Npdpk.ru

Стройжурнал НПДПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бровка откоса что такое

Основные положения и порядок выполнения

По заданной рабочей отметке, количеству главных путей выбирается поперечный профиль:

• выемка глубиной до 12 м, однопутная железнодорожная линия (рис. 2.1);

• выемка глубиной до 12 м при поперечном уклоне местности не круче 1:3, двухпутная железнодорожная линия (рис. 2.2); выемка на косогорах (рис. 2.3).

Табл. 2.2. Вид грунта

Наименование грунта
0, 1Скальные слабовыветривающиеся
2Скальные выветривающиеся
3Скальные легковыветривающиеся
4Крупнообломочные, песчаные, глинистые (в том числе лёссовидные) твердой, полутвердой, тугопластичной консистенции
5Глинистые и пылеватые грунты в районах избыточного увлажнения
6Пески мелкие барханные в засушливых районах
7Лёссы на неорошаемых участках в районах с засушливым климатом
8, 9Лёссы вне районов с засушливым климатом

Слева и справа от основной площадки строятся кюветы, которые имеют глубину 0,6 м, ширину по дну 0,4 м. Крутизну откосов кюветов с полевой стороны назначают равной крутизне откосов выемки, а со стороны пути – 1:1,5. Продольный уклон дна не менее 0,002.

С внешней стороны границы кюветов, выдерживая необходимые величины крутизны, вычерчиваются откосы выемки в одну и затем в другую стороны. Откосы имеют в зависимости от рода грунта и глубины выемки различную крутизну от 1:0,1 до 1:2 (табл. 2.3).

С нагорной стороны строится банкет и забанкетная канава. Банкет отсыпается высотой не более 0,6 м на расстоянии не менее 1,0 м от бровки откоса выемки. Поверхности банкета придают уклон 0,02…0,04 в сторону забанкетной канавы. Банкет отводит атмосферную воду в забанкетную канаву, глубина которой принимается не менее 0,3 м, с продольным уклоном не менее 0,005. При поперечном уклоне местности круче 1:5 банкет не устраивают, но укрепляют откосы выемки.

Рис. 2.1. Выемка глубиной до 12 м

Рис. 2.2. Выемка глубиной до 12 м с шириной основной площадки 11,7 м

при поперечном уклоне местности не круче 1:3

Табл. 2.3. Крутизна откосов выемок

Вид используемого грунтаВысота откосов выемок, мКрутизна откосов выемок
0, 1121:0,2
2121:1
3121:1,5
4121:1,5
561:2
6121:1,75 – 1:2
7121:0,1 – 1:0,5
8, 9121:0,5 – 1:1,5

Рис. 2.3. Выемка на косогорах

На расстоянии не менее 0,5 м от забанкетной канавы и не менее 5 м от бровки откоса выемки (обрез), если грунты твердые и сухие, строится кавальер. При слабых, а также увлажненных грунтах это расстояние увеличивают до 5 + (где – глубина выемки, м), но не менее чем до 10 м.

Высота кавальеров, как правило, не превышает 3 м. Крутизна откосов кавальеров и банкетов: 1:m £ 1:1,5. С нагорной стороны кавальер размещают между бровкой откоса выемки или банкетом и нагорной канавой, планируя его верхнюю часть и площадку между подошвой кавальера и бровкой нагорной канавы с уклоном 0,02…0,04 в сторону канавы. Для стока воды в низовую сторону от выемки кавальер отсыпают с разрывами шириной по низу не менее 1 м через каждые 50 м. Площадке между бровкой откоса выемки и подошвой кавальера придается уклон в сторону разрыва.

С подгорной стороны выемки на обрезе нет ни банкета, ни банкетной канавы.

С нагорной стороны за кавальером строится спланированная в сторону поля берма, а за ней – нагорная канава. Нагорные канавы проектируют трапецеидального сечения с откосами не круче 1:1,5, глубиной и шириной по дну не менее 0,6 м. Продольный уклон канав – не менее 0,005. При отсутствии кавальера нагорная канава располагается около банкета.

При вычерчивании выемки без кавальера и малых рабочих отметок рекомендуется чертить поперечный профиль в масштабе 1:100, а в остальных случаях – 1:200.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие устройства и сооружения применяются для перехвата, сбора и отвода поверхностных вод у земляного полотна?

2. Почему происходят деформации основной площадки земляного полотна?

3. Какие поверхностные водоотводы устраивают при выемке? Каковы их размеры в поперечном сечении?

4. Где располагают вынутый при сооружении выемки грунт, не используемый для сооружения насыпи/выемки?

5. Что представляет собой земляное полотно?

6. Что называется поперечным профилем земляного полотна и чем
поперечные профили характеризуются?

7. Какие виды поперечного профиля земляного полотна бывают?

8. Что называют трасой ж.д. пути?

9. Дать определение «план линии». Чем он характеризуется?

10. Что такое продольный профиль пути? Чем он характеризуется?

11. Какие основные особенности необходимо учитывать при проектировании и строительстве ж.д. пути?

12. Что такое выемка?

13. Что характеризует крутизна уклона? В чем она измеряется и как определяется?

14. Дать определение понятию «ж.д. путь».

Практическое задание № 3. Поперечный профиль
верхнего строения пути

Цель работы:

1. Изучить составные элементы и типы верхнего строения пути;

2. Вычертить в масштабе 1:25–1:50 поперечный профиль верхнего строения пути заданного типа, с указанием основных элементов и размеров.

Исходные данные

Исходные данные могут быть приняты в соответствии с табл. 3.1.

Мощность верхнего строения пути рекомендуется устанавливать по нормам табл. 3.2.

Поперечные профили верхнего строения пути приведены на рис. 3.1 – 3.2.

От чего зависит крутизна откосов насыпи, выемки? В каких случаях допускается повышать крутизну откосов насыпи?

От чего зависит крутизна откосов насыпи, выемки?

Зависит от: вида грунта, высоты насыпи и глубины выемки с учетом инженерно-геологических, гидрологических и мерзлотных условий, а также способа производства работ и метода укрепления откосов сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях.

Крутизну откосов земляных сооружений назначают в соответствии с проектом. При нормальных условиях крутизну откосов можно назначать в соответствии с табличными данными.

В каких случаях допускается повышать крутизну откосов насыпи?

На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений

Назначение боковых резервов и в каких случаях их можно устраивать?

Резервы – неглубокие выработки, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи.

Резервы в дорожном строительстве применяются для отсыпки в тело земляного полотна пригодного грунта.

Грунт для насыпей, если он пригоден для отсыпки насыпей, берут из соседних выемок или так называемых резервов. Резервы одновременно служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод, для чего им придают поперечный и продольный уклоны. Если резервов нет, то для защиты насыпи от притока воды по уклону местности с нагорной стороны устраивают водоотводную канаву.

Назначение боковых канав (кюветов).

В выемках и у насыпей с небольшими рабочими отметками для отвода воды, стекающей во время дождя и таяния снега с поверхности дороги и прилегающей к ней местности устраивают боковые канавы (кюветы). Эти канавы способствуют осушению верхней части земляного полотна.

Однако положительное действие боковых канав сказывается лишь при быстром удалении из них воды. При необеспеченном отводе воды и длительном ее застое канавы становятся источниками проникания воды в земляное полотно и его переувлажнения.

При водонепроницаемых грунтах и недостаточно удовлетворительных условиях поверхностного стока боковым канавам придают трапецеидальное сечение с шириной по дну 0,4— 0,5 м и глубиной до 0,7—0,8 м, считая от бровки насыпи. Откосам канав в выемках придают заложение 1 : 1,5, а у низких насыпей внутренний откос канав устраивают с заложением 1 : 3.

Если земляное полотно возводят в сухих местах с обеспеченным быстрым стоком поверхностных вод, а грунтовые воды расположены глубоко, боковые канавы устраивают в виде треугольных лотков глубиной не менее 30 см. Крутизна откосов лотков 1 :3 дает автомобилям возможность съезжать в случае необходимости с дороги.

Вода из боковых канав должна выводиться в пониженные места не реже чем через 500 м.

Для чего служит забанкетная канава? Для чего служит нагорная канава и где она устраивается?

канава, располагаемая между банкетом и отвалом, собирающая воду, которая может стекать с отвала в выемку.

Забанкетная канава глубиной и шириной по дну не более 0,3 м.

Откосы ее бывают одиночные или полуторные в зависимости от грунта; уклон дна устраивается по уклону местности, но не менее 0,005. Ввиду незначительного количества воды, протекающей по забанкетной канаве, откосы и дно ее от размыва защищать не приходится.

Нагорные канавы служат для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге, и для отвода ее к ближайшим искусственным сооружениям, в резервы и в пониженные места рельефа.

Сечение нагорных канав рассчитывают по расходу воды, притекающей к ней. Нагорным канавам придают трапецеидальный поперечный профиль с наименьшей шириной по дну 0,5м. Минимальная глубина канавы 0,5 м, крутизна откосов 1:1,5, продольные уклоны не менее 3-5 ‰. При расчете длинных канав учитывают увеличение бассейна вдоль канавы по мере удаления от водораздела. Поэтому сечение нагорных канав обычно подбирают по отдельным участкам по мере возрастания площади водосборных бассейнов. Соответственно и площади бассейнов разбивают на участки. По этим участкам определяют максимальные расчетные расходы воды.Нагорные канавы трассируют на местности с таким уклоном, при котором вода не размывала бы грунт.

Если земляное полотно проложено по косогору в насыпи, то нагорную канаву располагают на расстоянии не менее 2 м от подошвы насыпи, а между ней и насыпью отсыпают берму с уклоном 20 ‰ к канаве ( рис а.)

При наличии кювета в насыпи и расположении дороги в выемке , во избежании оползня откосов из-за переувлажнения грунтов, нагорные канавы располагают на расстоянии не менее 5 м от внешнего откоса кювета или выемки (рис. б)

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1663 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Нормы проектирования элементов земляного полотна

Элемент земляного полотнаНормы проектирования
Кювет Ширина по дну 0,4 м и глубина 0,6 м. Крутизна откосов кюветов со стороны пути не более 1:1,5; полевые откосы имеют ту же крутизну, что и откосы выемки. Продольный уклон кювета обычно равен уклону пути, но не менее 0,002, а в районах с суровым климатом и избыточным увлажнением – не менее 0,003. Если путь в выемке расположен на площадке или имеет уклон менее 0,002, то кювет устраивают с уклоном 0,002 в обе стороны от водораздела, где его глубину уменьшают на 0,2 м. На выходе из выемок кюветы плавно отводят от земляного полотна в лога или путевые резервы.
Бровка на насыпях при подходе к большим и средним мостам в пределах разлива вод, а также на насыпях вдоль рек иводохранилищ должна возвышаться над наивысшей отметкой наката волны с учетом подпора не менее чем на 0,5 м, бровка не затопляемых водой берм и регуляционных сооружений — не менее чем на 0,25 м. На подходах к малым мостам и трубам бровка находится выше наибольшего уровня высоких вод (с учетом подпора) не менее чем на 0,5 м.
Сливная призма Поперечное очертание верха земляного полотна необходимо при его устройстве из глинистых, мелких недренирующихи пылеватых песков. На перегоне поперечное сечение сливной призмы на однопутных линиях должно иметь вид трапеции высотой 0,15 м, шириной поверху 2,3 м и шириной понизу, равной ширине основной площадки; на двухпутных линиях – вид треугольника с высотой 0,2 м. В скальных, щебенистых и крупнопесчаных грунтах основную площадку делают плоской и сливную призму не устраивают.
Основная площадка Характеризуется шириной, которая зависит от категории линии, числа главных путей, вида грунта. На кривых участках пути ширина основной площадки увеличивается с наружней стороны (таблица 1) от оси участка пропорционально радиусу для размещения уширенной вследствие возвышения наружного рельса балластной призмы. На двухпутных линиях общая ширина основной площадки, кроме того, увеличивается вследствие уширения междупутного расстояния против нормального (4,1 м). Для обеспечения стока дождевой воды, попадающей через балластную призму, основной площадке в поперечном сечении придается выпуклая форма в виде трапеции для однопутных линий и треугольника для двухпутных линий при глинистых грунтах; поверхности основной площадки образуют сливную призму. При сооружении земляного полотна из дренирующих грунтов сливная призма не устраивается. На раздельных пунктах основная площадка имеет одно-, двухскатный или пилообразный профиль в зависимости от типа раздельного пункта, ширины земляного полотна (числа путей и расстояний между ними), вида грунта (недренирующий, дренирующий). В засушливых районах при дренирующих грунтах устраивается горизонтальная основная площадка. Все параметры основной площадки на отечественных ж.д. и на дорогах развитых зарубежных стран регламентируются нормативными документами. Нормативные размеры основной площадки приведены в разделе «Основная площадка».
Банкет Банкет устраивают из расположенного вблизи грунта при разработке откоса выемки со скатом 0,01–0,02 в сторону от пути; откос в сторону выемки делается с уклоном 1:1 или 1:1,5. Между верхним ребром откоса выемки и подошвой откоса банкета оставляют полосу шириной не менее 1 м. При крутизне местности более 1:5 банкет не устраивается, так как в этом случае его трудно удержать от сползания или смыва водой.
Забанкетная канава Глубина и ширина по дну забанкетной канавы составляет не менее 30 см; крутизна откосов в зависимости от грунта – 1:1 или 1:1,5; уклон дна устраивается по уклону местности, но не менее 0,005. Ввиду незначительного количества воды, протекающей по забанкетной канаве, ее откосы и дно не защищаются от размыва.
Кавальер Кавальеры необходимо предусматривать в случаях непригодности или технико-экономической нецелесообразности использования грунта из выемки для насыпей, а также при отсутствии в непосредственной близости от выемки пониженных мест рельефа, которые могут быть использованы дня размещения непригодного или излишнего грунта. При проектировании кавальеров следует учитывать также необходимость соблюдения требований по максимально возможному сохранению окружающей среды, предусматривать срезку растительного слоя с площади, занимаемой кавальером. Размещение грунта в кавальерах не допускается: — на территории станционных площадок, населенных пунктов и промышленных предприятий; — в местах, где кавальеры могут способствовать снежным или песчаным заносам пути, в том числе вдоль мелких выемок; — с нагорной стороны полувыемок; — в тех случаях, когда нагрузка от кавальера может вызвать нарушение общей устойчивости откосов выемки Кавальеры следует проектировать и размещать в зависимости от поперечного уклона местности, с учетом условий заносимости снегом или песком, а также свойств и состояния грунта прорезаемой выемки и подлежащего укладке в кавальер. Кавальеры устраивают с двух сторон выемки при поперечном уклоне местности меньше 1:5, а при более крутых уклонах – с одной (низовой) ее стороны. Откосы кавальеров имеют крутизну не более 1:1,5, верхняя поверхность, спланированная в полевую сторону, уклон 0,02-0,04 для стока поверхностных вод. Высота кавальеров обычно не превышает 3 м, что обеспечивает достаточную устойчивость откосов выемки под действием веса грунта. Кавальеры располагают параллельно бровкам выемки на расстоянии от них не менее 5 м (на однопутных линиях – от проектной бровки будущего второго пути). Поверхности между бровками и подошвами откосов кавальеров со стороны пути называются обрезами. С нагорной стороны кавальеры отсыпают за забанкетной канавой на расстоянии 0,5м. За кавальером с верховой стороны расположена нагорная канава, от которой его отделяет спланированнаяв полевую сторону берма. Кавальеры с низовой стороны выемки должны иметь разрывы шириной не менее 3 м через каждые 50 м и в пониженных местах. Площадке между бровкой выемки и откосом кавальера придается уклон в сторону разрывов.
Нагорная канава Размеры поперечного сечения нагорной канавы зависят от объема поступающей воды и определяются расчетом. Наименьшие глубина и ширина по дну канавы (после укрепления) составляют 0,6 м, крутизна откосов – не более 1:1,5. Бровка нагорной канавы с низовой стороны должна возвышаться над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,2 м; продольный уклон зависит от рельефа местности, но должен быть не менее 0,005 (0,003 в трудных, например равнинных, условиях). Для укрепления нагорной канавы на откосах сеют траву, дно закрывают щебнем или железобетонными плитами, устанавливают полутрубы и лотки. При наличии в выемке кавальеров нагорная канава, как правило, устраивается за кавальером с верховой стороны. Наименьшее расстояние от бровки канавы до бровки выемки при отсутствии банкета и кавальера составляет 5 м, а до подошвы кавальера – 1-5 м в зависимости от вероятной толщины снежных отложений и фильтрационных свойств грунтов.
Резерв Резервы, размещаемые вдоль насыпей, следует проектировать в случаях непригодности или нехватки для отсыпки насыпей грунта из смежных выемок и технико-экономической нецелесообразности использования выемок-карьеров или транспортирования грунта из других карьеров. Не допускается размещать резервы в пределах раздельных пунктов с путевым развитием, населенных пунктов, в местах расположения путевых зданий и переездов, на участках развития карста, а также как правило, на поймах рек. Смежные участки резервов в пределах отдельных зданий и переездов следует соединять канавами, лотками или трубами. Расположение резервов относительно проектируемой насыпи следует назначать с учетом поперечного уклона на местности. Расстояние между внешней бровкой резерва и границей полосы отвода должно быть не менее 1 м. Между подошвой откоса насыпи и бровкой резерва необходимо оставлять берму шириной не менее 3 м. У насыпей высотой до 2 м на сухом основании ширину берм разрешается уменьшать до 1 м. Со стороны будущего второго пути железных дорог I – III категорий ширину берм следует назначать равной 8,0 м. Путевой резерв устраивают с двух сторон насыпи при поперечном уклоне местности меньше 1:10 или с одной нагорной стороны при уклонах от 1:10 до 1:5. При уклонах более 1:5 из-за опасности нарушения устойчивости резерв не делают. Путевой откос резерва должен иметь крутизну не более 1:1,5, а полевой – не более 1:1. Дно резерва профилируют с поперечным уклоном 0,02 от пути в полевую сторону, а при ширине путевого резерва более 10 м для лучшего стока воды дну придают двухскатное очертание с уклоном 0,02 от краев к середине. Продольный уклон дна должен быть не менее 0,002 в сторону ближайшего искусственного сооружения или ложбины. Размеры путевого резерва определяют в зависимости от объема потребного грунта, параметров применяемых машин и механизмов, уклона стока и условий охраны окружающей среды. Расстояние между внешней бровкой резерва и границей полосы отвода должно быть не менее 1 м. В пределах ж.д. станций и населенных пунктов, в местах рас положения путевых зданий и переездов, а также на участках развития карста устройство путевого резерва не допускается.
Берма Для быстрого стока вод берму всегда планируют с уклоном 0,02-0,04 от тела земляного полотна шириной у подошвы откосов насыпи обычно 3 м (при высоте насыпи до 2 м допускается уменьшение ширины бермы до 1 м). Если насыпь построена под один путь, то со стороны будущего второго пути делают уширение на 4,1 м (стандартное междупутное расстояние). Ширина бермы у подошвы кавальеров обычно составляет 1–5 м; в районах со снежными заносами устраивают берму увеличенной ширины.
Откос Крутизну откосов насыпей и выемок следует назначать в зависимости от вида грунта, высоты насыпи и глубины выемки с учетом геологических, гидрогеологических, гидрологических и климатических условий местности, а также намечаемых способов производства работ.
Читать еще:  Дверные откосы прямые или развернутые

Более подробную информацию можно посмотреть в СНиП 32-104-98 «Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм»

* К дренирующим по условиям работы земляного полотна следует относить грунты, имеющие при максимальной плотности по стандартному уплотнению коэффициент фильтрации не менее 0,5 м/сут и содержащие в гранулометрическом составе не более 10 % частиц размером менее 0,1 мм. Допускается с согласиязаказ­чика при соответствующем технико-экономическом обосновании применять в качестве дренирующего грунта пески мелкие и пылеватые с коэффициентом фильтрации не менее 0,5 м/сут.

1 . Ширина земляного полотна измеряется: при грунтах, указанных в графе 3, — в уровне профильной бровки, при грунтах, указанных в графе 4, — в уровне проектной бровки. Проектная бровка превышает уровень профильной бровки (h — величина, равная 0,15 м)на высоту сливной призмы плюс разность толщин балластного слоя на данном участке дренирующих грунтов и смежных с ним участках земляного полотнаиз недренирующих грунтов.

2. Выемки глубиной более 6 м, располагаемые в скальных грунтах, а также располагаемые на крутых косогорах и на прижимах рек, независимо от высоты откосов на линиях II категории и выше следует проектировать под два пути.

3. Ширину земляного полотна насыпей,возводимых на слабых основаниях, и насыпей, возводимых с запасом на осадку, следует устанавливать с расчетом обеспечения требуемых размеров после полной осадки.

4. На участках с вечномерзлыми грунтами необходимо предусматривать уширение земляного полотна с учетом его осадкиза счет возможного оттаивания вечномерзлых грунтов основания или подземного льда; величины осадок и уширения следует устанавливать расчетами.

Берма это земляное полотно

Земляное полотно (рис. 6) —один из основных конструктивных элементов автомобильной дороги, от устойчивости и прочности которого зависит срок службы дорожных одежд.

Рис. 6. Конструктивные элементы земляного полотна автомобильной дороги:
а — в насыпи, б —в выемке; 1 — боковой резерв, 2—берма, 3— откос, 4— бровка, 5 — проезжая часть, 6 — обочина, 7 — насыпь, 8 — кювет, 9— кавальер, 10— забанкетная канава, 11 — банкет

Читать еще:  Откосы входных дверей номер
Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При сооружении земляного полотна глубину выемок и высоту насыпей устанавливают по продольному профилю дороги. Проезжую часть 5 и обочины 6 отделяют от прилегающей местности наклонными плоскостями — откосами, обеспечивающими устойчивость полотна.

Крутизна откосов зависит от вида грунта и характеризуется коэффициентом заложения, который определяют как отношение высоты откоса, принимаемой за единицу, к его горизонтальной проекции — заложению. Приняты следующие коэффициенты заложения откосов: насыпи высотой до 1,5 м на дорогах I—III категорий устраивают с откосами не круче 1 : 3; более высокие насыпи делают с крутыми откосами— 1 : 1,5. Откосам малых насыпей для возможности съезда автомобилей с дороги в аварийных случаях придают заложение 1 :3 и положе —до 1 : 5 и 1:6. Это уменьшает опасность заноса дороги снегом и повышает безопасность движения.

Учитывая, что грунт на откосах выемок больше подвержен переувлажнению, чем на откосах насыпей, крутизну заложения откосов 1зыемок в рыхлых грунтах принимают не менее 1 : 1,5, в щебенистых и гравелистых грунтах—от 1 : 1,4 до 1 : 1,5, в скальных породах — от 1 : 0,2 до 1 : 1,5. Мелкие выемки зимой заносит снегом. Для предотвращения этого выемки глубиной менее 1 м разделывают под насыпь или устраивают с пологими откосами крутизной от 1 : 4 — 1:6 до 1 : 10. В последнем случае выемки называют раскрытыми.

В средней части дорожного полотна вынутый грунт образует корыто, заполняемое основанием и покрытием дороги. С обеих сторон корыта оставляют обочины, а для осушения дороги и отвода от нее-воды устраивают кюветы. Кюветы имеют трапецеидальное или треугольное сечение. Если для сооружения насыпи недостаточно грунта, взятого из смежной выемки и из кюветов, то кюветы расширяют, превращая их в резервы, а грунт из резервов используют на возведение насыпи. Размеры резервов определяют, исходя из количества грунта, необходимого для отсыпки земляного полотна. Глубина резервов не должна превышать 1,5 м и быть менее 0,3 м. В зависимости от местных условий их располагают как с одной, так и с другой стороны дороги.

При высоте насыпи более 2 м между началом резерва и подошвой откоса насыпи оставляют полосу земли, называемую бермой. Ширину берм принимают не менее 2 м, устраивая их тем шире, чем выше насыпь. Бермы повышают устойчивость высоких насыпей и используются в период строительства насыпей для проезда дорожных машин и автомобилей. Берме придают поперечный уклон 20%0 в сторону резерва для стока воды.

При устройстве земляного полотна в выемке лишний грунт укладывают на обрезе дороги параллельно бровке выемки в валы — кавальеры, которым придают правильные геометрические очертания. Высота кавальера не должна превышать 3 м, а располагают его не ближе 5 м от внешней бровки откоса выемки.

Чтобы вода, выпадающая во время дождей или образующаяся при таянии снега, не стекала в выемку, между кавальером и откосом выемки отсыпают вал грунта высотой 0,6 м треугольного сечения, называемый банкетом. Поверхности банкета придают уклон 20— 40%о в сторону от выемки. Между банкетом и кавальером отрывают забанкетную канаву глубиной и шириной по дну не более 0,3 м.

Технология строительства земляного полотна включает в себя подготовительные и основные виды работ. К подготовительным относятся пилка и валка деревьев, вывозка леса; срезка кустарника и мелкого леса; корчевка пней, корней и валунов; снятие растительного слоя, планировка местности и разрыхление грунта.

Для валки деревьев используют специализированные машины — древовалы или бульдозеры. Обработанные деревья транспортируют трелевочными тракторами за пределы полосы отвода, а оставшиеся сучья собирают корчевателями-собирателями. Трассу очищают от

кустарника и мелкого леса кусторезами; пни, корни и камни удаля* ют специальными корчевателями или бульдозерами. Далее в пределах всей дорожной полосы снимают верхний растительный слой, для чего используют бульдозеры, скреперы или автогрейдеры. Для облегчения производства работ в тяжелых грунтовых условиях иногда применяют специальные навесные рыхлители грунта.

Основными видами работ по устройству земляного полотна и машинами для их выполнения являются следующие: – разработка выемок с транспортированием грунта в кавальеры скреперами, грейдер-элеваторами и одноковшовыми экскаваторами с автосамосвалами или спецальными землевозными тележками; – работы на склоне гор в полувыемках и полунасыпях бульдозерами и тяжелыми автогрейдерами; – возведение насыпей из боковых резервов экскаваторами, грейдер-элеваторами, автогрейдерами тяжелого типа, бульдозерами и скреперами (в качестве примера на рис. 7 показана схема движения скреперов); – возведение насыпей с одновременной разработкой выемок продольным перемещением грунта вдоль трассы (работы при устройст-. ве подходов к мостам) скреперами и бульдозерами; – планировка (отдельные срезки, подсыпка неровностей) и разравнивание грунта в насыпях после выгрузки из транспортных средств бульдозерами, автогрейдерами среднего и тяжелого типов; – устройство корыта в земляном полотне автогрейдерами среднего и тяжелого типов; – уплотнение земляного полотна катками статического действия (кулачковыми, на пневматических шинах), трамбующими или вибрационными машинами; – зачистка откосов откосниками автогрейдеров, бульдозеров и за-чистными планировочными машинами.

Рис. 7. Возведение насыпи скреперами из боковых резервов

Бе́рма (нем. Berme ) — так называется пространство между верхним краем канавы и нижним краем откоса выемки или не покрытая насыпью часть кордона стены. Она бывает от 0,10 до 0,50 саж. ширины, смотря по роду грунта и др. обстоятельствам. Берма устраивается с целью уменьшения давлений на бока канавы, отделывается, как и откосы, дёрном; в случае же укрепления откосов булыжным камнем бермы также следует выложить камнем. На берму шириной в 1 аршин и более могут быть временно до просушки выложены грязь и прочий мусор, полученные в ходе очистки прилегающей канавы. Данный тип берм в настоящее время применяется для предотвращения разливов нефти в местах её добычи.

Различают берму предохранительную, транспортную и берму безопасности.

Типы берм [ править | править код ]

  • Предохранительная берма предназначена для повышения устойчивости и уменьшения генерального угла откоса борта карьера, а также для предотвращения случайного выпадение кусков породы на расположенные ниже уступы. Ширина предохранительной бермы по правилам безопасности должна быть не менее 30 % высоты уступа, но и не менее размера, достаточного для размещения на берме оборудования необходимого для погрузки и транспортировки упавших кусков породы.
  • Транспортная берма предназначена для размещения транспортных путей, которые соединяют рабочие площадки уступов с капитальными траншеями. Транспортную берму, которая объединяет несколько уступов, называют связующей.
  • Берма безопасности — часть верхней площадки уступа, ширина которого равна размеру основания призмы обрушения.

Военное дело [ править | править код ]

В военном деле под бермой понимают уступ между верхним краем эскарпа и подошвой наружной отлогости бруствера. В оборонительном отношении берма не позволяет атакующему с большей легкостью взобраться на бруствер, но зато, с другой стороны, она ускоряет постройку укрепления, дозволяя устанавливать на ней рабочих для насыпки бруствера, задерживает землю вновь возведенных брустверов, не получивших ещё должной осадки, и задерживает её сползание в ров; с течением же времени заплывает и уничтожается. Сверх того, берма предохраняет ров от засыпки землей, которую выстрелы атакующего обрушивают на наружную покатость, и облегчает исправление бруствера во время ночного перерыва боя. В полевых укреплениях ширина бермы бывает 1½—2 фута, в долговременных — 3—6 футов, смотря по высоте насыпи, глубине рва и плотности грунта [1] .

Строительство изобилует самыми разными терминами, которые могут в какой-то степени быть непонятными обычным людям. В этой статье, рассмотрим такое понятие как берма, какую роль она играет в дорожном строительстве.

Начнем с того, что различные виды дорожных строительных работ, а также горные выработки, где есть открытый карьер, требуют некоторой техники, которая позволит удалять грунты. Чтобы земля, что является лишней, не имела возможности осыпаться под своим же собственным весом, используют так называемые бермы.

Что именно представляет берма

Если речь идет про строительство траншей, карьеров, шахт, то все это предусматривает также и такое действие, как необходимость отвести уже отработанную породу. Тоже самое нужно заметить и про землю, что лишняя. Что такое берма в дорожном строительстве? Попытаемся дать подробный ответ на этот вопрос.

Берма – это площадка, что должна соединять низ откоса и верхний край земляной выемки.

Благодаря подобному методу, что способен отвести грунт, повышается безопасность персонала, что там работает, а также улучшается способ перевозки ценных пород на необходимое место. Помимо этого она укрепляет землю, не давая ей рушиться.

Берма в дорожном строительстве

Если говорить про дорожное строительство, то особенно востребовано применение бермы в больших городах. Нужно чтобы территория не встречала препятствий, в виде растительности, деревьев и прочего.

Как бы там ни было, но дорога обязана быть максимально ровной. В этом помогает насыпь, сделанная никак не меньше, чем на полтора метра. Однако данные пропорции должны учитывать и такие нюансы:

  • насколько высокая насыпь;
  • насколько глубокий канал;
  • что использует для отведения воды.
Читать еще:  Установка откосов мдф для входных дверей

Если работа в инженерном плане была проведена безупречно, водоотводные каналы обустроены правильно, тогда это приводит к минимальному риску различных происшествий, когда случается непогода. Даже если это горный пейзаж, осадки будут отводиться от дороги. Главное, чтобы берма была также применена правильно и вовремя.

Какие бывают виды бермы

Бермы, как и практически все в этом мире обладает несколькими вариантами в плане предназначения. Давайте рассмотрим их все, чтобы можно было определить, где какая берма будет более всего уместна.

Предохранительная берма. Данная берма предназначена для того чтобы защищать устойчивость стены, будь то шахта или открытый карьер. Сделать так, чтобы выработанная порода не соскальзывала по склону вниз. Обычно ширина такой бермы достигает одной трети от высоты всего котлована. Благодаря подобной величине, транспорт не только свободно перемещается, вывозя полученную породу, но и применяется для того чтобы очистить дороги от кусков, что осыпались.

Берма для транспорта. Подходит для строительства железных дорог, а также скоростных шоссе и везде, где нужно соединять используемые площадки уступов и траншей.

Берма для безопасности. Данный тип направлен защищать те объекты, что отличаются взрывоопасностью или ядовитыми веществами. Данные бермы должны использоваться для того чтобы соединять различные отвалы ярусов, поэтому их еще могут называть соединительными.

Заключение

Как видите, берма выполняет важную функцию при строительстве дорог. На самом деле наличие бермы можно отнести к выполнению главных условий безопасности, что требуется придерживаться в процессе работы. Если все тонкости учтены, тогда проблем возникнуть не должно ни с безопасностью, ни с результатом.

Обустройство, укрепление откосов

Откосы представляют собой искусственно созданную наклонную поверхность, ограничивающую естественный или насыпной массив грунта, расположенный между горизонтальными участками, различающимися по высоте. Откосы всегда широко использовались при создании объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, особенно на сложном рельефе. Откосы также проектируют для укрепления береговых линий и при необходимости преобразования склонов с помощью террасирования. Простота устройства откосов, их устойчивость и естественный внешний вид делают их распространенным способом сопряжения поверхностей на объектах ландшафтной архитектуры.

Откос как инженерное сооружение характеризуется высотой А, длиной горизонтального заложения l и крутизной в относительных единицах. Крутизну откоса принято выражать в виде отношения его высоты, принятой за единицу, к длине заложения (например 1 : 0,5, 1 : 1, 1 : 2 и т.д.). На плане поверхность откоса изображают чередующимися короткими и длинными штрихами, направленными по уклону от верхней бровки откоса к его подножью. Ширина полосы откоса в плане соответствует длине заложения (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Откос: а — основные элементы: 7 — подножье; 2 — поверхность; 3 — бровка; 4 — гребень; h — высота заложения откоса; l — длина заложения откоса; б — обозначение на плане

На объектах ландшафтной архитектуры рекомендуется избегать размещения откосов высотой более 2,5. 3,0 м, что обусловлено сложностью их укрепления и эксплуатации.

Устойчивость откоса зависит от характеристик почвы или грунта, гидрологического режима, высоты и крутизны откоса, а также от его местоположения и уровня нагрузки.

Для естественных откосов существуют максимальные величины углов наклона к горизонтальной поверхности, которые позволяют удерживать грунт в достаточно стабильном состоянии (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Крутизна естественного откоса

Материал откосаМаксимальный угол, °Крутизна откоса
Травяной покров181 : 3
Песок271 : 2
Супесь301 : 1,7
Щебень341 : 1,5
Суглинок401 : 1,2
Глина601 : 0,6
Камень (насыпь)631 : 0,5
Скала (монолит)761 : 0,25

Рис. 5.9. Деформация откоса: 1 — кривая сдвига; 2 — деформация откоса при оползании; h — высота заложения откоса; Мс — момент сил

Основным видом деформации откосов является их оползание (рис. 5.9). Разрушение откоса может происходить внезапно или проявляться в виде длительного оползания, что чаще наблюдается на глинистых грунтах.

Возможными причинами разрушения откосов обычно становятся излишняя крутизна, увлажнение грунта, увеличение нагрузки на гребне или динамическое воздействие.

Для повышения устойчивости высоких откосов и предотвращения возможного сползания грунта в середине откоса размещают горизонтальную площадку — берму; при этом нижнюю часть откоса проектируют более пологой, чем верхнюю (рис. 5.10, а). Ширина бермы зависит от высоты откоса. Например, для откоса высотой более 6 м ее ширина должна быть не менее 1,5. 2 м.

Рис. 5.10. Преобразование склонов для повышения их устойчивости: а — устройство бермы 1; б — террасирование склона; i т — уклон террасы; i с — уклон склона; h — высота террасы; b — ширина террасы

При террасировании склонов крутизной более 60 %о расчет ширины террасы b выполняется по формуле (рис. 5.10, б):

b — h/(i с — i т ) ,

где h — заданная высота террасы; i с — существующий уклон склона; i т — заданный уклон террасы.

Откосы можно устраивать как путем выемки грунта, так и путем насыпи грунта. Устойчивость последних при прочих равных условиях будет ниже, что связано с неизбежно возникающей просадкой грунта. Основные способы формирования откосов путем срезки и насыпи грунта представлены на рис. 5.11. Для отсыпки оснований откосов используют суглинистые или супесчаные фунты. Грунт насыпают послойно, тщательно уплотняя и увлажняя его водой (из расчета 15 л на 1 м2).

Повысить устойчивость откосов можно различными способами: уменьшением крутизны (уположением откоса); дренированием откоса; закреплением грунтов тела откоса; укреплением поверхности откоса.

Укрепление откосов преследует две основные цели:

• защита наклонной части откоса от поверхностной эрозии, возникающей под воздействием осадков и ветра;
• повышение устойчивости насыпной массы грунта в стабильном состоянии за счет баланса воздействующих на него сил.

Рис. 5.11. Способы повышения устойчивости откосов путем срезки и насыпи грунта: а — уполаживание склона; б — устройство бермы срезкой грунта; в — устройство бермы насыпкой грунта; г — насыпь грунта на ступенчатый срез; «+» — насыпь; «-» — выемка

Выбор материала и технологии для укрепления откоса зависит от местоположения откоса, предполагаемого уровня механических нагрузок, крутизны склона и эстетических качеств формируемой среды.

В зависимости от расположения откосы могут быть сухими и влажными (открытые русла водоемов). В этом подразделе мы рассмотрим некоторые основные способы укрепления сухих откосов, а способы укрепления влажных откосов рассмотрены в подразд. «Устройство водоёмов-копаней».

Рис. 5.12. Укрепление откосов посадкой кустарников: а — горизонтальная укладка черенков; б — посадка с использованием плетней; в — закрепление камнем; г — посадка на ступенчатых выемках

Укрепление откосов может выполняться с помощью простейших способов, например посева трав или посадки кустарников (рис. 5.12), которые своими корнями способны удерживать слой грунта, предотвращая его размывание. Для достижения быстрого эффекта может использоваться одерновка или закрепление пластин дерна на поверхности склона с помощью шпилек. Если в качестве верхнего покрытия откоса используется газон, то на грунт основания насыпают слой растительной земли толщиной не менее 10. 15 см, который планируют по проектным отметкам. При этом для лучшего удержания растительного слоя основание отсыпают ступенчато.

Хороших результатов в укреплении откосов позволяет добиться использование современных материалов и технологий, таких как габионные конструкции, георешетки, геотекстильные материалы, газонные решетки, выпускаемые зарубежными и отечественными производителями. Их применение позволяет повысить устойчивость возводимых насыпей и стабилизацию грунта на естественных склонах и проектируемых откосах. Основным принципом укрепления откосов является равномерное распределение нагрузок и передача напряжений, действующих в грунте на георешетки, имеющие высокую прочность. У различных производителей имеются запатентованные технологии укладки и крепления материалов. Их основные приемы изображены схематически на рис. 5.13.

Рис. 5.13. Укрепление откосов с применением габионных конструкций: а — габионные конструкции, заполненные камнем; б — габионные конструкции, заполненные грунтом с посевом газонных трав: 1 — геотекстиль

Материалом для габионов является оцинкованная металлическая сетка двойного кручения с ячейками в виде шестигранника. Из нее производят контейнеры, чаще всего в форме параллелепипеда, заполняемые на месте строительства камнем. Габионы устанавливают один на другой, связывая их между собой, что позволяет сформировать конструкцию требуемой конфигурации и высоты. Впоследствии происходит их зарастание травой и мелким кустарником и они становятся частью ландшафта. Габионные конструкции, как и подпорные стенки, позволяют формировать устойчивые вертикальные поверхности. Кроме того, при меньшей высоте контейнеров возможно укрепление наклонных поверхностей до крутизны 1:2. В этом случае возможно заполнение габиона грунтом, который для предотвращения вымывания укладывают на геотекстиль. На таком откосе возможно последующее устройство газона и посадка цветочных растений.

Рис. 5.14. Укрепление откосов с помощью геотекстиля и георешеток: а — укрепление поверхности; б — армирование массива грунта; 1 — трехмерная георешетка; 2 — геотекстиль

Укрепление откосов с помощью геотекстиля и георешеток осуществляется способами, представленными на рис. 5.14. При необходимости укрепления поверхности откосов с целью удержания на его поверхности растительного грунта используются трехмерные георешетки. Они пришпиливаются к поверхности с помощью специальных креплений, затем на них высевают семена газонных трав и засыпают небольшим слоем земли. Также для защиты поверхности откоса от эрозии используют укрывные материалы из разных видов естественных волокон (солома, кокос), закрепленных на синтетической основе. Их разложение способствует улучшению почвенных условий за счет увеличения гумусового слоя, что стимулирует лучшее задернение склонов.

Актуально укрепление откосов для повышения устойчивости насыпей, особенно при использовании слабых фунтов с низкой несущей способностью или в случае недостаточной площади для размещения откоса с пологим склоном. Армирование (прослаивание) массива грунта горизонтальными слоями геотекстильных материалов или георешетками из синтетических волокон или металлической сетки двойного кручения позволяет предотвратить оползание и сдвиг фунта.

Для безопасности пешеходного движения при размещении вдоль верхней бровки откоса пешеходных дорожек и площадок, при высоте откоса более 2,0 м, необходимо предусматривать ограждения высотой не менее 0,9 м (МГСН 1.02-02).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector