насыпей высотой 1,5 — 2,5 м с откосами 1:1,5, то приведенные в табл. 4.2 коэффициенты относительной тяжести потерь при разных типах сопряжении земляного полотна с прилегающей местностью показывают существенные преимуще-

Характеристика поперечного профиляВысота насыпи, м
0,5 — 1,51,5 — 2,52,5 — 3,5
Бескюветный0,29/0,060,81/0,121,07/0,18
С боковым резервом0,46/0,090,93/0,211,14/0,28
С канавами0,75/0,181,28/0,311,84/0,51

ства откосов крутизной 1:4 и большую опасность боковых канав. Преимущества пологих откосов очевидны, и при высокой стоимости прилегающих земель и их высоком плодородии устройство крутых откосов должно быть компенсировано установкой ограждений.

С наездами на препятствия связывают около 5% всех дорожно-транспортных происшествий, но каждое шестое из них имеет смертельные последствия.

Большую опасность создают аллейные придорожные насаждения, расположенные на многих старых дорогах Белоруссии,

Рисунок 4.22. Минимальное допустимое приближение к дороге деревьев разных пород

Украины, Прибалтики и Средней Азии на обочинах и у самой бровки земляного полотна. Деревья ограничивают боковую видимость и видимость на кривых в плане. Утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом, мелькание освещенных мест проезжей части, чередующихся с тенями от деревьев («зебра-эффект»), ухудшает видимость водителями дорожной обстановки.

Опасность неожиданного появления пешехода или животного из-за деревьев повышает напряженность работы водителя. При проводившихся в МАДИ опытах при въезде с открытого места на участок аллей с деревьями, отстоящими на 0,8 — 1 м от проезжей части, у водителей возрастала частота пульса с 70 до 120 ударов в 1 мин, увеличивалась величина кожно-гальванической- реакции. Через несколько минут пульс снижался до 75 — 85 ударов, но скорость движения уменьшалась тем сильнее, чета ближе были расположены деревья, а автомобиль смещался к середине полосы проезжей части (табл. 4.3).

Тяжесть происшествий при наездах на деревья зависит от их толщины:

Диаметр дерева, см40
Доля происшествий, % общего числа:
со смертельным исходом
с тяжелыми ранениями
с легкими ранениями

Помимо прямой опасности наезда автомобилей на деревья, опасность на обочинах создают падающие на покрытие сломанные сильным ветром сучья и ветви, а также опадающая осенью листва, которая, попадая под тормозящие колеса, снижает коэффициент сцепления. Минимально допустимые в этом отношении расстояния от деревьев до земляного полотна показаны на рисунок 4.22.

Расстояние от дерева до кромки покрытия, мРасстояние от кромки покрытия до следа крайнего колеса, мСкорость автомобиля км/ч
легкового автомобиляГрузового автомобиля
0,651,651,3045,0
1,001,551,2550,0
1,501,501,1555,0
2,501,451,0358,0
3,001,351,0061,0

Чем дальше расположены препятствия на придорожной полосе от проезжей части, тем меньше при равных интенсивностях движения наблюдается количество наездов на них потерявших управление и съехавших с невысокого земляного полотна автомобилей (рисунок 4.23). По мере удаления от дороги сила ударов при наездах снижается, а у водителя увеличивается возможность остановки автомобиля или объезда препятствия на своем пути. Считается, что при высоте насыпи до 1 м практически безопасно удаление одиночных препятствий на 9 м, а при большей высоте – на 15 м.

Рисунок 4.23. Путь, проезжаемый по придорожной полосе .съехавшим с дороги автомобилем (а), и зависимость числа дорожно-транспортных происшествий от наезда автомобилей на деревья на 1 млн авт-км от расстояния до деревьев от края проезжей части (б): 1 — данные В. Корнелла; 2 — то же фирмы «Дженерал моторс»; 3 — то же Дж. Хатчинсона

Для смягчения последствий наездов на опоры были предложены многочисленные конструкции «ломающихся» опор, мачт уличного освещения, имеющих ослабленное сечение. Они должны выдерживать ветровые нагрузки, но ломаться при наезде автомобиля. Простейший способ ослабления деревянной опоры — просверливание в ней отверстий (рисунок 4.24, а). Бетонные и металлические опоры обычно делают из двух частей, соединенных ломающимися болтами (рисунок 4.24,6). При наезде с большой скоростью сломанная опора падает за автомобилем.

Читать еще:  Чем убрать черноту с откосов

Особым случаем опасных мест на придорожной полосе являются каналы ирригационных систем (рисунок 4.25), вдоль которых обыч-

Рисунок 4.24. Примеры ослабленных стоек и столбов: а — деревянная стойка знака, ослабленная просверленными отверстиями; б — разные варианты замка в стыке сборной стойки; в — конструкция осветительной мачты, имеющей ослабленное сечение; 1 — отверстия диаметром 10 см; 2 — засыпка песком; 3 — верхняя часть стойки; 4 — закладной упругий элемент; 5 — нижняя часть стойки; 6 — верхняя часть мачты; 7 — разъем гибкой электрической проводки; 8 — стальное прокладочное кольцо; 9 — нижняя часть мачты; 10 — стяжные болты; 11 — электрическая проводка; 12 — нижняя часть разъемной электрической проводки; 13 — вырезы для болтов; 14 — шайба; 15 – гайка

Рисунок 4.25. Условия движения автомобилей на участках дорог, проходящих вдоль ирригационных каналов по данным А. Садырходжаева (Узбекистан): а — скорости движения; б — сосредоточение дорожно-транспортных происшествий на конечных участках канала; в — зависимость числа дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт-км от расстояния дороги до канала

но проходят дороги. Глубина магистральных каналов достигает 3 — 4 м. Въезд на участок дороги, проходящий вдоль канала, повышает напряженность водителей и сопровождается ощутимым снижением скорости. Этот участок наиболее опасен, и на нем сосредоточиваются происшествия, вызванные невнимательностью водителей. Проехав некоторый участок, водители свыкаются с особенностями движения, и число происшествий уменьшается. Так как аналогичное явление происходит с встречным движением у другого конца участка дороги, график распределения количества происшествий по длине участка имеет характерное U-образное очертание (рисунок 4.25,6). Чем дальше канал расположен от дороги, тем меньше опасность дорожно-транспортных происшествий. Рекомендуется, чтобы расстояние от дороги до каналов было не менее 12 м. Однако в связи с высокой ценностью земли в зонах искусственного орошения обеспечить такое удаление каналов от дороги не всегда оказывается возможным, так как отрезанную узкую полосу земли редко удается использовать в сельскохозяйственных целях.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Конструкции насыпей на болотах

Конструкции насыпей на болотах. При отсыпке насыпей на склонах с углом крутизны от 1:5 до 1:3 для обеспечения их устойчивости против сдвига по основанию в них устраивают уступы от 1-го до 4-х метров, уклон 0,01 — 0,02 в направлении падения уклона, смотри рисунок ниже.

При этом в случае высоты уступа 1 метр и менее его стенка может быть вертикальной, при большей высоте уступа откосу придается уклон крутизны 1:0,5 — 1:1,5.

Групповые конструкции насыпей на болотах формируются с учетом типа болот, его глубиной и уклоном минерального дна.

Учитывая характеристику грунтов болота разделяют на три типа:

I тип — заполненные торфом и другими болотными грунтами устойчивой консистенции, сжимающимися под нагрузкой от насыпи высотой до 3 метров;

II тип — заполненные торфом и другими болотными грунтами разной консистенции, в том числе выдавливающимися под нагрузкой от насыпи высотой до 3 метров;

III тип — заполненные торфом и другими болотными грунтами в разжиженном состоянии, выдавливающимися под нагрузкой; могут иметь торфяную корку — сплавину.

Тип болота устанавливается в ходе инженерно-геологических изысканий с определением физико-механических характеристик грунтов болота.

Типовой поперечный профиль насыпи на склонах с углом крутизны от 1:5 до 1:3 где:

  • а — насыпь с высотой нижнего откоса до 12 метров;
  • б — деталь нагорной канавы с бермой в дренирующих грунте естественного сложения;
  • в — нижняя насыпь;
  • г — полунасыпь — полувыемка

Выбор профиля конструкции насыпей на болотах определяется условием не превышения допустимых упругих осадок и ограничением остаточной осадки по возможности строительным периодом.

Для сооружения конструкции насыпей на болотах преимущественно используют дренирующие грунты, если такие грунты отсутствуют на болотах I и II типа рекомендуется использовать мелкие или пылеватые пески и песчанистые породы грунта. При этом возвышение бровки профиля насыпи над поверхностью болота для исключения капиллярного поднятия влаги в насыпь следует применять не менее:

— для дренирующих грунтов 0,8 метров, с учетом полного удаления торфа в основании насыпи; 1,2 метра при частичном выторфовывании;

— для мелкозернистых песков и песчанистых пород грунта — 2 метра.

По групповым решениям могут сооружаться насыпи:

— на болотах I типа с установленной глубиной до 4 метров при поперечной крутизне минерального дна не более 1:10;

— на торфяных болотах II типа глубиной до 3 метров поперечной крутизне минерального дна не круче 1:15;

— на торфяных болотах III типа глубиной до 4 метров поперечной крутизне минерального дна не круче 1:20 (I тип), не круче 1:15 (II тип) и не круче 1:20 (III тип) могут сооружаться по групповым решениям.

На болотах I типа глубиной до 2 метров по условию упругой осадки предусматривают полное удаление торфа при высоте насыпи до 3 метров. Частичное удаление торфа на болотах I типа допускается при высоте насыпи от 2 метров до 3 метров при определенной глубине болота до 4 метров.

При частичном удалении торфа происходит обжатие торфа на величину расчетной осадки S, которая может составлять до половины его толщины, что должно учитываться при проектировании.

Глубина выторфовывания hв назначается из условия, чтобы суммарная толщина насыпного грунта Н+ hB+S (над поверхностью болота и в нем с учетом расчетной осадки) была не меньше 3,5 метров для дорог I—III категории и 3 метров для дорог IV категории, а так же ее отношение к толщине уплотнен-ного торфа должно быть не менее 2:1 смотри рисунок.

Типовой поперечный профиль конструкции насыпи высотой до 3 метров на торфяных болотах I типа глубиной до 2 метров поперечной крутизне основания не более 1:10 с полным удалением торфа:

  • а — из дренирующих грунтов;
  • б — из мелкозернистых песков, песчанистых пород грунта;
  • т — крутизна склонов траншеи выторфовывания (от 1:0 до 1:0,5)

Типовой поперечный профиль конструкции насыпи высотой до 3 метров на торфяных болотах I типа с определенной глубиной до 4 метров поперечной крутизне основания не более 1:10 с частичным удалением торфа, где:

  • а — из дренирующих грунтов;
  • б- из мелкозернистых песков, песчанистых пород грунта;
  • т — крутизна склонов траншеи выторфовывания;
  • hB — глубина выторфовывания;
  • S — осадка насып
Читать еще:  Металлические нащельники для откосов

Крутизна склонов траншеи выторфовывания т назначается с учетом способа производства работ в пределах от 1:0 до 1:0,5.

При высоте насыпи более 3 метров и глубине торфяного болота I типа до 4 метров торф может использоваться в качестве естественного основания, при этом осадка насыпи на величину S реализуется в ходе строительства. В данном случае обязательным является проверка условий обеспечения допустимой упругой осадки насыпи.

Групповые решения для конструкций насыпей на торфяных болотах I типа применяют при уклоне минерального дна не круче чем 1:10.

Крутизна уклонов насыпей на дренирующих грунтах принимается как у типовых профилей 1:1,5, а для насыпей из мелких или пылеватых песком и песчанистых пород грунта, учитывая их чувствительность к восприятию динамических нагрузок, верхняя часть принимается с углом крутизны 1:1,75, а нижний слой толщиной 1,0 метр еще положе — с крутизной 1:3 смотри рисунок.

Типовой поперечный профиль конструкции насыпи высотой до 3 метров на торфяных болотах I типа с установленной глубиной до 4 метров при поперечном склоне основания не более 1:10 с использованием торфа в качестве основания:

  • а — из дренирующих грунтов;
  • б — из мелкозернистых песков, песчанистых пород грунта;
  • S — осадка насыпи

Водоотводные канавы у насыпей на торфяных болотах I типа устраивают с двух сторон на расстоянии не менее 3 метров от подошвы. Сечение канав принимается трапецеидальное с шириной дна и его глубиной не меньше 0,8 метров.

Насыпи на торфяных болотах II типа с установленной глубиной до 3 метров должны быть подсажены на минеральное дно. При этом вырезается растительный и корневой покров, торф с устойчивой консистенцией и всплывающий торф с неустойчивой консистенцией удаляется, а грунт канавы у насыпи отсыпается непосредственно в воду.

Водоотводы в данном случае выполняют в виде канавторфоприемников, глубину которых принимают равной толщине растительного и корневого покрова, но не ближе чем 1 метр, а располагают их с двух сторон, не менее 2 метров от подошвы насыпи.

Групповые решения для конструкции насыпей на торфяных болотах II типа применяют при уклоне минерального дна не круче чем 1:15. Крутизна уклона насыпей для болот II типа принимается такой же, как и для насыпей на торфяных болотах I типа, смотри рисунок.

Типовой поперечный профиль конструкции насыпи высотой до 3 метров на торфяных болотах II типа глубиной до 3 метров при поперечном склоне основания не меньше 1:15 с посадкой насыпи на дно:

  • а — из дренирующих грунтов;
  • б — из мелкозернистых песков, песчанистых пород грунта;
  • 1 — торфоприёмник;
  • 2 — вспомогательная линия для определения траншеи выторфовывания

Насыпи на торфяных болотах III типа глубиной до 4 метров также должны быть подсажены на минеральное дно. При наличии у них сплавины ее можно вырезать или оставить, но вдоль подошвы должны располагаться прорезы на всю толщину растительного слоя.

В дальнейшем должна быть предусмотрена осадка конструкции насыпи за счет обжатия торфяной корки, а суммарная толщина насыпанного грунта над коркой составлять не менее 3 метров, смотри рисунок.

Типовой поперечный профиль конструкции насыпи высотой до 3 метров на торфяных болотах III типа глубиной до 3 метров при поперечном склоне основания не менее 1:20 с посадкой насыпи на дно:

  • 1 — торфяная корка;
  • т — крутизна откосов

Поперечный профиль — поперечник

Поперечный профиль — это вертикальный разрез сооружения в направлении, перпендикулярном его главной оси. Поперечные профили необходимы для подготовки проектов капитального ремонта и реконструкции линейных сооружений — насыпей и выемок на железных и автомобильных дорогах, а также плотин и дамб в гидротехнике.

Элементы поперечного профиля

Чертеж поперечного профиля строится по результатам геодезической съемки объекта. Основные элементы поперечного профиля линейного инженерного сооружения это:

  • основная площадка, её ширина, уклон и тип — односкатная или же двускатная;
  • обочина — свободная от дорожной одежды часть основной площадки и её ширина;
  • откосы насыпи или выемки, а также их крутизна — отношение высоты к заложению;
  • бровка — линия пересечения плоскости основной площадки или подошвы с откосами;
  • водоотводные канавы при насыпях и кюветы в выемках, включая свои поперечные профили — определяют их пропускную способность и препятствуют подтоплению.

    Назначение поперечного профиля

    Поперечный профиль дороги в составе проектной документации, вместе с продольным профилем, определяет основную конфигурацию земляного полотна будущей трассы, а также технологию выполнения земляных работ (схема движения строительной техники, порядок и степень уплотнения) при сооружении насыпей или выемок в дорожном строительстве.

    Поперечный профиль разработки или поперечный профиль карьера служит для подсчета объема грунта, выработанного или добытого материала за определенный период времени.

    Поперечный профиль земляного полотна при эксплуатации линейных сооружений является основным материалом для выполнения расчетов на устойчивость земляных сооружений, в том числе расчет устойчивости откосов насыпей и выемок, для анализа условий водоотвода и планирования работ по водоотведению от объекта, для расчетов площадей водосбора и определения площади укрепления откосов при необходимости.

    Построение поперечного профиля

    Нивелирование поперечников выполняется геодезистом с помощью тахеометра, теодолита и нивелирной рейки для измерения расстояний или просто нивелиром и обычной рейкой, если строится поперечный профиль улицы или достаточно равнинной местности. После обработки геодезических измерений рассчитываются заложения и отметки поперечного профиля, по которым вычерчивается профиль в нужном масштабе.

    © Геодезическая служба «Скорая геодезическая помощь», Москва, Российская Федерация.

    Высота/глубина насыпи/выемкименее 4 м4-12 мболее 12 м
    Длина профиля менее 60 м1 196 рублей1 655 рублей2 255 рублей
    Длина профиля 60-100 м1 416 рублей1 976 рублей2 690 рублей
    Длина профиля 100-200 м1 870 рублей2 530 рублей3 580 рублей
    Длина профиля 200-300 м2 070 рублей2 960 рублей4 180 рублей

    Заказать нивелирование поперечников или уточнить стоимость съемки поперечных профилей автомобильной дороги можно через пункт меню «Есть вопрос?», который расположен вверху с левой стороны, или по телефонам (9:00-21:00 по Москве): +7 (926) 926-03-03 («Мегафон») и +7 (962) 962-03-03 («Билайн»).

    Ещё из раздела «транспортная геодезия»: топографические работы. Кроме того, геодезия на транспорте рассматривает вопросы геодезической разбивки трассы автомобильных дорог и железных дорог. Мы будем очень признательны, если Вы добавите эту страничку к себе в социальные сети с помощью вот этих кнопочек внизу:

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector