Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эрозия откосов автомобильных дорог

Способы укрепления откосов

На дорогах, особенно у высоких насыпей или глубоких выемок, часто приходится наблюдать размыв откосов или дна кюветов после прохода весенних вод и дождей. Причем можно отметить, что размыв откосов, выемок и насыпей зависит в значительной степени (помимо уклона и длины откосов) также и от рода грунта, из которого построена насыпь или в котором заложена выемка, а для кюветов также и от продольного уклона.

В отношении устойчивости против размыва все грунты можно разделить на следующие три категории:
а) легко размываемые (мелкие супеси, лессовые и пылеватые грунты, пылеватые мелкозернистые пески);
б) средне размываемые (более связные пылеватые суглинки, супеси);
в) трудно размываемые (глинистые, тяжелые суглинки, гравелистые, скальные и пр.).

Каждый грунт, не подвергаясь размыву, может допустить движение по нему воды только до определенной предельной скорости, свыше которой грунт начинает размываться и оплывать.

В целях предохранения откосов земляного полотна и дна кюветов от размыва, оползания и выдувания надлежит производить укрепление их.

К мерам, применяемым против размыва откосов, относится:
— укрепление откосов засевом травы;
— одерновка сплошная, в клетку или в стенку;
— укрепление хворостом;
— укрепление фашинами;
— посадка кустарника или деревьев;
— укрепление плетневыми клетками;
— замощение.

Откосы выемок и насыпей, находящиеся вне водотоков и затопляемых резных пойм, подлежат укреплению в зависимости от характера грунтов, климатических условий и высоты откоса. При назначении типа укрепления учитывается наличие местных материалов. Откосы насыпей и выемок в пылеватых и мелкозернистых песках рекомендуется укреплять сплошной одерновкой, независимо от высоты насыпи. Откосы насыпей и выемок в супесчаных и пылеватых грунтах укрепляются: при насыпи высотою до 2 м засевом травы, при насыпи от 2 до 4 м и выемке. до 4 м одерновкой в клетку и засевом травы, свыше 4 м одерновкою сплошь.

Откосы насыпей и выемок при пылеватых суглинках и в глинистых грунтах укрепляются в насыпях высотою до 4 м засевом травы, а в насыпях высотою свыше 4 м одерновкою сплошь, в выемках высотою до 2 м для указанных грунтов укрепление не требуется. В выемках высотою свыше 2 м откосы укрепляются одерновкою в клетку и засевом травы.

Укрепление откосов насыпей на поймах рек в пределах затопления выполняется в зависимости от ширины разлива, высоты волны, скорости течения и наличия материалов на месте. Укрепление откосов насыпей в таких случаях выполняется по заранее разработанным проектам. В частности к таким укреплениям откосов относятся: двойная и одиночная, мостовая, укрепление плетневыми клетками и пр. К мерам, применяемым против размыва дна и откосов кюветов, относятся:
а) в слабых легкоразмываемых грунтах (мелкие супеси, лессовые и пылеватые грунты и пылеватые мелкозернистые пески) при значительных расходах воды и уклонах кювета от 1 до 3%, а при более связанных грунтах (пылеватые суглинки, супеси), при уклонах от 2 до 3% — укрепление откосов кюветов производится одерновкой, а дно засыпкой щебнем с утрамбовкой (щебневанием) или мощением камнем (на мху или соломе);
б) при уклоне от 3 до 5% при значительных расходах и размываемых грунтах укрепление дна и откосов кюветов производится мощением камнем (на мху или .соломе), причем откосы’ кюветов отмащиваются на высоту заполнения водой + 10 см. При уклонах более 5% устраиваются перепады.

В трудноразмываемых грунтах (глинистые, щебневатые и др.) укрепление кюветов производится только в том случае, когда эта необходимость под¬тверждается расчетом количества и скорости поступающей воды. Способ укрепления кювета должен быть указан в проекте.

Укрепление откосов выемок можно производить непосредственно вслед за окончанием устройства откосов, откосы же насыпей укрепляются после их осадки.

Способы укрепления откосов
1. Укрепление откосов засевом трав

Растительные грунты в отношении пригодности для произрастания трав разделяются на тяжелые, т. е. такие, на которых трава плохо принимается.

К ним относятся пески и глины; средние, к которым относятся суглинки и супеси и легкие — черноземные и другие грунты с большим содержанием примесей растительного или животного перегноя.

При грунтах легких и средних засев трав может быть произведен непосредственно по грунту, из которого отсыпан откос насыпи или в котором разработана выемка; при тяжелых грунтах следует сделать поверх откоса отсыпку легкого грунта. Песчаные откосы могут быть укреплены и без дополнительной отсыпки легкого грунта, но тогда следует применять для посева семена трав с длинными корнями: песчаный овес, песчаная рожь и т. п.

Дополнительная засыпка растительного грунта на откосах производится или между клетками, образо¬ванными одерновкой откосов в клетку (рис. 2) или сплошной присыпкой сверху откоса растительного грунта.

В первом случае никаких дополнительных укрепительных работ, не требуется, во втором случае (при сплошной присыпке грунта) необходимо, для лучшего сцепления этого грунта с основным грунтом насыпи, устройство по откосам неглубоких уступов (рис. 1).

Работы по устройству уступов следует производить сверху вниз. По присыпанной дополнительно на откос растительной земле производят, посев трав различных сортов в зависимости от климатических условий и районов производства работ, так например:
а) для районов лесной и лесостепной зоны рекомендуются костер безостый, мятлик луговой, тимофеевка, клевер, овсяница;
б) для степных районов — костер прямой, житняк, люцерна желтая, пырей американский, мятлик.

Посев трав может производиться в период с ран¬ней весны по 15 сентября, наиболее удобный эффективный период посевов считается с весны до 15 июня.

Посев трав в южных районах СССР следует производить только ранней весной; при необходимости более поздних посевов — поливка их обязательна.

Посев трав рекомендуется производить в тихую безветренную погоду.

По окончании посева семена следует закрывать землей при помощи грабель (снизу вверх) на глубину не более 2 см.

Если посев производится в сухую землю, то после посева следует засеянный откос уплотнить легкими трамбовками и в течение нескольких дней после посева засеянные участки поливать водой (перед заходом солнца).

В тех местах откоса, где засев травы не удался (появились плешины) необходимо весною следующего года произвести подсев такой же травою.

Для предупреждения порчи засеянных откосов от хождения скота и лошадей, засеянный откос следует ограждать.
2. Укрепление откосов одерновкой

Для прорастания травы требуется определенное время, поэтому в тех случаях, когда необходимо сделать немедленное укрепление откосов, и в случаях, перечисленных в I главе, укрепление устраивается при помощи одерновки.

Сплошная одерновка откосов (рис. 3) состоит в покрытии всей поверхности откоса дернинами, которые укладываются горизонтальными рядами с перевязкой швов.

Дернины прибиваются тем же способом, как и при укладке дерна в клетку.

При крутых откосах более 1:1, когда сплошная одерновка держится слабо или при необходимости дать более сильное укрепление откоса одерновкой, таковую производят способом укладки дерна в стенку (рис. 4), который состоит в том, что откосы насыпи или выемки обкладывают дерном; при этом дернины кладут одна на другую травой к траве и в этом случае прибивка дерна не производится. При укладке дерна в стенку должен быть соблюден заданный уклон откоса, что проверяется обычным шаблоном.

Читать еще:  Как обшить сайдингом откос двери

Одерновка производится или ранней весной или осенью, чтобы корни травы быстрее могли прорасти в грунт откосов.

Размеры дернин принимаются шириною 20, 25, 30 см, длиною 30, 40, 50, 60 см, толщина дернин берется от б до 9 см.

Дернины заготовляются или лопатами или специальным резаком (рис. 5).

Дерн заготовляется незадолго до начала работ, чтобы он не успел высохнуть. В случае необходимости сохранять дерн до его укладки некоторое время на воздухе его укладывают в штабели, травой к траве, причем верхний ряд дернин в штабеле укладывается вверх травой, чтобы не было высыхания. Резка дерна (рис. 6) производится двумя рабочими, из которых один упирает резак или лопату в землю, а другой тянет за веревку, проделывая вначале два параллельных (на ширину дернины) продольных прореза в земле; затем дерн снимается лопатой (подрезая его снизу).

Лучший дерн дают черноземные и глинистые грунты; песчаные и болотные грунты дают мало пригодный дерн.

Дернину прибивают к откосу деревянными спицами (рис. 7) по углам; длина спиц 25 — 35 см и сечение 2,5×2,5 см.

Ремонт обочин и откосов земляного полотна

Неукреплённые или укреплённые несвязным материалом обочины, имеющие колеи, просадки, буфы выдавленного грунта в результате наезда автомобилей на переувлажнённый грунт планируют с приданием им поперечного уклона 40-60 ‰. При необходимости производят подсыпку щебня с его последующим планированием и уплотнением. Прибровочную полосу укрепляют травосеянием. На участках дорог, где обочины имеют большие деформации и разрушения, в регионах со значительными атмосферными осадками, особенно на дорогах с высокой интенсивностью движения их укрепление выполняют, как правило, связными материалами (асфальтобетон, цементобетон, чёрный щебень, битумогрунт и т.д.). Конструкция укрепления должна соответствовать действующим нагрузкам без образования на ней недопустимых деформаций, иметь коэффициент сцепления и ровность согласно ГОСТу и приниматься согласно требованиям действующих нормативных документов.

Слои укрепления на обочинах ограничивают попадание влаги в земляное полотно и в этой связи могут использоваться и как мероприятия для регулирования водно-теплового режима дорожной конструкции в целом. При расположении обочин над стыком старой и отсыпаемой части уширения насыпи решение по укреплению обочины должно обеспечивать равнопрочность этих участков конструкции.

Наиболее экономичным по единовременным капитальным затратам является укрепление обочин устройством краевой укрепительной полосы, в том числе выполняемое и путём уширения проезжей части (рис. 16.1). Решение улучшает транспортно-эксплуатационные показатели дороги, способствует усилению кромки проезжей части, однако оно эффективно при малом количестве наездов на обочину, малом количестве выпадающих осадков и земляном полотне из легких грунтов. В условиях интенсивной эксплуатации остановочной полосы, в сложных грунтовых и климатических условиях конструкция краевой укрепительной и остановочной полос принимается единой (рис. 16.2). Такая конструкция оказывает положительное воздействие и на водно-тепловой режим земляного полотна [97].

Рис. 16.1. Дорожные одежды на обочинах:
1 — асфальтобетон, цементобетон; 2 — щебёночные материалы, шлаки; 3 — укреплённый неорганическими вяжущими грунт; 4 — щебень, гравий с пропиткой вяжущими материалами; 5 — гравийные (щебёночные материалы); 6 — грунтогравийные, грунтощебёночные материалы, отходы производства (кирпичный бой, отходы бетонных заводов, породы угольных шахт и т.д.); 7 — битумоминеральные смеси; 8 — битумогрунт, дёгтегрунт

Рис. 16.2. Решения по укреплению обочин:
I-IV — соответственно краевая укрепительная полоса, остановочная полоса, прибровочная часть обочины, проезжая часть дороги; 1 — прослойка из геоматериала; 2 — слой укрепления обочины

Применение в конструкциях геосинтетических материалов диктуется необходимостью гидроизоляции, дополнительного дренирования или сокращения расхода дорожно-строительных материалов (повышения прочности конструкции).

Если остро стоит задача усиления дорожной конструкции, следует в слоях укрепления (или под ними) на контакте с дренирующим слоем укладывать материалы армирующего типа, в том числе геосетку, геовеб и др. В условиях необходимости улучшения дренирования земляного полотна при укреплении обочин применяется прослойка из нетканого геосинтетического материала. Такое решение целесообразно применять:

при переустройстве дренирующего слоя в зоне обочин с отсыпкой слоя из мелких песков с Кф = 1-2 м/сут;

при заиленном дренирующем слое и укреплении обочины без его переустройства;

в качестве мероприятия, снижающего влажность грунтов земляного полотна при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатических зонах (дороги I-III категорий) и как мероприятие при регулировании водно-теплового режима земляного полотна на участках, подверженных образованию пучин, для ускорения отвода воды;

при укладке щебёночного слоя непосредственно на грунт на их контакте.

Гидроизолирующие прослойки применяют для предотвращения поступления влаги атмосферных осадков в тело земляного полотна через неукреплённые или укрепленные водопроницаемым материалом обочины при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения во II-III дорожно-климатических зонах при высокой фактической (расчётной) влажности, средних и тяжёлых пылеватых суглинках, при наличии или опасности образования пучин [108].

Технология выполнения работ по укреплению обочин в зависимости от конструкции приведена в табл. 16.1 и 16.2.

Вид укрепления обочиныКонструкция с одним слоем укрепленияКонструкция с двумя слоями укрепления
Приготовление материала на обочине (укреплённый грунт)Привозной материалПриготовление материала на обочине (укреплённый грунт)Привозной материал
Укрепление с использованием грунта обочиныIII
Грунт при устройстве корыта удаляется за пределы земляного полотнаIIIIVV

Примечание. I-IV- номера вариантов технологии выполнения работ.

Наименование операцийПорядок выполнения операций по сооружению конструкций укрепления обочин по вариантам I-V согласно табл. 16.1Тип механизмов, которые могут быть использованы
IIIIIIIVV
Зачистка поверхности обочин путем снятия и перемещения слоя грунта на откосную частьАвтогрейдеры лёгкого и среднего типов
Устройство корыта в соответствии с профилем и глубиной, определяемой конструкцией укрепления (толщиной слоя укрепления) из привозного материала: со срезкой грунта и перемещением в валы на обочине с последующей погрузкой и вывозом за пределы земляного полотна;Для срезки: автогрейдеры легкого и среднего типов, экскаваторы с ёмкостью ковша 0,15-0,3 м 3 ; для вывоза: автомобили всех типов; для погрузки: экскаваторы с ёмкостью ковша 0,15-0,3 м 3
со срезкой и удалением грунта на откосыавтогрейдеры лёгкого и среднего типов
Выравнивание кромки проезжей частиБетоноломы, пневматические молотки
Смазка торца дорожной одежды одним из видов органического вяжущего
Рыхление грунтаКирковщики автогрейдеров, рыхлители
Уплотнение дна корытаКатки типов с шириной захвата 2 м
Размельчение и перемешивание грунтаФрезы
Завоз на обочину вяжущего материалаАвтогудронаторы
Распределение вяжущих материалов на обочинеФрезы, распределители сыпучих материалов, автогудронаторы
Приготовление смеси (перемешивание грунта с вяжущим)Фрезы, автогрейдеры среднего и легкого типов
Завоз несвязного материала укрепления на обочинуАвтосамосвалы
Завоз на обочину материала верхнего слояАвтосамосвалы
Разравнивание и профилирование слоя5,98,125,9Автогрейдеры легкого и среднего типов, бульдозеры, асфальтоукладчик с шириной захвата 2 м, машина для устройства укрепительных полос
Уплотнение слоя на обочине: верхнего из связных материалов или укреплённого грунта;9, 13Катки с шириной захвата 2 м
слоя из несвязных материаловТоже
Читать еще:  Изготовление отливов откосов парапетов

Примечание. Цифры в вертикальных графах показывают порядок операций по устройству слоев укрепления, принятого согласно таблице варианта конструкции укрепления.

Методы ремонта откосов выбирают в зависимости от характера деформаций, вида и состояния грунтов, инженерно-геологических, гидрологических и погодно-климатических условий района.

Ликвидацию деформаций в результате потери общей устойчивости откоса выполняют по специальным проектам, особенно если разрушение затронуло и проезжую часть дороги. Наличие аварийной ситуации диктует прежде всего необходимость выполнения работ по обеспечению пропуска по дороге транспортных средств и недопущения дальнейшего разрушения насыпи (выемки). Для этого могут сооружаться грунтовые упорные бермы, подпорные стенки, выполняться заделка вывалов грунтом с уполаживанием откосов или специальными мероприятиями по повышению устойчивости (армирующие прослойки, различного исполнения габионы, укреплённый грунт и т.д.). В табл. 16.3 приведён перечень мероприятий, выполняемых химическим способом для ликвидации и предупреждения деформаций, связанных с потерей как общей, так и местной устойчивости (см. рис. 16.3) (Волоцкой Д.В. Основы глубинного закрепления грунтов земляного полотна автомобильных дорог. — М.: Транспорт, 1978.).

Виды деформаций, повреждений и разрушений земляного полотнаФормы проявления деформаций, повреждений и разрушенийПротиводеформационные мероприятия по обеспечению устойчивости химическим способом
Повреждения и разрушения откосов в однородных грунтахОползни со срезом и вращением и образованием явно выраженной поверхности скольженияСваи-шпоны из укреплённого грунта на откосах, входящие в устойчивый массив, водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта
Оползни с перемещением по подстилающему слою и образованием явно выраженной поверхности скольженияТо же, в верхней части откоса
Пластичные оползни без явно выраженной поверхности скольженияСваи-шпоны из укреплённого грунта на откосах, расположенные на разной глубине; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта
Оползни со сколом (перерезанием) слоев и оползни выдавливанияСплошное закрепление грунта, водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта
Оползни с перемещением по фиксированной поверхности скольженияСваи-шпоны из укреплённого грунта на откосах, входящие в устойчивый массив; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта
Оползни со скольжением слоя по слою; оползни с перемещением по горизонтальной поверхности скольженияШпоны из укреплённого грунта на подошве сползающего слоя, входящие в подстилающий слой; закрепление поверхности скольжения; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта
Другие поврежденияСплывы (оплывины)Сваи-шпоны из закрепленного грунта на откосах; закрепление поверхности скольжения, трещин и отрывов грунта; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта
откосовСуффозионные оползни и разрушенияСплошное закрепление грунта слабого слоя; противофильтрационные завесы и экраны из закрепленного грунта

Рис. 16.3. Схема предупреждения и ликвидации оползневых деформаций откосов в однородных грунтах химическим способом:
а — оползень со срезом и вращением; б — локальный оползень; 1 — сползающий грунт; 2 — предполагаемая поверхность скольжения; 3 — свая-шпона из укреплённого грунта; 4 — гидроизолирующее покрытие на откосе; 5 — дорожная одежда; 6 — границы отрыва грунта

При нарушении местной устойчивости неукреплённых откосов выполняют профилирование их поверхности и укрепление [55, 108]. Укрепление травой используется для защиты неподтопляемых или кратковременно подтопляемых откосов от водной и ветровой эрозии, для ликвидации и предотвращения сплывов, оплывин и других нарушений местной устойчивости в районах с благоприятными условиями для прорастания трав и развития корневой системы. Травосеяние может использоваться и в комплексе с другими методами укрепления, например, решётчатыми конструкциями, геовебами. Разновидностью этого метода можно считать одерновку. Наиболее технологичным является биологическое укрепление с помощью геоматериалов с включёнными в их структуру семенами трав оптимального состава или травосеяние с покрытиями из геоматериалов, обеспечивающими защиту прорастающих семян. На подтапливаемых откосах с невысокими скоростями потока и малой высотой подтопления возможно биологическое укрепление в виде посадки кустарника, плетневого прорастающего укрепления, прорастающей выстилки, фашинные конструкции.

При деформациях, возникающих в грунте поверхностного слоя откосов при резком снижении их прочности под влиянием погодно-климатических факторов, а также для защиты от температурных и силовых воздействий паводковых или поверхностных вод, устраивают более капитальное укрепление — специальные покрытия различного исполнения. К ним относятся решётчатые конструкции из бетонных элементов с заполнением ячеек щебнем, камнем, обработанным вяжущим грунтом. В ином исполнении — это пластмассовые пространственные георешётки (геовебы) с высотой ребра 15-20 см и различным заполнением ячеек, устраиваемые для защиты от вымывания грунта и фильтрации грунтовых (поверхностных) вод на подстилке из нетканого материала.

В зависимости от условий подтопления при укреплении откосов применяют различные бетонные (железобетонные) плиты с устройством обратного фильтра из щебня или геосинтетического материала нетканого типа с высоким коэффициентом фильтрации, геоматы, каменную наброску, габионы на основе сетчатых металлических каркасов, заполняемых камнем различного грансостава, слои из бетона, укладываемого на металлическую сетку, и др. Некоторые из этих решений схематически показаны на рис. 16.4 и 16.5.

Рис. 16.4. Конструкции укрепления откосов:
а — покрытие из геотекстиля; б — укрепление каменной наброской, в том числе по геотекстильной прослойке; в — укрепление различными плитами, в том числе по обратному фильтру из геотекстиля; г — габион из металлической каркасной сетки, заполненной камнем; 1 — геотекстиль; 2 — элемент крепления; 3 — канавка; 4 — каменная наброска; 5 — плита; 6 — обратный фильтр; 7 — упор; 8 — габионный элемент; 9 — зона подмыва

Рис. 16.5. Варианты конструкции укрепления откосов:
а — решётчатая конструкция из бетонных элементов; б — пространственная георешётка; в — укрепление откоса георешёткой;
1, 2- бетонные элементы; 3 — анкеры; 4 — тяжи анкеров

В качестве термозащитных слоев используют торфопесчаные и мохоторфяные смеси, прослойки из геоматериала, плиты из полимерного вспененного материала (пеноплекс, стироформ). Каждый из этих видов укрепления имеет свою область наиболее эффективной работы в сооружении и зашиты поверхности откоса.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Применение георешетки в дорожном строительстве

Искать на сайте

Применение георешетки в дорожном строительстве

Георешетка для дорожного строительства используется для армирования полотна автомобильных и железных дорог, а также различных дорожных конструкций.

Георешетка для дорожного строительства используется для армирования полотна автомобильных и железных дорог, а также различных дорожных конструкций. Применение этого материала позволяет снижать затраты на строительство дорог и дальнейшие расходы на эксплуатацию: а также продлевает срок службы дорожного покрытия.

Георешетка минимизирует риск смещения дорожного полотна по горизонтали и вертикали, что особенно важно, если по автомагистрали проходит тяжелый транспорт.

Укрепление дороги с помощью объёмной георешётки ГЕОКОРД ® в подземном руднике

Особенности материала

Выпускается два основных вида георешетки: плоская и объемная. Первая представляет собой сетку, сформированную пересекающимися полосками полимера. В точках пересечения создаются утолщения. За счет применения технологии горячего перфорирования швы в этой конструкции отсутствуют, что повышает ее прочность.

Читать еще:  Откосы поставить для межкомнатных дверей

При производстве объемной георешетки используются отдельные полимерные эластичные ленты, которые соединяются между собой при помощи ультразвуковой сварки. Сварные швы обеспечивают надежное соединение. В результате образуется ячеистая трехмерная структура.
В сложенном виде георешетка выглядит как ленты длиной в несколько метров и небольшой толщины. В монтированном виде внешне георешетка напоминает пчелиные соты.

После того, как выполнен монтаж на поверхности (грунте, песке, гравии и так далее, в ячейки либо засыпают сыпучие фракции, либо заливают бетонные смеси — создается прочная устойчивая конструкция.

Устройство насыпного дорожного покрытия с использованием армированной георешётки ГЕОКОРД® с заполнением щебнем мм на подготовленном основании из щебня

Существует два разновидности объемных георешеток: с перфорацией и без. Неперфорированная решетка состоит из сплошных полос. Перфорированная — из лент с отверстиями, вырезанными по методу тиснения.

Плюсы использования геосинтетической решетки

Применение георешетки в дорожном строительстве дает ряд существенных преимуществ.

Полимеры, из которых производится георешетка, отличаются высокой устойчивостью к действию влаги, низкой и высокой температуры (-40–+40◦С), а также влиянию резких температурных перепадов, агрессивных сред. Они химически инертны и не поддаются коррозии. На них не селятся грибок и плесень.

Благодаря объемной структуре решетка способна выдерживать большие нагрузки механического и динамического характера. Это позволяет проводить эффективное укрепление дорожного полотна для проезда тяжелого транспорта.

За счет небольшого веса георешетку легко транспортировать, а ее монтаж не требует применения спецтехники. Это снижает временные и трудовые затраты на строительство дороги.

Установка георешетки уменьшает толщину дорожных одежд на 30-50 процентов благодаря снижению объема сыпучих материалов. Это сокращает себестоимость строительства.

Как «работает» георешетка?

Действие георешетки основывается на ее ячеистой структуре. Во-первых, ячейки, создаваемые полимерными лентами, надежно удерживают заполнитель: песок, гравий, грунт, бетонные смеси. Это не позволяет ему рассыпаться или растечься — формируется фиксированная конструкция.

Во-вторых, сочетание полимерных объемных «сот» с наполнителем создает упругую «подушку». Это помогает распределить нагрузку на дорожное полотно равномерно. В результате снижается риск образования провалов, появления колеи и других дефектов.

Конструкция дорожного полотна без георешётки / Конструкция дорожного полотна с применением георешётки

В-третьих, объемная структура решетки способствует более тесному сцеплению слоев дорожной одежды. Это повышает устойчивость дорожного полотна, делает его безопаснее для транспорта, увеличивает срок его эксплуатации. Дорога реже нуждается в ремонте.

В-четвертых, дорожные земляные сооружения (мостовые конусы, насыпи и другие) эффективно защищаются от вымывания, эрозии и иных разрушительных влияний внешней среды.

В строительстве каких дорог применяется георешетка?

Георешетка активно используется в разных областях дорожного строительства. Ее применяют

  • 1. При обустройстве оснований для автомобильных дорог, в которых используется асфальтовое покрытие;
  • 2. Для армирования временных дорог на промышленных площадках, на месторождениях полезных ископаемых;
  • 3. В укреплении подъездных путей к строительным участкам, промплощадкам;
  • 4. Для закрепления зимников: они становятся пригодными для прохождения тяжелых транспортных средств;
  • 5. На ледяных переправах, чтобы сделать их более прочными.

Укрепление откосов с помощью объёмной георешётки ПРЕСТОРУСЬ вдоль трассы М11 Москва – Санкт-Петербург

В сложных геологических условиях

Конструктивные особенности георешетки, в частности, ячеистая структура, а также высокие показатели прочности и долговечности делают такие изделия оптимальным выбором при строительстве дорог в сложных геологических условиях.

Как показывает практика, на слабосвязанных, глинистых, слабых грунтах укрепление при помощи георешетки дает возможность значительно повысить прочность и долговечность дорожного полотна. Использование этого материала для армирования дорожных одежд актуально также в регионах, где наблюдаются резкие колебания температур воздуха. Георешетка помогает надежно укрепить грунт в местах с повышенной влажностью, с высоким уровнем осадков.

Дополнительные рекомендации

Чтобы повысить эффективность применения георешетки, специалисты в области дорожного строительства рекомендуют дополнительно использовать геотекстиль: он служит разделительно-дренажным слоем между грунтовым основанием и георешеткой. Геотекстиль легко пропускает влагу, но удерживает частички грунта. Это не дает слоям дорожных одежд смешиваться, что предотвращает деформации дорожного полотна — его проседания, провалы, образование трещин.

Получающееся в результате такой последовательной укладки основание дороги образует монолитную структуру. Прочность дорожного полотна возрастает в несколько раз, а срок его службы увеличивается до нескольких десятков лет.

Эрозия откосов автомобильных дорог

Ссылка для цитирования этой статьи:

Каменчуков А.В., Николаева Г.О., Горшков Н.И., Ловцов А.Д. Оценка устойчивости откосов системы «земляное полотно – дорожная одежда» с нарушенной структурой // Транспортные сооружения, 2020 №4, https://t-s.today/PDF/05SATS420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/05SATS420

Оценка устойчивости откосов системы «земляное полотно – дорожная одежда» с нарушенной структурой

1 Каменчуков А.В., 2 Николаева Г.О., 1 Горшков Н.И., 1 Ловцов А.Д.

1 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, Россия
2 ФГБОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Автор, ответственный за переписку: Каменчуков Алексей Викторович, e-mail: 006641@pnu.edu.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы оценки устойчивости нестандартных грунтово-геологических систем в сложных условиях. Выполнен аналитический обзор современных методов и средств оценки устойчивости откосов насыпи. Рассмотрены особенности работы насыпи в районах распространения многолетнемерзлых грунтов. Отдельное внимание отдано вопросу устойчивости насыпей на талом основании. Изучены особенности проектирования насыпей на многолетнемерзлых грунтах при сохранении или частичном оттаивании мерзлых грунтов. Представлены два варианта расчетных статических схем поверхностей скольжения: основание – земляное полотно и основание – земляное полотно – дорожная одежда. Представлены основные причины приводящие к потере устойчивости грунтовых откосов. На основе результатов полевых исследований определены физико-механические характеристики грунтов насыпи и основания земляного полотна, которые стали основой для математического моделирования и оценки устойчивости откосов насыпи. В программных комплексах GeoStab (демо) и Geo5 (учебная лицензия), на основе метода конечных элементов и результатов полевых исследований, построены цифровые модели насыпей на слабом основании. Выполнен расчет устойчивости системы «основание – земляное полотно» под действием стандартной равномерно-распределенной нагрузки. Предложены два варианта усиления системы, для повышения ее устойчивости: армирование грунтовыми анкерами и геосинтетическими материалами. Так же проверена адекватность гипотезы о влиянии состояния покрытия дорожной одежды на устойчивость насыпи. Рассмотрены две модели системы и основание – земляное полотно – дорожная одежда: без трещин на полосе накати и с трещинами. Установлено что дефекты покрытия влияют на устойчивость системы только при наличии землетрясения средней силы и более сильных. Даны рекомендации по усилению откосов насыпей, работающих в сложных грунтово-геологических условиях.

Ключевые слова: автомобильная дорога; насыпь; дорожная одежда; деформация; физико-механические характеристики; напряженно-деформированное состояние; моделирование; устойчивость откосов


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2413-9807 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector