Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крутизна откоса насыпи это

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Сплыв — откос

Сплывы откосов , происходящие вследствие чрезмерного их увлажнения, можно предупредить, если откосы хорошо защитить от проникания в них поверхностной воды. Этому в значительной мере удовлетворяет травяной покров. Он предохраняет грунт от растрескивания и размыва. Поэтому одерновка откосов всегда является хорошим средством для повышения их устойчивости. [1]

Сплывы откосов выемок часто образуются из-за стока поверхностных вод с полевой стороны, если они не перехватываются нагорными канавами. Эти канавы как при осмотрах, так и при текущем содержании иногда совершенно забывают и вследствие этого они засоряются, обваливаются, зарастают даже деревьями и не выполняют своего назначения. [2]

При сплывах откосов выемки в кювет сползший грунт убирают за пределы выемки, а откосам придают правильную форму. [4]

Если же сплыв откоса произошел вследствие выдавливания слабого грунта вышележащими слоями, то в этом случае целесообразно откос выемки уположить, одерновать, а сплывший грунт убрать. [5]

Мероприятия по предупреждению сплывов откосов насыпей и выемок заключаются в равномерном уплотнении насыпей при их сооружении, устранении вредного воздействия на откосы поверхностных вод, снижении инфильтрации воды в грунт, недопущении повреждения одежды откосов, заделке имеющихся на них трещин усыхания, упорядочении отвода поверхностных вод от подошвы откосов насыпей, теплоизоляции откосов выемок. [6]

У насыпей и выемок, где имеется опасность сплывов откосов , очи щают откосы от снега, чтобы не допустить переувлажнения грунтов. [7]

В весенний период ( при выходе пути из зимы) особое внимание уделяют выявлению наиболее опасных весенних расстройств: деформаций земляного полотна ( осадки, сплывы откосов , отколы, обвалы, трещины, начинающиеся размывы), особенно в больных местах; разжижений балласта или выплесков; скоплений талых вод, переполнений кюветов и выхода воды на обочину; застоев воды из-за загромождения сечения кювета или лотка, препятствий для прохода воды через отверстия малых мостов или труб; скопления воды на поверхности балластной призмы из-за отсутствия просвета между подошвой рельса и балластом и неровностей на поверхности призмы, особенно в стыках, неправильно очищаемых зимой от снега. [8]

Проверяют состояние рельсов на отсутствие трещин и изломов; закрепление стыковых, клеммных, закладных болтов и шурупов; наличие и работу противоугонов; состояние пучинных карточек и костылей; плавность отводов при росте и осадке пучин; отсутствие просадок и разжижения грунта земляного полотна, подмыва или сплыва откосов насыпей и выемок; состояние лотков, кюветов, канав и других водопропускных сооружений; наличие и исправность сигнальных и путевых знаков; состояние полосы отвода. [9]

Меры борьбы со сплывами и оползанием откосов насыпей назначают в зависимости от причин, их вызывающих. Если причина сплывов откосов насыпи — результат неправильного производства работ с образованием более плотного ядра и менее плотной и влажной оболочки, то предотвратить сплыв возможно срезкой оболочки, устройством уступов по откосам ядра и обсыпкой дренирующим грунтом. При наличии крутых откосов предусматривают их упо-ложение. Если причиной сплывов откосов насыпей является наличие грязевых и водяных мешков, то их ликвидируют поперечными дренажными прорезями или другими способами. [10]

В основном строятся грунтовые автомобильные дороги, связывающие отдельные экономические центры, железнодорожные или водные магистрали. Наиболее распространенными процессами и явлениями, влияющими на устойчивость земляного полотна и нормальную эксплуатацию дорог, являются оседание насыпей, пучение и просадки пути, сплывы откосов насыпей и выемок, явления термокарста и солифлюкции, образование наледей, заплыва-ние кюветов и водоотводных канав. Как правило, причиной развития подобных процессов служит нарушение температурного режима грунтов и гидрогеологических условий местности в процессе строительства и эксплуатации дороги. Обычно дорожное строительство сопровождается вырубкой леса, а в ряде случаев снятием мохово-растительного покрова и осушением территории. Все это вызывает нарушение естественного температурного поля грунтов и изменение глубины деятельного слоя, зависящие, в свою очередь, от геологических и геокриологических условий местности, конструкции земляного полотна, способов производства работ. Чаще всего деформации земляного полотна отмечаются на маревых участках, а также там, где в основании насыпей залегают сильнольдонасыщенные суглинки и супеси. Так, на железнодорожной линии Тайшет — Лена, трасса которой проходит по области островного распространения многолетнемерзлых грунтов мощностью от 5 до 30 м и температурой пород от — 0 2 до — 1, наиболее длительные и интенсивные осадки и просадки насыпи отмечаются на пологих склонах и в логах. Основание земляного полота здесь часто, сложено пылеватыми суглинками и супесями, приобретающими при оттаивании пластичную и текучую консистенцию. В районах, где дороги проходят по повышенным, относительно сухим участкам, сложенным слабольдистыми многолетнемерзлыми грунтами с включениями крупнообломочного материала, осадки насыпей встречаются редко и размеры их незначительны. Осадки, развивающиеся при оттаивании мерзлых грунтов основания, в ряде случаев проявляются в процессе строительства, сразу же после отсыпки насыпи. [11]

Такими покрытиями предохраняют откосы выемок от сплывов, получающихся от переувлажнения грунтов, при котором они теряют сопротивление сдвигу. Эти покрытия предохраняют откосы выемок во влажных глинистых или пылеватых грунтах и от непосредственного воздействия лучей солнца последовательно, от появления трещин, по которым поверхностная вода могла бы проникнуть в глубь грунта, от чрезмерно быстрого оттаивания верхнего слоя грунта, которое может привести к сплывам откосов . [13]

Сплывы и оползания откосов насыпей ивы емок обыкновенно возникают в результате повышенной влажности грунтов. Иногда они бывают следствием нарушения крутизны откосов, установленной Строительными нормами и правилами. Сплывы откосов более вероятны при глинистых и суглинистых грунтах. [15]

Что такое автодорога и с чем ее едят ч.1

В данном посте хочу провести небольшой ликбез по вопросу что из себя представляет конструкция автомобильной дороги и как оно работает.

Читать еще:  Откосы дверные доборы своими руками

Начну с того, что определимся с самим термином «автомобильная дорога». Для этого обратимся к федеральному закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», т.к. именно в нем есть четкое определение.

Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Разберем теперь по полочкам.

Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств. С этим вроде как и так понятно, поэтому пойдем дальше.

Включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги. Поясню. Сейчас не будем рассматривать городские улицы, будем говорить о загородных автодорогах. Загородные трассы имеют разную классификацию и делятся на следующие категории:

Автомобильные дороги федерального значения. Список этих дорог утверждается Правительством РФ. Находятся в собственности Российской Федерации. Строительство и ремонт этих дорог финансируется из средств федерального бюджета. Поэтому их состояние как правило лучше остальных категорий.

Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения. Критерии отнесения дорог к этой категории утверждаются субъектом РФ. Находятся в собственности субъектов РФ. Строительство и ремонт этих дорог осуществляется за счет регионального бюджета. Поэтому если регион достаточно богатый, то может себе позволить выделять больше средств на дорожную сеть.

Автомобильные дороги местного значения. Дороги в границах поселений (муниципального района, городского округа), не попадающие в другие категории. Находятся в собственности поселений. Тут все совсем печально. Ну откуда у маленьких городков и поселков деньги на дорогостоящие ремонты и строительство дорог?

Частные автодороги. Дороги, находящиеся в собственности физических и юридических лиц. А вот тут наоборот широкое поле для деятельности. Как пример – платные автодороги при хорошей нагрузке не только окупают свое содержание, но и приносят прибыль. Но если я решил построить частную дорогу не для заработка, то я могу запретить по ней ездить остальным и самостоятельно отвечать и за эксплуатацию, и за содержание.

Вернемся к полосе отвода. По сути это обычный земельный участок, оформленный как любой другой (за малыми отличиями), только вытянутый на всю длину дороги. Этот участок выделяется таким образом чтобы на нем разместились все элементы автодороги. В зависимости от того, что это за дорога (федеральная, региональная и т.д.) определяется в чьей собственности земля по которой она проходит. Как правило граница такого участка проходит в 1-2 метрах от низа откоса насыпи или внешней кромки кювета (придорожной канавы).

Расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения.

Вот тут начинается более интересное.

В плане автодорога состоит из следующих элементов:

1. Полосы движения. Из них состоит проезжая часть. Для дорог III-й и выше категории (что такое категория поясню дальше) ширина полос движения составляет 3.75 метра. Это закон. Полос движения может быть 2 (по одной в каждом направлении движения) и более. Полосы движения в разных направлениях можно разделять специальными конструкциями (металлическим барьерным ограждением, разделительной полосой, отбойными бетонными ограждениями и т.д.)

2. Обочина. обочина также делится на 2 части.

— Укрепленная часть обочины. Внешне ничем не отличается от полосы движения. Выполнена из того же материала что и полоса движения (асфальтобетон). Служит для обеспечения безопасности в случае съезда колеса автомобиля с полосы, нормативная ширина от 0.75метра и более, в зависимости от ситуации. По сути все что за краевой полосой разметки уже обочина.

— Насыпная часть обочины. Выполняется из сыпучих материалов. Опять же обеспечивает безопасность, но на этот раз уже от непроизвольного съезда в кювет.

3. Остальные элементы. Откосы насыпи, откосы выемки (ведь дорога может проходить как по насыпи так и в глубокой выемке). Крутизна откосов принимается согласно требованиям безопасности. Не буду углубляться в пояснения, но уточню, что крутизна откоса должна обеспечивать безопасный съезд автомобиля в кювет. В противном случае необходимо устанавливать барьерное ограждение либо бортовой камень (бордюр vs поребрик).

Это если в кратце.

Ах да, и надо сказать, что все дороги делятся на категории. В соответствии с СП 34.13330.2012 деление выглядит примерно так:

Дороги I категории (автомагистрали и автострады) имеют ширину проезжей части 15 м и более с разделительной полосой, разделяющей ветреные потоки транспортных средств. Для каждого направления предусматриваются две полосы движения или более (ширина полосы 3,75 м). Эти дороги с усовершенствованным бетонным покрытием предназначены для массового движения автотранспортных средств. Продольный уклон проезжей части не превышает 3% (т. е. на расстоянии 100 м полотно дороги может подниматься или опускаться не более чем на 3 м). Пропускная способность такой дороги — более 7000 автомобилей в cyтки при скорости движения до 120 км/ч на пересеченной местности и 150 км/ч — на равнинной.

Автомобильные дороги II категории с асфальтированным покрытием строят для соединения промышленных, административных и культурных центров. Ширина проезжей части у них не менее 7,5 м, продольный уклон не превышает 4%, пропускная способность — 3000— 7000 машин в сутки при скорости движения до 120 км/ч.

Читать еще:  Уклон откоса при суглинках

Дороги III категории с шириной проезжей части не менее 7 м строят по облегченным техническим требова­ниям. Они могут иметь и булыжное покрытие. Продольный уклон — не более 5%. Эти дороги способны про­пустить до 3000 автомобилей в сутки при скорости дви­жения до 100 км/ч.

Дороги IV категории с простейшим покрытием пре­дусмотрены для мало-интенсивного движения транспор­та. Автомобильное движение по таким дорогам в весенне-осенний период затруднено. Ширина проезжей части 6 м. Продольный уклон может достигать 6%. Пропуск­ная способность 200—1000 автомобилей в сутки при скорости движения до 80 км/ч.

Дороги V категории имеют покрытие низшего типа или не имеют его совсем. Ширина проезжей части 4,5 м, а продольный уклон может быть 7%. Такие дороги спо­собны в сутки пропустить не более 200 транспортных единиц со скоростью до 60 км/ч.

Подмостовой габарит

Подмостовым габаритом называют предельное, нормальное к направлению течения очертание границ пространства в пролете моста, которое должно оставаться свободным для беспрепятственного пропуска судов и плотов и внутрь которого не должны вдаваться никакие элементы моста или расположенные на нем устройства.

Количество судоходных пролетов в мосту должно быть, как правило, не менее двух: один для взводного и один для сплавного судоходства. Один судоходный пролет разрешается устраивать только в однопролетных мостах или при условии, что второй пролет не может быть размещен из-за недостаточной ширины русла реки. Судоходный пролет можно считать действующим только в том случае, если на всей его ширине могут плавать суда даже при наинизшем уровне воды, причем в любой точке пролета должна быть обеспечена глубина, требуемая по классу водного пути.

Размеры судоходных пролетов могут быть неравными. Пролеты для сплавного судоходства принимаются несколько больше, чем для взводного. Это делается потому, что идущие вниз по течению суда в связи с увеличением скорости воды у моста приобретают рыскливость, управление ими затрудняется, возникает опасность навала судов на опоры моста.

Если по конструктивным или архитектурным соображениям оба судоходных пролета принимаются одинаковыми, то их размер должен соответствовать наибольшему из двух требуемых по нормам. Ширина судоходного пролета может быть несколько уменьшена лишь для мостов через узкие судоходные каналы, но при условии, что пролет перекрывает не только весь канал, но и бечевники, предназначенные для береговой тяги судов.

Высота расчетного судоходного уровня должна удовлетворять следующему основному требованию — при высоком паводке с некоторой заданной вероятностью превышения затруднения судоходства под мостом могут наблюдаться не более установленного числа дней.

Расчетный судоходный уровень для нешлюзованных рек определяют в соответствии с ГОСТ 26775-85 следующим образом. По таблице задают вероятность превышения расчетного паводка и устанавливают отметку паводка по клетчатке вероятностей, куда нанесены отметки наблюдавшихся паводков по их эмпирической вероятности, которая определяется для членов ранжированного ряда максимальных уровней по формуле.

Определив по клетчатке вероятностей расчетный уровень паводка, устанавливают также и среднюю за все годы наблюдений продолжительность навигации в сутках. Разрешается, чтобы во время половодья с вероятностью превышения расчетный судоходный уровень был превышен в течение нескольких дней, причем допустимая продолжительность превышения определяется формулой.

Для установления расчетного судоходного уровня строят график ежедневных уровней в расчетом году и наносят на нем этот уровень таким образом, чтобы более высокие, чем он, уровни наблюдались не более чем сутки.

Для рек с быстро поднимающимся и спадающим половодьем расчетный судоходный уровень значительно ниже пика половодья в расчетном году. Наоборот, для рек, характеризуемых долгим стоянием высоких уровней, разница между наивысшим уровнем и расчетным судоходным уровнем будет ничтожна.

Пойменная насыпь в месте примыкания к мосту заканчивается конусом. Сопряжение насыпи с мостом может быть осуществлено различными способами. Наилучшим из них с точки зрения беспрепятственного пропуска водного потока является устройство обсыпного устоя, когда поток обтекает укрепленную поверхность земляного конуса, а береговая опора с водой не соприкасается.

Если устройство укрепленного конуса не обеспечивает плавного подведения пойменного потока к отверстию моста, и в состав мостового перехода включаются пойменные струенаправляющие сооружения, то они должны примыкать к конусу таким образом, чтобы поток плавно обтекал речной откос сооружения, а не конус. В этом случае гребень струенаправляющей дамбы, располагаемый на том же уровне, что и бермы высокой насыпи у моста, сопрягают с ними плавными кривыми — площадками, позволяющими подвозить ремонтные материалы на дамбу. Кроме того, предусматривают проезд по гребню дамбы под мостом, если этому не препятствует высота последнего пролета моста.

Ширину пойменной насыпи поверху назначают в соответствии с категорией дороги, а крутизну откосов в зависимости от высоты насыпи и условий ее работы.

Надводную часть высокой насыпи на подъеме к мосту проектируют как обычную дорожную насыпь. Откос, омываемый водой, проектируют не круче чем на каждые 6-8 м высоты. Сухой и омываемый откосы сопрягают горизонтальной площадкой (бермой) шириной 3 м, устраиваемой на уровне низкой пойменной насыпи. Устройство бермы обеспечивает пригрузку нижней части откоса насыпи и увеличивает ее устойчивость. Бермы используют также для размещения ремонтных материалов на случай повреждения укреплений откосов во время паводков и подвоза ремонтных материалов на регуляционные сооружения у моста. При проектировании высоких пойменных насыпей необходимо проверять расчетом устойчивость откосов и их осадку.

Откосы низких насыпей, омываемых практически на всей высоте, проектируют с крутизной не более 1:2, начиная непосредственно от бровки, с уложением на каждые 6-8 м высоты.

Факторы, вызывающие оползни

Выявление условий, в результате которых склон становится оползнеопасным, и факторов, приводящих к этому состоянию, имеет первостепенное значение при геотехнических исследованиях. Только комплексный подход и детальный анализ делает возможным оценить размеры опасности и предложить соответствующие защитные меры. Огромное разнообразие склоновых явлений отражает многообразие факторов, которые могут нарушить устойчивость склонов.

Читать еще:  Отделка откосов двери ванной плиткой

П.С. Рогозин, посвятивший много лет изучению оползней в одной из своих работ писал «какие именно процессы, имеющие значение для образования оползней, происходят на склоне, как они развиваются, какое значение имеют для устойчивости склона и в каких геологических условиях протекают, может быть установлено только для каждого данного склона или отдельного оползня путем проведения изыскательских и исследовательских работ». Это совершенно правильное указание обязывает в каждом конкретном случае обращать внимание на ряд факторов, характеризующих тип оползня и условия, которые определяют механизм оползневого смещения.

Различные факторы оползней

  • Возможные изменения веса пород, зависящие от их состояния или от естественной конфигурации склона или же от увеличения в породах количества воды (в результате дождей, поливов, просачивания воды в водопроводных трубах и т.п.);
  • Гидродинамическое давление воды, выходящей на склоне или в откосе;
  • Суффозионные выносы на поверхности оползневого склона;
  • Гидростатическое давление в трещинах скальных пород;
  • Сейсмические толчки и горновзрывные колебания;
  • Искусственные нагрузки на верхней части оползневого склона;
  • Сотрясения и вибрация от работы машин и движения поездов;
  • Речная эрозия – подмыв нижней части оползня;
  • Абразия – образование береговых абразионных платформ и ниш;
  • Искусственная подрезка нижней части оползневого склона при строительстве железных дорог, строительных котлованов и др.;
  • Искусственные насыпи и отвалы на голове оползня и на верхней части оползневого откоса;
  • Оттаивание мерзлых пород;
  • Наличие милонитизации, тальковых или хлорито-серпентинитовых прослоев в массивах твердых пород. Все или часть перечисленных факторов, в зависимости от местных условий, должны учитываться при выборе инженерных мероприятий, предотвращающих развитие оползней.

Ниже рассматриваются наиболее важные из этих факторов.

Изменение крутизны склона

Оно может быть вызвано природными силами или вмешательством человека (например, нарушением основания склона речной эрозией или подрезками). Крутизна склона может возрастать также в результате тектонических процессов. Увеличение крутизны склона приводит к изменению внутренних напряжений массива пород, и условия равновесия нарушаются за счет возрастающих сдвиговых напряжений.

Дополнительная нагрузка

Дополнительная нагрузка вызываемая насыпями и отвалами, способствует возрастанию сдвиговых напряжений и давления поровых вод в глинистых грунтах, снижая их прочность на сдвиг. Чем быстрее растет нагрузка, тем она опаснее.

Сотрясения и вибрация

Толчки, производимые землетрясениями, взрывы большой мощности и вибрация от машин также воздействуют на устойчивость склонов, вызывая временные изменения напряжений, обусловленные колебаниями разных частот. В лёссах и сыпучих песках сотрясения могут нарушать межзерновые связи и таким образом снижать их прочность. В водонасыщенных тонких песках и чувствительных глинах смещение или вращение зерен может выразиться во внезапном их разжижении.

Изменения влажности

Дождевые и талые воды проникают в трещины, создавая гидростатическое давление. Давление поровых вод в грунтах возрастает, и, следовательно, сопротивление сдвигу снижается. Наблюдения подтвердили, что периодические движения склонов происходят в годы обильного выпадения осадков.

Было обнаружено, что два пласта, на контакте которых сформировалась поверхность скольжения, показывают различные величины электрического сопротивления. Увеличение содержания воды, приводящее к движению склонов, связано с электроосмотическим процессом.

В глинистых породах неблагоприятное воздействие атмосферных вод наиболее сильно проявляется в том случае, когда дожди выпадают после длительного сухого периода; глинистые грунты высыхают и растрескиваются, что способствует легкому прониканию воды вглубь по трещинам.

Воздействие грунтовых вод

Движущиеся грунтовые воды оказывают давление на частицы грунта, что уменьшает устойчивость склонов. Резкие изменения уровня грунтовых вод, например в водохранилищах, вызывают увеличение давления поровых вод в породах склонов, что в свою очередь может привести к разжижению песчаных грунтов.

В тонкозернистом песке и иле фильтрующиеся грунтовые воды выносят мелкие частицы и прочность пород склона ослабляется за счет образующихся пор.

Напорные подземные воды действуют на вышележащие слои как подъемная сила.

Воздействие мерзлоты

Вода, замерзающая в трещинах пород, увеличивается в объеме и, таким образом, стремится расширить их. Трещиноватая порода поэтому имеет более низ­кую прочность. В глинах и глинисто-песчаных грунтах образуются тонкие прослойки льда, которые при таянии увеличивают содержание воды в ослабляющемся поверхностном слое. Замерзание воды вблизи поверхности склона препятствует его дренированию, уровень грунтовых вод поднимается, и равновесие в конечном счете нарушается.

Выветривание

Как механическое, так и химическое выветривание постепенно нарушает прочность пород. Во многих случаях образованию оползней, по-видимому, способствуют такие химические изменения, как гидратация и ионный обмен в глинах. Подверженность склонов оползанию была, например, установлена в районах, сложенных глауконитовыми песками и глинами.

Влияние растительности

Корни деревьев поддерживают устойчивость склонов вследствие механического скрепления грунтов и участия в их осушении за счет поглощения части грунтовых вод. Уничтожение лесов на склонах неблагоприятно влияет на режим вод в поверхностных слоях.

Читать далее

Наша организация предлагает комплексные обследования оползнеопасных склонов и оползней с целью оценки их устойчивости и разработке мероприятий по предупреждению развития, предотвращению активизации оползневого процесса, а также разработки комплексного проекта инженерной защиты.

Более полную информацию по разработке геотехнического проекта инженерной защиты от оползней, по выполнению геотехнических расчетов вы можете получить позвонив нам по телефону + 7 (499) 350-23-58, или оставив заявку по форме или по электронной почте.

© 1999-2021 Научно-проектное конструкторское бюро «СтройПроект»

Наш адрес: 129337 , г. Москва , Ярославское шоссе, 26Б стр. 3

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector