Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое дорожный откос

Грунтовка: как построить дорогу самостоятельно

О двух пресловутых российских проблемах слышали многие. И если с одной из них бороться практически бесполезно, то вторую, касающуюся отсутствия дорог, можно вполне решить и самостоятельно. Это весьма актуально в сравнительно небольших масштабах, имеющих отношение к собственному загородному участку и прилегающей к нему территории.

В данной статье мы рассмотрим способы, позволяющие, приложив определенные усилия, позволит укрепить дорогу, сделать своими руками подъездные пути к загородному участку.

Габариты грунтовой дороги

Ширина грунтовой дороги общего пользования должна быть достаточной для того, чтобы на ней могли одновременно разъехаться два транспортных средства. В идеале она должна составлять 4…5 метров. Если дорога будет вести непосредственно к воротам вашей дачи, а пользоваться ею будете только вы, для такой дачной дорожки тогда достаточно будет и 2-х метров в ширину.

Как построить дорогу своими руками: экономичный вариант на основе щебня и шлака

Для того, чтобы избавиться от грязи и слякоти, подъездные пути достаточно застелить щебнем, гравием, шлаком или асфальтной крошкой. По опыту многочисленных строителей вариант этот довольно практичен, особенно если грамотно его реализовать.

Вот, что пишет о подобном методе обустройства грунтовой дороги один из пользователей нашего форума.

Мой опыт строительства дороги без использования нанотехнологий. 30-40 метров до участка лежало реально через болотину, которая просыхала минимум к июлю.
Как делалась моя дорога до участка своими руками:

  • Прокопана канава глубиной в 1 м вдоль участка дороги – экскаватор (700 р.);
  • Грунт вываливался на дорогу;
  • Полтора КамАЗа крупного бута (мне повезло – в городе меняли бордюры — практически халява) – 3–4 т. Р;
  • 3 КамАЗа асфальтной крошки — 12 т.р.

Итого, примерно, 16 т.р. Дорога получилась не хуже, чем в городе. Срок наблюдения – 4 года. Изменений не замечено. Разве только небольшая колея от тяжелой техники и неровности от неравномерного распределения асфальта.

Но это частный случай. Для создания дешевой грунтовой дороги своими руками давно существует надежная и проверенная временем технология, и в большинстве случаев будет правильно применять именно ее.

Строительство такой дороги производится в определенной последовательности. В первую очередь, с поверхности почвы снимается плодородный (растительный) слой толщиной 25-30 см. Это делается с помощью грейдера или другой специализированной дорожно-строительной техники.

В результате получается своеобразное корыто, дно которого должно быть выполнено в виде двухскатного профиля. Это делается для стека дождевой воды с проезжей части в небольшие кюветы, образовавшиеся по краям будущей дороги.

Дно профилированного «корыта» можно утрамбовать грунтовым катком, после чего на его поверхности следует создать песчаную подушку. Она призвана улучшить дренажные качества будущей дороги. Толщина песчаного слоя должна составлять 15–20 см. Песок следует утрамбовать и поверх него настелить слой щебня. В качестве верхнего покрытия можно также использовать гравий, шлак или асфальтную крошку. Толщина верхнего слоя должна быть в пределах 20-ти сантиметров – посередине дороги и около 10-ти см – по ее краям.

Как укрепить дорогу на даче

После осуществления перечисленных мероприятий грунтовую дорогу к своему загородному участку можно считать готовой. Осталось только утрамбовать ее поверхность катком или, на крайний случай, грузовым транспортом, который использовался для подвоза гравия. Подобный вариант грунтового покрытия хоть и является сравнительно надежным, его долговечность может быть поставлена под сомнение (особенно при интенсивных условиях эксплуатации) и вскоре потребует ремонта. Вот, что говорит по этому поводу наш форумчанин.

Щебень фракция 40-70 10 см после весны ушел в грунт, наблюдаю второй сезон. С вторичным щебнем примерно то же самое. Машина не вязнет, но и душа уже не радуется, пешком грязно.

На FORUMHOUSE вы узнаете, как сделать ремонт грунтовой дороги своими руками, и кто должен платить за это в дачном поселке.

Вывод: для того, чтобы насыпные покрытия со временем не расползались, а их слои были четко разделены между собой, правильно использовать более совершенные, но и более дорогостоящие технологии. Они требуют применения таких материалов, как геотекстиль, геосетка или объемная георешетка.

Как правильно построить грунтовую дорогу – применяем геотекстиль

Геотекстиль (доронит) – это специальное синтетическое полотно, применяемое в дорожном строительстве для разделения насыпных слоев. Оно обладает высокой прочностью и беспрепятственно пропускает влагу. Если в основании будущей дороги лежит твердый и устойчивый грунт, то при ее строительстве можно обойтись использованием геотекстиля и насыпных материалов, перечисленных в предыдущей главе. Геотекстиль стелется на чистый и утрамбованный грунт, после чего покрывается слоем песка и гравия (вместо гравия можно использовать щебень, шлак или асфальтную крошку). Это позволяет избежать смешивания нижнего грунта с насыпными слоями. В результате гравий не будет перемешиваться с грязью, а дорога гарантированно прослужит вам несколько лет без особого ремонта. По ней можно будет легко проехать как в сухую, так и в дождливую погоду.

Иногда при использовании геотекстиля строители исключают песок из конструкции дорожного полотна. Но практика показывает, что лучше с ним, чем без него.

Грунтовая дорога на основе геосетки

Геосетка – это плоский армирующий материал, имеющий ячеистую структуру. В его основе используются современные композиты, способные выдерживать высокие продольные и поперечные нагрузки. Геосетка эффективно распределяет горизонтальные внешние усилия, препятствуя расползанию насыпных материалов, входящих в состав автомобильных дорог.

Геосетку рекомендуется применять в комплекте с геотекстилем. Такой подход поможет избежать проникновения верхних слоев дорожного покрытия в грунт основания и укрепить щебеночный (гравийный) слой.

Совместное применение геосетки с геотекстилем позволяет полностью исключить слой песка из конструкции грунтовой дороги. Но 10 см песка между геотекстилем и геосеткой помогут снизить нагрузку на доронит и уж точно не навредят дорожному покрытию. Правильная последовательность дорожного строительства в данном случае будет следующей:

  1. Снятие растительного слоя и уплотнение грунта.
  2. Укладка геотекстиля.
  3. Засыпка геотекстиля песком.
  4. Укладка геосетки.
  5. Засыпка дороги гравием, щебнем или другими подходящими материалами.
  6. Прикатывание верхнего слоя дороги.

При снятии плодородного слоя в этом случае не стоит слишком углубляться. Достаточно будет 15-20 см. Слой щебня тоже не будет превышать 10-ти см.

Некоторые люди при строительстве проселочной дороги на основе геосетки, пытаясь сэкономить, избегают использования геотекстиля, ограничиваясь использованием песка. И вот что по этому поводу думают наши форумчане.

При дальнейшей эксплуатации все равно песок уйдет в землю, геосетка просядет, щебень уйдет. Я так думаю, этот вариант — до первых дождей и интенсивного движения . Я за то, чтобы укреплять геотекстилем.

Читать еще:  Отделка откосов для входных дверей недорого

Строительство дороги с использованием георешетки

Георешетка – это трехмерная композитная структура, выполненная в форме сот. На сегодняшний день она является наиболее перспективной конструкцией, обеспечивающей объемное армирование дорожного грунта. И если вы хотите, чтобы по вашей дороге могли без опасений ездить не только легковые автомобили, но и небольшие грузовики, при ее строительстве нужно использовать прочную георешетку.

Самой оптимальной технологией строительства грунтовой дороги с использованием данного материала является укладка геотекстиля на утрамбованный грунт с последующей установкой георешетки поверх доронита. Большинство производителей рекомендует сразу засыпать решетку щебнем (или аналогичными материалами). Слой щебня нужно сделать чуть выше решетки. Если высота решетки равна 5-ти см, то толщина щебня должна быть примерно 7 см и так далее. Это, как мы уже сказали, рекомендация производителей. Но наши форумчане с готовностью доработали бы данную конструкцию. Так, пользователь Zack75 считает, что для личных потребностей можно сначала геотекстиль покрыть песком, а уже сверху на эти материалы уложить решетку.

Да, эту мысль вполне можно взять себе на заметку. И даже без песка вы сможете получить весьма прочное и долговечное дорожное покрытие.

Если вы хотите получить практические рекомендации относительно самостоятельного строительства грунтовой дороги, а также взять себе на заметку уже существующие наработки наших пользователей, тогда советуем вам посетить тему на форуме, касающуюся строительства и укрепления грунтовой дороги. А принять участие в обсуждении самых популярных дорожных вопросов можно в теме «Земля и имущество общего пользования»

Что такое дорожный откос

При строительстве дорог, которые проходят на искусственно сооруженной возвышенности, большое внимание уделяют непосредственно насыпям. Укрепление склонов – задача, занимающая первое место во всем проекте, и в последние годы ее рассматривают не только со стороны техногенной, но и как природную систему. Биологической составляющей всего сооружения из бетона и камня также являются и растения. Территория, которая примыкает к автомобильной трассе, должна быть не только инженерным строением, но и иметь устойчивый к нагрузкам, оползням и эрозиям почвы естественный ландшафтный дизайн.

Дорожные откосы – самый уязвимый участок в плане последующего восстановления естественной растительности, так как все внимание строительных организаций и заказчика направлено в основном на повышение надежности дорожной конструкции. Только в паре с обеспечением устойчивости земляного покрова и укреплении берегов рек, если таковые есть, дорога будет стоять десятки и даже сотни лет без деформации покрытия и разрушения обочин.

Автомобильные насыпи являются инженерными укреплениями, нарушающими расчленением трассой общего природно-территориального комплекса и всего близ лежащего ландшафта на определенный промежуток времени. Уравновешивание экосистемы, конечно же, со временем произойдет, но это не входит в рамки строительного периода. Дорога естественно будет введена в эксплуатацию, но она будет работать в конфликтном режиме. Чтобы избежать некоторых нюансов, связанных с нарастанием технических нагрузок в период строительства и нескольких первых лет эксплуатации, необходимо уделит максимум внимания искусственному озеленению и укреплению насыпей.

Существует более 20-ти видов укреплений, выполняемых с помощью механизмов и вручную. Наиболее распространенными из них является засыпка природными породами, такими как глина или глинобетон, щебень. Затем идут деревянные конструкции, которые заливают раствором бетона и железобетонные плиты. Укрепление откосов дорог и даже возведение подпорных стенок производится также и с помощью габионов. Также применяются и геосинтетические материалы. Например, если применяется георешетка, то только в этом случае есть три способа укрепления – заливка ее ячеек бетоном, засыпка щебнем, гравием или песком. В последнем случае применяется грунт и посев травы механизированным или ручным путем (зависит от степени наклона и площади территории).

Типы укрепления также зависят и от воздействия на них паводковых вод. Есть затопляемые, подтопляемые, и неподтопляемые склоны. Только в двух последних случаях эффективными будут биолого-технические меры защиты, которые предусматривают зеленые насаждения. Если же насыпи затопляемые, то тогда есть смысл строить подпорные стены из габионных конструкций, которые как монолитное сооружение простоят около века. Но, возвратимся к теме укрепления растениями. Если учитывается влияние растений на устойчивость склона, то тогда почвенно-растительный покров должен быть охранным. Главная его задача заключается в защите территории от эрозии почвы, вызванной поверхностным стоком дождевых вод и таяния снежных масс. Но и недостаток влаги тоже может привести к эрозии, связанной с воздушными массами. Важной задачей в таких засушливых местах является орошение.

Подбор посадочных культур – важный аспект в формировании дорожной конструкции. Для устойчивости геосистемы мало использовать один вид растительности. Необходимо использовать для посева несколько луговых трав и в некоторых случаях также высаживать мелкие кустарники с разветвленной корневой системой, которая обеспечит 100% защиту от эрозии почвы.

Озеленение откосов, склонов и придорожных обочин

Озеленение откосов, косогоров, обочин дороги представляет из себя сложную проблему. В первую очередь это связано с неблагоприятными внешними условиями — обочины дорог загазованы окислами свинца и углерода, высокой концентрацией микрочастиц резины, да и просто мусором. Откосы, косогоры,склонны к оползням, вода, сбегая по откосу, оставляет рытвины, вымывает ценные минералы и органические соединения. Не последнюю роль играет и обширность территории, подлежащей озеленению.

Между тем трава, поселившаяся на обочине дороги , или склоне своей корневой системой укрепляет его, препятствует образованию рытвин и оползней, снижает шум от проходящего автотранспорта, задерживает пыль и мусор, препятствуя его распространению.

Для того, чтобы озеленить большие территории вдоль дорог, на склонах, косогорах и откосах наиболее современным способом является гидропосев семян газонных трав.

С помощью специального разбрызгивателя на поверхность подготовленной почвы наносится защитный слой с включением в него семян растений, которые смогут выжить в этих непростых условиях.

Семена ложатся на почву под защитой пленки, которая образуется на месте. Эта пленка защищает семена от смыва дождем, от поедания птицами и грызунами, регулирует тепловой баланс, спасая семена от промерзания при утренних заморозках. В состав смеси уже входят удобрения, которые помогают нормально развиваться растениям.

При гидропосеве легко обрабатываются крутые склоны, неудобья, куда не может подойти сеялка. Этот метод и очень высокопроизводителен — за смену один рабочий обрабатывает от тысячи, до 25 000 квадратных метров почвы.

В последнее время для укрепления откосов применяют так называемые геоматы. Это дренажная сетка, которая расположена между двумя слоями геотекстиля. Внешний слой геотекстиля фильтрует влагу, не дает засоряться крупными частичками, не заиливается. Внутренняя сетка придает геомату необходимую прочность.

Читать еще:  Как делать откосы балконной двери

Геомат не гниет, не разлагается микробами, по фильтрующим характеристикам рулон весом в 45 кг заменяет слой щебня весом 25 тонн. Он не боится ни морозов, ни жары.

Важным вопросом является подбор трав для укрепления таких мест. Они должны выдерживать неблагоприятные условия , иметь мощную корневую систему, которая проникает в почву до 2 метров в глубину и его корни должны широко распространяться в приповерхностном слое.

Как правило такие травосмеси содержат Тимофеевку луговую, Овсяницу красную, или Овсяницу тростниковую, Райграс пастбищный и Донник.

Тимофеевка луговая (Phleum pratense) — многолетний рыхлокустовой злак. Она обладает высокой зимостойкостью, не требовательна к составу и кислотности почвы, к засухе и высокой температуре тимофеевка приспособлена плохо. В природе тимофеевка растет в лесостепной и нечерноземной зоне.

Овсяницы различных видов(Festuca rubra и др.)создают плотный, устойчивый дерн, они зимостойки, имеют густую корневую систему, которая глубоко приникает в почву, хорошо скрепляя ее частицы. Она прекрасно восстанавливается после скашивания, растет на многих видах почв, избегая слишком тяжелых и сухих.

Райграс пастбищный(Lolium perenne)- часто используется в травосмесях для создания культурных пастбищ, он прекрасно отзывается на равномерный полив, не выносит затопления.

Донник лекарственный (Melil?tus officin?lis) является ценным лекарственным сырьем, отличный медонос. Он распространен по всей России.

Травосмесь «Придорожная» компании «Русские травы» состоит из семян трав прекрасно зарекомендовавших себя в озеленении загазованных, засоленных участков. Она быстро всходит, обладает хорошими декоративными качествами и экономична.

Травосмесь «Экопарковка» компании «Русские травы» прекрасно подходит для озеленения автостоянок, причем она выдерживает присутствие автомобилей и устойчива к недостатку влаги.

Травосмесь «Откос-Экстра» компании «Русские травы» характеризуется набором трав, имеющих мощную корневую систему, что позволяет устранить эрозию почвы даже на крутых склонах. Она легко выживает в городах и на откосах автомобильных дорог и при этом очень красива и может служить для озеленения любых, самых изысканных газонов.

Для южных регионов прекрасно подойдет травосмесь Засухоустойчивая , которая за счет своего состава является и почвоукрепляющей.

Если вы желаете сами составить свою травосмесь, то можете выбрать у нас семена отдельных трав, таких как Мятлик луговой , различные сорта Овсяницы , Райграса пастбищного , Полевицы двух видов — побегоносной и тонкой, а также Клевера , Щучки дернистой (дешампсии).

Способ укрепления откосов дорог и устройство для его осуществления

Изобретение относится к строительству покрытий грунтовых поверхностей и может быть использовано для устройства конструкций укрепления откосов дорог, береговых линий и русел водоемов, откосов карьеров горнорудной промышленности, грунтовых обвалований и т.п. Способ включает разрыхление верхнего слоя откоса на глубину, равную 1 — 1,4 высоты георешетки, растяжение георешеток и их закрепление на нижнем слое откоса и между собой, вдавливание георешоток в верхний слой, и его уплотнение, посев семян растений и (или) укладку каменных материалов в соответствии с графическим и цветовым решением откоса. Устройство для осуществления способа укрепления откосов содержит гибкие георешетки, жестко соединенные анкерами с нижним слоем и между собой, и материал заполнителя. При этом ребра георешеток выполнены преимущественно из полос синтетического материала и соединены между собой линейными швами, наклоненными к их основанию на угол где — угол наклона откоса к плоскости горизонта, а нижний край ребер имеет пилообразную форму. Кроме того, отклонение ширины ячейки георешетки к ее высоте равно 1 — 5, а толщина ребер равна 0,5 — 1,5 мм. Данное техническое решение позволяет повысить устойчивость откосов к действию ветровой и водной эрозии, снизить трудоемкость и стоимость грунтоукрепительных работ и улучшить внешний вид (дизайн) откосов. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к строительству покрытий грунтовых поверхностей, в частности к устройствам конструкций укрепления поверхности откосов дорог, откосов береговых линий и русел водоемов, откосов карьеров горнорудной промышленности, грунтовых обвалований и т.п.

Известно устройство и связанный с ним способ (аналог) укрепления откосов дорог, состоящее из жесткой решетчатой конструкции, выполненной посредством переплетения ветвей кустарника или из деревянного бруса, и закрепленной на нижнем слое откоса с последующим заполнением ячеек (клеток) растительным грунтом и засевом семенами трав или заполнением сплошным ковром каменными материалами. (Гохман В.А. Основы дорожного строительства. Высшая школа. М. — 1965. с. 88 92). Однако указанное решение имеет недостатки. Во-первых, деревянные решетчатые конструкции трудоемки в изготовлении. Во-вторых, они недолговечны вследствие быстрого процесса гниения дерева во влажной грунтовой среде. В-третьих, устройство откоса имеет несовременный внешний вид (дизайн).

Наиболее близким решением (прототип) к предлагаемому является укрепление грунтовых площадок и откосов, включающее растяжение георешеток и их закрепление посредством анкеров на нижнем слое и между собой, заполнение ячеек материалом путем засыпки сверху, его планировку и уплотнение. При этом георешетки выполняются преимущественно из синтетических материалов, например из листов полиэтилена, соединенных между собой сваркой или склеиванием таким образом, чтобы при растяжении они образовали ячеистую конструкцию (модуль). При этом сварные швы расположены под углом 90 o к нижней плоскости георешетки. Нижний край ребер георешетки имеет гладкую форму. Заполнение ячеек георешетки грунтом или каменными материалами выполняют в виде сплошного однородного ковра (см. патент США N 4717283, кл. E 02 B 3/12, 1988 г.) Известное техническое решение имеет следующие недостатки. Во-первых, конструкция укрепления имеет низкую устойчивость откоса к действию ветровой и водной эрозии, особенно на крутых откосах. Это связано с особенностями конструкции георешетки, в которой угол наклона сварного шва к плоскости основания равен 90 o . Поэтому при увеличении крутизны откоса v объем грунта, эффективно удерживаемый в ячейках георешетки, интенсивно уменьшается и при v 90 o практически равен нулю. Во-вторых, операция заполнения ячеек грунтовым материалом трудоемка, что объясняется необходимостью доставки больших объемов грунтового материала и укладки его в ячейки георешетки. В-третьих, грунтовой материал, укладываемый сплошным монотонным ковром, имеет несовременный дизайн. В-четвертых, в указанном решении не определены оптимальные с точки зрения повышения устойчивости откоса к действию ветровой и водной эрозии геометрические параметры георешетки.

Изобретение направлено на повышение устойчивости откоса к действию ветровой и водной эрозии, снижение трудоемкости и стоимости грунтоукрепительных работ и улучшение внешнего вида (дизайна) откоса.

Техническая задача решается путем изменения способа укрепления откосов дорог и устройства для его осуществления. В способе укрепления откосов дорог, включающем растяжение георешеток и их закрепление на нижнем слое и между собой, заполнение ячеек грунтовым материалом, посев семян трав и уплотнение верхнего слоя, первоначально разрыхляют верхний слой грунта на глубину, равную 1 1,4 высоты глубину, равную 1-1,4 высоты георешетки. Затем погружают (вдавливают) в него предварительно растянутые и закрепленные на нижнем слое и между собой георешетки с последующим посевом семян трав и уплотнением верхнего слоя. При этом посев семян трав и (или) укладку грунтового материала в ячейки георешетки выполняют последовательно в соответствии с заданным графическим и цветовым решением откоса.

Читать еще:  Угол естественного откоса известняка

Кроме того, в устройстве укрепления откосов дорог (для осуществления способа), содержащем георешетки, выполненные преимущественно из рулонных синтетических материалов и жестко соединенные анкерами слоем и между собой, и материал заполнителя, ребра георешеток соединены между собой линейными швами, наклоненными к ее основанию на угол где угол наклона откоса к плоскости горизонта (рад.), а нижний край ребер имеет пилообразную форму. Отношение ширины ячейки к высоте георешетки 1 5, а толщина ребер 0,5 1,5 мм.

Анализ известных авторам технических решений показал, что отличительные признаки изобретения разрыхление верхнего слоя грунта на глубину, равную 1 — 1,4 высоты георешетки и погружение (вдавливание) в него предварительно растянутых и закрепленных на нижнем слое и между собой георешеток, чему способствует придание пилообразной формы нижнему краю ребер георешеток, использование ячеистой структуры поверхности откоса для укладки каменных материалов и (или) посева семян трав в ячейки георешеток в соответствии с заданным графическим и цветовым решением откоса, выполнение соединения ребер георешетки линейными швами, наклоненными к основанию на угол b o при отношении ширины ячейки к ее высоте, равном 1 5, и толщине ребер, равной 0,5 1,5 мм, в совокупности не встречаются. Поэтому данное техническое решение имеет существенные отличия и соответствует критерию «новизна».

Техническое решение за счет указанных отличительных признаков позволяет повысить устойчивость откоса к действию ветровой и водной эрозии, снизить трудоемкость и стоимость грунтоукрепительных работ и улучшить внешний вид (дизайн) откоса.

На фиг. 1 представлен поперечный профиль устройства укрепления откоса (сечение М-М на фиг. 2); на фиг. 2 вид С на фиг. 1; на фиг. 3 георешетка в сжатом положении; на фиг. 4 форма ячеек георешетки в растянутом положении (вид сверху); на фиг. 5 узел E на фиг.3; на фиг.6 схема работы устройства при различной крутизне откосов; на фиг. 7 схема погружения георешетки в верхний слой откоса.

Устройство представляет собой объемную конструкцию (верхний слой покрытия откоса) в виде гибкой сборной плиты, которая повторяет рельеф поверхности откоса и формируется на подготовленном нижнем слое откоса 1 (фиг. 1,2) и содержит нижнюю прослойку 2, выполненную преимущественно из полотен рулонных синтетических материалов, уложенных с нахлестом, гибкие георешетки 3 с заполнителем из каменных материалов 4 или грунтовых материалов (преимущественно растительный грунт) 5, закрепленные на нижнем слое посредством контурных анкеров 6 и внутренних анкеров 7. Вследствие гибкости решеток устройство фиксируется на обочине дороги 8 путем заглубления верхнего края георешеток в грунт и покрывает сплошным ковром откос, наклоненный на угол v к линии горизонта, русло водоотводного ручья 9 и крепится на левом берегу 10 посредством анкеров и заглубления нижнего края георешеток. Георешетка 3 представляет собой в сложенном положении гибкий компактный модуль с размерами Aо,Bо,H (фиг.3). Растягивают георешетку таким образом, чтобы она имела вид прямоугольника с размерами A,B (фиг.2), а диагонали ячеек были примерно равны a1= a2= a (фиг.4). Георешетка состоит из гибких пластин 15 (фиг. 3), выполненных преимущественно из рулонных синтетических материалов и скрепленных между собой линейными швами 16, наклоненными на угол b к их основанию. Для уменьшения сил сопротивления вдавливанию георешеток в грунт нижнему краю пластин придана пилообразная форма (фиг.5). При этом высота зуба преимущественно равна h=(0,1 o C0,2)H, а угол его раствора a 60 o 90 o .

Размеры георешеток в плане выбирают из соображений удобства их изготовления, транспортировки и монтажа на откосе и примерно равны: в сложенном положении Aо= 0,1 0,2 м; Bо=2 -4 м (фиг. 3); в растянутом положении A= 4 10 м, B=1,4 2,8 м.

Геометрические параметры ячейки георешетки: высота (H), размер диагонали (aо), толщина ребра d угол наклона к основанию b взаимосвязаны и зависят в основном от угла наклона откоса v вида материала заполнителя, местных гидрогеологических условий. Их задают, исходя из условия обеспечения требуемой степени эксплуатационной надежности работы конструкции при минимальной массе георешетки. Экспериментальные исследования, выполненные авторами, показали следующее. При динамической нагрузке, моделирующей заполнение ячеек георешетки сверху путем сброса грунтового материала, например, из кузова самосвала, а также при статической нагрузке по вдавливанию растянутой георешетки в грунт прочность шва и устойчивость ребер георешетки обеспечивается при толщине стенок ячеек, равной d 0,5 1,5 мм.

При увеличении угла наклона откоса в диапазоне оптимальная высота георешетки H увеличивается от 0,05 до 0,1 м, а оптимальное отношение a/H уменьшается от 5 до 3. При увеличении угла наклона откоса в диапазоне высоту георешетки следует увеличивать до значений H от 0,1 м до 0,2 м и уменьшать отношение a/H от 3 до 1.

С увеличением содержания в материале заполнителя крупных фракций можно уменьшить высоту ячейки H и увеличить ее размер a.

Оптимальное значение угла наклона сварного шва к основанию георешетки определялось, исходя из условия работы конструкции при выветривании и размыве откоса водой (фиг.6).

На фиг. 6 показана схема работы одной ячейки георешетки при изменении угла b и при различном угле наклона откоса v На каждую частицу грунта в ячейке геоерешетки действует сила веса G, в которую включают и эквивалентные ветровую и водную нагрузки. Сила G раскладывается на нормальную N и сдвигающую P составляющие, последней противодействуют удерживающая сила F за счет трения и сцепления частиц грунта между собой. В случае, если сдвигающая сила P>F, то частицы грунта в ячейке перемещаются вниз, по направлению к точке r. При этом частицы грунта, находящиеся выше линии bl, проведенной параллельно линии горизонта, могут вымываться (выветриваться). Частицы грунта, находящиеся ниже линии bl, надежно удерживаются ребром геоерешетки rb. Поэтому часть объема ячейки георешетки, ограниченного поверхностью откоса (отрезок rl), плоскостью горизонта (отрезок bl) и ребром георешетки отрезок (rb), являются эффективным объектом ячейки георешетки.

Как видно из чертежа (позиция 1 на фиг.6), при угле наклона откоса v 0 o эффективный объем ячейки не зависит от угла наклона ребра и равен объему призмы с поперечным сечением площадью С увеличением угла наклона откоса >0 o для прямых георешеток (с углом b = /2 ) площадь эффективного сечения равна площади (позиция 11). Для косоугольных георешеток (с углом

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector