Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое присыпная берма с откосом

Берегоукрепительные и регуляционные сооружения

Регуляционные (выправительные) сооружения являются ответственными элементами мостового перехода, предохраняющими его от размыва. Невосстановленные и неотремонтированные регуляционные сооружения и их укрепления быстро разрушаются, создавая угрозу размыва сооружения или насыпей подходов. Для восстановленных мостов, особенно при стеснении отверстий и неудовлетворительном заложении и укреплении опор, значение регуляционных сооружений возрастает и требования к их сохранению повышаются.

Регуляционные сооружения, целесообразно расположенные и надёжно укреплённые, выправляют течение и распределяют поток более равномерно по всему отверстию и пролётам моста.

В некоторой мере регулируют поток не только регуляционные сооружения, но и укрепления берегов и русла в отдельных пролётах моста. Укрепление, предохраняя грунт от размыва, тем самым в меру своей прочности препятствует расширению или углублению потока в данном укреплённом месте и отклоняет от себя направленное к нему течение или вызывает более интенсивный размыв в неукреплённых местах. Необходимо поэтому учитывать возрастание опасности размыва дна в неукреплённых пролётах моста при увеличенном расходе воды и надёжном укреплении грунта не во всех, а лишь в наиболее деятельных пролётах.

Чем больше регуляционные сооружения изменяют направление потока, тем надёжнее должны быть они укреплены и тем опаснее их разрушение. С разрушением таких регуляционных сооружений внезапно резко изменяется течение и создаётся явная угроза разрушения мостового перехода (моста и подходов). Разрушение регуляционных сооружений и самого перехода неизбежно при отсутствии укрепления или неудовлетворительном его состоянии и несоответствии скорости течения. При этом для начала размыва достаточно наличия дефекта укрепления даже в отдельных незначительных местах, несмотря на удовлетворительное состояние остального укрепления. Размыв, начавшись в неукреплённом, слабом месте, быстро распространяется в стороны с нарастающей скоростью и разрушительной силой, легко преодолевая затем даже прочное укрепление. Поэтому непременными являются требования о восстановлении регуляционных сооружений, о ремонте, усилении и устройстве заново необходимых укреплений регуляционных сооружений, берегов и подходов, подверженных размыву.

Основные виды регуляционных и берегоукрепительных сооружений схематически изображены на фиг. 349.

Повреждённые или частично разрушенные регуляционные сооружения, не потерявшие значения для переустроенного моста или полезные хотя бы только для будущего капитального моста, должны быть восстановлены и укреплены.

При недостаточности одних защитных укреплений опор, русла, подходов и т. д. для предупреждения от размыва необходимо восстановление разрушенных или устройство новых регуляционных сооружений.

Все имеющиеся в регуляционных сооружениях и подходах различные бреши, воронки от взрывов, окопы и другие оборонительные устройства, потерявшие свое значение и недопустимо ослабляющие сооружение, должны быть заделаны сухим грунтом с тщательным трамбованием, а лучше гравием или камнем с расщебёнкой, и укреплены по спланированной поверхности.

Нарушенное укрепление берегов, подходов, конусов регуляционных сооружений должно быть полностью восстановлено, а имеющееся недостаточное укрепление в наиболее ответственных местах, а также находящееся в неудовлетворительном состоянии — усилено или заменено более надёжным. Тип укрепления во всех случаях должен приниматься с учётом скорости течения. Более сильное укрепление требуется для головной части дамб и траверсов, а также откосов сопряжения дамб с конусами и самих конусов.

Струенаправляющие дамбы по своему очертанию и укреплению на всём протяжении должны обеспечивать спокойный и равномерный проход высокой воды под мостом, без завихрений и косины струй. Этими условиями при данной величине отверстия достигаются наибольшая водопропускная способность сооружения и снижение максимальных скоростей потока.

Разворот (в сторону от русла) и протяжённость дамб назначаются в каждом случае индивидуальными, исходя из величины отверстия, направления течения относительно моста и притока воды с поймы. Направление течения определяется рельефом местности и гидрологическими условиями в районе перехода.

При значительном притоке пойменной воды, подходящей к мосту вдоль насыпи, устраивают грушевидные дамбы (фиг. 350) с разрывом для отвода воды из пазухи внутри дамб (аналогично показанному на фиг. 356) или без разрыва, но с заполнением пазухи грунтом в зависимости от объёма работ.

Минимальные уклоны откосов дамб, отсыпаемых растительным грунтом, принимают 1:2 для речного откоса, 1:1,75 для противоположного. В дамбах из песка и гравия уклоны могут быть меньшими, соответственно 1:1,75 и 1:1,5. В голове дамбы откос делают более пологим — 1:3 на всём протяжении закругления головы. Ширина дамбы по верху составляет 2 м и более, с увеличением в 1,5—2 раза в головной её части (фиг. 351). Дамбы должны возвышаться над г. в. в. не менее чем на 0,5 м плюс высота подпора и волны.

Откосы дамб укрепляют на всю их высоту обычно мощением: двойным для речного откоса и головной части дамбы в пределах закругления и одиночным для противоположного откоса. Укрепление поверхности дамб должно производиться с учётом скорости течения вдоль откосов дамбы (табл. 50), а также воздействия льда на дамбу. Верх дамб покрывают или одиночным мощением или, что является достаточным при недопущении перелива воды через дамбу, одерновкой.

Мощение откосов дамбы во всех случаях должно опираться на каменную отсыпку (рисберму), исключающую возможность сползания укрепления. Каменная отсыпка на протяжении поверхности откосов, омываемой меженней водой должна быть выполнена из крупных камней (по 30—50 см) на высоту 6,5—1 м выше г. м. в. Ширина отсыпки поверху около 1 м уширяется до 2 м около устоя, уклон руслового откоса отсыпки 1:2, обратного — 1:1 (или соответственно уклону откоса дамбы, когда камень присыпается к готовой дамбе). По мере удаления откоса дамбы от уреза меженних вод каменная присыпка покрывает и незатопленную часть берега (фиг. 320,б). При расположении откоса дабмы на пойме с удалением от уреза меженней воды в 2—3 м и при незначительном течении в высокую воду мощение сопрягается с грунтом рисбермой, врезанной в грунт (фиг. 320,а).

Сопряжение дамб с конусами нукрепление конусов. Дамба своим речным откосом должна плавно сопрягаться с конусом насыпи, защищать его и основание опоры от размыва. При различной величине уклона откосов конуса и дамбы переход одного уклона в другой должен быть не резким, не более 1:10 (фиг. 352). Укрепление поверхности на длине сопряжения дамбы с конусом, а также и самого конуса, в том числе и непосредственно под мостом, должно быть более надёжным.

При раздельных устоях дамбы выносятся за пределы устоя к переходному быку, но так, чтобы основание речного откоса дамбы не доходило до речной грани быка на 0,5 м и белее и чтобы не было впадины в сопряжении откосов дамбы и конуса (фиг. 353).



При выходе конуса в русло за пределы передней грани устоя верхнее ребро речного откоса дамбы должно выступать в сторону реки на ширину верхней площадки дамбы (1,5—2 м), если позволяет отверстие моста, или по крайней мере совпадать заподлицо с откосом конуса (фиг. 354).

Укрепление конуса по типу должно соответствовать скорости течения (табл. 50) и должно быть произведено до отметки на 0,5 м выше г. в. в. плюс высота подпора и волны. Выше этой отметки поверхность конусов доверху достаточно предохранить одиночным мощением или дерновкой в стенку от расстройства атмосферными воздействиями и осадками.

Читать еще:  Откос насыпи для щебня

Дамбы не соответствующие восстановленному мосту и ухудшающие работу его отверстия, следует переустроить, но с расчётом максимального сохранения их для капитального моста.

В частности, выправление очертания дамбы в плане может быть достигнуто присыпкой новой дамбы к существующей с соблюдением известных правил сопряжения (штрабление засыпаемого откоса, трамбование грунта).

Оставление таких дамб без переустройства требует более надежного укрепления опор, подвергающихся действию струй потока, отбиваемых дамбами. Так, например, в приведенном на фиг. 355 случае расположения восстановленного моста (на обходе) в пределах криволинейного очертания дамб, при напряжённой их работе требуется более сильное укрепление опоры № 1, а возможно и опор № 2 и 3.

3ащита пазух между переходами. При мостах на обходах требуется выяснить влияние пазух между старым и новым переходами как на водоток под восстановленным мостом, так и на сохранность насыпи обхода. Особенно неблагоприятно отражается на водотоке загромождение русла в месте разрушенного перехода.


Мероприятиями против указанных явлений служат устройство дамб между переходами (фиг. 356), изоляция пазухи досыпкой разрушенного подхода от попадания в неё высокой воды, обеспечение стока воды, накапливающейся в пазухе. При отсутствии и нецелесообразности сооружения дамб насыпь перехода, подверженная подмыву, укрепляется одерновкой, мощением.

Дамбу между насыпями устраивают или непрерывной (фиг. 356, правобережная дамба) или с разрывом для выпуска воды из пазухи (фиг. 356, левобережная дамба). В первом случае требуется засыпать пазуху на высоту дамбы для стока воды из пазухи через дамбу. Во втором случае величина разрыва (около 1—2 м внизу) между дамбами принимается из расчёта пропуска расхода воды при изменении горизонта водотока, исходя из площади пазухи, интенсивности подъёма и спада воды в реке и скорости течения, безопасной для крепления дамб и лотка разрыва.

Снижение скорости течения вдоль насыпей. Подмыв насыпей при течении с верховой поймы вдоль подходов к мосту, а также размыв берегов предотвращают траверсами (фиг. 357, 349). Траверсами одновременно с этим выправляют поток нормально оси моста.

Траверсы располагают вдоль насыпи или берега по нескольку штук параллельно друг другу и нормально течению или несколько повернутыми в сторону течения.

Длина и расположение траверс должны быть увязаны с дамбами так, чтобы поток, отжимаемый траверсами, плавно входил в русловое очертание дамб. Возвышение траверс обычно принимается таким же. как и для дамб (выше г. в. в. на 0,5 м плюс высота подпора и волны).

При подмыве берега меженней водой устраивают траверсы пониженной высоты («полузапруды»), возвышающиеся лишь над меженним горизонтом.


Очертание траверс показано на фиг. 358. Траверсы укрепляются каменным мощением. Верх траверс и часть обратного откоса, не подверженные размыву, достаточно покрыть одерновкой.

Высоту волны на открытых поймах при отсутствии данных можно принимать в пределах от 0,5 до 1,0 м. На заросших поймах высота волны меньше.

Укрепление откосов насыпи подходов. Насыпи, подверженные размыву и выветриванию, должны быть надлежащим образом и заблаговременно укреплены.

Откосы подходов к мосту нуждаются в укреплении, главным образом, от воздействия воды и льда при широких разливах, течении вдоль насыпи, волнобое и фильтрации, а также от выветривания свежеотсыпанных подходов, например в местах воронок от снарядов и других разрушений, при устройстве обходных мостов.

Против поверхностного воздействия пойменной воды и льда укрепление откосов насыпи производят одиночным и двойным мощением, иногда в плетнях или хворостяным покрытием на высоту до отметки выше г. в. в. на 0,5 м плюс высота подпора и волны.

При наличии берм верхняя их площадка предохраняется одерновкой, а при более прочном укреплении откосов (например, двойным мощением) площадка бермы укрепляется одиночным мощением.

Укрепления всех типов необходимо закладывать на устойчивой (без осадок) каменной рисберме, a такжe4 заделывать заподлицо с поверхностью грунта по всему контуру укрепления (фиг. 321). Укрепление, произведённое при высокой воде, по её спаде должно быть доведено до основания откоса.

Фильтрация воды через насыпь вероятна для свежеотсыпанных участков подходов и для песчаных грунтов в насыпи при разнице в уровнях воды с верховой и низовой стороны насыпи, при широких разливах и продолжительном подпоре. В этих случаях эффективной является защита откосов с обеих сторон насыпи мешками или кулями с мятой глиной, укладываемых горизонтальными рядами с перевязкой швов по хворостяному покрытию и подстилающему слою соломы или непосредственно по грунту на высоту подпёртого г. в. в. Недостатками такого крепления являются дефицитность мешковины и её недолговечность при атмосферных воздействиях.

Выше г. в. в. свежеотсыпанные подхода; предохраняют от атмосферных воздействий и сплыва откосов одерновкой (плашмя и в стенку), иногда для большей прочности — в плетневых клетках, располагаемых под углом 45° к горизонту.

Защита от размыва мостового перехода не ограничивается укреплением непосредственно подмостового русла. По мере необходимости должны быть также укреплены берега в случаях, когда размыв их может изменить течение в нежелаемом направлении или нарушить устойчивость насыпи подходов. Берега укрепляют фашинными тюфяками и фашинами, а также отсыпкой из камней. Каменные отсыпки располагают непосредственно по откосу берега под углом к нему, в виде траверс (фиг. 349).

Староречья, действующие в паводок и отклоняющие поток в сторону от нормального относительно моста направления или пересыпанные насыпью подходов, должны быть перекрыты запрудами. Запруды размещают у «истока» староречий, а при значительной длине последних, кроме того, у устья перед насыпью. Запруды следует отсыпать глинистым грунтом, с трамбовкой слоев по 15—20 см. Для увеличения водонепроницаемости по продольной оси запруды забивают шпунтовый ряд. Ширина запруды по верху около 2 м, откосы — полуторные или двойные. Откосы и верх укрепляют мощением, а в менее ответственных случаях — одерновкой.

Для выправления потока при извилистом меженнем русле и состоящем из ряда протоков целесообразно устройство специальных прокопов в направлении желаемого течения потока (фиг. 349). Ширина прокопов должна быть не менее 5—15 м, глубина — до уровня меженних вод.

берма дорожной насыпи

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении земляного полотна дорожных насыпей в районах распространения вечной мерзлоты. Берма дорожной насыпи, расположенная на поперечном уклоне местности, и непосредственно примыкающая к верховому откосу насыпи, и выполненная из фракционного скального грунта, содержит выполненные из недренирующего материала боковой противофильтрационный замок, расположенный в теле насыпи на естественной поверхности грунта рядом с бермой, и нижний противофильтрационный замок, расположенный ниже естественной поверхности грунта на контакте с нижней поверхностью бермы, и бокового противофильтрационного замка, при этом верхняя поверхность бермы превышает максимальный уровень h n поверхностного продольного водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи. Кроме того, тело бермы может быть частично заглублено ниже естественной поверхности грунта. Технический результат изобретения состоит в предотвращении размыва грунта насыпи, поперечной фильтрации сквозь тело насыпи и растепления грунтов основания насыпи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Читать еще:  Откосы метры квадратные или погонные

Формула изобретения

1. Берма дорожной насыпи, расположенная на поперечном уклоне местности, непосредственно примыкающая к верховому откосу насыпи и выполненная из фракционного скального грунта, отличающаяся тем, что она содержит выполненные из недренирующего материала боковой противофильтрационный замок, расположенный в теле насыпи на естественной поверхности грунта рядом с бермой, и нижний противофильтрационный замок, расположенный ниже естественной поверхности грунта на контакте с нижней поверхностью бермы, и бокового противофильтрационного замка, при этом верхняя поверхность бермы превышает максимальный уровень h n поверхностного продольного водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи, а размеры бермы определяют из условий:

где , — ширина соответственно бермы и верхней поверхности водного потока, м;

F б , F n — площадь поперечного сечения соответственно бермы и водного потока, м 2 ;

h б , h n — высота соответственно бермы и водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи, м;

=0,3÷1 — коэффициент, учитывающий местные условия (б/р).

2. Берма дорожной насыпи по п. 1, отличающаяся тем, что берма частично заглублена ниже естественной поверхности грунта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении земляного полотна дорожных насыпей в районах распространения вечной мерзлоты.

Известна берма, состоящая из обычного грунта, пригодного для ее сооружения, спланированная с поперечным уклоном в сторону поля (М.А.Фришман и др. “Земляное полотно железных дорог”, М., Транспорт, 1972, с.16).

Использование ее на вечной мерзлоте юго-восточной части криолитозоны России увеличит опасность деградации мерзлоты в грунтах оснований.

Наиболее близкой к предлагаемой является берма, состоящая из скального материала, примыкающая непосредственно к верховому откосу насыпи, расположенной на поперечном уклоне местности (Г.Н.Жинкин, И.А.Грачев “Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот”, М., УМК МПС России, 2000 г., с.86-87).

Эта берма не предотвращает фильтрацию поверхностных вод сквозь тело насыпи, что вызывает растепление мерзлоты.

Предлагаемым изобретением решается задача предотвращения размыва грунта насыпи, поперечной фильтрации сквозь тело насыпи и растепления грунтов основания насыпи (сохранение естественного положения верхней границы вечной мерзлоты).

Для достижения указанного технического результата берма дорожной насыпи, расположенная на поперечном уклоне местности, и непосредственно примыкающая к верховому откосу насыпи, и выполненная из скального фракционного грунта, содержит расположенный в теле насыпи на естественной поверхности грунта рядом с бермой выполненный из недренирующего материала боковой противофильтрационный замок и нижний противофильтрационный замок, выполненный также из недренирующего материала и расположенный ниже естественной поверхности грунта на контакте с нижней поверхностью бермы и бокового противофильтрационного замка, при этом верхняя поверхность бермы превышает максимальный уровень “h n ” поверхностного продольного водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи, а размеры бермы определяют из условий

где в б , в n — ширина соответственно бермы и верхней поверхности водного потока, м;

F б , F n — площадь поперечного сечения соответственно бермы и водного потока, м 2 ;

h б , h n — высота соответственно бермы и водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи, м;

m 1 =0,3-1 — коэффициент, учитывающий местные условия, (б/р).

Кроме того, берма может быть частично заглублена ниже естественной поверхности грунта при малом поперечном уклоне местности.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображено поперечное сечение насыпи с бермой предлагаемой конструкции;

на фиг.2 изображен вариант бермы предлагаемой конструкции с частичным заглублением тела бермы в грунт основания.

Насыпь на просадочных вечномерзлых грунтах содержит тело насыпи 1 из обычного грунта, пригодного для ее сооружения, отсыпанное на грунте основания 2 с естественной поверхностью 3, технологическую отсыпку 4 из крупнообломочного грунта, боковой противофильтрационный замок 5 из недренирующего материала, например глины, нижний противофильтрационный замок 6 из недренирующего материала, также, например из глины, берму 7 из скального фракционного грунта. Боковой и нижний противофильтрационный замки могут быть выполнены также из гидроизоляционного, керамического и т.п. материалов. Элементы 5, 6, 7 устраиваются с верховой стороны насыпи при наличии поперечного уклона. Стрелкой 8 показано направление потока поверхностных вод, которые формируют зеркало открытой воды с верхним уровнем 9 и шириной в n . Позицией 10 показано положение верхней границы вечной мерзлоты на момент окончания теплого периода года.

При малом поперечном уклоне “ ” местности ширина водного потока может оказаться достаточно большой, что ухудшит температурный режим грунта основания или приведет к необходимости дополнительных расходов на берму. В связи с этим при малых значениях “ ” тело бермы 7 частично заглубляется ниже естественной поверхности грунта основания насыпи. В этом углублении также фильтруется вода (фиг.2).

Насыпь с бермой предлагаемой конструкции работает следующим образом. В результате теплового воздействия насыпи 1 на вечномерзлые грунты оснований в установившемся режиме в конце теплого периода формируется нулевая изотерма 10. У подошвы откосов насыпи в большинстве случаев имеет место некоторое понижение нулевой изотермы, т.е. увеличение глубины сезонного оттаивания. В центре насыпи нулевая изотерма повышается и может заходить в тело насыпи.

С верховой стороны по направлению 8 поверхностные воды подступают к телу насыпи и скапливаются, образуя водный поток, имеющий верхнюю поверхность 9 шириной в n и направленный вдоль подошвы насыпи в сторону продольного понижения поверхности. Если вода, образующая у подошвы верхового откоса насыпи подпор “h n ”, начнет фильтроваться сквозь тело насыпи 1 вдоль ее подошвы, образуемой естественной поверхностью 3 грунта, то может произойти резкое растепление грунта основания, понижение нулевой изотермы 10 и последующее развитие деформаций насыпи. Опасность возникновения поперечной фильтрации увеличивается в связи с наличием технологической отсыпки 4 из крупнообломочного грунта, устраиваемой в большинстве случаев при устройстве насыпей на сильнопросадочных грунтах для проезда транспорта, отсыпающего тело насыпи. Чтобы не допустить поперечной фильтрации, устраивают боковой противофильтрационный замок 5 и нижний противофильтрационный замок 6 из недренирующего грунта, например глины. Указанные замки препятствуют фильтрации воды как через тело насыпи, так и под ее подошвой и направляют водный поток вдоль насыпи в направлении понижения продольного профиля. Берма из скального грунта в летний период играет роль защиты насыпи от размыва.

При наличии поверхностной воды коэффициент теплопередачи на поверхности резко изменяется: травяной покров уже не является термическим сопротивлением, а коэффициент теплоотдачи от грунта к воздуху (порядка 20 ккал/(м 2 · час· град) изменяется на коэффициент теплоотдачи от грунта к воде (порядка 400 ккал/(м 2 · час· град)). В результате термическое сопротивление от значения порядка приближается к нулю, что резко увеличивает приток тепла в грунты. В зимнее время тело бермы 7 работает как каменная отсыпка, где основное место занимает не кондуктивный, а конвективный теплоперенос, поэтому происходит дополнительное охлаждение грунтов. В результате тепловой баланс за год в зоне водного потока не меняется по сравнению со случаем отсутствия канавы или изменяется в сторону отрицательного значения.

Чтобы тепловой баланс в зоне водного потока был требуемой величины, необходима сопоставимость ширины бермы “в б ” и водного потока “в n ”. В лучшем случае в б должно быть равно в n . Однако при берме, отсыпанной из крупного камня, как показывает опыт, в б может составлять порядка 0,3в n , т.е. можно сформулировать условие

Читать еще:  Углы естественного откоса зерновых культур

где m 1 =0,3-1,0 — коэффициент, учитывающий местные условия, (б/р).

Опыт показывает, что охлаждающий эффект бермы увеличивается с увеличением ее высоты. В связи с этим при уменьшении ширины должна увеличиваться высота, что позволяет сформулировать второе условие

где F б и F n — площадь поперечного сечения соответственно бермы и водного потока, м 2 .

В случае замерзания воды часть каменной отсыпки над уровнем воды должна продолжать работать, поэтому третье условие можно сформулировать следующим образом:

где h б и h n — высота в месте подошвы откоса насыпи соответственно бермы и водного потока, м.

32.Призма обрушения , определение ширины бермы безопасности .

Призма обрушения- это неустойчивая часть откоса уступа , заключенная между откосом уступа и плоскостью естественного обрушения и ограниченная верхней площадкой.

Ширина основания призмы возможного обрушения наз. бермой безопасности

Ширина Б зависит от физ-мех свойств г.п., угла αест, αр и Н уступа

33. Начальные этапы развития горных работ.

Порядок развития открытых горных работ в пределах карьерного поля не может устанавливаться произвольно. Он зависит от типа разрабатываемого месторождения, рельефа поверхности, формы залежи, положения залежи относительно господствующего уровня поверхности, угла её падения, мощности, строения, распределения по качеству полезных ископаемых и типов вскрышных пород. Дальнейшим следствием является выбор вида открытых горных разработок: поверхностного, глубинного, нагорного, нагорно-глубинного или подгорного. Дальнейшим нашим действием является принципиальное предварительное решение о карьерном поле – его возможных глубине, размерах по дну и поверхности, углах откосов бортов, а так же общих запасов горной массы и полезных ископаемых в частности. Устанавливаются так же возможные места расположение потребителей полезных ископаемых, отвалов, хвостохранилищ и их ориентировочные вместимости, что позволяет наметить возможные направления и пути перемещения карьерных грузов.

Для ускоренного ввода карьера в эксплуатацию и сокращения уровня капитальных затрат горные работы начинают вести там где залежь полезного ископаемого находится ближе к поверхности. Главная цель открытых горных работ – добыча из недр полезных ископаемых с одновременной выемкой большого объёма покрывающей и вмещающей залежь вскрышных пород достигается при чёткой и высокоэкономичной организации ведущего и наиболее дорого процесса открытых горных работ – перемещение горной массы из забоев в пункты приёма на складах и отвалах (до 40%). Эффективность перемещения карьерных грузов достигается организацией устойчиво действующих потоков полезных ископаемых и вскрышных пород применительно к которым решаются вопросы вскрытия рабочих горизонтов карьерного поля, а так же и мощностей используемых транспортных средств. Технические решения при открытой разработке месторождений и экономические её результаты определяются соотношениями объёмов вскрышных и добычных работ в целом и по периодам деятельности карьера.

34. Крутые траншеи и полутраншеи. Когда и где устраиваються.

Траншеи характеризуются параметрами: глубиной на которую опускаются, продольным уклоном, углами откосов бортов, шириной по дну, которые строго регламентируются в зависимости от конкретных условий. По углу наклона капитальные траншеи делятся на крутые. Крутые траншеи глубинного вида обычно имеют внутреннее заложение. По расположению относительно борта карьера они подразделяются на поперечные и диагональные. Поперечные крутые траншеи применяются в тех случаях когда общий угол откоса борта карьера меньше. Диагональные крутые траншеи обычно применяются для размещения конвейерных и автомобильных подъёмников. Крутые траншеи характерны при оставлении на нерабочем борту транспортных берм (съездов).

Из чего отсыпать незатопляемую берму.

Serg_AD
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Serg_AD

Привет. Индивидуальное проектирование.
Смотри раздел 9 НАСЫПИ В УСЛОВИЯХ ПОДТОПЛЕНИЙ СП 32-104-98. В нем еще ссылка на альбом «Укрепление русел, конусов и откосов насыпей у малых и средних мостов и водопропускных труб».
Из СП: «9.6 Защитные конструкции из разрыхленных скальных слабовыветривающихся грунтов (несортированной горной массы) могут быть запроектированы в виде защитных берм и уширенных защитных призм.
Основным типом укрепления является конструкция в виде защитной призмы (берм) (рисунок 9.1), которая отсыпается из несортированной горной массы, содержащей не менее 50 % камней расчетного диаметра dк. «

Подтопляемые откосы земляного полотна необходимо укреплять наброской из камня слабовыветривающихся пород, сборными бетонными и железобетонными конструкциями и другими видами покрытий. В конструкциях укрепления подтопляемых откосов в качестве обратного фильтра следует предусматривать использование нетканого материала.

Ограничение по грунту земполотна приведено в таблице 4.1.

BcRich
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от BcRich
Serg_AD
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Serg_AD

К Бойцову (соавтор СП) доверия больше, чем к недействующим типовым сериям. В СП приведено стандартное БАМовское решение, прислоненной нысыпи, проверенное многолетней эксплуатацией.

«13.17. Нижнюю подтопляемую часть насыпей следует проектировать в соответствии с [11] из дренирующих грунтов или легких супесей; не разрешается использовать для этой цели грунты меловые, тальковые и трепельные; жирные, мергелистые и сланцевые глины, котельные шлаки, а также засоленные грунты, в том числе с содержанием гипса более 5 %.
Верхнюю надводную часть насыпи разрешается проектировать из не дренирующих грунтов.» — Рекомендации по проектированию земляного полотна дорог в сложных инженерно-геологических условиях.

«2.17. Для нижней части постоянно подтопляемых насыпей, при сооружении которых требуется отсыпка грунта в воду, необходимо применять скальные или крупнообломочные грунты, песок крупный или средней крупности, а также супесь легкую крупную с содержанием в ней глинистых частиц не более 6%.» — Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог.

«Тип 2 (берма из глинистого грунта), рекомендуется [5] для укрепления откосов пойменных насыпей, сложенных песчаными грунтами, а также в зоне стариц и озер. Конструкции этого типа рекомендованы к применению взамен бетонных типов укреплений при соответствующем технико-экономическом сравнении. Ширина бермы укрепления определяется по формуле [5]Применение укреплений типа 2 в условиях продольного течения воды и наличия волновых явлений может привести к разрушениям откоса. В этом типе должны быть приняты дополнительные меры по защите подводных частей откосов.» — ОТКОСНО-ПРИБРЕЖНЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

«На подтопляемых откосах в укреплении следует предусматривать обратный фильтр из дренирующих грунтов или геотекстиля. » «2.139. Подтопляемые участки насыпи следует отсыпать из скальных, дресвяных или песчаных грунтов с содержанием фракций размером менее 0,1 мм и не более 30% или из талых глинистых грунтов с преобладанием каолинитовых и гидрослядистых минералов над монтмориллонитовыми.»
«При высоте подтопления насыпей более 2 м следует применять бермы с откосами 1:3 — 1:4, укрепленными матами из геотекстиля или железобетонными плитами, уложенными по слою геотекстиля. Допускается устройство берм из привозного скального или валунно-галечного грунта.»- Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector