Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как крутизна откоса зависит от высоты насыпи

Ширина плеча балластной призмы на участках бесстыкового пути должна быть не менее 40 см, вне зависимости от класса пути.

Конструкция балластной призмы (рисунки 1.8.1и 1.8.2) должна соответ­ствовать техническим условиям и типовым поперечным профилям балластной призмы (табл. 1.8.1).

Табл. 1.8.1Размеры балластной призмы и обочин земляного полотна в зависимости от класса пути.

Класс путиТолщина балластного слоя под шпалой hщ (в кривых — под внутрен­ней нитью), смТолщина песчаной подушки hп, смШирина плеча призмы d, смКрутизна откосов призмы
1;235/4040/451:1,5
35/4035/401:1,5
25/3025/351:1,5
20/251:1,25/1:1,5

Примечание: в числителе — для деревянных шпал; в знаменателе — для железобетонных.

Рис. 1.8.1 — Балластная призма на прямом участке

Рис. 1.8.2 — Балластная призма в кривом участке

Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верх­ней постели деревянных шпал и находиться в одном уровне с вер­хом средней части железобетонных шпал.

На двух- и многопутных участках пути ширина балластной призмы поверху увеличивается на размеры уширения междупутий в кривых. В выемках поперечное сечение балластной призмы име­ет такие же очертания, как на насыпях.

Земляное полотно.

Земляное полотно железной дороги – комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения пути.

Земляное полотно представляет собой грунтовое сооружение, которое получается в результате обработки земной поверхности для приведе­ния ее в состояние, допускающее укладку верхнего строения пути с требуемой пологостью уклонов и плавностью поворотов, для восприятия нагрузок от подвижного состава, передаваемых через элементы верхнего строения пути, и для обеспечения устойчивости пути.

Поперечным профилем называется поперечный разрез земляного полотна верти­кальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси, вы­полненный на всю ширину полосы отвода.

Виды земляного полотна

1. Насыпь —инженерное сооружение, основная площадка которого находится выше уровня земли, при этом насыпь имеет два откоса (рис. 1.9.1).

Рис. 1.9.1 — Поперечный профиль насыпи

2. Выемка – это участок земляного полотна, на котором производилась вырезка грунта, а уровень основной площадки находится ниже уровня земли, при этом выемка имеет два откоса (рис. 1.9.2).

Рис. 1.9.2 — Поперечный профиль выемки

3. Полунасыпь– инженерное сооружение, основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи – один (рис. 1.9.3).

Рис. 1.9.3 -Полунасыпь (схема)

4. Полувыемка инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки – один (рис. 1.9.4).

Читать еще:  Как заделать откосы дверного проема

Рис. 1.9.4 -Полувыемка (схема)

5. Полунасыпь – полувыемка –основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки (рис. 1.9.5).

Рис. 1.9.5 -Полунасыпь-полувыемка (схема)

6. Нулевое место –место перехода от насыпи к выемке.

Основные элементы земляного полотна на насыпи – основная площадка, сливная призма, бровка, откосы, бермы, основание откоса, основание насыпи и водоотводные канавы, резервы.

Полоса земли, на которую опирается насыпь, называется основанием.

Площадку земляного полотна, на которую укладывают верхнее строение пути, называют основной площадкой.

Линию сопряжения основной площадки с откосом называют бровкой, а линию сопряжения откоса с основанием – подошвой откоса.

Поверхность между подошвой откоса и ближайшим водоотводным устройством, называют бермой.

Высотой насыпи считают расстояние от уровня ее бровок до основания по оси земляного полотна.

Основные элементы земляного полотна в выемке: основная площадка, сливная призма, бровка, откосы, кюветы, откосные бровки, банкет, забанкетная канава, кавальер и нагорная канава.

Грунт, вынутый при устройстве выемки, укладывают в ближайшие участки насыпи, а если в том нет необходимости, то отсыпают с обеих сторон выемки в правильные призмы, называемые кавальерами.

В выемках с каждой стороны основной площадки устраивают про­дольные канавы, называемые кюветами.

Кроме того, для перехвата и отвода в пониженное место притекающих к выемке поверхностных вод на верховой стороне вдоль ее откоса за кавальером прокладывают нагорную канаву.

Во избежание стока воды на откос выемки с полосы, расположенной между кавальером и откосной бровкой, устраивают банкет, с уклоном в сторону от от­коса и выкапывают продольную забанкетную канаву, которая отводит стекающую по поверхности банкета воду вдоль пути.

Ширина земляного полотна поверху (ширина основной площадки) зависит от категории железной дороги, количества путей, радиуса кривой и от вида грунта.

Ширину земляного полотна на линиях всех категорий на участках, расположенных в кривых, увеличивают с наружной стороны кривой на величину, указанную в таблице 1.9.1, а также на величину уширения междупутий между осями путей.

Табл. 1.9.1 — Уширение земляного полотна в кривых

Радиусы кривых, мУширение земляного полотна, м
3000 и более0,20
2500- 18000,30
1500- 7000,40
600 и менее0,50

Переход от нормальной ширины основной площадки к уширенной осуществляется в пределах переходной кривой.

Для предупреждения значительных и неравномерных остаточных деформаций под действием нагрузок, атмосферных и других факторов земляное полотно сооружают из малодеформирующихся грунтов. Надлежащим образом уплотняя их, и обеспечивают его необходимыми водоотводными устройствами.

Читать еще:  Расчет угла откоса траншеи

Грунты, используемые при возведении земляного полотна:

— скальные (предварительно разрыхленные) и полускальные;

Наиболее распространенные песчаные, гравийные и глинистые грунты состоят обычно из смеси указанных грунтов. Кроме них, при сооружении и эксплуатации земляного полотна используются лёссовые, торфяные (кроме насыпей) и шлаковые грунты.

К скальным грунтамотносят изверженные, метаморфические и осадочные породы с жесткими связями между зернами (спаянные и сцементированные), залегающие в виде сплошного массива или трещиноватого слоя, образующего подобие сухой кладки. Перед разработкой и укладкой в насыпь такие грунты предварительно разрых­ляются.

Песчаные грунтыпредставляют собой продукт физического вы­ветривания горных пород. Эти грунты в сухом состоянии не обладают сцеплением. Такие грунты обладают хорошей дренирующей способ­ностью и имеют высокий коэффициент фильтрации. В целом они представляют собой наилучший материал для основания и тела зем­ляного полотна.

Глинистые грунтыпредставляют собой продукт химического выветривания горных пород.

Глинистые грунты подразделяются:

супеси – твердые, пластичные и текучие;

суглинки и глины — твер­дые, полутвердые, тугопластичные, мягко пластичные, текучепластичные и текучие.

Если в основании насыпи находится слабый илистый грунт, что нередко бывает на поймах рек, то внизу делают уширение насыпи.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Почему железнодорожная насыпь строится так высоко?

Опубликовано 28.10.2019 · Обновлено 04.02.2021

С детства меня интересовало одно наблюдение, почему железнодорожные пути находятся всегда на возвышенности, и в нашем регионе это достаточно хорошо заметно, как думаю и в других. Что ж, для любознательных такой пробел в познаниях не допустим и жить спокойно он не даст, по этому я задал вопрос нескольким железнодорожникам и приведу для вас усреднённый ответ.

Почему же ответ придется усреднять? — Да потому, что получить один единственный, с которым были бы все согласны мне не удалось, а тем, кто будет говорить в комментариях про википедию — сходите туда сами, а потом возвращайтесь обратно.

Читать еще:  Откосы сендвич как устанавливать

Для начала, давайте слегка затронем устройство самой насыпи, а точнее верхнего и нижнего строения пути. Это довольно сложное инженерное сооружение, которое состоит из многих «слоев», как пирог. Собственно насыпь, в нашем понимании, это многокомпонентая смесь песка, глины, гальки, земли, которая отсыпается (отсюда и название) в подготовленный котлован с горочкой. Котлован необходим для придания насыпной конструкции устойчивости, чтобы паводок не смог вымыть из-под нее земляной слой. Но и это еще не все, что увеличивает высоту самой верхней точки, то есть головки рельса — есть еще слой балласта. Это та самая пресловутая щебенка, она прекрасно пропускает через себя воду и лежащее на ней рельсо-шпальное полотно надежно зафиксировано от любых перемещений.

Почему же насыпь делают высокой, здесь есть два момента. Первый — это паводки. Любая насыпь должна иметь высоту с запасом от максимальной исторической и прогнозируемой высоты воды, ведь если при малейшем сезонном паводке рельсы будут оказываться под водой, ни о какой бесперебойности ЖД сообщения речи быть не может. А вот второй момент не менее критичен и более сложен в строительстве. Дело все в том, что ландшафт нашей земной поверхности неравномерен. Есть холмы, а есть овраги длиной в пару километров, то есть если проложить по земле дорогу, повторяющую ее рельеф, как например это делают в случае с автомобильными дорогами, на выходе получим ЖД полотно с высокими углами подъемов и спусков. Но если для автомобиля нет особой проблемы подняться в 45-ти градусный подъем, то вот для поезда такой профиль окажется просто непостижимым. Железнодорожный транспорт очень критичен к углу наклона профиля пути, не зря даже в железнодорожной среде он измеряется в тысячных долях. Слишком резкий подъем может не осилить локомотив, а если на нем произойдет остановка состава, особенно зимой или в сильный дождь, то может случиться и то, что состав под своим весом покатиться вниз и просто не сможет затормозить. Вот по этому профиль пути постоянно приходится выравнивать, и между разными высотами рельефа будет тянуться высокая насыпь, которая с очень маленьким углом, через несколько километров, полностью сравняет разность высот.

Если остались вопросы, задавайте их в комментариях, думаю вместе найдем на них ответ!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector