Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Допустимый угол откоса для складов как

Расстояние между складскими стеллажами: стандартные нормы проходов для складских помещений

Расстояние между складскими стеллажами – одна из главных характеристик, влияющих на складскую логистику. Существуют ли стандартные значения для пространства на складе? Какие минимальные расстояния между стеллажами в складских помещениях при работе погрузчика, штабелера или ричтрака? На эти и другие вопросы дадим ответы далее в статье.

Почему нужно стандартизировать расстояние между складскими стеллажами

Схема устройства стеллажей для складов и хранилищ имеет принципиальное значение. Каждая из них ориентирована на максимальную загрузку и безопасность обслуживающего персонала. В этой связи расстояние между складскими стеллажами имеет ключевое значение.

Расстояния между стеллажами в складских помещениях, т.е. проходы, должны быть достаточно широкими, чтобы по ним свободно могла перемещаться техника. При этом обслуживающий персонал должен иметь возможность разойтись с подъемным механизмом или транспортным средством в проходе.

Такое требование к расстояниям между стеллажами в складских помещениях диктуется не только нормами безопасности, но и рациональным распределением рабочего времени. Эффективность работы существенно повышается, если разгрузочные процессы идут без задержек, а для погрузчика обеспечено необходимое пространство для проезда и разворота. Таким образом, расстояние между складскими стеллажами – одна из ключевых характеристик при организации хранения на складе.

Все профессиональные задачи выполняются быстро и качественно, когда к стеллажным конструкциям обеспечен доступ как обслуживающему персоналу, так и специализированной технике.

Основы планирования склада

Чаще всего зонированием, планированием и размещением групп или партий товара занимается кладовщик. Но при увеличении складских объемов все равно начинают возникать проблемы и сложности. Поэтому стоит начать организацию работ с составления плана. И определить ширину расстояния между складскими стеллажами. Для этого рекомендуется разбить проект на несколько ключевых этапов:

  • Определить реальную потребность в свободной площади.
  • Разработать план локации погрузочно-разгрузочных точек.
  • Рассчитать число технологических зон.
  • Изучить нормативы и конструктивные требования к стеллажам на складе.
  • Подобрать производственное оборудование, соответствующее определенным ранее характеристикам.
  • Рассчитать оптимальную численность персонала.
  • Выполнить несколько проектов, учитывая бюджет.

После окончания этих работ можно переходить к зонированию проездов и планированию расстояния между складскими стеллажами. Трудности возникают из-за незнания норм и правил. Кроме того, предприниматели часто арендуют ангары, построенные еще в советское время, где просто невозможно сделать расстояния между стеллажами в складских помещениях, которые бы соответствовали необходимым стандартам.

Проектировались эти здания с большими запасами по площади, поэтому там могут размещаться сразу несколько компаний. Вот почему важно грамотно определить расстояние между складскими стеллажами (консольными, потолочными или паллетными).

Проектирование главного транспортного проезда

Ежедневно в складских помещениях приходится выполнять какие-то разгрузо-погрузочные работы и заполнять секции стеллажей крупными партиями материалов, сырья или товара. Повысить эффективность работы на складе можно посредством создания оптимальной внутренней среды. Расстояния между стеллажами в складских помещениях являются определяющими для эффективной ежедневной работы.

Поэтому требования к расстоянию между складскими стеллажами является основополагающим. Согласно существующим нормативам, в складских помещениях между сборными конструкциями минимальный шаг должен составлять 80 см. На стадии проектирования складского помещения предусматриваются проходы и проезды для спецтехники. При этом главный транспортный проезд должен быть размещен противоположно входу.

Существует формула, по которой рассчитывается величина проезда спецтехники в хранилище с двухсторонним движением. Величина проезда равняется двойному значению ширины погрузчика, к которой добавляется страховочные 0,9 м. Само пространство для проезда в своем минимальном значении должно равняться размеру ворот.

Расстояние между складскими стеллажами для главного транспортного проезда равно удвоенной ширине складской техники (погрузчик, ричтрак, штабелер) + 0,9 м.

Как рассчитать оптимальное расстояние между складскими стеллажами для паллет (AST)

Рассмотрим один из самых распространенных вопросов, касающихся расчета стандартного расстояния между складскими стеллажами, предназначенными для паллет, — расчет минимального межстеллажного расстояния. На чертежах его обозначают как AST. Расшифровка — right angle stacking aisle width. Дословно — ширина прохода под прямым углом. То есть это минимальное расстояние между рядами складских стеллажей, при котором погрузчик с грузом может развернуться на 90 градусов, чтобы встать в позицию для штабелирования.

Расстояния между стеллажами в складских помещениях необходимо рассчитывать для каждого склада, поскольку габариты помещений сильно различаются и стандартные значения не подойдут. У каждого склада свои специфические моменты, такие как используемая погрузочная техника и габариты хранимой продукции. Поэтому лучше посчитать конкретное расстояние между складскими стеллажами, чтобы спроектировать максимально эффективную систему хранения.

AST — это не просто расстояние между складскими стеллажами, а отрезок, равный диаметру круга, который описывает погрузчик с грузом при повороте на 90°.

Все данные, необходимые для расчета расстояния между складскими стеллажами, обычно есть в брошюре с техническими характеристиками техники для склада. Кстати, там же указан и AST для стандартных грузов на евро поддонах.

Стандартные нормативы для расстояния между стеллажами на складском помещении

Расстояние между складскими стеллажами следует увеличивать, если будут использоваться секции с выдвижными полками. Односторонняя установка конструкции – увеличение прохода равняется половине размера полки. Двухстороннее расположение стеллажей – расширение прохода будет соизмеримо с полной шириной полки.

До ввода хранилища в эксплуатацию составляется его технический паспорт допуска. Согласно нормативам, расстояние между складским стеллажом и стеной для фронтальной стороны секций должно быть 20 см.

Однако не бывает правил без исключений, поэтому для специальных грузов, которые нельзя хранить рядом с радиаторами отопления, устанавливаются другие нормативы. Для них расстояние от стены до стеллажа на складе может доходить до 1 м.

Что касается эвакуационных проходов, то они также предусматриваются на стадии проектирования. Согласно нормативам, их прокладывают вдоль торца металлосборной конструкции.

Какое должно быть расстояние между складскими стеллажами для штабелирования

Стратегическое значение при организации внутреннего пространства хранилища отводится линиям перемещения и расстояниям между стеллажами (штабелями) на складском помещении. На этих траекториях строго запрещается располагать любой груз. Причем по технике безопасности это относится даже к временным партиям товара или материалов.

Нормативы ГОСТ Р 55525-2013 для монтажа стеллажей с фронтальной загрузкой следующие:

  1. Широкопроходной – расстояние между складскими стеллажами варьируется от 2,5 до 3,7 м, площадь коридора позволяет выполнить разворот погрузчика на 90°.
  2. Узкопроходной – расстояния между стеллажами для складского помещения варьируются в диапазоне от 1,5 до 1,9 м, для разворота техники задействуется транспортный проезд.

Для архивов предусматриваются особые правила. Металлосборные конструкции должны располагать вместительными полками, что обеспечивает свободный доступ к любой архивной документации. Поэтому расстояния между складскими стеллажами в этом случае могут быть больше. Порядок монтажа систем хранения в архивах регламентируется СН 426-82.

Стандартные требования к расстояниям между складскими стеллажами следующие:

  • Стеллажи следует размещать на расстоянии 0,75 м;
  • Расстояние между соседними складскими стеллажами – 1,2 м;
  • Расстояние между торцом стеллажной конструкции и стеной – 0,45 м.

Свободные проходы и достаточное расстояние между складскими стеллажами — гарантия бесперебойной работы хранилища.

Как зависит расстояние между стеллажами от типа грузов

Расстояние между складскими стеллажами зависит также от того, какая продукция загружается в ячейки.

Если хранилище предназначено для складирования автомобильных покрышек, то для расстояний между стеллажами для складского помещения актуальны следующие пропорции.

Ширина продольного прохода должна составлять не менее 1,2 м, а ширина поперечных проходов к эвакуационным выходам – не менее 4,5 м. Количество последних определяется исходя из длины всего складского помещения: на каждые 25 м между осями дверных проемов должен приходиться один проход, при этом он должен находиться не более, чем в 25 м от поперечной стены.

Читать еще:  Отделка откосов пвх сэндвичем

Данные требования к расстояниям между складскими стеллажами определяются не спонтанно, они диктуются правилами противопожарной безопасности.

Особые требования по расстояниям между складскими стеллажами предъявляются к хранилищам, в которых складируются аккумуляторы.

В этом случае необходимо придерживаться следующих нормативов:

  1. Расстояние между складским стеллажом и стеной, на которой закреплен отопительный прибор, должно составлять не менее 0,75 м.
  2. Ширина прохода для обслуживания аккумуляторов не должна быть менее 1 м при одностороннем обслуживании и не менее 0,8 м − при двухстороннем.

Таким образом, комфортная эксплуатация складского помещения достигается при соблюдении стандартных расстояний между складскими стеллажами и путем выполнения требований следующих регламентов:

  • ГОСТ 16140-77,
  • СНиП 31-04-2001,
  • ГОСТ Р 55525-2013,
  • СН 426-82,
  • ГОСТ 16140-77.

При соблюдении рекомендаций по проектированию расстояний между складскими стеллажами работа в складе будет комфортной и безопасной.

Требования пожарной безопасности к расстояниям между складскими стеллажами

Когда на складе хранятся различные грузы, необходимо соблюдать нормы пожарной безопасности, которые предупреждают возгорание и создают оптимальные условия для оперативной эвакуации при возникновении пожара. Системы хранения должны устанавливаться по параметрам, предусмотренным требованиями ГОСТ 16140-77.

Расстояния между складскими стеллажами и стенами, колоннами, элементами отопления следует выдерживать расстояние не меньше 0,7 м. Минимальное расстояние между складскими стеллажами, оборудованием и перекрытием либо приборами освещения составляет 0,5 м.

Складские помещения без распределения на секции до 700 кв. м следует оборудовать эвакуационным коридором, ширина которого будет не менее 1,5 м. Склад площадью более 700 кв. м обустраивается дополнительным проходом, для которого расстояния между складскими стеллажами определяются аналогичными параметрами.

Системы хранения монтируются по правилам, которые будут напрямую зависеть от типа груза, находящегося на хранении. В общей секции не разрешается складирование автошин и других товаров.

Если на хранении находятся изделия из шерсти, хлопка и других аналогичных материалов, то расстояния между складскими стеллажами для продольных и поперечных проходов должны составлять минимум 2 м, а между ними и элементами освещения следует оставлять просвет не менее 1 м.

Стеллажные металлоконструкции являются незаменимым оборудованием в управлении, размещении на хранение, пополнении и выдачи товаров на складах. Кроме складской логистики, они активно задействуются магазинами, офисами, мастерскими, торговыми павильонами для складирования различной продукции.

Требования к расстояниям между складскими стеллажами паллетного типа

Паллетные стеллажи изготавливаются по установленным нормативным стандартам, что обеспечивает безопасную эксплуатацию металлоконструкции и длительный срок службы. Данными требованиями определены эксплуатационные правила, комплектность, габаритные размеры оборудования, контроль технического состояния. Нормируются и стандартные расстояния между паллетными стеллажами в складском помещении.

Стеллажи для размещения тарных и штучных грузов соответствуют техническим условиям хранения продукции и имеют допустимые габариты, которые определены государственными стандартами.

В соответствии с нормами ГОСТ 16140-77, габариты металлоконструкций могут быть следующими:

  • по высоте – 1,8-12,6 м;
  • по предельной грузоподъемности, исчисляемой допустимой нагрузкой на ячейку – от 125 до 4000 кг.

Стеллажи с настилом имеют следующие габариты:

  • по ширине – от 0,45-1,35 м;
  • расстояние между складскими стеллажами должно составлять 0,9-2,9 м.

Консольные конструкции характеризуются такими габаритами:

  • диапазон ширины – 0,45-1,35 м;
  • расстояния между стойки стеллажей на складском помещении могут составлять от 0,75 до 1,8 м.

Придерживаясь рекомендованных расстояний между складскими стеллажами, можно добиться комфортной, безопасной и эффективной эксплуатации склада.

Какой угол наклона односкатной крыши лучше выбрать – что влияет на выбор правильного уклона кровли

На нашей планете можно насчитать тысячи разновидностей крыш, продиктованных различными архитектурными традициями. В настоящее же время архитекторами было полностью изменено представление о загородном строительстве. Теперь односкатные крыши стали идеалом для сочетания множества их исполнений с дизайном ландшафтов. В этой статье мы расскажем о том, каким должен быть угол наклона односкатной крыши, чтобы ее функциональность соответствовала требованиям самых снежных регионов России.

Расчет постоянных и динамических нагрузок

Определяясь с уклоном односкатной крыши, вначале рассчитывают нагрузки, которые могут на нее приходиться. Бывают они постоянными и динамическими. К постоянным относят массу кровельного покрытия, дымоходы, антенны, тарелки и так далее – так как они всегда являются неотъемлемой частью крыши.

К динамическим или переменным нагрузкам относят такие, которые возникают с некоторой периодичностью. К ним можно отнести: снег, град, присутствие человека со всеми ремонтными инструментами и материалами. К этому еще можно добавить ветер, который способен срывать односкатные крыши из-за парусности кровельного покрытия.

Нагрузки, вызванные снеговыми осадками

Если представить, что угол односкатной крыши будет равняться 30º, в зимнее время на каждый квадратный метр покрытия будет прикладываться усилие в 50 кг. Это все равно, что на каждом квадратном метре будет сидеть по одному человеку.

Если же сделать уклон более чем на 45º, то, скорее всего, на такой крыше снег попросту не сможет задержаться (многое, конечно, зависит от шероховатости кровельного материала). Но для регионов России, расположенных на средней полосе со снегопадами средней интенсивности, достаточно уклона односкатной кровли в 30-35 градусов.

Допустимый минимальный уклон навеса для самостоятельного схождения снега равняется 10º. Максимальный же уклон равен 60º – сооружать крышу с более крутым углом нецелесообразно.

Владельцы односкатных крыш с недостаточным уклоном нередко берутся за лопату. Спасти может лишь площадь покрытия, так как с ее уменьшением, снижается и шанс прогиба кровельного материала.

Ветровые нагрузки

Все обстоит иначе в ветреных районах – с большими углами односкатные крыши из профнастила сооружать – категорически запрещается. К примеру, односкатной крыше с уклоном в 45 градусов приходится сопротивляться силе ветра, превышающей в 5 раз ту, которая действует на скат в 11 градусов. Исходя из этого, имейте в виду, что односкатную крышу сооружать нужно таким образом, чтобы ее низкая часть располагалась к подветренной стороне.

Смешанные нагрузки

Не забудьте дополнительно рассчитать для односкатной крыши и такие показатели, как сочетание кратковременных факторов с негативными непрекращающимися нагрузками. Имеются в виду критические величины, которые могут воздействовать на систему стропил. Многие, как ни странно, довольно часто не учитывают этот фактор, руководствуясь тем, что если крыша выдержит снег, значит, выдержит и любое воздействие ветра.

А представьте, что нескольким людям придется в сильный снегопад под порывами ветра взобраться на крышу. Сможет ли она одновременно выдержать нескольких человек, снежные осадки и сильный ветер? В такие-то моменты и случаются разного рода неприятные происшествия.

Определяемся с минимальным уклоном односкатной крыши

Определяясь с тем, какой уклон должен быть у односкатной крыши, стоит отметить, что здесь присутствуют довольно широкие границы: от 6 до 60 градусов. Все определяется регионом, в котором планируется сооружать дом. Если вы не желаете из года в год страдать от тонн снега, обрушивающихся на вашу крышу, тогда сооружайте кровлю со скатом покруче. А если вы планируете защититься от ветра, то стройте крышу с более пологим уклоном. Многое, конечно же, будет зависеть и от эстетических предпочтений хозяина.

Односкатные крыши с большим уклоном

Чем выше угол такой крыши, тем меньше нужно времени для отвода воды в желоба. На ней не будут скапливаться ни листья, ни различный мусор, а значит, кровельный материал сможет прослужить намного дольше. К тому же, такая крыша внешне будет выглядеть намного эстетичнее, что для многих хозяев будет значить очень много.

Крыши односкатного типа с небольшим уклоном

Естественно, что с крыш с небольшим уклоном дождевая и талая вода уходит медленнее, в итоге она может начинать застаиваться, лед станет застревать в стоках, а также будет скапливаться грязь. Такие крыши быстро покрываются мхом, на них налипает листва. Хуже всего, если кровельный материал имеет шероховатое покрытие.

Читать еще:  Допустимая крутизна откосов при разработке котлованов

Определяясь с тем, какой угол должен быть у односкатной крыши, нужно предусмотреть такую конструкцию, чтобы осадки и талая вода на ней не задерживались, а с легкостью скатывались. При низком уклоне вода станет собираться во всех изъянах кровли. И с течением времени она сможет проникать внутрь кровли, порождая немало проблем, таких как сырость, порча утеплителя, а также ржавление металлических узлов каркаса крыши.

Но в данном случае присутствует и положительная сторона: при меньшем уклоне геометрия внутренних комнат становится все ближе к «привычному» кубу. Для многих она легче воспринимается, при этом ее можно использовать с большей отдачей. Это значит, что с меньшим углом наклона крыше потребуется больше гидроизоляции, предотвращающей попадание воды в систему стропил. Здесь нужно будет приобретать защитные покрытия, такие как мембраны, изоляция в рулонах или листах.

При минимальном угле крыши с одним скатом

Довольно часто односкатные крыши с уклоном всего в 3-5 % сооружают инверсионными. Это значит, что такая крыша сможет выдерживать дополнительные усиленные нагрузки: по ней безопасно ходить, на ней можно выращивать сад, или даже применять в виде открытой террасы. Стоит отметить, что есть определенный угол, при котором односкатная крыша может перенаправлять поток воздуха, отводя скопившиеся осадки в нужном направлении.

Какой угол наклона должен быть в том или ином случае

По своей функциональности односкатные крыши разделяют на три главных разновидности: вентилируемые, невентилируемые и смешанные. Каждый из них стоит рассмотреть более подробно.

Конструкция вентилируемого типа

Такими крышами обустраивают закрытые сооружения. В роли вентиляции выступают продухи и специально отведенные просветы между слоями изоляции, через которые воздух уносит капельки влаги за пределы утеплителя.

Без такого вентилирования влага начнет накапливаться внутри утеплительного материала, от чего он начнет отсыревать и разрушаться. Спустя некоторое время придет в негодность весь кровельный пирог. У односкатной крыши вентилируемого типа есть ряд ограничений. Угол наклона такой кровли может находиться лишь в диапазоне от 5 до 20 %, в противном случае, воздушные потоки не смогут достаточно хорошо циркулировать сквозь продухи.

Невентилируемая конструкция

Чтобы понять, какой скат должен быть у односкатной крыши, нужно рассмотреть крышу без вентиляции. Как правило, такие постройки возводят на трассах и хозяйственных сооружениях. Зачастую у таких крыш угол находится в пределах от 3 до 6%, однако, каких-либо жестких ограничений по уклону нет.

Таким крышам вентиляция по большому счету не нужна, так как воздушные массы в помещениях, в которых нет стен или в них широко раскрыты двери, и так довольно хорошо циркулируют, выводя на улицу любые водяные испарения. Хотя, в таких постройках, влага и так сама по себе практически не собирается.

Конструкция смешанного типа

Такие крыши комбинируют характеристики двух предыдущих типов конструкции. В данном случае уклон кровли придается теплоизоляцией. Выходит довольно экономично, но в зимний период потребуется довольно часто чистить кровлю от снега.

Конструкция у такой односкатной крыши несколько иная: кроме профнастила, дополнительно укладывают утеплитель в два слоя и делают качественную гидроизоляцию.

Кроме того, угол определяется типом соединения стропил с мауэрлатом или стенами.

Высчитываем точный уклон ската

Уклон односкатной крыши представляет собой угол наклона стропила и ската крыши по отношению к горизонтали потолка – исчисляется градусами или процентами.

Определяемся с кровельным покрытием

Перед тем как рассчитать угол односкатной крыши, стоит иметь в виду, что современные кровельные покрытия также предъявляют свои требования к допустимым границам уклона односкатной крыши.

У разных кровельных материалов свои допустимые границы:

  • профнастил – 8º-20º;
  • фальцевое покрытие — 18º-30º;
  • шифер — 20º-50º;
  • мягкий тип кровельного покрытия — 5º-20º;
  • металлочерепица — 30º-35º.

Для меньших уклонов вам потребуются бюджетные материалы: рубероид, профнастил и схожие с ними.

Удивительно, но даже для крыш с малым уклоном на сегодняшний день производят все те же кровельные материалы, что и для кровель с уклоном в 30 градусов.

Какую систему стропил выбрать

Тип закрепления стропил на стенах определяется величиной уклона крыши, а также нагрузками, которые будут на нее приходиться.

На сегодняшний день существуют такие виды стропил:

  • Висячие. Самый лучший вариант, если требуется получить максимально жесткое соединение, но отсутствует возможность установить дополнительный упор под боковыми опорами.

Говоря иными словами, присутствуют лишь наружные несущие стены, а перегородки отсутствуют. Можно сказать, что такая система стропил получается весьма сложной, поэтому ее изготовление должно осуществляться с достаточной ответственностью. Нюансы возникают из-за длинных пролетов и распирающего усилия, которое давит на стены.

  • Наслонные. В данном случае вся кровля осуществляет давление, как минимум, на три опоры: две наружные стены и одну, расположенную внутри. Стропила при этом должны быть, как можно плотнее, сечением, как минимум, 5×5 см – для брусков, и 5×15 см – для стропильных ног.
  • Скользящие. Такая конструкция предполагает, что одной из опор под стропила будет служить коньковая балка. А для состыковки ее со стропилами применяются специальные металлические крепежи – «скользячки». Они дают возможность стропильной системе в случае усадки стен перемещаться вперед на очень небольшое расстояние, во избежание появления трещин. Это помогает крыше с легкостью выдерживать даже значительную усадку сруба, без появления повреждений.

Высчитываем высоту крыши с одним скатом

Для определения высоты возводимой крыши можно воспользоваться одним из трех известных способов:

  • геометрическим;
  • тригонометрическим;
  • онлайн-калькулятором.

Самым простым способом, как рассчитать уклон односкатной крыши, считаются онлайн-калькуляторы. Как правило, они настроены на соответствие СНиПам – «Нагрузка и воздействие» ТКП 45-5.05. Однако стоит учесть, что такой способ лучше использовать лишь в качестве вспомогательного.

Вот мы и разобрались с тем, как определиться с минимальным уклоном односкатной крыши. Надеемся, что вы сделаете правильные подсчеты, и ваша кровля прослужит больше запланированного срока!

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия

  • Главная
  • «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА. СНиП 2.05.07-91» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.91 N 18) (ред. от 05.03.96)

НАИБОЛЬШИЕ УГЛЫ НАКЛОНА ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ НА ПОДЪЕМ

Транспортируемый груз, крупность, ммНасыпная плотностьУгол естественного откоса в покоеНаибольший допустимый угол наклона конвейера на подъем
, град_max, град
1234
Агломерат:
железной руды, 0-1501,7-2,04516-18
свинцовой руды2,5-3,540-5018
Антрацит:
рядовой0,8-1,040-4516-17
мелкий сухой0,9-0,9535-4517-18
Асбест0,4-0,745-5016-18
Брикеты:
бурого угля0,7-1,035-4014
угольные сухие1,0-1,135-4016-18
Боксит:
дробленый, 0-601,4-2,030-4016-18
то же, 0-3501,5-2,235-4512
Бурый железняк1,8-2,135-4518
Галька круглая сухая1,5-1,83010
Гипс:
порошкообразный0,6-0,954022
мелкокусковой1,2-1,354018
Глина:
мелкокусковая сухая0,9-1,63516
крупнокусковая влажная1,4-1,645-5020-22
Глинозем порошкообразный сухой0,8-1,225-3010
Гравий:
влажный мытый1,8-1,940-5020
несортированный1,3-1,535-4018
сортированный сухой1,2-1,4530-3518
керамзитовый0,6-0,830-4013-15
Гранит, 0-801,535-4518
Доломит:
сырой1,5-1,64018-20
необожженный, 50-801,6-1,73518
Земля грунтовая:
влажная1,6-2,035-4522
сухая1,1-1,630-4518
Зола сухая0,6-0,945-5018
Известняк:
мелкокусковой1,4-1,535-4018
средне- и крупнокусковой1,5-1,740-4516
флюсовый1,64018
дробленый1,4-1,740-4518
Известь:
негашеная средне- и крупнокусковая1,65-1,7540-5018
порошкообразная сухая0,5-0,940-5022
гашеная0,4-0,840-5018
хлорная воздушно-сухая0,6-0,840-4518
Камень мелко- и среднекусковой1,3-1,535-4018
Кокс металлургический0,45-0,530-4015
Коксик и коксовая пыль0,6-0,935-4518
Колчедан:
серный рядовой1,25-2,54517
флотационный1,8-2,238-4017
Концентрат:
апатитовый1,3-1,730-4016
железный влажный, 0-0,13,0-5,030-5022
железных и полиметаллических руд сухой, 0-12,8-3,030-5018
марганцевых руд, 0-31,5-1,830-5020
медный2,0-2,230-5020
нефелиновый никелевый1,3-1,7 2,2-2,325-35 40-5015-17 20
цинковый1,8-2,140-5020
Мел мелкокусковой1,2-1,44018
Огарок колчеданный, охлажденный1,4-1,83518
Окатыши железорудные1,8-2,530-3512-13
Песок:
природный и дробленый при влажности до 5%1,5-1,6535-4518-20
природный и дробленый при влажности до 20%1,5-1,6525-3014
чистый формовочный сухой1,4-1,535-4015
Песчано-гравийная смесь природная при влажности до 5%1,5-2,040-5018
Порода грунтовая (вскрыша)1,6-1,745-5020
Руда:
асбестовая1,6-1,835-4018
вольфрамомолибденовая1,9-2,035-4018-20
железная крупнокусковая, 0-3502,2-3,635-4516
марганцевая, 0-251,7-1,935-4518-20
медная1,7-1,835-4518-20
никелевая2,0-2,535-4518-20
полиметаллическая, 0-1202,0-4,535-4518-20
свинцово-цинковая2,0-2,440-4518-20
Сера гранулированная1,44518
Сода двукислая порошкообразная1,04418
Соль:
калийная1,14518
каменная кусковая0,8-1,830-5018
Суперфосфат из апатита гранулированный1,04518
Уголь:
бурый сухой0,6-0,935-4516-18
бурый влажный0,8-1,040-5018
каменный рядовой0,8-1,130-4518
Формовочная смесь:
выбитая (горелая)1,2-1,330-4522
готовая1,640-4520-24
Цемент воздушно-сухой1,0-1,530-4020
Шлак:
каменноугольный0,6-0,935-5020
гранулированный0,6-1,045-55
Штиб сухой0,930-4520
Щебень:
гранитный сухой1,35-1,835-4518
известняковый доломитовый1,25-1,3535-4518

Примечание. Приведенные значения углов могут отличаться от фактических значений в зависимости от степени заполнения ленты грузом и ее желобчатости, наличия подпора грузов и др.

ЭЛЕМЕНТЫ И ПАРАМЕТРЫ КАРЬЕРОВ.

УСТУП И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Приведем поперечный разрез карьера, на котором обозначены основные его элементы (рис. 1)

Рисунок 1 — Поперечный разрез карьера

На рис. 1.1 приведены следующие элементы карьера:

1-2 — верхний контур карьера, соответствует ширине карьера по верху;

3-4 – нижний контур карьера, соответствует ширине карьера по дну;

5-6 – рабочий борт карьера;

1-5 и 2-11 – нерабочий борт карьера;

7 – нерабочий уступ карьера;

8 – рабочий уступ карьера;

9 – верхняя и нижняя площади уступа (рабочие площадки);

10 – транспортная берма;

12 – предохранительная берма или берма очистки;

φр – угол рабочего борта карьера;

φнр– угол нерабочего борта карьера.

Верхним контуром карьера называется линия пересечения бортов с поверхностью.

Нижним контуром карьера называется линия пересечения бортов с плоскостью дна карьера.

Бортами карьера называются боковые поверхности, ограничивающие карьер и его выработанное пространство.

Если на борту карьера производятся горные работы, то он называется рабочим бортом.

Откосом борта карьера называется поверхность, проходящая через верхний и нижний его контур.

Углом откоса борта карьера называется угол, образованный линией откоса борта карьера и проекцией этой линии на горизонтальной плоскости. Угол откоса рабочего борта обычно составляет 7°÷15°, не рабочего 35°÷45°.

В результате горных работ рабочий борт карьера перемещается, приближается к конечным контурам карьера. Борт карьера или его отдельные участки, контуры которых совпадают с конечными контурами карьера, называются нерабочими. На нерабочем борту карьера горных работ не производятся, но могут располагаться транспортные съезды.

Уступы, составляющие нерабочий борт карьера называются нерабочими. Они разделяются площадками: транспортными, предохранительными, а также площадками очистки.

Транспортные бермы служат для расположения транспортных путей, по которым осуществляется грузотранспортная связь, между рабочими площадками в карьере и поверхностью. Ширина их составляет от10 до 30 м в зависимости от вида и типа транспорта.

Предохранительные бермы предназначены для повышения устойчивости борта и для задержки кусков породы обрушающихся при выветривании уступов. Их ширина составляет 3÷10 м и как правило принимается равной 1/3hу.

Бермы очистки – это расширенные до 10÷15 м предохранительные бермы, которые останавливают через 3÷4 уступа. Очистка оставшейся породы осуществляется бульдозерами, небольшими экскаваторами или погрузчиками.

По мере отработки уступов рабочий борт становится нерабочим, а рабочие площадки становятся предохранительными или площадками очистки.

Глубина карьера – это вертикальное расстояние между отметкой земной поверхности и длиной карьера. Они изменяются от нескольких десятков метров до 300÷500 м.

Форма карьера в плане бывает обычно близкой к овальной. Длина карьера изменяется от 500 м до 5 км.

Уступ и его элементы. Правила вычерчивания уступов при оформлении горных чертежей

Уступом называется часть массива горных пород в карьере, имеющая рабочую поверхность в форме ступени и разрабатываемая самостоятельными средствами выемки, погрузки и транспорта.

Различают рабочие и нерабочие уступы. На рабочих уступах производится выемка пустых пород или добыча полезного ископаемого. Уступ имеет нижнюю и верхнюю площадки, откос и бровки.

Приведем схему, на которой покажем уступ в разрезе и в плане (рис. 2)

Рисунок 2 – Уступ и его элементы

а – поперечный разрез уступа; б – вычерчивание уступа в плане

Ну – высота уступа; αу — угол откоса уступа; х – горизонтальное проложение откоса уступа; 1 и 2- верхняя и нижняя площади уступа соответственно; 3 и 4 – верхняя и нижняя бровки уступа соответственно; 5 – откос уступа; 6 – линии наибольшего ската; 7 – берг-штрихи.

Откосом уступа – называется наклонная поверхность, ограничивающая уступ со сторон выработанного пространства.

Углом откоса уступа – называется угол наклона откоса уступа к горизонтальной плоскости.

Линии пересечения откоса уступа с его верхней и нижней площадками называется соответственно верхней и нижней бровками.

Высота уступа обычно ограничивается по условиям безопасности работы выемочно-погрузочного оборудования и составляет 10÷15 м, реже 20÷40 м.

Угол откоса рабочих уступов обычно составляет 65°÷80°, нерабочих 45°÷60°, т.к. должна обеспечиваться долговременная устойчивость уступа.

Горизонтальные поверхности рабочего уступа, являющиеся объектом разработки, т.е. на которых расположены буровые станки или экскаваторы, называются рабочими площадками. Ширина рабочей площадей изменяется от 40 м до 110 м. Если площадка остается свободной, то ее называют нерабочей.

Вычерчивание горных чертежей, в частности вычерчивание уступов карьера в плане, имеет некоторые особенности. Рассмотрим их на примере рис. 1.2 б.

На поверхности откоса уступа перпендикулярно к горизонтам проводят линии наибольшего ската и берг-штрихи. Выполняются линии наибольшего ската сплошной тонкой линией. Минимальное расстояние между соседними линиями ската принимаются равным 2÷3 мм, максимальное до 0,5 горизонтального проложения откоса уступа.

Массив вскрышных горных пород на плане откоса уступа условно обозначается берг-штрихами – отрезками основной толщины, длиной равной 1/3÷1/4 от горизонтального проложения откоса, проставляемыми у контуров верхней бровки между линиями наибольшего ската. Массив полезного ископаемого на откосе уступа обозначается сдвоенным берг-штрихами.

Для закрепления материала студентам необходимо выполнить расчетно-графическую работу.

Задание для расчетно-графической работы: вычертить в разрезе и в плане участок рабочей зоны карьера, состоящий из двух уступов. Чертеж выполнить в масштабе 1:100, 1:200, 1:500 или 1:1000. По результатам построения определить угол рабочего борта участка карьера. Задание по вариантам представлено в приложении 1.

Исходные данные для выполнения практической работы представлены в приложении 1.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector